Главные вкладки

    обобщающий урок по физике 10 класс по теме "Законы сохранения в механике"
    план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

    Дружняева Лариса Григорьевна

    Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике" проводится с целью актуализации теоретических знаний по теме. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»

    Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”.

    Цели:

     Образовательная: 

    • продолжить формирование знаний о законе сохранения  энергии.

      Развивающая: 

    • развивать логического мышления;
    • повышать познавательную активность.

    3. Воспитательная:

             - толерантности, самостоятельности.

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения:

    • информационный,
    • репродуктивный,
    • наглядный

    Вид урока:  обобщающий урок.

    Оборудование, к уроку:

          - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    - оборудование для эксперимента: нитяной маятник, штатив, брусок деревянный, динамометр.

    Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

                                           

    Ход урока.

    1. Орг.момент.
    2. Актуализация знаний.

    а)Тест игра «Верю – не верю». (слайд 2,3)

    Учащиеся соглашаются или нет с утверждениями, представленными на слайде. Работа индивидуальная. Время проведения 2 минуты.

    1 вариант

    2 вариант

    1. Потенциальная энергия мяча в конце падения максимальна.
    2. Чем больше скорость тела, тем больше его кинетическая энергия.
    3. При полете стрелы вверх кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается.
    4. Растянутая пружина
      обладает потенциальной энергией
    5. Движущееся тело обладает кинетической энергией mgh
    1. Потенциальная энергия пружины тем  больше, чем меньше ее деформация.
    2. Чем выше тело поднято над Землей, тем больше его потенциальная энергия.
    3. Мяч бросили вверх. В верхней точке у него будет максимальная кинетическая энергия.
    4. У падающего камня кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается.
    5. Тело,  поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией  Image3414

    На следующем слайде предлагаются ответы. Ребята производят взаимопроперку.

    Эталон ответа:  1 вариант 1. нет 2. да 3. нет 4. да 5. нет;                             2 вариант 1. нет 2. да 3. нет 4. да 5. Нет

    б) Качественный анализ экспериментальной задачи:  движение мячика по вертикали.

     Демонстрация : движение мячика по вертикали.

     На отдельных листах обучающиеся  записывают ответы  (слайд 4,5)

    Деятельность учителя

    Ответы обучающихся

    Демонстрация опыта:

    Отпускает из рук мячик. Мячик падает на пол и отскакивает. Рассмотрим движение мячика с точки зрения превращения механической энергии.

    Вопрос:

    За счёт действия, какой силы происходит движение мячика вниз?

    Ответ.

    За счёт действия силы тяжести

    Задание:

    Записать выражение для расчета  работы силы тяжести?

    Ответ.

    Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии.

    (1)

    Задание:

    Что можно сказать о скорости мячика по мере приближения к полу?

    Ответ.

    Скорость мячика возрастает.

    Задание:

    Запишите выражения для расчета изменения кинетической энергии мячика в процессе движения вниз.

    Ответ.

    Да.

    (2)

    Вопрос:

    Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая?

    Ответ.

    Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической.

    Следовательно (1) =(2)

    Задание:

    Преобразуйте, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю.

    Ответ.

    3  Исследовательские  задания. (слайд 6,7)

     а) На столах у учащихся  располагается оборудование: наклонная плоскость, деревянный брусок, линейка, динамометр.

    Необходимо  выполнить  эксперимент в соответствии с заданием:

    1 выявить  влияние  угла наклона плоскости на тормозной путь бруска;

    2 выявить  влияние угла наклона плоскости на работу силы трения при движении бруска вниз;

    3 рассчитать кинетическую энергию в конце впуска;

    4 доказать  выполнимость закона сохранения энергии.

    б)  На столах у учащихся  располагается оборудование: деревянный брусок, линейка, математический маятник.

    Необходимо выполнить  эксперимент в соответствии с заданием:

    1 произвести взаимодействие маятника и бруска;

    2 выявить влияние угла отклонения маятника от вертикали  на кинетическую энергию бруска (удар считать абсолютно  упругим);

    3 определить угол отклонения маятника после взаимодействия.

    4 Рефлексия

     - что сегодня вы узнали нового?

    - чему вы сегодня научились?

    Используемая литература:

    1.  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
    2.  Современное естествознание: энциклопедия. –М.: Дом-МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока : «Законы сохранения энергии в механике». 10 класс «Природа никогда не изменит великим законам сохранения» Даниил Бурнулли БОУ г.Омска «Гимназия №69 им. Чередова И.М.» у читель физики Дружняева Лариса Григорьевна

    Слайд 2

    1 Тест игра «Верю- не верю». 1 вариант 2 вариант Потенциальная энергия мяча в конце падения максимальна. Чем больше скорость тела, тем больше его кинетическая энергия. При полете стрелы вверх кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается. Растянутая пружина обладает потенциальной энергией Движущееся тело обладает кинетической энергией- mgh Потенциальная энергия пружины тем больше, чем меньше ее деформация. Чем выше тело поднято над Землей, тем больше его потенциальная энергия. Мяч бросили вверх. В верхней точке у него будет максимальная кинетическая энергия. У падающего камня кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается. Тело, поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией - mv 2 /2

    Слайд 3

    Ответы тест игры. 1 вариант 2 вариант нет да нет да нет нет да нет да нет

    Слайд 4

    Качественный анализ экспериментальной задачи: 1 За счёт действия, какой силы происходит движение мячика вниз ? 2 Записать выражение для расчета работы силы тяжести? 3 Что можно сказать о скорости мячика по мере приближения к полу ? 4 Запишите выражения для расчета изменения кинетической энергии мячика в процессе движения вниз . 5 Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая ? 6 Преобразуйте, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю.

    Слайд 5

    Ответы качественного анализа экспериментальной задачи: Вопросы и задания ответы За счёт действия, какой силы происходит движение мячика вниз? За счёт действия силы тяжести Записать выражение для расчета работы силы тяжести. Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии . (1) Что можно сказать о скорости мячика по мере приближения к полу? Скорость мячика возрастает. Запишите выражения для расчета изменения кинетической энергии мячика в процессе движения вниз. ( 2) Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая? Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической. Следовательно (1) =(2) Преобразуйте, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю.

    Слайд 6

    1. Исследовательское задание С помощью эксперимента: 1 влияние угла наклона плоскости на тормозной путь бруска; 2 влияние угла наклона плоскости на работу силы трения при движении бруска вниз; 3 рассчитать кинетическую энергию в конце впуска; 4 доказать выполнимость закона сохранения энергии.

    Слайд 7

    2 Исследовательское задание С помощью эксперимента: 1 произвести взаимодействие маятника и бруска; 2 выявить влияние угла отклонения маятника от вертикали на кинетическую энергию бруска (удар считать абсолютно упругим); 3 определить угол отклонения маятника после взаимодействия.

    Слайд 8

    Рефлексия что сегодня вы узнали нового? чему вы сегодня научились?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа для 7 класса по физике "Силы в механике".

    Работа распечатана со сборника Леонида Анатольевича Кирика "Физика 7 Самостоятельные и контрольные работы." Очень удобна из-за огромного количества заданий и вариантов. При работе над контрольной я ра...

    Обобщающий урок во 2 классе по английскому языку на тему "Спортивный праздник в школе зверей"

    Данный урок является обобщающим уроком за 1 полугодие во 2 классе по УМК Биболетовой...

    Методическая разработка урока для 10 класса по теме: "Закон сохранения полной механической энергии"

    Урок предназначен для изучения темы "Закон сохранения полной механической энергии" в 10 классе на базовом уровне по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева,В.М. Чаругина...

    Самостоятельная работа по физике 10 класс по теме "Силы в механике"

    В непрофильном классе рекомендую за две верно решенные задачи ставить тройку. В профильном классе за урок должны делать 4 задания из пяти все....

    Обобщающий урок "Причастие". 10 класс

    Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный обор...

    Разработка урока английского языка в 10 классе по теме: " Сохранение окружающей среды"

    Обобщающий урок по теме" Окружающая среда", основан на лексике учебника английского языка " Английский в фокусе"(модуль 4)....

    Учебно-методическая разработка урока по физике в 10 классе "Применение законов сохранения в задачах на столкновения тел"

    Данный урок предполагается в качестве урока применения новых знаний, решения задач с использованием компьютерных программ для построения графикови молелирующей программы "Живая физика"...