Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".
методическая разработка по информатике и икт на тему

Безденежных Нина Павловна

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx29.19 КБ
Office presentation icon bezudarnije_glasnije.ppt1.32 МБ
Microsoft Office document icon pojasnitelnaja_zapiska.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык)

 Тема: «Безударные гласные в корне слова.  Использование алгоритмов»

Класс 3.

Цели урока:

Обучающие: закрепить знания учащихся об алгоритмах; совершенствовать навыки исполнения и составления алгоритмов;  расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова;

формировать представление о работе с интерактивными обучающими системами;

Развивающие: развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; развивать способности к обобщению; развивать логическое мышление, операционное мышление, память;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предметам, любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы к уроку:

На уроке используется оборудование, которое способствует повышению учебной мотивации:

  презентация к уроку «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»;

  компьютер, интерактивная доска;

  карточки со словами;

  алгоритм проверки безударной гласной

Организационный момент –  2 минуты

Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Постановка проблемы урока – 3 минуты

Послушай рассказ.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Мяч будет! Петя обещал принести.

Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянных меч.


Почему так случилось?


Какую ошибку допустил Дима?


Какое правило он не знал?


Как правильно записать это слово?

Постановка цели и задачи урока – 2 минуты

Дети самостоятельно  делают вывод  о теме урока.

Какие цели вы ставите перед собой?

Актуализация опорных знаний – 7 минут

Задание на группировку слов.

Записаны слова:  снег, пушистый,  снегирь, держать, вершина, сковал, холод, деревья, прилетел.
Учитель русского языка.  На доске записаны слова. Прочитайте их. Как бы вы их сгруппировали?  Распределите выписанные на доске слова по двум группам в зависимости от частей речи, к которым они относятся, и запишите в два столбика в тетради.

Проверка выполнения  работы. Один из учеников распределяет слова на интерактивной доске.
Вопросы классу:
- По какому принципу можно сгруппировать эти слова?
- Что помогло вам определить, какая это часть речи?
- Что такое правило?
- Из чего состоит правило?
- А можно ли сказать, что эти предложения являются руководством к действию?

Учитель информатики.
  - А на уроках информатики вы пользуетесь правилами?
  - Как они называются?
  - Что такое алгоритм? Какие бывают алгоритмы?

Задание на использование линейного алгоритма. (Приложение 1)
Учащиеся получают раздаточные листы: на одних листах в таблице в зашифрованном виде записана пословица, на других – алгоритм ее разгадывания.

ВС

ЖЕ

ВС

ХУ

ЯК

ЯК

НИЕ

ОГО

НЕ

ЗНА

ОЕ

ЗН

ЛУ

АН

ИЯ

ПО

Всякое  полузнание  хуже всякого незнания.

КТ

,

ТО

ЗД

МУ

ОГ

РА

НЕ

ПР

ГО

РА

ОП

ТЕ

АС

ТЬ

МО

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

КО

К,

ЗА

РЕ

ТО

РЕ

ГО

ПЛ

ОД

ИЯ

НЬ

СЛ

ЕН

АД

ОК

УЧ

Корень учения горек, зато плод сладок

Прочтите буквосочетания сначала по диагоналям этой таблицы.

Далее прочтите по строкам, пропуская ранее прочитанные буквы.

Физкультминутка (проводит учитель начальных классов) – 3 минуты
Сейчас проведём физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы поднимаете руки над головой. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением,  вы хлопаете в ладоши. Будьте очень внимательны.

Учитель называет слова: свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, сапоги, ребята, поляна, звериный, тропинка, горох, земляника.

6.Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной в корне  - 5 минут
     
Учитель информатики. В предыдущем задании мы являлись исполнителем линейного алгоритма. А теперь составим алгоритм, содержащий ветвление.
На доске записано стихотворное правило проверки безударной гласной в корне слова. Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова  (Один ученик работает у интерактивной доски.  Класс работает в тетрадях.)

Самая коварная
В корне безударная!
Вызовет сомнение -
Она без ударения.
Проверять начнём с простого:
Ищем смысл корня слова,
Часто корень на поверку
Сам годится для проверки!
Нет? Тогда подбор ведите:
Среди родственных ищите.
Слово, где бы ясною
Стала буква гласная.


Результат выполнения задания.

7. Выполнение заданий за компьютером и по карточкам – 20 минут

Следующие задания выполняются с использованием составленного алгоритма.

Из учащихся класса формируются две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп.

Учитель информатики. Учащиеся  работают на компьютере с тренажером ««Упражнения в нахождении безударной гласной в корне  слова и подборе проверочных слов».

Тренажер находится на диске Т.

Учитель русского языка. Учащиеся 2 группы письменно выполняют задания в тетрадях

В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами

8. Подведение итогов урока, дифференцированное домашнее задание – 3. минуты

Литература.

Кувашова Н.Г. Русский язык 3 класс: поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 3 класс»» .-М.:Просвещение, 2005

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.-М.: Айрис – пресс, 2007

Современные открытые уроки информатики. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003г

 Методическая копилка  учителя информатики и ИКТ ГОУ СОШ №1994г. Москва Ивнова В.И.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет –  Русский язык. Раздел «Правописание безударных гласных в корне».

Название материала -  тренажер «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов».

Уровень образования школьников – 2-4 класс.

Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для индивидуальной работы.

Цель: 

закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;

отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;

развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса  и позитивного отношения к изучению русского языка.

Как работать с тренажером

Для выбора упражнения на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой мыши по его номеру, нажатие   кнопки       завершает показ слайдов. Нажатие кнопки           на каждом слайде возвращает на слайд-меню.

При выполнении заданий нужно кликнуть левой кнопкой мыши:

    упр. № 1 – по выбранному слову;

    упр. № 2 – по ударной гласной;

    упр. № 3 – по безударной гласной;

    упр. № 4 – по «облаку» с ошибкой в выделении безударной гласной;

    упр. № 5 – по слову с безударной гласной;

    упр. № 6 – в словах по безударной гласной, в столбике слов по выбранному слову;

    упр. № 7 – по однокоренному слову с ударной гласной в корне;

    упр. № 8 – по ячейке выбранного столбика;

    упр. № 9 – по гласной букве, которая является ошибкой в написании данного слова.

Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается другим цветом (в упр. № 8 при неверном ответе – возврат к предыдущему слайду по кнопке  в нижнем правом углу).

В данном тренажере можно изменять слова в упражнениях для дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях....

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР...

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....

Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"

Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...