Использование регионального компонента на уроках физики
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сафонова Людмила Алексеевна

Данная работа позволяет использовать материалы по краеведению на уроках физики. Это развивает интерес учащихся к родному краю.Здесь использованы сведения как по родному городу, так  и по республикею

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование регионального компонента на уроках физики»

         Сафонова Людмила Алексеевна

Учитель физики и астрономии

МБОУ СОШ №1 г. Ардон РСО – Алания

                               2018 год


 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Сафонова Людмила Алексеевна -  учитель физики и астрономии МБОУ СОШ №1 г. Ардон РСО – Алания.

Аннотация

Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции. Нет. В этом случае отмирает нация. А это недопустимо. Каждый народ несет в будущее земли такие ценности, как: язык, обычаи, навыки своих предков. Все эти ценности и есть составные части любви к  Родине.

Я  живу  в Северной Осетии, крае с большой историей. В республике с чудесными природными богатствами: величественные горы, бурные реки, прекрасные равнины.

    Школа, где я работаю, расположена в  географическом центре республики – городе Ардон. Для того, чтобы сохранить традиции, культуру, наш педагогический коллектив стал работать над проблемой «Использование регионального компонента в учебно - воспитательном процессе».

        Я задумалась: «Как воспитать через свой предмет патриотизм, уважение к истории и культуре нашего народа?». Содержание школьных учебников  физики (теоретический и задачный материалы) носит абстрактный характер, не учитывающий особенности культуры, образа и условий жизни разных национальностей. Ученику легче постичь предмет, развить свое мышление, если дать ему возможность увидеть применение  знаний для условий его жизни, значит, есть две возможности в моей работе.

     Первое – ведение уроков по готовым учебникам и задачникам. Второе – проявить творчество и строить уроки с учетом особенностей национальной культуры своего региона.

 Мне ближе вторая форма работы и  поэтому на своих уроках я часто использую элементы регионального компонента. Раскрываю способности, творческий потенциал каждого учащегося, расширяю знания об истории родного края, развиваю и укрепляю интерес к предмету. При этом полностью осуществляю образовательные и воспитательные функции предмета. Поэтому урок физики становится  интереснее, понятнее и ближе детям.  

       Использование регионального компонента на уроках физики нацелено на открытие нового знания. Ученик, как исследователь, открывает истины, прежде ему не известные и тем самым воспитывает в себе не только чувство гордости за свой край, но и формирует познавательные навыки, помогающие ему повысить качество обученности. Региональный компонент на уроках подразумевает  и проявление самостоятельности мышления учащихся, требует от детей применения личного жизненного опыта.

А то, что «открыто» учениками, то требует меньших затрат времени на отработку материала, эти знания отличаются высоким уровнем качества.

Тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятниками культуры, летописями, архивными материалами, картами области и города, легендами, фольклором, произведениями поэтов и писателей земляков. Всё это повышает не только интерес к предмету, но и расширяет представления об истории Осетии.

По мнению учащихся, уроки  физики с использованием краеведческого материала всегда интересны. Материал этих уроков, как «яркое пятно», легче и быстрее запоминается. При отслеживании приобретённых знаний учащихся результат всегда выше предполагаемого.

Конечно, проведение таких уроков требует от учителя серьёзной подготовки, глубокого анализа краеведческого материала, продумывания вариантов его использования. Но когда ученики не хотят, чтобы урок заканчивался, когда они себе придумывают домашнее задание: найти, узнать, то это значит, что ростки любви к малой родине, к родному языку стали для них неотъемлемой частью их личности.

   В моей работе предпринята попытка разработать методику обучения физики с учетом регионального компонента.

  Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области физики, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате  чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Республика Северная Осетия имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, я думаю, нужно учитывать эти особенности при изучении  физики. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

   Учитывая всю важность данной проблемы, я на своих уроках физики стараюсь внедрить  региональный компонент, как один из элементов урока.

  На уроках обращаюсь к краеведческим  материалам, как своего города, так и района, республики, столице Осетии городу Владикавказу. Сопровождая данный материал слайдами презентации.

На уроке физики в 7 классе « Давление твердых тел» демонстрирую памятники культуры и архитектуры городов. Производим подсчеты давления на грунт.

  1. Определить давление, которое оказывает зубр на землю, если размеры его копыт 13*10 см. Масса достигает 850 -1000 кг.
  2. «Ермоловский камень» — геологический памятник природы, гигантский гранитный валун размерами 28,5x16x14 м, объемом около 6000 м3 и весом до 15 тысяч тонн. Часть валуна скрыта под речными отложениями. Он был вынесен на нынешнее место, как предполагают геологи, в результате одного из периодически повторяющихся обвалов Девдоракского ледника. Академик Абих первым в «Известиях Императорского русского географического общества» описал валун как «самый большой эрратический камень (то есть, перенесенный ледником на большое расстояние и состоящий из породы, обычно отсутствующей в местах отложения), который известен не только на Кавказе, но и в Европе.

Тема урока:«Атмосферное давление» использую краеведческий  материал.

Историческая справка.

 . Станица была основана в 1838 году рядом с Ардонским поселением. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. В первый год здесь построили 41 дом. Через два года уже было 69 дворов. Вскоре соорудили и церковь. Станица быстро росла, в 1910 году в ней было 343 двора, насчитывающих 2135 человек.  .  

В 1885 году решением схода казаков ст. Ардонской на месте старого деревянного храма было решено построить пятикупольный каменный храм. 13 мая 1901 года храм был освящен. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище. В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились. В то время храм был сильно разрушен: немцы сняли полы, не было окон, и прихожане стеклили их банками. В 1990-е годы силами администрации района был произведен ремонт храма.

Высота этого храма около 38 метров.

Решение задачи - демонстрация слайда.

  1. Ребята, зная зависимость давления от высоты, не поднимаясь на самое высокое место собора - это высота 38 метров, рассчитать давление, которое показал бы там Барометр- анероид.

Что вам нужно знать, чтобы решить эту задачу?

Измерить атмосферное давление ( проделали выполняя практическую работу), знаем, что изменение на каждые 12м подъема – давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

  1. Высота самой высокой горы Осетии – Казбек 5033 м. Определите давление на вершине горы, если у подножья оно составляет 700 мм.рт.ст.

 

   Тема урока  «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»  использовала историческую справку для решения задачи с региональным компонентом.

Историческая справка

Памятниками гидрогеологической группы являются водопады, озера, минеральные источники, естественные фонтаны, также примечательны торфяные болота республики. Заслуживают особой охраны как геолого-гидрологические памятники природы карстовые озера. Примером таких памятников являются подземное озеро в Ныхасской теснине, глубина которого достигает 7 м. Озеро является аналогом знаменитого озера Провал в г.Пятигорске. В теснине на правом берегу р. Ардон отмечен фонтанирующий выход сероводородного источника. Среди известных и значительных озер республики выделяются Заманкульское и рукотворное озеро Бекан.

Озеро Бекан образовалось при строительстве в 1940 году Бекан ГЭС мощностью 760 кВт с бассейном суточного регулирования как водохранилище, и в настоящее время занимает площадь до 65 га, используется также для рыборазведения. Озеро находится в пределах Северо-Осетинской наклонной равнины, в одном из красивейших уголков урочища Бекан, в междуречье рек Урсдон и Таргайдон

Оно очень прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Эту местность облюбовали не только рыбаки и ученые, но и большое количество разнообразных птиц. Так на зимовку сюда прилетают сотни белых лебедей. Ведь стоит сказать, что благодаря тому, что озеро питается многими подземными ручьями и ключами, оно зимой не замерзает. Это единственное озеро в своем роде на этой территории.

На озеро Бекан накануне села стая мигрирующих фламинго, примерно 40-50 особей. Их появление - уникальное явление даже для этого водоема, который в холодное время года постоянно становится пристанищем перелетных водоплавающих птиц, в том числе редких для наших мест.( 2017 г.)

Как рассказывают сотрудники прудового хозяйства, необычных по красоте птиц они заметили накануне утром. Об этом тут же сообщили сотрудникам Северо-Осетинского госзаповедника, которые периодически ведут здесь наблюдения за мигрирующими птицами.

«Совершенно очевидно, что это обыкновенный или, как его чаще называют, розовый фламинго, самый распространенный из отряда фламинго, - рассказывает ведущий орнитолог республики Владимир Комаров. 

 

  1. Задача.

Ребята, давайте рассчитаем какое же максимальное давление пресная вода создает на дно озера .

Ребята, какие данные вам необходимо знать для решения этой задачи?

Максимальная глубина озера – 7м

Вода пресная – плотность -1000 кг/м3

  1. Максимальная глубина  водохранилища на Зарамагской ГЭС 30,6 м .

Определите давление на дно.

 .

На уроке в 9 классе « Явление электромагнитной индукции.  Опыты Фарадея»

 Привожу пример: « Ребята я думаю, что вам интересно знать, когда и где в нашей республике была построена первая  ГЭС

 Северная Осетия, благодаря расположению в горной местности, обладает значительными запасами гидроэнергии, оцениваемыми в 5,2 млрд кВт·ч. Развитие гидроэнергетики в Северной Осетии началось ещё в XIX веке — в 1897 году бельгийскими инженерами на месте впадения реки Садон в реку Ардон была построена первая небольшая ГЭС мощностью 750 л.с., обеспечивающая электроэнергией свинцово-цинковые рудники. К 1917 году в регионе было построено около 20 небольших тепловых и гидравлических электростанций общей мощностью около 3 МВт[2]. После окончания Гражданской войны, встал вопрос о развитии промышленности республики — в частности, строительства электроцинкового и маисового комбинатов, что в свою очередь требовало организации надёжного энергоснабжения. Наиболее эффективным вариантом решения данной задачи было признано строительство ГЭС[

Комплекс Зарамагской ГЭС весьма сложен и разделяется на две взаимосвязанные станции — действующую Головную и строящуюся ГЭС-1. После завершения строительства, которое ведется уже более тридцати лет, Зарамагская ГЭС станет крупнейшей гидроэлектростанцией на Северном Кавказе и будет обладать самым высоким напором воды среди гидроэлектростанций в России — 630 м.

Головная Зарамагская ГЭС мощностью 15 МВт пущена в эксплуатацию в 2009 году. Расположена на реке Ардон, в районе Кассарского ущелья глубиной до 1000 метров. Река в этом районе имеет очень большое падение.

Уникальность каскада Зарамагских ГЭС состоит в том, что река Ардон на протяжении 16 километров после выхода из Туальской котловины создает перепад высот более 700 метров. Это идеальные условия для каскада станций по деривационной схеме — Головной и ГЭС-1. Первая предназначена для использования созданного плотиной напора воды, гашения его и подачи воды в безнапорный деривационный тоннель. Далее вода из бассейна суточного регулирования будет поступать на ковшовые турбины Зарамагской ГЭС-1. Запланированная проектная мощность Зарамагской ГЭС-1 составляет 342 МВт.

Река Ардон перекрыта грунтовой плотиной. Максимальная высота плотины 39 м, длина 300 м. Объем насыпи равен 1,586 мл. куб. метров. Давайте рассчитаем массу галечно – гравилистого грунта, если примем плотность равной 1750 кг/м3.

При решении задач по движению в 7 и 9 классах  использую следующие данные:

1.Длина горнолыжной трассы в Цее составляет 3 км. Сколько времени будет спускаться лыжник, двигаясь со скоростью 80 км/ч. ( Средняя скорость спуска ).

2. Длина подъемника в Цее составляет 1,5 км, скорость 6м/с. Сколько времени вы будете подниматься до верхней точки?

3. За сколько времени вода в реке Ардон, двигаясь со средней скоростью 3,5 м/с, дойдет от истока до впадения в Терек, если ее длина равна 102 км?

4. Скорость косули, которая занесена в Красную книгу Осетии, равна 60 км/ч                  ( больше чем рыси и волка). Но она может пробегать лишь 300 – 400 м. Определите время бега.

По теме « Плотность. Масса. Сила. Энергия»

  1. Плотина ГЭС создала небольшое водохранилище на реке Ардон полным объёмом 10,1 млн м³, полезным объёмом 0,5 млн м³. Рассчитайте массу воды.
  2. Общая площадь оледенения Цейского ледника — 18,3 кв. км. Наибольшая толщина ледника в районе северного цирка, в области питания и образования льда — 250—300 метров, в средней части — 70—80, а в языковой части — не более 20—30 метров. Сколько льда он содержит?
  3. Чему равен вес барсука, занесенного в Красную книгу Осетии, если его масса 24 кг?
  4. Найдите силу тяжести, действующую на зубра массой 850 – 1000 кг
  5. Какой потенциальной энергией будет обладать Маша, если ее поднимет бурый медведь, если его высота достигает 3 м?
  6. Кавказские зубры могут перепрыгивать препятствия высотой 2м. Какой потенциальной энергией они обладают во время прыжка?
  7. Чему равна кинетическая энергия воды, падающей с плотины Зарамагской ГЭС, высота плотины 39 м?

Тема «Электромагнитные волны, радиосвязь»

  1.  Определите длину волны, на которой работает ГТРК Алания, если частота     вещания 72,8 МГц.    ( 4 м)
  2. Через сколько времени получат этот сигнал, посланный альпинистами заблудившимися в горах Северной Осетии, службы спасения?  ( 5*10-6с).

«История развития радиотехники предстает перед нами как продвижение в область все более высоких частот».  Т. Оокоси

Привожу подтверждение:

  1. Частота вещания ГТРК Алания  - 72,8  МГц
  2. Цифровое телевидение Алании   - 586 МГц
  3. Спутниковое национальное телевидение  -  825 МГЦ ( начало вещания 1.12.2017 г.)

Разве не доказательство слов Оокоси и Я. Полонского « Царство науки не знает предела»?

Изучая тему «Влажность воздуха и ее измерения» в 10 классе привожу примеры, используя данные, полученные при выполнении проекта « Влажность воздуха и ее значение для человека», в котором была измерена влажность воздуха в помещениях школы, районной библиотеке и местном музее краеведения.

Заключение.

  Использование регионального компонента привносит в уроки выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью  народа,      Эта проблема настолько мне понятна, близка, прочувствована, что в дальнейшем в свои  уроки и внеклассные мероприятия  буду  включать элементы регионального компонента.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Использование региональных компонентов на уроках английского языка

Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...

Использование регионального компонента на уроках истории

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...

Использование регионального компонента на уроках математики.

Математический паноптикум.Мифы и легенды адыгов....