Рабочая программа по физике 7 - 9 класс
рабочая программа по физике на тему

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 7-9 классов

Программа  содержит следую­щие разделы:
         - пояснительную записку; 

содержание курса;

- тематическое планирование;

планируемые  результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fizika_7-9_klass_fgos.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 города Выкса Нижегородской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  предмету  «Физика» для 7-9 классов

Учитель: Борисова Ольга Александровна

на 2018 - 2019 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: А.В. Пёрышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник), составленной в соответствии с рабочими программами. Физика 7 – 9 классы – М.: Дрофа, 2013)

Учебник: Физика. 7 кл.: учебник /  А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2014.

Физика. 8 кл.: учебник / А. В. Перышкин. – М.:  Дрофа, 2018

Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2018

Цели и задачи изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов ее изучения;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также, интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

  1. Описание места предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7, 8 и 9 классах (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель: 35

7 класс: Количество плановых контрольных работ: 3

Количество плановых лабораторных работ: 11

8 класс: Количество плановых контрольных работ: 8

Количество плановых лабораторных работ: 11

Количество учебных недель: 34

9 класс: Количество плановых контрольных работ: 5

Количество плановых лабораторных работ: 9

  1. Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- сформирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития

человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практически х умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам

открытий и изобретений, результатам об учения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,

самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть

возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их

объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение

универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения

известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

разработки теоретически х моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и

перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем

ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий

для решения поставленных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных

социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести

дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и

понимание смысла физически х законов, раскрывающих связь изученных

явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,

проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать

результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,

графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями,

-объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы

погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать

физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов

действия важнейших технических устройств, решения практических задач

повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений

природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать

факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

  1. Содержание учебного предмета

7 класс

Глава 1. Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.  Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора. 

Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Определение размеров малых тел.

Глава З. Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения скольжения с помощью динамометра.

Глава 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Глава 5. Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии

Фронтальные лабораторные работы

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Физика, 8 класс

Глава 1. Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
  3. Измерение влажности воздуха

Глава 2. Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Действие электрического тока на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Регулирование силы тока реостатом.
  4. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Глава 3. Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  2. Изучение   электрического   двигателя   постоянного тока (на модели).

Глава 4. Световые явления (13 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Получение изображения при помощи линзы.

Физика, 9 класс

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Глава 3. Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур.  Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

Глава 4. Строение атома и атомного ядра (10 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета- распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  3. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
  4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Глава 5. Строение и эволюция Вселенной. (5 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Повторение. (3 ч)


  1. Тематическое планирование по физике в 7 класс

Содержание учебного материала

Количество часов

Введение

4

Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

Физические величины. Измерение физических величин. Погрешность измерения.

1

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного цилиндра»

1

Физика и техника

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

Движение молекул.

1

Взаимодействие молекул.

1

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

Зачет по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Взаимодействие тел

23

Механическое движение. Виды движения.

1

Скорость. Единицы скорости.

1

Расчёт пути и времени движения.

1

Инерция.

1

Взаимодействие тел.

1

Масса тела. Измерение массы.

1

 Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тел». Плотность вещества

1

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

Расчет массы и объёма тела по его плотности. Решение задач.

2

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

1

Сила

1

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

Сила упругости. Закон Гука.

1

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Сложение двух сил. Равнодействующая сил.

1

Сила трения. Трение покоя.

1

Трение в природе и технике Лабораторная работа№7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

Решение задач.

1

Контрольная работа по теме «Силы. Равнодействующая сил»

1

Зачет по теме: «Взаимодействие тел»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления

1

Давление газа.

1

Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля.

1

Давление в жидкости и газе.

1

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач.

2

Сообщающиеся сосуды.

1

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.

1

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Манометры.

1

Поршневой насос. Гидравлический пресс.

1

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда.

1

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Решение задач.

1

Плавание тел.

1

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

1

Плавание судов и воздухоплавание.

1

Решение задач

2

Зачет по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

Работа и мощность. Энергия

16

Механическая работа. Единицы работы.

1

Мощность. Единицы мощности.

1

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага.

1

Момент силы.

1

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

Блоки. «Золотое правило»  механики.

1

Решение задач.

1

Центр тяжести.

1

Условия равновесия тел.

1

КПД механизмов.  Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Превращение одного вида энергии в другой.

1

Зачет по теме «Работа и мощность. Энергия»

1

Повторение.

2

Итоговая контрольная работа.

1

Тематическое планирование по физике в 8 классе.

Содержание учебного материала

Количество часов

Тепловые явления

23

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

1

 Способы изменения внутренней энергии.

1

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

Конвекция. Излучение.

1

Входная контрольная работа.

1

Количество теплоты.

1

Удельная теплоемкость вещества.  Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

Лабораторная работа №1  «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

Контрольная работа по теме «Тепловые явления».

1

Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание.

1

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Решение задач.

2

Испарение и конденсация.

1

Кипение. Удельная теплота парообразования. Решение задач.

2

Влажность воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение  влажности воздуха».

1

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Решение задач.

1

Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества».

1

Зачет по теме «Тепловые явления»

1

Электрические явления

29

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

Электроскоп. Электрическое поле.

1

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

Объяснение электрических явлений.

1

Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

Электрическая цепь и ее составные части.

1

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

Сила электрического тока. Амперметр.

1

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

1

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках цепи». Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

Закон Ома для участка цепи.

1

Расчёт сопротивления. Удельное сопротивление. Решение задач.

2

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Последовательное  соединение проводников.

1

Параллельное  соединение проводников.

1

Решение задач.

1

Контрольная работа по теме: «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление. Соединение проводников».

1

Работа тока и мощность электрического тока.

1

Единицы работы тока, применяемые на практике. Лабораторная работа №8  «Измерение мощности и работы тока».

1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

1

Конденсатор.

1

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители.

1

Контрольная работа по теме «Электрические явления».

1

Зачет по теме: «Электрические явления»

1

Электромагнитные явления

5

Магнитное поле. Магнитные линии.

1

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.  Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.  Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели».

1

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления».

1

Световые явления

13

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил.

1

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.

1

Преломление света. Закон преломления света.

1

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

Изображения, даваемые линзой.

1

Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз.

1

Глаз и зрение.

1

Контрольная работа по теме «Световые явления»

1

Зачет по теме: «Световые явления»

1

Повторение.

2

Итоговая контрольная работа.

1

Тематическое планирование по физике в 9 классе

Содержание учебного материала

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел

23

Материальная точка. Система отсчета.

1

Перемещение. Определение координаты тела.

1

Перемещение при равномерном движении.

1

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

Входная контрольная работа

1

Скорость равноускоренного движения. График скорости.

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Относительность движения.

1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Второй закон Ньютона.

1

Третий закон Ньютона.

1

Свободное падение тел.

1

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.  Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Закон всемирного тяготения.

1

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. Решение задач.

2

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Реактивное движение. Ракеты.

1

Закон сохранения механической энергии.

1

Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

Механические колебания и волны. Звук  

11

Колебательное движение. Свободные колебания.

1

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

1

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

1

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

Длина волны. Скорость распространения волны.

1

Источники звука. Звуковые колебания.

1

Высота и громкость звука.

1

Распространение звука. Звуковые волны.

1

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

Электромагнитное поле

16

Магнитное поле.

1

Направление тока и линий его магнитного поля.

1

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Явление самоиндукции.

1

Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

1

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Электромагнитная природа света.

1

Преломление света. Дисперсия света. Цвета тел.

1

Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

Поглощение и испускание света атомами.

1

Строение атома и атомного ядра

10

Радиоактивность. Модели атомов.

1

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона».

1

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

Энергия связи. Дефект масс.

1

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядер урана»

1

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиации.

1

Термоядерная реакция. Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Решение задач.  Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».  Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Строение и эволюция Вселенной

5

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

Большие планеты Солнечной системы.

1

Малые тела Солнечной системы.

1

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

1

Строение и эволюция Вселенной.

1

Повторение.

2

Итоговая контрольная работа.

1

  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

1. Уметь собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
2. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности: изменения координаты тела от времени; силы упругости от удлинения пружины; силы тяжести от массы тела; силы тока в резисторе от напряжения; массы вещества от его объема; температуры тела от времени при теплообмене.

 3. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем; большую сжимаемость газов; малую сжимаемость жидкостей и твердых тел; процессы испарения и плавления вещества; испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

4. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений: положение тела при его движении под действием силы; удлинение пружины под действием подвешенного груза; силу тока при заданном напряжении; значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

5. Давать определения физических величин и формулировать физические законы. Описывать: физические явления и процессы; изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

6. Вычислять: равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона; импульс тела, если известны скорость тела и его масса; расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости; кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости; потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела; энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел; энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

7. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
8. Называть: источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения; преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.

9. Приводить примеры: относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета; изменения скорости тел под действием силы; деформации тел при взаимодействии; проявления закона сохранения импульса в природе и технике; колебательных и волновых движений в природе и технике; экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций; опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

10.Читать и пересказывать текст учебника.
11.Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
12.Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
13.Конспектировать прочитанный текст.
14.  Определять: промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам; характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем); сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения); период, амплитуду и частоту (по графику колебаний); по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.

  1. Материально – техническое  обеспечение образовательной деятельности
  1. Учебник. Физика. 7 кл.: учебник /  А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Учебник. Физика. 8 кл.: учебник / А. В. Перышкин. – М.:  Дрофа, 2018
  3. Учебник. Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2018
  4. Сборник задач по физике 7-9 класс пособие для учащихся общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 24 издание, М.,  « Просвещение», 2010 г.
  5. Сборник задач по физике: 7 - 9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А. В. Перышкин; составитель: Н. В. Филонович – М.: Экзамен, 2010 г.
  6. Интернет-ресурсы:

     - http://class-fizika. narod.ru

     - http://mihailovoschool.ucoz.ru/index/uroki_fiziki

     - http://www.fipi.ru

     - https://oge.sdamgia.ru

     - http://school-collection.edu.ru

     - http://fizzzika.narod.ru/

     - http://www.edu.delfa.net                                                                                                                             

    7. Электронные приложения:

     - Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов.

     -  Библиотека наглядных пособий. Физика  7 – 11 класс.

     - Живая физика.

     - Открытая физика 1.1

    8. Оборудование для проведения демонстрационных экспериментов

    9. Оборудование для проведения лабораторных работ

   10. Цифровая лаборатория  L – микро 

   11. Комплект таблиц по физике  7 – 11 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...