Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Котлярова Ирина Николаевна

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 5 класс.

Цель:

 Знать способы проверки написания безударных гласных корня.

 Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой (справка в словаре).

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа со словарными словами.
  1. Повторяются словарные слова, изученные в начальной школе. Среди них слова «волшебник», «восемь», «воскресенье», «комета», объединенные в одной словарной статье. Основание для такого объединения – одинаковое расположение гласных «О» и «Е». В словах «волшЕбник» и «комЕта» буква «Е» ударная, в слове «вОсемь» ударная «О». Таким образом, объединение этих слов в «сюжете» страницы помогает запомнить их правописание, т.к. они становятся опорой для запоминания друг друга.

Во время просмотра страницы ребята проговаривают слова, отчетливо произнося «О» и «Е», а затем, громко и разборчиво артикулируя, фразу: «Волшебник восемь воскресений тайком готовил бал комет».

  1. Повторение, закрепление правописания словарных слов.

По кнопке «Упражнение», появляющейся на слайде в конце страницы, можно перейти к выполнению задания «Вставить пропущенные буквы». В выпадающем окне нужно выбрать вариант написания. В случае правильного выбора поле окрашивается в зеленый цвет, неправильного – в красный. При нажатии на «?» можно увидеть написанное слово. Это задание можно выполнять со всем классом или индивидуально, если есть возможность посадить каждого ребенка за компьютер.

  1. Упражнение.

« Запиши букву»

На строке пишутся цифры от 1 до 10. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают непроверяемую гласную корня. Работу можно провести с самопроверкой. Тогда один ученик пишет у доски, остальные сверяют ответ. Можно обменяться тетрадями в парах.

Ответ:

Урожай, огурец, кочевник, трамвай, комета, ракета, волшебство, восемь, горох, сентябрь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

О

О

О

А

О

А

О

О

О

Е

  1. Объяснение нового материка.

На доске заранее записан текст. Учащиеся должны выразительно прочитать  его, выписать слова с безударной гласной в корне, графически объяснить выбор.

                           Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,                      

                           Листья пожелтелые по ветру летят;

                           Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

                           Кисти ярко-красные вяжущих рябин.

                                                                                           (А. Толстой).

  1. Составление таблицы «Виды орфограмм (гласных) в корне» (табл. 1).

Учащиеся коллективно заполняют ее первую часть, затем – самостоятельно – вторую. Примеры берутся из стихотворения М. Рыльского, которое учитель читает вначале целиком, а затем по отдельным предложениям.

                              Уж первый снег проносится, белея,

                              И тихо падает. Уже вода

                              Застыла на поверхности пруда.

                              Листва редеет, и светлей аллея.

Один из учащихся выполняет эту работу на переносной доске или на пленке графопроектора. Это даст возможность быстро проверить правильность выполнения задания.

                                                                                                          Таблица 1

                 Виды орфограмм (гласных) в корне 

Вид орфограммы (гласной) в корне

                     Примеры

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением
  2. Непроверяемые безударные гласные

               Образец записи:

               белее – белый

               редеет – редкий

               аллея

               

 

  1. Объяснительный диктант.

Рябину называют осенней красавицей. Она не боится холода, а ее ягоды становятся сладкими от мороза. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц, а птицы истребляют вредителей лесов.

  1. Итог.

Домашнее задание: упр. 38.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....

Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"

    Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся вкл...

Презентация "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация предназначена для частично изменённого урока  Котляровой Ирины Николаевны (https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/14/pravopisanie-proveryaemykh-i-neproveryaemyk...

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Формировать умение выделять непроверяемые гласные в корне слова, пользоваться словарем, запоминать трудные слова...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Урок предусматривает использование электронных ресурсов образовательной платформы "Учи.ру"...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"...