Безударные гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зиннатуллина Миляуша Минехаеровна

Урок  включает в себе задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye_v_korne.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока:

  1.систематизация и углубление знаний учащихся о морфеме,

  2.привитие навыков правописания безударных гласных в корне  слова,

 3. развитие связной речи учащихся, коммуникативной  грамотности,

 4. развитие познавательного интереса к языку, творческих                                                                                                                                                         способностей, внимания, памяти, восприятия, воспитание доброты.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: частично – поисковый.

Оборудование: учебник “Русский язык” (Л.З.Шакирова, Л.Д.Умарова – Казань, “Магариф” 2005 г.), В.Ф. Габдулхаков “Дидактический материал по русскому языку для 5 класса –Казань, “Магариф” – 2001 г., таблица “Правописание безударных гласных в корне”, Памятка для учащихся, на доске эпиграф - высказывание Д.С.Лихачёва “Добро слагается из многого...Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё больший круг вопросов”, дидактические материалы.

Ход урока.

I. Актуализация.

а) игра «Блеф –клуб»

 Ученикам предлагаются несколько утверждений. Если  оно верное, ученик ставит цифру 1, если неверное – 0.

1. Морфема – это наименьшая значимая часть слова. (1)

2. В слове  мы выделяем следующие морфемы: корень, приставка, основа, окончание, суффикс.(0)

3.Окончание – это изменяемая значимая часть слова.(1)

4.Основа – это главная значимая часть слова, общая часть однокоренных слов.(0)

     (подведение итогов)

б) –Какая морфема называется корнем?

   - Какие слова называются однокоренными?

Работа над стихотворением «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся  снежки,

Режут снег  снегурки.

Словарная работа: снегирь – от слова «снег», небольшая птица, которая прилетает с севера с первым снегом и первыми заморозками.

- На сегодняшний урок вам было предложено самим сочинять стихотворение с однокоренными словами (ученики читают сочиненные стихотворения, находят однокоренные слова).

Мы кормушки укрепили,

Не забыли корм положить!

Прилетайте сюда, птички,

Всех мы рады накормить! (Шайхуллина Диля)

 Белизна кругом – вокруг,

Скачет под кустом беляк.

Белый снег сверкает так –

На душе всё бело как!  (Шайхуллина Алия)

Звенит школьный звонок,

На урок нас зовёт.

Звонче этого звонка

Жизнь в школе течёт.  (Салахова Алина)

II.Усвоение новых знаний.

Повторение сведений о гласных звуках.

- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

- В чём различие гласных и согласных звуков?

Ученица читает свою лингвистическую сказку «Сказка о том, как появились гласные и согласные звуки».

-На какие две группы делятся гласные звуки? (ударные и безударные).

 Сообщение учителем темы и целей урока (ученики пишут тему урока в тетрадях), о проверяемых и непроверяемых гласных в корне (в «Памятке» для учащихся). Чтение дидактического материала «Досадное недоразумение»

    Решил как – то художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель

(мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с постелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей –то рукой а была переправлена на о.

- Кто же это сделал?

- Я, - спокойно ответила телефонистка.

- Зачем?- возмутился художник.

- А как же? Ведь тут была ошибка…

Пришлось художнику объяснить, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:

- Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

Словарная работа : пастель – мягкие цветные карандаши-мелки.

 Изучение таблицы «Безударные гласные в корне», знакомство с алгоритмом проверки.  Используя таблицу, сформулируйте правила проверки безударных гласных.

Способы проверки.

Поля – поле.

Доска – доски.

Моряк – море.

   (физкультминутка)

-Мы топаем ногами

Топ-топ-топ,

Мы хлопаем руками

Хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головою.

Мы поднимаем руки,

Мы опускаем руки

И побежим кругом.

- Предлагается найти в этом тексте слова на изученную орфограмму.

III. Закрепление.

1. Упражнение 90 (д.м.)

2. Работа над текстом сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк».

-Выразительное чтение учителем и учениками, объяснение орфограмм.

- Подумайте, это текст или нет? По каким признакам можно определить, что это текс? (предложения связаны по смыслу и грамматически)

-Какой это тип текста? (повествование)

- О чем идет речь в тексте?

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

- А как вы понимаете  что  слово? (Заслушиваются мнения учащихся). Внимание учащихся обращается на слова Лихачёва, сообщается, что этот год объявлен годом академика Д.С.Лихачёва.

3. Работа с учебником. Выполнение упражнений 324, 325.

IV. Итоги урока.

- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

- Что вам особенно понравилось? Почему?

- Что бы вы хотели повторить ещё раз?

V. Выставление оценок (комментирование)

VI. Домашнее задание. Выполнить упражнение 327 (1,2 абзацы и 3,4 абзацы), озаглавить текст, найти проверочные слова к словам с безударными гласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...