Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Источники тока. Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Алмазова Ирина Владимировна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Источники тока. Закон Ома" (интеграция предметов: физика – биология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochniki_toka._zakon_oma.docx244.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Источники тока. Закон Ома"

Интеграция предметов: физика – биология.

         Цели урока:

- Обобщить и систематизировать знания по теме «Источники тока. Закон Ома».

- Развивать  умения применять полученные знания в нестандартных  условиях.

- Развивать познавательный интерес, формировать  интерес к установлению связи таких предметов, как физика и биология.

        Задачи урока:

Обучающие:

-Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы «Источники тока. Закон Ома».

-Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных  задач.

Развивающие:

- Развивать умение анализировать учебный материал.

- Развивать умение применять полученные знания к решению задач.

- Развивать навыки логического мышления при решении качественных и   расчетных  задач, память, внимание.

- Развивать умения обобщать и делать выводы из опытных фактов.

Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес к изучению физических законов и явлений;

- Учить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

-Воспитывать умение слушать, планировать учебное сотрудничество; аргументировать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.

Оборудование: проектор, ф/т «Ералаш»; вольтметр, амперметр, спираль, выключатель, источник тока, соединительные провода; карточки с заданиями.

        План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Применение обобщенных знаний по теме  «Источники тока. Закон Ома» в новых условиях.

4. Подведение итогов урока.

5.Задание на дом.

        Ход урока

1.Организационный момент.

Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Нам предстоит подвести итог большой темы. Еще раз увидеть, что все в окружающем мире взаимосвязано и объяснимо, если вы будите владеть осознанными знаниями по физике, биологии, географии.

А чтобы нам всем было легче работать, на уроке присутствует экспертная группа в составе: биологов, физиков- экспериментаторов, медиков. Готовясь к уроку, они работали в тесном контакте друг с другом, а, следовательно, и учебные предметы, представленные ими, тоже взаимосвязаны.

Успех вашей работы на уроке будет во многом зависеть от вашего умения применять полученные знания на практике, умения анализировать и делать выводы,  умения сотрудничать с одноклассниками  при решении учебных проблем.

2. Актуализация опорных знаний.

Наверное,  не случайно, к нашему сегодняшнему уроку в качестве эпиграфа мы выбрали слова В. Г. Белинского: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».

А как вы думаете, в какой ситуации человеку могут наиболее остро понадобиться знания, полученные по физике, биологии, географии?

Совершенно верно,  в такую ситуацию попал моряк из Йорка, Робинзон Крузо, проживший двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки. Чтобы выжить там, где нет людей, нет обычных продуктов питания, нет условий для нормальной жизни цивилизованного человека, необходимо мужество, воля, способность использовать все когда-либо полученные знания и  опыт.

Почему мы сегодня решили заговорить о Робинзоне Крузо? Работая в архиве, нам в руки попал пергамент, находившийся среди предметов, поднятых с затонувшей каравеллы. Это пергамент со старинным текстом. Известно, однако, что предметы, долгое время находившиеся под водой, будучи поднятыми на поверхность и соприкоснувшиеся с воздухом, теряют былую яркость. Прочитать некоторые фразы практически невозможно. Это несчастье случилось и с нашим пергаментом. Давайте попробуем восстановить его содержимое, как можно точнее. А для этого проверим себя – достаточными ли знаниями мы обладаем, чтобы оказать помощь.

а) Работа с тестами.

б) «Ромашка» - конкурс-задание на сообразительность.

в) Решение задач по карточкам.

г) Сборка электрических цепей.

/задание: определить сопротивление спирали, используя амперметр, вольтметр, источник тока, соединительные провода, спираль, выключатель/

д) Задание /задание из книги Юфановой «Занимательные вечера по физике в средней школе», «Электрические цепи и схемы». Стр.106/

е) Конкурс «физических тяжеловесов».

3. Применение обобщенных знаний по теме  «Источники тока. Закон Ома» в новых условиях.

        С первым этапом урока, все справились хорошо. Ну, а сейчас мы все вместе можем приступать к восстановлению древнего пергамента. Как вы уже поняли из прочитанного документа, что Робинзон Крузо справился со всеми постигшими его напастями, кроме одной: ему так и не удалось найти источники тока.  Именно этим мы сейчас и займемся. А поможет нам в этом экспертная служба, которую я прошу занять свои рабочие места.

        Человек на необитаемом острове окружен животными, растениями и, следовательно, будет уместно первым предоставить слово биологам.

а) Сообщение ученицы. /  журнал « Физика и жизнь»/

Сообщение подтверждается опытом, показанным экспериментаторами. / Горев «Занимательные опыты по физике». «Опыт - картофельный элемент» № 242/

        Оказывается, что не только плоды и овощи могут являться элементарными источниками тока, но и  живые клетки всех живых организмов.

б) Сообщение ученицы. / см. журнал «Наука и жизнь». Р. Дажоа «Электрические рыбы»/

        Источником электрического тока, правда, более сильным, может служить и электрическая молния.

г) Сообщения биологов. / см. Н. М. Верзилин /

    Сообщение физиков. / см. Алексеева « Физика юным» /

    Физики- экспериментаторы. Демонстрация опыта. / см. Горев «Занимательные опыты по физике». «Опыт с молниеотводом»- № 242 /

        При работе даже с элементарными источниками тока, необходимо помнить какое действие на тело человека оказывает электрический ток  и в случае поражения, необходимо уметь оказать помощь пострадавшему. Давайте слово для работы предоставим нашим медикам

д) Сообщение учащихся. / см. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Доклады: «Действие электрического тока на тело человека», «Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током»./

4.Подведение итогов урока.

        На этом работа экспертной группы закончена, и думаю полученной информации и ваших знаний по физике и  биологии достаточно, чтобы восстановить утраченный текст документа. / звучит тихая, спокойная мелодия, дети заполняют документ.

Времени было достаточно. Работа окончена.

  • Итак, элементарными источниками тока являются…
  • При работе с источниками тока надо помнить о ...
  • При поражении электрическим  током …

И в заключение  нашей совместной работы,  нам очень хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке. Вам будет предложена корзинка, а в ней несколько фраз, которые необходимо  закончить.

  • Этот урок…
  • Сегодня на уроке я …
  • Мне на уроке…
  • На уроке я не услышал…

5.Задание на дом.

Литература:

«Физика - юным». Кн.для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. Алексеева М. Н.-М.:Просвещение, 1980.-160 с.

«Занимательные опыты по физике». Кн. для учителя. 6-7 кл. – М. Просвещение, 1985.-175 с.

«Занимательные вечера по физике в средней школе». Юфанова И. Л. Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1990.-159 с.

Приложение к  ж. «Первое сентября»/ физика № 203.

Дидактический материал по физике / 7-8 кл./ Скрелин Л. Ч.  

Журнал «Физика в школе»/ 1, 1997 г./

«Книга для чтения по физике». Кириллова И. Г. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы. Москва. Просвещение. 1986 г. - 210 с.

«По следам Робинзона». Н. М. Верзилин

Журнал «Наука и жизнь»/ № 10, 1966 г. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Физика теплоты"

Цель урока: - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Тепловые явления»;- продолжить работу по формированию понятий: внутренняя энергия, тепловые процессы, удельные величи...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Натуральные числаПредмет: математика5 класс общеобразовательной школыФорма учебной работы – урок-путешествиеЦель: закрепить и проверить уровень зна...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...