Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
учебно-методический материал по физике (10 класс)
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».
Урок – практикум по решению задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».
Урок – практикум по решению задач.
Цель урока: Способствовать формированию практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению физических задач.
Задачи урока:
- Предметные:
знание и понимание смысла закона сохранения энергии и умение применять его для решения задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- Метапредметные:
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. - Личностные:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний к новым ситуациям.
Вид урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: мультимедийная доска, персональный компьютер, экран, оборудование для решения экспериментальных задач.
План урока:
Этап урока | Цель | Время | Методы и приёмы |
Организационный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | 1 мин | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Ознакомить их с критериями оценивания |
Актуализация знаний | Проверить исходный уровень знаний по пройденной теме | 7 мин | Работа с ИАД и индивидуальными карточками |
Мотивация и целепологание | Сформулировать тему и цель урока | 2 мин | Вывод на основе раннее, изложенной информации темы урока |
Работа в группах | Научить самостоятельно выполнять эксперимент | 5 мин | Учащиеся работают в группах самостоятельно, выполняют полученные задания. |
Защита своих задач | Научить делать выводы, опираясь на полученный результат. | 5 мин | Защита своих полученных результатов у доски. |
Решение задач | Закрепить навык решения, развивать логику мышления | 4 мин | Решение задач у доски с комментариями |
Просмотр видеоролика о сохранении энергии | Развивать умение мыслить самостоятельно и делать выводы из полученной информации | 5 мин | Учащиеся делают выводы, опираясь на эксперимент, показанный в ролике |
Тест в Мимио студио | Проконтролировать работу учащихся и понимание ими данной темы | 5 мин | Учащиеся выполняют тест с помощью MimioStudio |
Рефлексия | Оценить свою работу, понять ошибки | 1 мин | Метод самоконтроля |
Домашняя работа | Закрепить материал, пройденный на уроке | 2 мин | Запись домашнего задания |
Подведение итогов урока | Оценить работу учащихся на уроке | 1 мин | Метод учебного поощрения. Метод контроля. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Сегодня мы с Вами продолжим изучение темы “Энергия”. Для того, чтобы сформулировать цель сегодняшнего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке.
II. Актуализация знаний.
Работа с ИАД и индивидуальными карточками.
Вопрос учителя: Скажите, пожалуйста, что называется энергией, какой буквой она обозначается и в каких единицах измеряется?
Ответ учащегося: Энергия - способность тела совершать работу. Обозначается буквой E и измеряется в Джоулях.
Вопрос учителя: Какие виды энергии вы знаете?
Ответ учащегося: Существует два вида энергии: кинетическая и потенциальная.
Вопрос учителя: Какую энергии называют кинетической? От чего зависит эта энергия?
Ответ учащегося: Кинетической энергией называется энергия любого движущегося тела. Она зависит от массы данного тела и от квадрата скорости его движения ().
Вопрос учителя: Что произойдет с кинетической энергией, если массу тела увеличить в 2 раза? Скорость тела увеличить в 2 раза?
Ответ учащегося: При увеличении массы тела его кинетическая энергия увеличится в 2 раза, при увеличении скорости – в 4 раза.
Вопрос учителя: что называют потенциальной энергией и от чего она зависит?
Ответ учащегося: Потенциальная энергия определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. В первом случае она зависит от массы тела и высоты, на которую поднято это тело относительно другого (. Например, мячик, поднятый на некоторую высоту относительно Земли, будет обладать потенциальной энергией, а относительно руки – нет. Во втором случае – от коэффициента жёсткости пружины и величины деформации ().
Вопрос учителя: что называют полной механической энергией?
Ответ учащегося: полной механической энергией называется сумма кинетической и потенциальной энергии.
Давайте теперь посмотрим, что нам ответил ученик у доски и поправим его, если есть неправильные ответы.
Закон сохранения энергии.
Изменение энергии.
III. Мотивация и целепологание.
Сформулировать тему и цель урока, вывод на основе раннее, изложенной информации темы урока.
Сегодня у нас не совсем обычный урок решения задач по теме: «Закон сохранения энергии».
Сегодня у нас урок- практикум. Целью нашего сегодняшнего урока является научиться применять закон сохранения энергии для решения практических задач.
Вы разделились на 6 групп, каждая из которых получила своё задание и через 7 минут вы должны представить нам готовый результат.
IV. Усвоение новых знаний.
Работа по группам.
1 группа.Оборудование : штатив, металлический желоб, металлический шарик, измерительная лента, секундомер.
Тело соскальзывает с наклонной плоскости высотой Н. Найти его скорость в конце спуска.Вычисления произведите двумя способами. (используя Закон сохранения энергии и формулы для прямолинейного равноускоренного движения). Полученные результаты сравните.
Предполагаемый ответ учащихся:
mgH=mv2/2
V2=2gh
V=√2gh
2 группа.
Оборудование: ластик, измерительная лента
Задание: определить скорость падения ластика со стола. Задачу решить двумя способами; кинематически и используя закон сохранения.
Предполагаемый ответ учащихся:
mgH=mv2/2
V2=2gh
V=√2gh
Задача « Поможем Золушке»
-Как , используя знания физики, помочь Золушке перебрать смесь из риса и гороха?
(на демонстрационном столе- в стеклянном стакане смесь риса и гороха)
Предполагаемый ответ учащихся : «Нужно встряхнуть смесь. Горох окажется с верху. По принципу минимума потенциальной энергии, любая система стремиться к такому состоянию в котором его потенциальная энергия минимальна. Рис более мелкий, плотнее упаковывается внизу, а горох окажется сверху. Центр тяжести при таком расположении будет занимать самое низкое положение, а потенциальная энергия минимальна»
4 группа. Какую скорость будет иметь тело, скатившись с горки высотой 5м на высоте 2м?
Предполагаемый ответ учащихся:
5 группа. Тело свободно падает с высоты 5м. На какой высоте его кинетическая энергия в 6 раз больше потенциальной
Предполагаемый ответ учащихся:
6 группа. Снежок, летящий со скоростью 20м/с, ударяется о стену. Какая часть его расплавится, если температура окружающей среды равна 0˚С, а вся кинетическая энергия передается снегу?
Предполагаемый ответ учащихся:
V. Решение задач.
Условие
На какую высоту поднимется тело, подброшенное вертикально вверх, с начальной скоростью 20 м/с? При решении задачи не учитывается сопротивление воздуха.
Дано: V=20 м/c; h=?
Решение
Кинетическая энергия, полученная в броске, будет переходить постепенно в потенциальную энергию:
упрощаем это выражение до:
При упрошенных расчетах принято величину ускорения свободного падения (g) рассчитывать как
10 м/с2
Математически преобразуем формулу для нахождения h:
Ответ: высота подъема тела 20 метров.
Условие
Необходимо рассчитать жесткость пружины, если известно, что при растяжении ее на 20 см пружина приобрела потенциальную энергию упругодеформированного тела 20 Дж.
Дано: х=20 см=0,2 м; Ер=20 Дж; k=?
Решение
умножаем правую и левую часть на 2, для получения промежуточной формулы:
выражаем величину k:
проверим размерность величины, которую получили:
Ответ: жесткость пружины равна .
Условие
Спусковую пружину игрушечного пистолета сжали на 5 см, при вылете шарик массой 20 г приобрел скорость 2 м/с. Необходимо рассчитать, какова жесткость пружины.
Дано: х=5 см=0,05 м; m=20 г=0,02 кг; V=2 м/с; k=?
Решение
По закону сохранения энергии, потенциальная энергия упругодеформированной пружины перейдет в кинетическую энергию движения шарика:
упрощаем данное выражение:
выражаем величину k:
Ответ: жесткость пружины равна .
VI. Учащиеся выполняют тест с помощью MimioStudio
VII. Рефлексия.
VIII. Домашняя работа. п. 30; упр.25
IX. Подведение итогов урока. Оценить учащихся по критериям оценивания, данным в начале урока, и выставить оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изучение закона сохранения полной механической энергии" Исследовательская работа.
Данная разработка урока предназначина для учащихся 10 классов, обучающихся в физико-математических классах. Учащиеся, выполняя данную работу, могут самостоятельно ставить эксперимент, проводить измере...
Методическая разработка урока для 10 класса по теме: "Закон сохранения полной механической энергии"
Урок предназначен для изучения темы "Закон сохранения полной механической энергии" в 10 классе на базовом уровне по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева,В.М. Чаругина...
Открытый урок по физике в 9 классе по теме "Закон сохранения механической энергии"
конспект урока по физике "По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн.." цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости.... Перед учащимися стави...
обобщающий урок по физике 10 класс по теме "Законы сохранения в механике"
Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике" проводится с целью актуализации теоретических знаний по теме....
Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра
Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...
Урок черчения в 8 классе по теме «Выполнение чертежей (эскизов) деталей с включением преобразования формы. Решение задач на перемещение элемента детали».
Урок черчения в 8 классе по теме«Выполнение чертежей (эскизов) деталей с включением преобразования формы . Решение задач на перемещение элемента». Урок - практикум с демонстрацией динамических ...
Презентация по теме Энергия. Закон сохранения полной механической энергии
для учащихся 7, 9, 10 классов...