Главные вкладки

    Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Мишурина Наталья Николаевна

    В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учителю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование УУД на уроке русского языка.

     Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:

     «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

    Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

                                   1) образовательная:

                                          - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;

                                   2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)

    ( -Постановка и формулирование проблемы;

       - Извлечение необходимой информации;

       - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

       - Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

       - Моделирование;

       - Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

       - Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

                                          -  познавательные логические УУД

     ( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);

       - обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)

                                         -  коммуникативные УУД

    ( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

      - умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

      - владение монологической и диалогической формами речи;

      - работа в группе, в паре со своими сверстниками.

                                       3) воспитательная (личностные УУД):

    ( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

      - смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

      -  формирование и оценивание уровня сформированности  личностной рефлексии.

                                         

    Формы обучения:

    - коллективная

    - индивидуальная

    - групповая

    Методы обучения:

    - наглядный

    - словесный

    - практический

    - стимулирование и мотивация (игровой момент)

    - контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

    Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,

    «почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).

    Оформление доски: эпиграф к уроку:

                                                                      Закрепляем, что учили.

                                                                       Вспоминаем, что забыли.

                                                                       Эти корни надо знать

                                                                       Исключительно на «5».

                                                  Ход урока:

    1. Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)

    Проверка готовности класса к уроку

    1. Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности.  (сообщение темы, цели и задач урока).

    УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

    Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

    Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).

    Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.

    А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.

    3. Актуализация знаний.

    Форма: фронтальный опрос, устная работа.

    УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).

    - Какие корни с чередованием гласных вам известны?

    - Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?

    (Их нельзя проверить ударением).

    - От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

    Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной   в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:

    «ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,

    Сомневаюсь –«О» пишу.                                  ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко

                                                                                 Перед «Ж» напишем «О».

    «ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,

    Сомневаюсь – «А» пишу.

    СКОЧ иль СКАК? –запомню так:

    Корень с «А» включает КАК.

    Вспоминают слова – исключения.

    1. Разминка. (Решение учебной задачи).

    УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

    Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:

    Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.

                      Самостоятельная работа с самопроверкой.

    УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).

      В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).

    Выводы:

    - С какими корнями работали?

    - Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?

    - От чего зависит выбор гласной буквы?

    ( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.

    В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.

    - Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?

    - Нет, есть слова – исключения.

    - Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)

    5. Физминутка.

    6. Систематизация знаний.

    Игра «Почтальон».

    УУД: постановка и формулирование проблемы(П),  структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).

    -Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.

    (1-ый ящик: гласная зависит от ударения

     2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А

     3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы

     4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.

    7. Контроль.

    Форма: Работа в парах. Выполнение  и проверка теста.

    УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).

    8. Итоги урока. Рефлексия.

    - О чем сегодня на уроке шла речь?

    - От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?

    Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:

    - Вы устали?

    - Вам понравился урок?

    - Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …

    «Самым интересным для меня было…

    «Самым сложным для меня было…

    - Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4,  а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.

    9. Домашнее задание.

    1. Подготовиться к контрольному диктанту.

    2. Повторить изученный материал.

    3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта изучения учебной темы: "Безударные гласные в корнях с чередованием"

    В работе представлен блок постановок учебных задач по теме: "Безударные гласные в корнях с чередованием" по технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова с решением задач в виде моделей. ...

    Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных»   для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс).  Тип урока -  применение знаний на практике. Урок ...

    Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

    Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

    Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"

    Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....

    Обобщение и систематизация знаний по теме "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни".

    Урок. Обобщение и систематизация знаний Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.Цели: систематизировать и обобщить знания обучающихся по ...

    Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

    Презентация по теме "Правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова". 5 класс...