Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме

Зайцева Ольга Владимировна

Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Группа

Корни

Примеры

Исключения

1.Правописание зависит от последующих согласных

лаг – лож

раст - ращ - рос

 

               скак – скоч

излагать – изложить

 расти – вырос -

выращенный

поскакать - выскочить

Ростов, Ростислав, росток, отрасль, ростовщик.

скачок, скачу

2.Правописание зависит от наличия суффикса а

(наличие суффикса дает в корне И

или А)

бир - бер                    

  мир - мер                    

    тир - тер                    

      пир - пер                    

        дир - дер                     блист - блест                

    стил - стел                  

       жиг - жег                    

         чит - чет                    

            им(ин) - а(я)

                     

кас - кос                    

собирать - соберу умирать - умереть вытирать - вытереть запирать - запереть удирать - удеру блистать - блестеть расстилать - стелить поджигать – жгу  почитать – прочту

 начинать – начать

касаться - коснуться

3. Правописание зависит от места ударения в слове

     гор - гар  

     клон - клан  

    твор -твар           без ударения -  только О, под ударением - то, что слышим.

     зор - зар  

Под ударением – О. без ударения - А          

                 

загорать - загар наклоняться - кланяться притворяться – притворство

 заря - зорька

утварь

зоревать

4. Правописание зависит от смысла слова

мак - мок

МАК – «погружать в жидкость».    

МОК – «пропускать жидкость»  

 равн - ровн         РАВН - «равный, одинаковый». РОВН – «ровный, гладкий»

макать в чай промочить ноги

уравнение

равнина,

5. Пишутся всегда одинаково, запомнить надо только исключения

плав - плов  

Только А

плавать

пловец,

пловчиха,

плывун

 

     

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Безударные гласные в корне слова

Урок  включает в себе задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....