Рабочая программа по физике. 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)

Акулова Ирина Григорьевна

Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе авторской программы "физика" авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важевская, Д.А.Исаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_11kl.baza_-_kopiya.docx774.57 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Ирина\Физика\РП 2018-2019\физика 11.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике 10-11 классы составлена  на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д. А. Исаев/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М. «Просвещение», 2005;
  • Учебный план МАОУ СОШ №2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

   Программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 70 часов в 11 классе.

 Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира. В ней предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.


  Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта на
 базовом  уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


  Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Ознакомление учащихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

   Изучение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает учащихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.


  Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

  Изучение физики в образовательных учреждений среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих
целей:

  •  освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  •  овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  •  применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  •  воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  •  использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


  Программа предусматривает
 формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность: 

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  •  овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  •  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
    Информационно-коммуникативная деятельность: 
  • овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
    Рефлексивная деятельность: 
  •  владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в полной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания  необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Физика и методы научного познания

   Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

   Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
  Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса механической энергии.
  Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
  Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
  Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
  Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика

   Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
  Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
  Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
  Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
- для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

   Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
  Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
  Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля: 
самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение, составление конспекта , подготовка сообщения с презентацией, фронтальный опрос, лабораторная работа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Постоянный электрический ток

10

1

1

2

Взаимосвязь электрического и магнитного полей

8

1

-

3

Электромагнитные колебания и волны

8

1

-

4

Оптика

11

1

2

5

Основы специальной теории относительности

5

1

-

6

Фотоэффект

6

1

-

7

Строение атомов

4

-

-

8

Атомное ядро

11

2

-

9

Элементы астрофизики

5

-

-

Итого

70

8

3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Сроки проведения

Электродинамика. 42 часа

Постоянный электрический ток. 10 часов

1/1

Условие существования электрического тока. ИТБ

1

2/2

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

3/3

Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников

1

4/4

Решение задач

1

5/5

Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока», ИТБ

1

6/6

Применение законов постоянного тока. Проводимость металлов

1

2/2

Электрический ток в жидкости

1

8/8

Электрический ток в вакууме и газах

1

9/9

 Электрический ток в полупроводниках

1

10/10

  Контрольная работа  №1

1

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. 8 часов

11/1

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.

1

12/2

Магнитное поле тока.

1

13/3

Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряды.  Принцип действия электроизмерительных приборов.

1

14/4

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. ЭДС индукции.

1

15/5

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

16/6

Самоиндукция. Индуктивность.

1

17/7

Вихревое электрическое поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

1

18/8

Контрольная работа №2

1

Электромагнитные колебания и волны. 8 часов.

1/19

Свободные механические колебания.

1

2/20

Гармонические колебания

1

3/21

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний

1

4/22

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока

1

5/23

Электромагнитное поле

1

6/24

Излучение и прием электромагнитных волн

1

7/25

Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн

1

8/26

Принципы радиосвязи. Изобретение радио А.С.Поповым

1

9/27

Радиолокация. Сотовая связь

1

10/28

Контрольная работа  № 3

1

Оптика. 11 часов

1/29

Понятия и законы геометрической оптики. Электромагнитная природа света

1

2/30

Законы распространения света

1

3/31

  Лабораторная работа № 2  «Измерение показателя преломления стекла»

1

4/32

Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы.

1

5/33

Оптические приборы

1

6/34

Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия. Поляризация света

1

7/35

Дисперсия света. Поляризация света

1

8/36

Лабораторная работа №3 «Наблюдение дисперсии, интерференции и дифракции света»

1

9/37

Скорость света и её экспериментальное определение.

1

10/38

 Электромагнитные волны и их практическое применение

1

11/39

Электромагнитные волны и их  практическое  применение

1

12/40

Контрольная работа № 4

1

Основы специальной теории относительности.  5 часов

1/41

Электродинамика и принцип относительности.

1

2/42

Постулаты специальной теории относительности

1

3/43

Релятивистский импульс

1

4/44

Взаимосвязь массы и энергии

1

5/45

Контрольная работа № 5

1

Элементы квантовой физики и астрофизики.  26 часов

Фотоэффект 6 часов

1/46

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффект

1

2/47

Фотон. Фотоэлементы.

1

3/48

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

4/49

Давление света.

1

5/50

Корпускулярно - волновой дуализм

1

6/51

Контрольная работа № 6

1

Строение атомов. 4 часа

1/52

Опыты Резерфорда. Строение атома

1

2/53

Квантовые постулаты Бора

1

3/54

Спектры испускания и поглощения

1

4/55

Лазеры

1

Атомное ядро.  11 часов

1/56

Радиоактивность. Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра

1

2/57

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс

1

3/58

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада

1

4/59

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций

1

5/60

Решение задач

1

6/61

Деление ядер урана. Цепная реакция

1

7/62

Ядерная энергетика

1

8/63

Энергия синтеза атомных ядер

1

9/64

Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения

1

10/65

Контрольная работа №7 «Строение атома. Атомное ядро»

1

Элементы астрофизики. 5 часов

1/66

Солнечная система.

1

2/67

Внутреннее строение Солнца

1

3/68

Звезды и источники их энергий

1

4/69

Млечный Путь – наша Галактика

1

5/70

Галактики. Вселенная

1

Учебно-методический комплект

1. Пурышева Н.С., Важевская Н.Е., Исаев Физика. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений   - 3-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2012.  

2.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.

3.Мультимедийное электронное приложение к учебнику. Физика 11 класс.

4.Физика. Базовый уровень. 11 класс: методическое пособие/ Н.С.Пурышева, Н.Е.Важевская, Д.А.Исаев. - М, : Дрофа, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...