План урока физики по теме: "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Овеченко Дмитрий Сергеевич

Материал посвящен проведению урока физики в 7 классе. Содержит план и ход урока, список необходимого оборудования и список использованной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovechenko_sila_arhimeda.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Муниципальный конкурс «Учительские вёсны» в 2018 году

ТЕМА УРОКА Архимедова сила

ЦЕЛЬ: Введение нового понятия, закрепление связи выталкивающей силы и параметров погружаемого тела.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные:
  • Экспериментально обнаружить наличие силы, действующей на тело, погруженное в жидкость, установить направление действия силы.
  • Определить физические  величины, от которых зависит значение обнаруживаемой силы; установить математическую формулу для нахождения архимедовой силы.
  • Развивающие:
  • Формирование умения постановки физического эксперимента, ведения наблюдений и анализа полученных результатов.
  • Повышение внимания к деталям явлений и их закономерностям.
  • Воспитательные:
  • Овладение навыками взаимодействия в коллективе при поиске ответа.
  • Привитие культуры обращения с приборами.
  • Повышение интереса к изучению естественных наук.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ компьютер; мультимедийный проектор; видеоматериал к уроку;

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ набор тел равного объема, плотность которых меньше  плотности воды; мерные цилиндры; емкости с соленой и пресной водой;

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Перышкин по физике для 7-9 классов

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.В. Перышкин:  Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 2011 г., Издательство «Дрофа».

2. Р.Д. Минькова Е.Н. Панаиоти: Тематическое поурочное планирование по физике: 7 класс: К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс», Издательство «Экзамен», 2004.

Видео к уроку https://www.youtube.com/watch?v=IYMWtEbqOr0

Физкультминутка http://gamejulia.ru/fizkultminutki-dlya-glaz.html 

УЧИТЕЛЬ Овеченко Дмитрий Сергеевич

ОО Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №29 города Краснодара

План урока.

Учебная задача

Форма работы

Время

I.

Оргмомент.

Мобилизация внимания учеников, создание мотивации к работе на уроке.

1 мин.

II.

Актуализация знаний.

Проведение эксперимента

4 мин.

III.

Изучение нового материала.

1.Постановка проблемного задания.

2.Самостоятельная формулировка темы урока.

3.Историческая справка.

4.Вывод формулы.

5.Решение проблемного задания.

6.Вывод о физических величинах определяющих силу.

23 мин.

IV.

Физкультминутка.

Разминка.

2 мин.

V.

Закрепление изученного материала.

Работа в группах по выполнению экспериментальных заданий.

10 мин.

VI.

Выявление уровня усвоения изучаемого материала.

Анализ проведенной работы. предложенного учебного текста.

2 мин.

VII.

Домашнее задание.

Озвучивание номера параграфа.

2 мин.

VIII.

Формирование оценки урока.

1 мин.

Ход урока

I.Оргмомент.

- Ребята,  кто из Вас хотя бы раз был на побережье Черного моря и купался в нем летом, наслаждаясь его теплой водой?

- Обратили Вы своё внимание на то, как тяжело идти после купания, хотя плавать было легко? А это связано не только с накопившейся усталостью, но и с тем, что вода вам помогала держаться на плаву.  Она же  вам помогала удержать на руках друга, которого на суше поднять невозможно.

  II.Актуализация знаний.

Проверим на опыте будет ли  действовать эта сила на тело, погруженное в пресную воду.

-Почему тело всплывает после погружения и держится на поверхности пресной воды?(Действует сила, выталкивающая тело)

-Куда направлена эта сила?

III.Изучение нового материала.

1.Постановка проблемного задания.

Мы  вспомнили, куда направлена сила выталкивающая тело из воды и помним из материала прошлого урока, что ее можно определить, как разность между весом тела в воздухе и весом тела в воде. Сегодня мы определим физические  величины, от которых зависит значение обнаруженной силы и формулу для ее нахождения. архимедовой силы.

2.Самостоятельная формулировка темы урока.

- Установить зависимость выталкивающей силы от физических величин, получить формулу для расчета архимедовой силы. Архимедовой называют эту силу в честь древнегреческого ученого, который жил в 3 веке до нашей эры и рассчитал эту силу.

3.Историческая справка.

Сила Архимеда – одно из главных открытий античной науки в области гидростатики. Возможно, вы уже знаете легенду об истории это великого открытия, сделанного Архимедом. «Вызвал его однажды сиракузский царь Гиерон и говорит... »  

Сравним действие архимедовой силы на тело в соленой воде. Для этого возьмите второй цилиндр и погрузите такое же тело в воду. Обратите внимание, есть ли разница в глубине погружения тел.  (Два- три ученика озвучивают свои наблюдения) Запомним сделанный вывод.  Придавите тело так, чтобы оно полностью погрузилось в воду.

- Ощутили увеличение сопротивления по мере погружения тела в жидкость? Какой вывод можно сделать о влиянии объема погруженного тела? Равен ли в этом случае объем теле объему вытесненной жидкости? ( Учитель спрашивает результаты наблюдения и вывод )

Вывод: выталкивающая сила, действующая на целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.

Теперь посмотрим  видеоматерил и сравним формулировку закона для нахождения силы Архимеда. (Учитель комментирует и делает паузы )

4.Вывод формулы.

- Опираясь на установленные закономерности выведем формулу для нахождения Архимедовой силы(Ученик пишет на доске)

FА = Рж

Рж = mжg

mж = ρж Vж

Vж = Vт

Подумайте, какой вид будет иметь формула, обсудите в команде и запишите полученный результат. Один из учеников выходит к доске и записывает ее.  Правильный результат FА = ρж g Vт

5.Решение проблемного задания.

Можно ли найти архимедову силу действующую на полностью погруженное в жидкость тело?(Рассчитать по формуле) Зависит ли Сила Архимеда от формы тела, его плотности и глубины погружения? Ответ запишите в тетрадь. (Не зависит)

6.Вывод о физических величинах определяющих силу.

Выпишите физические величины от которых зависит FA (Объем тела, плотность жидкости)

IV.Физкультминутка.

Упражнения нужно делать, встав из-за парты. Учитель показывает сначала все движения детям.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазкам видеть всё дано - 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

Ученики выполняют повороты и наклоны  головой, частично поворачивая корпус.

V.Закрепление изученного материала.

Перечислите величины необходимые для расчета Силы Архимеда действующей на ваше тело во время купания в море? Приема ванной дома?

VI.Выявление уровня усвоения изучаемого материала.

Объясните, как вы найдет объем тела человека используя доступные в быту вещи. (например: ванна, ведро известного объема, вода, зубная паста для отметок уровня воды )

VII.Домашнее задание.

Прочитать §49;

VIII.Формирование оценки урока.

- Поднимите полностью вытянутую руку те, кому понравился сегодняшний урок; согнутую в локте руку те, у кого остались вопросы по пройденному материалу. Сложите перед собой руки те, кто не разобрался в новом материале.

Спасибо за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ  «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс...

Урок - практикум по теме «Архимедова сила» 9 класс

На этом уроке ученики погружаются в исследовательскую практическую деятельность. Учитель перед каждой группой учеников ставит проблему. Ученики, работая вместе в группе должны используя данный им мате...

Конспект урока по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс)

В конспекте урока «Архимедова сила» расписаны все этапы урока. Урок «Архимедова сила» опирается на материал, изученный на предыдущем уроке. Изучение нового материала на уроке опирается на эксперимент....

Презентация к разработке урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Презентация к уроку физики ( урок изучения новой темы0 по теме "Архимедова сила" 7 класс с. УМК ПЕрышкин А.В....

Разработка урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Конспект урока физики по теме Архимедова сила 7 класс. Урок изучения новой темы....

Открытый урок по физике на тему "Архимедова сила"

Цель урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить , от каких факторов она зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила.(экспериментальный метод:- выдвигается вопрос...