Конспект урока по физике «Отражение света. Закон отражения».
план-конспект урока по физике (8 класс)

Неклюдов Родион Александрович

Конспект урока по физике, с применением Комплекса 3Д Визуализации «Отражение света. Закон отражения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_otrazheniya_sveta.docx1008.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Отражение света. Закон отражения».

Тип урока: Изучение новой темы

Цель урока: Познакомить с явлением отражения света и законами, которые можно наблюдать, изучив это явление.

Задачи:

образовательная:

-обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической плотностью, закон преломления света;

-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы;

-формирование навыков анализа и синтеза  информации, самоконтроля.

воспитательная: Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно следственных связей явлений, практической направленности данной темы.

развивающая: Способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: Понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.

Метапредметные результаты: Понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.

Личностные результаты: Понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других. 

Форма: Фронтальная, коллективная, индивидуальная.  

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ПК, Мультимедийный комплекс 3D визуализации, ПО «Эврика»,

План урока:

Этапы урока

1. Организационный момент (1м)

2. Актуализация знаний учащихся (7м)

3. Подготовка к восприятию нового материала (7м)

4. Изложение нового материала (16м)

5.Закрепление изученного материала (11м)

6. Итог урока. Рефлексия (2м)

7. Домашнее задание к следующему уроку (1м)

                                                   

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

 Учитель:  На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по материалу прошлого урока.
1. Что такое оптика? (
Оптика- это раздел физики, изучающий световые явления)
2. Что такое свет?
( Свет – это излучение, которое воспринимается глазом)

3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн).

4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)

5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)
6. Сформулируйте определение светового луча.
(Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)

7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно)

8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней)

9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника)

10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)

Учитель:  Ребята, я прочитаю вам отрывки из стихотворений, в которых упоминаются источники света, а вы распределите их по видам.

1. Горящая спичка.

Как золотая птичка,

Дрожит огонь  впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)

2. Звезда.

Звезда, звезда, холодная звезда,

К холодным иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь. (В. Луговской)

3. Луна.

Лунный свет - простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет
Учитель:  - Все правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света?

Ученики: Нет. Она сама не светит!

Учитель:  Тогда почему мы её видим?

Ученики: Она отражает свет, и он попадает нам в глаза.

Учитель:  Правильно. Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская солнечных зайчиков. Зеркальце нужно повернуть таким образом, чтобы на него попадали солнечные или какие-нибудь другие яркие лучи. Так мы получим пучок света, который можно направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.

Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.

Учитель:  А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его законы?

Ученики: Не знаем.

3. Постановка цели и задач урока учащимися.

Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?

Ученики: Отражение света. Закон отражения света

Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?

Ученики: Получить новые знания об отражении света.

4. Изучение нового материала

В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет.

По готовому рисунку учитель показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения.

1.Линия MN – поверхность раздела двух сред.

2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.

3.Луч OB – отраженный луч

4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхности MN.

5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения ()

6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения ()

                                       

                                     М                                                         N

Практическая работа

Цель работы: Изучить закон отражения света.

Оборудование: ПК, Мультимедийный комплекс 3D визуализации, ПО «Эврика».

Изучение отражения света с помощью мультимедийного комплекса 3D визуализации.

  1. Ученикам предлагается надеть очки, для того, чтобы ощутить 3D эффект.
  2. Учитель включает видеоролик под названием: «Отражение света и его законы». Дети внимательно смотрят видеоролик (обязательно в специальных очках).
  3. Учитель останавливает ролик на 00:38 для того, что бы ученики сформулировали явление отражения света.C:\Users\554\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок5.jpg 
  4. Учитель снова останавливает видеоролик на 00:52 , что бы продемонстрировать обучающимся возможности мультимедийного комплекса, и дать обучающимся материал, который поможет сформулировать закон отражения света. C:\Users\554\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок6.jpg
  5. Продолжая изучать новый материал и пытаться сформулировать закон отражения света, учитель останавливает видеоролик на 02:17. Наглядность материала позволяет предположить обучающимся ,что лучи падающий и отраженный равны.        C:\Users\554\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок7.jpg
  6. Подводя итог видеоролику, учитель обращает внимание обучающихся на кадр, где демонстрируется равенство углов: Падающего и отражённого. С помощью наглядного материала, обучающиеся делают вывод.C:\Users\554\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок8.jpg

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Угол падения равен углу отражения:     .

5.Закрепление изученного материала

Тест В.1

1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В    в) 450;

Г    г) 750.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром  к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В в) 600;

Г  г)1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

                1                               2                             3                                  4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

Тест В.2

1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В) 450;

Г) 750.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром  к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В) 600;

Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

                1                               2                             3                                  4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

По итогам теста поставьте в маршрутный лист по одному баллу за каждое верно выполненное задание.

Вариант 1: Г А В В А

Вариант 2: Б А Б А А


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей.

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да

Учитель: Молодцы, спасибо за урок!

7.Домашнее задание: §63 упражнение 30, №3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по теме "Плоское зеркало. Закон отражения света"

План - конспект урока для 8 класса по теме "Плоское зеркало. Закон отражения"  поможет учителю в подготовке к уроку. ЭОР, содержащиеся в конспекте позволят сделать обяснение материала нагля...

Презентация к уроку "Отражение света. Законы отражения"

Презентация к уроку "Отражение света. Законы отражения"...

разработка открытого урока с презентацией по физике "Отражение света. Закон отражения света" 8 класс

Данная разработка урока позволяет изучить законы отражения света, научить учащихся решать качественные задачи, выяснить условия, при которых совершается отражение света, осмыслить практическую значимо...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»

Данный урок физики в 8 классе является уроком изучения нового материала с применением технологии формирующего оценивания. Это второй урок при изучении темы "Световые явления"....

Урок. Отражение света.Законы отражения.8 класс

Урок в 8 классе. Тема "Отражение света. Законы отражения"Цели: -познакомить с особенностями распространения света на границе раздела двух сред; -сформулировать законы отражения света и ...

Конспект урока "Отражение света. Закон отражения"

Конспект урока Класс: 8 Тема : «Отражение света. Закон отражения». Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление....

План урока 8А класс (Четверг) Тема "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало."

В свзи с необходимостью дистанционного обучения будет помещен план урока по теме "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало". Файл содержит план урока и ссылки на видио  РЭШ, п...