Конспект урока по физике 8 кл. Тема: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание".
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Конспект урока по физике составлен для 8 класса .Тема урока: "Агрегатные состояния вещества.Плавления и отвердевания". Данный конспект включает повторение пройденного материала(решение задачи,вопросы которые можно использовать для фронтального опроса),объяснение нового и закрепление изученного. Также он содержит вопросы занимательного характера и дополнительный материал по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekkt.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

«АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА.

ПЛАВЛЕНИЕ И ОТВЕРДЕВАНИЕ»

Цели урока.

Образовательные: Изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизация, рассмотреть особенности фазового перехода: жидкость – твердое тело.

Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответах, умение видеть физику вокруг себя.

Тип урока: Урок усвоения нового материала, технология развивающего обучения!

Оборудование: сосуд с водой в котором плавают куски льда (температура 0°С, термос), модели кристаллических решеток, набор кристаллических и аморфных тел. Компьютер. 

Ход урока 

 Организационный момент:                                                

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кого сегодня нету в классе?

Проверка домашнего задания:                                        

Давайте повторим темы прошлых уроков через решение задачи.

Задача 1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 л воды от 20 °С до кипения?

Дано: вода

V – объем воды = 10 л = 0,01 м3

t1 – начальная температура = 20 °C

t2 – конечная температура = 100 °C

с – удельная теплоемкость
воды = 4200

ρ – плотность воды = 1000 кг/м3

Решение:

Количество теплоты, необходимое для нагревания воды
можно найти по формуле:
Q = c m (t°
2 – t°1).

Нам неизвестна масса воды:

m = ρ ∙  V = 1000 кг/м3 ∙  0,01 м3 =
= 10 кг.

Теперь, Q = c m (t°2 – t°1) =
= 4200
 ∙  10 кг ∙  80° =
= 3 360 000 Дж = 3360 кДж.

Ответ: Q = 3360 кДж.

Найти:

Q – количество теплоты, необходимое для нагревания воды

Объяснение нового материала:                                       

Перед тем как изучить новую тему, давайте ответим на следующие вопросы;

1)Что такое молекула?

2)Что вы знаете о размерах молекул?

3)Что такое вещество?

4)Приведите примеры веществ.

5)В каких состояниях может находиться вещество?

6)Приведите свои примеры (твёрдые, жидкие, газообразные).

7)Перечислите свойства твёрдых тел.

8)Назовите свойства жидкостей.

9)Какими свойствами обладают газы.

После ответа учащихся делается обобщение.

В природе одно и то же вещество может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном.

Наглядным примером является водяной пар, вода и лед. Однако, несмотря на большое внешнее различие трех состояний, атомный и молекулярный состав вещества в нем сохраняется.

Меняется лишь характер взаимного расположения и движения частиц.

В газах молекулы расположены совершенно беспорядочно и находятся на расстояниях порядка десятка диаметров самих молекул, поэтому силы притяжения между ними малы.

Молекулы в газах движутся прямолинейно и равномерно до столкновения с другими молекулами.

После соударения направление их движения меняется. Все молекулы движутся во всевозможных направлениях.

В жидкостях молекулы также расположены беспорядочно, но их центры находятся друг от друга на расстояниях порядка диаметра молекулы, поэтому силы взаимного притяжения между ними значительны.

Молекулы не могут двигаться свободно как в газе. Каждая молекула совершает колебательное движение во всевозможных направлениях, но не остается длительное время в этом месте, а перескакивает в соседние положения равновесия.

Твердые тела находятся преимущественно в кристаллическом состоянии.

В твердых телах атомы расположены в строгом порядке, образуя правильную форму, называемую кристаллической решеткой. Несмотря на такую упаковку, в кристалле остается все же довольно много пустого места, до 30% всего объема кристалла.

Возможен ли переход из одного состояния в другое?

Привести примеры перехода из одного состояния в другое.

Записать тему урока на доске.

 Плавление кристаллических тел.

Учитель: не приходилось ли вам использовать изменение агрегатного состояния вещества, что-то плавить? Испарять?

Часто ли у себя дома вы наблюдали изменения агрегатного состояния вещества? Какие именно процессы вы наблюдали?

Какие из процессов изменения агрегатного состояния вещества вы наблюдали в природе?

С каким веществом это чаще всего происходит?

Как перевести вещество из одного агрегатного состояния в другое?

Чтобы нарушить связь между частицами твердого тела, перевести его в жидкое состояние, надо совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения.

Процесс перехода «твердое вещество-жидкость-газ» связан с увеличением внутренней энергии значит в таких превращениях вещество поглощает тепло и кинетическая энергия движения молекул возрастает т.е. v , ∆ v>0.

А в природе «газ-жидкость-твердое вещество» процесс перехода идет с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшается т. е.  , ∆ v<0.

Учащиеся самостоятельно дают определения переходов жидкость- твердое тело, жидкость газ, переход твердое тело газ, вызывает у учащихся затруднение, т.к. эти процессы рассматриваются в рамках основной программы 8 класса.

Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой.  

Процесс обратной сублимации, десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу переходит в твердую фазу.

Поэтапно заполняется схема:

жидкость

плавление парообразование

кристаллизация конденсация

тв.тело десублимация газ

сублимация

Вывод: существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.

Учитель: чем интересен 0°? Ответ t – плавления льда .Температура-при которой вещество плавится, называют температурой плавление вещества .Одни кристаллические тела плавятся при низкой температуре, другие-при высокой.

Закрепление урока:                                                

 Ответить на вопросы по изучаемой теме:

Какой металл может расплавиться у вас в руках?

Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?

Назовите самый тугоплавкий металл?

Упражнение 7 (1-3) стр. 33

Сравните температуры плавления твердой ртути и твердого спирта. У какого из этих

веществ температура плавления выше?

 Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий?

Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ обоснуйте

Температура-при которой вещество отвердевает называют температурой отвердевания или кристаллизацией.

Опыт показывает, что вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся.

Вывод.

То или иное агрегатное состояние вещества определяется расположением и характером движения и взаимодействия молекул.

Существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находиться.

Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу.

Этап закрепления новых знаний

На этом этапе решается учебно-воспитательная задача, закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала. Отвечает первым тот, кто первый поднимает руку.

Что за невидимка: в дом просится, а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (воздух, газ, пар).

Над рекой, над долиной повисла белая холстина? (туман)

С неба пришел, в землю ушел? (дождь)

На всех садится, никого не боится? (снег)

Что в гору не вкатишь? (вода)

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет, ни царь, ни царица, ни красная девица? (Град)

В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять? (вода)

Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес? (мороз)

Отвечая на такие интересные вопросы – загадки, ученик лучше запомнит пройденный материал. Такая форма закрепления способствует повышению интереса к предмету и выработке у учащихся в природных явлениях видеть физику.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Прочитать §12,13, упражнение 7 стр. 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...

Открытый урок по физике в 8 классе На тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»

Тема: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».Образовательно-развивающие цели: сформировать у учащихся на основе молекулярных представлений о строении веще...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."...