РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
рабочая программа по физике

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с  ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию  и ремонту подвижного состава, входящей в состав укрупненной группы профессии 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижных составов (работников в области железнодорожного транспорта и промышленности) при наличии среднего (полного) общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2018-19_elektrot._48-49.docx67.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И  МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины общепрофессионального цикла

ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

       по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию  и ремонту подвижного состава

Форма обучения: очная

Срок обучения: 10 месяцев

Симферополь

2018


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию  и ремонту подвижного состава утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от «02» 08.2013 года № 696.

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности»

Разработчик:  Малашевич  Л.В. – преподаватель  физики, электротехники (высшая категория)

Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии профессий железнодорожного  профиля

протокол №          от «13»  июня   2018 г.

Председатель предметной (методической комиссии) _______Сафонова С. Ю.

Утверждено на заседании Методического совета

протокол № 1  от 30 августа 2018 г.

Председатель МС __________ В.Ф.Самонин

СОГЛАСОВАНО:

Начальник учебного отдела

_____________ С.А.Филиппс

«____» ____________2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с  ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию  и ремонту подвижного состава, входящей в состав укрупненной группы профессии 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижных составов (работников в области железнодорожного транспорта и промышленности) при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: учебная дисциплина включена в общепрофессиональный цикл ППКРС

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные параметры электрических схем;
  • использовать в работе электроизмерительные приборы;
  • применять оборудование с электроприводом;
  • подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы электротехник, электроники, гидравлики, механики, автоматики в пределах выполняемой работы;
  • правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
  • аппаратуру защиты электродвигателей;
  • защиту от короткого замыкания;
  • заземление, зануление.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава

ПК 1.2

Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава

ПК 1.3

Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки –36  часов;

самостоятельной работы – 14 часов

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

В том числе:

Практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающихся

14

В том числе:

  • Подготовка сообщений, презентаций, конспектов, опорных конспектов, проектов
  • Работа с таблицами и схемами
  • Аналитическая обработка текста

Промежуточная аттестация в форме:        Дифференцированный зачет


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»

Наименование  разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Введение

2

Содержание учебного материала

2

1,2

Содержание предмета и его связь с другими предметами специального цикла. О роли и месте знаний по предмету в процессе освоения   основной профессиональной, образовательной программы по специальности. Значение электротехники в развитии современной промышленности. Основные этапы развития электроэнергетики и электротехники.  Перспективы развития электротехники.

Раздел 1

Теоретические основы электротехники

20

Тема 1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

6

1,2

Основные свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона и условия его применения. Напряженность и разность потенциалов электрического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсаторы.

2

Практическое занятие:

1.Исследование электрического поля  и емкости батареи конденсаторов.

4

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию №1

3

3

Тема 2.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

6

1,2

Понятие об электрическом токе. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Признаки электрического тока. Электрическая цепь и ее элементы. Элементы схемы электрической цепи: ветвь ,узел, контур.

Сопротивление проводников. Единицы измерения сопротивления проводников. Условное обозначение электрического сопротивления Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления проводника от физических условий. Температурный коэффициент сопротивления. Проводимость.

Электродвижущая сила источника энергии. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для замкнутой цепи. Соединение проводников между собой: последовательное, параллельное, смешанное. Законы Кирхгофа.

Работа и мощность постоянного тока . Единицы измерения мощности и работы постоянного электрического тока. Применение законов Кирхгофа для расчета электрических цепей.

Линейные электрические цепи с несколькими источниками. Нелинейные электрические цепи.

2

Практическое занятие №2

2.Вычисление эквивалентного сопротивления в цепи постоянного тока.

4

2,3

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическому занятию №2

2

3

Тема 3.

Электромагнетизм

Содержание учебного материала

2

1,2

Магнитные свойства вещества. Магнитное поле проводника с током. Свойства магнитного поля. Основные параметры, характеризующие магнитное поле: магнитная индукция, поток магнитной индукции. Правило левой руки. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис. Закон Ома для магнитной цепи. Электромагнитная индукция. Правило правой руки. Самоиндукция, взаимоиндукция. Вихревые токи.

Тема 4.

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

6

1,2

Переменный синусоидальный ток и его определение. Понятие о генераторах переменного тока. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока.

Изображение синусоидальных величин с помощью векторных диаграмм.

Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); емкостью. Активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности способы его повышения. Баланс мощностей.

Расчет электрической цепи, содержащий источник синусоидальной ЭДС. Резонанс токов и напряжений.

Многофазные токи . Симметричная многофазная система. Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и треугольником. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки.

2

Практическое занятие №3

3.Исследование цепей переменного тока

4

2,3

Самостоятельная работа:

2

3

Подготовка к практическому занятию №3

Раздел 2.

Электротехнические устройства, измерительные приборы и техника измерения

12

Тема 5.

Трансформаторы

Содержание учебного материала

6

1,2

Назначение трансформаторов,  их  классификация и  применение. Принцип действия и устройство однофазного трансформатора .Основные  параметры.

Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД трансформатора.

Коэффициент трансформации. Повышающие и понижающие трансформаторы.        

2

Практические занятия:

4.Вычисление коэффициента трансформации.

4

2,3

Самостоятельная работа:

2

3

Подготовка к практическому занятию №4

Тема 6.

Электроизмерительные приборы и техника измерений

Содержание учебного материала

2

1,2

Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах. Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов.

Измерение тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Схемы включение амперметра и вольтметра в цепь.

Измерение мощности. Схема включения ваттметра в цепь.

Измерение электрической энергии.

Измерение электрического сопротивления.

2

Тема 7.

Электрические машины

Содержание учебного материала

4

1,2

Электрические машины переменного действия

Назначение, классификация и область применения машин переменного тока. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск входа синхронных двигателей.

Электрические машины постоянного тока.

Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока .Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения.

Пуск вход,  регулирование  частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.

2

Практические занятия:

5.Изучение принципиальной схемы генератора постоянного тока.

2

3

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическому занятию №5

2

2,3

Раздел 3.

Производство, распределение и потребление электрической энергии

2

Тема 8.

Электроснабжение промышленных предприятий

Содержание учебного материала

2

1,2

Электроэнергетическая система и производство электрической энергии. Электроснабжение промышленных предприятий.

Наиболее распространенные марки проводов и кабелей. Защитное заземление, его назначение и устройство. Контроль электроизоляции .Защитное обнуление.

Самостоятельная работа:

3

3

Презентация. Альтернативные источники энергии в Крыму.

Промежуточная аттестация

Экзамен

Всего:   Максимальная учебная нагрузка – 50 часов

              Обязательная аудиторная нагрузка – 36 часов

              Внеаудиторная самостоятельная работа -  14 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники и лаборатории.

№ п/п

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения

1

Посадочные места по количеству обучающихся

компьютер

2

Рабочее место преподавателя

3

Резисторы разных типов и мощностей, реостаты, потенциометры

4

Различные типы конденсаторов

5

Катушки индуктивности

6

Измерительные приборы :вольтметры, амперметры

7

Проводниковые материалы

8

Диэлектрические материалы

9

Ферромагнитные материалы

10

Генератор

11

Трансформатор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Прошин В.М. Электротехника для студ. учреждений сред. проф. образования. Издательский центр «Академия». 2017 -288с.

Дополнительные источники:

  1. Катаенко Ю.К. Электротехника. – М.: Академ-центр, 2010. 288 с.

2/http://www.electrolibrary.info - "Электронная электротехническая библиотека"

3/http://electricalschool.info/ - "Школа для электрика: электротехника от А до Я». Образовательный портал по электротехнике.

4/http://www.e-scientist.ru/ - Электротехника в России. История развития электротехники и современность.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

  • рассчитывать основные параметры электрических схем;

  • использовать в работе электроизмерительные приборы;

  • применять оборудование с электроприводом;

  • подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;

Знания:

  • основы электротехник, электроники, гидравлики, механики, автоматики в пределах выполняемой работы;

  • правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

  • аппаратуру защиты    электродвигателей;

  • защиту от короткого замыкания;
  • заземление, зануление.

                                                             

 последовательность и логичность при устном ответе, выполнении расчетов;

умение воспринимать, анализировать и перерабатывать информацию,  обнаруживать зависимость между величинами;

умение читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы  приводить примеры практического использования в технике и на  производстве;

умение использовать в работе электроизмерительные приборы и производить измерения, рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

умение пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

уровень понимания основных законов, знание единиц измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления  проводников.

Знание методов расчета и измерений основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей

Понимать принципы последовательного и параллельного соединения элементов электрических цепей

Знание электроизмерительных приборов (амперметр, вольтметр), двигателей постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский т...