Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Прием кроссенс"
материал по физике (8 класс)

Одна из задач школы – это сохранение и укрепление здоровья учеников, а также пропаганда здорового образа жизни.

Физика как наука о природе - огромный, эффективный и еще мало используемый источник возможностей познания окружающего мира и воспитания человека. Так почему бы этим не воспользоваться для создания уроков, в которые включены элементы здоровьесбережения?

В качестве одного из приемов для включения элементов здоровьесбережения можно использовать кроссенсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx23.48 КБ
Файл krossens_o_vrede_mobilnyh_telefonov.docx1.09 МБ
Файл krossens_batareyka.docx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед вами лежат картинки с изображением воздушного шара и карточки со словами «любовь», «деньги», «драгоценности», «работа», «квартира», «здоровье». Представьте, что вы собираетесь в путешествие. Что вы возьмете с собой в путешествие? Выберите любые пять ценностей и положите их в корзину.

Вы летите над землей, Вам светит солнышко, птички поют для Вас песенки, ветер обдувает вас. А теперь представьте, что ваш воздушный шар стал снижаться и нужно скинуть  балласт, чтобы подняться вверх. Что из этих ценностей вы скинете? Т.е. вытащите два слова, которые для вас не так значимы. Выкидывайте.

Все равно, вы не можете набрать нужную высоту. И вам опять нужно скинуть балласт.  Вытащите из корзины еще два слова.  И вот наш шар поднялся высоко в небо.

Какое слово осталось в корзине? Я думаю, у всех у вас осталось слово «здоровье». И какой вывод мы можем сделать? Что самое главное в жизни любого человека – это здоровье.

Одна из задач школы – это сохранение и укрепление здоровья учеников, а также пропаганда здорового образа жизни.

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ)

Как же использовать здоровьесберегающие технологии на уроках физики? По шкале трудности предметов (по И.Г. Сивкову) физика занимает «почетное» третье место, уступая математике и русскому языку в национальных школа (11 баллов из 11 возможных), иностранному языку (10 баллов) и делит это третье место с химией ( 9 баллов). Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.           

Нас физика, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тротуаре – сильное скольжение.

А вот и школа – вечное движение!

Физика как наука о природе - огромный, эффективный и еще мало используемый источник возможностей познания окружающего мира и воспитания человека. Так почему бы этим не воспользоваться для создания уроков, в которые включены элементы здоровьесбережения?

В качестве одного из приемов для включения элементов здоровьесбережения можно использовать кроссенсы.

-- Что же такое "Кроссенс"? Кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс -  это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».

Так вот кроссенс - это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления.

-Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Применение кроссенса на уроке:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как  первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.  По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5,  8-5 и 4-5.

1-2. Очень большой вклад в развитие понятия поля внес Майкл Фарадей. Джеймс Клерк Максвелл теоретически с помощью своих математических уравнений предсказал возможное существование электромагнитных волн, а также высказал гипотезу возможности их распространения в пространстве. Максвелл был глубоко убежден в реальности электромагнитных волн, но он не дожил до их экспериментального обнаружения. Лишь через 10 лет после его смерти электромагнитные волны были экспериментально обнаружены Герцем. Проведя многочисленные опыты Герц приходит к выводу о существовании электромагнитных волн распространяющихся в пространстве с конечной скоростью. 1888 год считается годом открытия электромагнитных волн и экспериментального подтверждения теории Максвелла. Мобильная связь осуществляется с помощью электромагнитных волн

2-3. С помощью мобильного телефона у нас есть доступ в социальные сети практически всегда и везде.

3-6. Огромную часть своего времени мы тратим на виртуальное общение, заменяя им живое человеческое общение.

6-9. Результат долговременного просиживания в социальных сетях – это различные нервные расстройства, заболевания.

9-8. Все это вместе взятое мешает социализации личности.

8-7. Почти каждый представитель общества не может представить свою жизнь без батареек.

7-4. Одна выброшенная батарейка загрязняет 20 квадратных метров земли. Это территория обитания двух кротов, одного ежика и тысячи дождевых червей. Всероссийская акция в рамках Российского движения школьников «Ежики должны жить».

4-5. Мы наносим непоправимый вред своему здоровью, постоянным использованием мобильных телефонов, просиживанием в социальных сетях, неправильной утилизацией батареек.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Сейчас я вам предлагаю самостоятельно составить кроссенс, используя картинки, которые я вам подготовила.

Я пока фокус-группа готовиться, я предлагаю вам расслабиться и поиграть.

В 7 классе изучается тема «Строение вещества». Можно на этом уроке провести такую паузу, предлагаю сейчас провести ее вместе. Одна группа  изображает поведение молекул в твёрдых телах (становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются), другая группа  демонстрирует строение жидкостей (уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое), третья группа изображает строение газов (поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой).

Согласитесь, используя этот способ мы решаем сразу две задачи: 1)все модели наглядны и поэтому хорошо запоминаются; и 2) снимается усталость излишнее напряжение на уроке.

1-2. Первую батарейку изобрел итальянский физик Алессандро Вольта произошло это в 1799 г. В наши дни мы активно пользуемся батарейками.

2-3. Выбрасывая вместе  с обычным мусором батарейки мы загрязняем окружающую среду.

3-6. Загрязняются почва и вода.

6-9. А следовательно и растительный и животный мир.

9-8. Человек – часть природы. А следовательно, неправильная утилизация батареек пагубно воздействует и на него.

8-7. В батарейках содержаться химические элементы, которые ведут к различным заболеваниям.

7-4. Возникает необходимость обращения к врачам.

4-5. Сдав батарейку на переработку – мы сохраняет свою жизнь.

Прием «кроссенса» помог нам придти к выводу о необходимости правильной утилизации батареек. Сдав батарейку на переработку мы можем получить бумагу, металлы, пластик или же новые батарейки, в то время, как выброс в урну батарейки приведет к загрязнению воды и почвы, отравлению воздуха, истреблению растительного и животного мира, а также может привести к серьезным заболеваниям людей.

Рефлексия

Незаконченные фразы

Сегодня мы узнали, что …..

Мастер-класс для меня показался…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Мое настроение после увиденного мастер-класса…

Приемом кроссенса я …

Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”

- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников. Будьте здоровы! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...