Урок. Отражение света.Законы отражения.8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Алмазова Ирина Владимировна

Урок в 8 классе. Тема "Отражение света. Законы отражения"

Цели:

-познакомить с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;

 -сформулировать законы отражения света и показать их практическую значимость;

 -развивать исследовательские умения учащихся;

-формировать навыки коллективной работы , уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемого мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._otrazhenie_sveta.zakony_otrazheniya.8_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет. Физика 8 класс

Урок. Отражение света. Законы отражения.

Цели:

-познакомить с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;

 -сформулировать законы отражения света и показать их практическую значимость;

 -развивать исследовательские умения учащихся;

-формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной работой учащихся, воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемого мнения.

Оборудование: плоское зеркало, лист бумаги, экран со щелью, транспортир, карандаш, свеча.

Ι. Организационный момент. 

II.Актуализация знаний.

Работа в группах.

1.Перечертив рисунок, покажите на нем область тени и полутени, образуемые за непрозрачным предметом АВ, который освещается двумя источниками света S1  и S2 .

                                                                     В

                             *                *                

                            S1                      S2

                                                                     А

2.На рисунке показано положение точечных источников света S1  и S2  и предмета АВ относительно экрана Э. Сделав рисунок, покажите: а) почему на экране  не образуется тень от предмета; б) что будем видеть на экране, если предмет поместить на место, обозначенное штриховой линией.

                                                       Э

                S2*    В

               S1 *    А

3.В солнечный день длина тени от отвесно поставленной метровой линейки равна 50см, а от дерева-6м. Какова высота дерева? ( Ответ:22,5м).

                                         

ΙΙI. Изучение нового материала.

  В оптике первые шаги были сделаны уже в древности. Тогда были открыты два закона геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света и закон отражения света. К познанию этих законов древние пришли, вероятно, очень давно. Опыт повседневной жизни: наблюдение тени, перспективы, применение метода визирования при измерении земельных площадей и при астрономических наблюдениях - приводил древних, во-первых, к понятию луча света, а во-вторых, к понятию прямолинейного распространения света. Наблюдая затем явление отражения света, в частности, в металлических зеркалах, которые были хорошо известны в то время, древние пришли к пониманию закона отражения света.

  Указанные два закона были описаны знаменитым греческим ученым Евклидом, жившим в III веке до нашей эры. С помощью этих законов Евклид объяснил целый ряд наблюдаемых явлений и, в частности, явлений отражения света от плоских и даже сферических зеркал.

  Исследованием отражения света плоскими и сферическими зеркалами занимался и другой знаменитый ученый древности - Архимед, живший также в III веке до нашей эры. Он знал свойство вогнутого сферического зеркала собирать световые лучи в фокусе. Об этом сообщается в сочинениях ученых древности: Архимед знал, «почему вогнутые зеркала, помещенные против солнца, зажигают подложенный трут». Архимеду даже приписывают изобретение специальных зажигательных устройств из вогнутых зеркал, с помощью которых он будто бы сжег вражеский флот. Это, конечно, легенда. Но то, что Архимед знал зажигательное свойство вогнутого зеркала, это факт.

?Давайте попытаемся опытным путем прийти к закону отражения света. Но предварительно  изобразим на рисунке:

падающий луч, отраженный, угол падения и угол отражения.

                          С    

А                           В                                          

                      Α       β                                                                          

                                                                                     

                                       

М                   О                             N

АО - падающий луч;

ОВ-отраженный луч;

ОС - перпендикуляр к  поверхности зеркала в точке падения луча;                

?Дайте определение угла падения.

Угол α, образованный падающим лучом АО и перпендикуляром ОС, называется углом падения;

?Дайте определение угла отражения

Угол β, образованный отраженным лучом ОВ и перпендикуляром ОС, называется углом отражения.

Итак, для проведения эксперимента, нам необходимо следующее оборудование: плоское зеркало, лист бумаги, экран со щелью, транспортир, карандаш, свеча.

Ход работы.

1.Перед свечой установите экран со щелью, а за ним положите лист бумаги, добейтесь такого расположения свечи и экрана, при котором полоска света на бумаге была бы отчетливой и яркой.

2.Поперек этой полоски света поставьте плоское зеркало (при правильном расположении приборов отраженный от зеркала пучок света даст на бумаге след в виде такой же светлой полосы).

3.Карандашом проведите на листе бумаги линию по направлению падающего и отраженного светового луча, а также вдоль поверхности зеркала. На листе укажите: падающий, отраженный лучи, перпендикуляр, плоскость зеркала, углы падения и отражения.

4.С помощью транспортира измерьте углы падения и отражения лучей. Меняя  положение зеркала, замерьте новые значения углов падения и отражения, данные внесите в таблицу.

             

№ опыта

Угол падения

Угол отражения

1

2

3

4

5

 Сравните углы падения и отражения и сделайте вывод.

Законы отражения света:

1.Лучи падающий и отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения луча.

2.Угол падения равен углу отражения.

III. Решение задач.

1.Постройте для каждого случая положение отраженного или падающего луча.

2. Изобразить два взаимно перпендикулярных зеркала АО и ОВ и луч СД, падающий на зеркало ОВ, и направления ДЕ и ЕF дальнейшего хода этого луча. Доказать, что луч ЕF параллелен лучу СД при любом угле падения луча СД.

3.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между  лучом и зеркалом равен 300  ?

4.На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми равен 100   . Каким будет угол между отраженными лучами?

5.Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?

 IV . Итог урока.

«Сегодня на уроке я…..»;

V.Домашнее задание.

§ « Отражение света. Законы отражения», задание:

1.Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя? Ответ поясните рисунком.

                                                                                          2

                                                                                           1

2.В пасмурный день в степи юный натуралист, подойдя к одиноко стоящей березе, решил, не  влезая на березу, определить ее высоту. Мог ли он это сделать и как, имея лишь карманное зеркало и зная свой рост и размер обуви?

3. Подготовить сообщения:

«Кого мы видим, глядя в зеркало?»

«Можно ли видеть зеркало?»

 «Животные у зеркала».

Литература

А.В.Перышкин Физика 8 класс, М.: Дрофа, 2016 г.

В.А. Буров, А.И. Иванов, В.И.Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания по физике»,  М. Просвещение, 1987г.

В.А.Буров «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», М. Просвещение, 1979г.

В.А.Буров «Фронтальные лабораторные занятия по физике», М. Просвещение, 1969г.

В.М.Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы» М. Просвещение, 1983г.

М.М.Терентьев «Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении» М. Просвещение, 1978г.

В.Н.Ланге «Экспериментальные физические задачи на смекалку», М. Наука,1985г.

И.Я.Ланина « Не уроком единым»,  М. Просвещение, 1991г.

В.И.Лукашик «Сборник вопросов и задач  по физике», М. Просвещение, 1988г.

Р.Д.Минькова, Л.К.Свириденко «Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах» М. Просвещение, 1992г.

Я.И.Перельман «Занимательная физика» ч.1., ч.2., Слово,1993г.

И.Л.Юфанова « Занимательные вечера по физике в средней школе», М. Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

Материал содержит поурочный план, ЦОР, ОК. тесты....

Презентация к уроку "Отражение света. Законы отражения"

Презентация к уроку "Отражение света. Законы отражения"...

разработка открытого урока с презентацией по физике "Отражение света. Закон отражения света" 8 класс

Данная разработка урока позволяет изучить законы отражения света, научить учащихся решать качественные задачи, выяснить условия, при которых совершается отражение света, осмыслить практическую значимо...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»

Данный урок физики в 8 классе является уроком изучения нового материала с применением технологии формирующего оценивания. Это второй урок при изучении темы "Световые явления"....

Конспект урока "Отражение света. Закон отражения"

Конспект урока Класс: 8 Тема : «Отражение света. Закон отражения». Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление....

Конспект урока по физике «Отражение света. Закон отражения».

Конспект урока по физике, с применением Комплекса 3Д Визуализации «Отражение света. Закон отражения»....

План урока 8А класс (Четверг) Тема "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало."

В свзи с необходимостью дистанционного обучения будет помещен план урока по теме "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало". Файл содержит план урока и ссылки на видио  РЭШ, п...