Главные вкладки

    Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Горелова Ирина Николаевна

    Урок русского языка в 5 классе.

    Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

    Вид урока: традиционный.

    Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.

    г .Красноармейск  Саратовская область

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

    Конспект урока русского языка в 5 классе.

    Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»


    Цель:

    1. Повторить написание орфограмм в корне;
    2. Отработать навыки грамотного письма через подбор разно уровневых упражнений;
    3. Развивать логическое мышление;
    4. Активизировать мыслительную деятельность учащихся;
    5. Развивать внимание, интерес к русскому языку.

    Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

    Вид урока: традиционный.

    Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.

    Оборудование: учебник; раздаточный материал: карточки с разно уровневыми заданиями, текст с деформированными словами.


    Ход урока:

    1. Эмоциональная зарядка.

    На доске записано высказывание К.Г. Паустовского:

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

    -Прочитайте выразительно это высказывание.

    -Как вы его понимаете?

    -Какие орфограммы вам встретились?

    -Запишите их. Выделите орфограмму.

    ( Отношение, своему, точно, культурном, ценности).

    -Как вы понимаете значение слова « орфограмма»?

    1. Повторение.

    -Запишите только те слова, в которых есть орфограмма

         «Гласные в корне, проверяемые ударением».

    Б…дон, б… лезнь, в…зать, д…лёкий, зв…онок, к…нфета, к…лоть, л…вить, м…лок, ор…беть, п…тно, г…ристый, р…мень, м…лоток, схв…тить, отд…вать, ст…кан, ст…рый, т…жёлый, л…сной.

    - Подберите проверочное и запишите его рядом со словом, выделите орфограммы.

    (Проверка выполнения).

    1. Повторение.

    -Зачем нужны правила?

    -Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?

    -Правильно, ребята, надо подобрать проверочное слово.

    -А сейчас послушайте сказку, которая вам  поможет в дальнейшем не допускать ошибок.

    Страна Ошибия.

    Жили- были в одной школе Лентяйкин, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина.

    Надоело им получать двойки и выслушивать от учителей разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где всё было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог им сказать: «неправильно».

    «Это у вас там неправильно. А у нас всё правильно!»- такой вот лозунг себе придумали.

    И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.

    Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.

    Не верите? Проверьте!

    Хотели бы вы жить в такой стране?

    Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Сначала понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днём им становилось всё хуже и хуже. Вот один и говорит:

    -Нет, братцы. Это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило- эка беда! А сейчас- не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся- увольте! Я тут за один день такое пережил!

    Поседел у телевизора, стаял у магазина. Ещё я примирял костюм- он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.

    И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё  слизал. Как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы её разрядить! Нет, с меня хватит!

    А вы. Ребята. Хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там её постоянным обитателям?


    1. Кто быстрее и правильно?

    Найдите слова с безударными гласными в корне и запишите в два столбика.

    С проверяемыми

    Непроверяемыми

    Б…гом, б…льной, выздор…веть, др…хлеть, ед…ничный, ж…лтеть, зав…нтить, загл…дение, акв…рель, в…н…грет, щедр…та, б…кл…жан, кан…нада, см…тать, нас…лить, отр…виться, в…раж, бр…ш…ра, р…са, р…бой.

    1. Учимся правильно подбирать проверочные слова.

    (Знакомство с материалом «Возьмите на заметку», с.42).

    1. Выполнение разно уровневых заданий.

    На доске слова: астронавт, воробей, пчела, сапоги, магазин, силач, горизонт, скелет, фрагмент, экскаватор, ритуал, юбилей, скворец, почтовый, щека, строка, скалистый, вещевой, немой, пахать.

    У учащихся на столе карточки с индивидуальными заданиями.

    Задание 1-го уровня.

    -Выпишите только имена существительные, у которых есть проверяемые ударением безударные гласные.

    -Выделите корень и подберите по одному проверочному слову.

    Задание 2-го уровня.

    -Выпишите сначала все слова с проверяемыми гласными в корне слова, а затем все остальные. Расставьте в словах ударение.

    -Составьте словосочетание глагол +  существительное с выделенными словами.

    Задание 3-го уровня.

    -Обозначьте орфограмму «безударные гласные в корне, не проверяемые ударением в данных словах».

    -Обозначить склонение и число имён существительных. Составьте предложение со словом ритуал, уточнив по словарю его значение. К какому словарю следует обратиться?   (К толковому).

    1. Упражнение ( на карточках). Отметьте слова, не соответствующие данному описанию.

                     А                                                               А

    препод…вать                                                 пок…чнуться

    док…зать                                                        погл…щать

    оп…здать                                                       изобр…зить

    сокр…щать                                                    зак…лить

    сост…ять                                                        расп…хнуть

    заб…влять                                                      уд…лённый

    исп…ряться                                                   уг…дать

    п…рхать                                                         уд…вольствие

    ост…новить                                                   изнем…гать.

    1. Работа с текстом.

    Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Почему по- разному пишутся одинаково звучащие слова?

    Деревенский огород стор…жил старенький дядя Вася. Он был стор…жилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героев труда.

    Теперь дядя Вася состарился и сос…вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим…рился со старостью но однажды вечером вдруг стал прим…рять тёплый ватник и зар…жать ружьё потом посв…тил себе фонариком и ушёл в ст…рожку.

    Уже успел пос…деть а без работы с…деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свеклы про…редит. Вся деревня бл…госл…вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

    -Проверка выполнения.

    -Выставление оценок.

    Дома: подготовить карточки для орфо-лото.

    Образец:

               Гор                                 Кос

                  а                                     а

              Твор                                  Рост

                  а                                       а


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

    Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

    Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

    Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

    Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

    Данный материал можно использовать в качестве карточек...

    Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс

    Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...

    Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

    Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

    Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Безударные  гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...