"Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Орлова Ольга Николаевна

Урок по теме "Архимедова сила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_arhimed.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Организационный момент

Создание положительной мотивации.

Прежде чем мы начнем наш урок, посмотрите на листы, которые лежат перед вами. Найдите “Рабочий лист”, на нем вы будете вести все записи на уроке, потом его вклеите в рабочую тетрадь. В “Лист достижений” вы будете заносить набранные баллы за работу на уроке, в конце урока все баллы суммируете и выставите себе оценку. От вашей работы зависит и ваш результат. Разноцветные сигнальные карточки отложите в сторону, они вам понадобятся только в конце урока.

Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы “Действие жидкости и газа на погруженные в них тела”. Вспомните, какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ? (Выталкивающая).

Как она направлена? (Вертикально вверх).

Какой простой опыт может подтвердить сказанное? (Опыт картезианский водолаз).

Чему равна выталкивающая сила? (Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, равна весу жидкости, или газа в объеме погруженного тела или части его тела.)

На каждое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила? (Да.)

Кто же первым вычислил выталкивающую силу ? (Архимед)

А кто он такой?

Формирование новых знаний

Архимед – выдающийся ученый Древний Греции, родился в 3-ем веке до нашей эры в городе Сиракузы на острове Сицилия. Архимед получил блестящее образование у своего отца, астронома и математика Фидия, родственника сиракузского тирана Гиерона. В юности он провел несколько лет в крупнейшем культурном центре Александрии, где он дружил с астрономом Кононом и математиком Эратосфеном. Это послужило толчком к развитию его выдающихся способностей. Он прославился многочисленными научными трудами, в области физики и геометрии. Его изобретением была машина для поливки полей “винт-улитка”, он разработал теорию рычага. Он был подлинным патриотом своего города. В то время шла 2-ая Пуническая война. Город осадило римское войско, обладавшее превосходным флотом. Архимед организовал инженерную оборону. Он построил множество удивительных машин, которые топили вражеские корабли. После Архимеда осталось много трудов. Одним из важнейших открытий стал закон, впоследствии названный законом Архимеда.

Демонстрация опыта. (Постановка проблемного вопроса). Мультфильм об Архимеде. Первым изучил выталкивающую силу древний греческий ученый Архимед, поэтому эта сила так и называется Архимедова сила.

И сегодня вам предстоит определять  выталкивающую силу.

Цель работы: Определить выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в воду.

Открываем виртуальную лабораторную работу «Измерение выталкивающей силы»

По окончании работы распечатайте отчет,

Те кто справился с лабораторной может открыть дополнительное задание интерактивный тест «Тестирование сила Архимеда»

Наш урок подошел к концу пора подводить итоги. Сосчитайте все набранные вами баллы и поставьте себе оценку.

 И можете прикрепить себе  «5»-красный, «4» - зеленый, «3» - синий, «2» - белый

д/з по карточкам тест и дополнительное задание по желанию

Уходя с урока оцените свое настроение ( в рабочем листе написано по какой шкале)

Фото №1. (Мертвое море) На территории Палестины и Израиля есть странное, на первый взгляд море. В море нельзя утонуть. Почему?

Фото №2. (Рыбы) Рыбы могут легко регулировать глубину своего погружения, меняя объем своего тела благодаря плавательному пузырю. Погружаться или всплывать будет рыба, при уменьшении объема плавательного пузыря? (Погружаться, т.к. при уменьшении объема тела, уменьшается и Архимедова сила).

Фото №3. (Кит) Кит, хотя и живет в воде, но дышит легкими. Однако, имея легкие, кит не проживет и часа, если окажется на суше. Почему? (Громадная сила тяжести прижмет животное к земле. Скелет кита не приспособлен к тому, чтобы выдержать эту тяжесть, даже дышать кит не сможет, т.к. для вдоха он должен расширить легкие, т.е. приподнять мышцы, окружающие грудную клетку, а в воздухе эти мышцы весят несколько десятков тысяч ньютонов).

Фото №4. (Корабли, подводные лодки, воздушные шары) Примеры применения Архимедовой силы.

Наш урок подошел к концу пора подводить итоги. Сосчитайте все набранные вами баллы.

БАЛЛЫ

ОЦЕНКА

8-9

3

10-11

4

Более 11

5

Рефлексия. Поднимите желтый треугольник, кто за урок получил оценку 3, зеленый квадрат кто получил – 4 и красную звездочку – 5 .

ТЕСТ

Вопрос

 

Варианты ответов

Ответ

1

На какое тело действует большая архимедова сила?

http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7319.jpg

А) На первое
Б) На второе
В) На оба тела одинаковая

 

2

На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7320.jpg

А) На третье
Б) На второе
В) На первое

 

3

На какое тело действует большая архимедова сила?

http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7321.jpg

А) На первое
Б) На второе
В) На третье

 

4

К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?

А)Перевесит цилиндр в спирте
Б)Перевесит цилиндр в воде
В) Не нарушится

 

5

Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3

А) 10Н
Б) 100Н
В) 1000Н

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Число

Тема:

АРХИМЕДОВА СИЛА

ЗАВИСИТ ОТ: 1.
2.

НЕ ЗАВИСИТ ОТ: 1.
2.
3.

СПОСОБЫ НАХОЖДЕНИЯ АРХИМЕДОВОЙ СИЛЫ

1.
2.
3.

Примеры проявления Архимедовой силы в быту, природе, технике

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

Исследовательская работа

Работа на уроке

Тест

Поощрительный балл

Всего баллов

Оценка

 

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

«Архимедова сила»

7 класс «Архимедова сила»....

Архимедова сила

Архимед вычислял вес короны....

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...