Главные вкладки

    План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
    план-конспект урока по естествознанию (9 класс)

    Кузнецова Вероника Кимовна

    План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока Человек

     на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок.

    9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

    Учитель высшей категории

          Кузнецова В.К.

    Казань, 2017 г.

    Тема урока:

    «Пищеварение». Обобщающий урок.

    Цели:

    1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пищеварение»;
    2. развивать мыслительные способности учащихся, прививать навыки самоконтроля; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
    3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать интерес к предмету.

    Оборудование: картинки (суп, пирог, салат, сок, вода, каша, пицца); таблица «пища»; магнитные буквы; корзина; продукты: хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, орехи, сыр, мука, соль, вода; таблички живая и растительная пища; таблица «питательные вещества»; таблица «питательная ценность продуктов»; «волшебная коробка»;  картинки: мука, яйцо, картофель, масло, крупа гречневая, рыба, мясо, сыр, орехи, хлеб; таблица «витамины»; таблица «органы пищеварения»; подписи к таблице; таблички с правилами здоровья; смайлики.

    Ход урока:

    I. Организация начала урока.

    - Встаньте ровно.

    - Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

    - Сядет тот, кто правильно назовет, что нарисовано на картинке.

            Учащиеся по одному называют картинки (суп, пирог, салат, сок, вода, каша, пицца) и садятся.

    II. Подготовка к усвоению новых знаний.

    1. Дидактическая игра «Что лишнее?» Развитие кратковременной памяти.

    - Ребята, вспомните какие слова вы называли и какое слово здесь лишнее.

            На доске учитель выставляет картинки.

    - Что лишнее? Почему? (Вода – это жидкость, а все остальное еда)

    - Когда ребёнок рождается, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но что он умеет? (есть)

    - Зачем человек ест? (Чтобы расти, развиваться)

            На доске таблица:

    Пища помогает расти,

    Пища – источник энергии,

    Чтобы быть здоровым.

    - Молодцы!

    2. Сообщение темы урока. Развитие внимания.

    - Сегодня на уроке будем повторять знания по теме…

    - А что бы узнать, как называется тема урока уберите все буквы б, т и о.

            На доске магнитными буквами написана тема:

    ПБИТЩОЕБВТАОРБЕТНОИЕ

            Учащиеся убирают буквы и читают тему урока.

    - Молодцы!

    III. Закрепление знаний и способов действий.

    1. Дидактическая игра  «Найди свое место»

    - Я сегодня для вас приготовила продуктовую корзину.

    Учитель достаёт корзину, выкладывает на демонстрационный стол продукты питания, называя их.

    - Хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, орехи, сыр, мука, соль, вода.

    - На какие две группы можно разделить эти продукты? (растительная пища и животная пища).
             Учитель выставляет таблички

    Растительная

    пища

    Животная

    пища

    Учащиеся по одному выходят и делят продукты на группы.

    - Молодцы! Вы знаете, что пища бывает растительного и животного происхождения.

    - Что необходимое человеку содержится в продуктах питания? (питательные вещества)

    - Какие питательные вещества вы знаете? (белки, жиры и углеводы)

            На доске выставляются карточки

    Питательные вещества

    Углеводы

    Важнейшие компоненты пищевого рациона.

    Составляют значительную часть растительной пищи, являются источником энергии.

    Белки

    Строительный материал человеческого организма, источник энергии.

    Повышают работоспособность органов тела.

    Жиры

    Источник энергии.

    Регулируют обменные процессы в клетках.

    Предохраняют организм от охлаждения.

    2. Дидактическая игра «Магазин»

    - представьте, что вы пришли в магазин за продуктами.

    - В таблице написана пищевая ценность продукта. Содержание белков, углеводов и жиров в продукте.

    - Возьмите из корзинки картинку с продуктом, определите по таблице какого питательного вещества в нем содержится больше и прикрепите картинку под карточкой с нужным питательным веществом.

    На доске таблица

    Хлеб

    на 100 г продукта

    Белки  - 8 г

    Углеводы  -  54 г

    Жиры  -  1г

    Орехи  (семечки)

    на 100 г продукта

    Белки  -  15 г  

    Углеводы  -  12  г

    Жиры  -   53 г

    Сыр

    на 100 г продукта

    Белки  -   26  г  

    Углеводы  -   2  г

    Жиры  -    32  г

    Мясо

    на 100 г продукта

    Белки  -  23  г 

    Углеводы  -  ½   г

    Жиры  -  14  г

    Рыба

    на 100 г продукта

    Белки  -  24  г 

    Углеводы  -  8  г

    Жиры  -   9 г

    Крупа (гречневая)

    на 100 г продукта

    Белки  -  10 г  

    Углеводы  -  76  г

    Жиры  -   3 г

    Масло (сливочное)

    на 100 г продукта

    Белки  -  1 г  

    Углеводы  -  ½  г

    Жиры  -    87  г

    Картофель

    на 100 г продукта

    Белки  -  3  г  

    Углеводы  -   23   г

    Жиры  -   ½  г

    Яйцо

    на 100 г продукта

    Белки  -   13  г

    Углеводы  -  ½  г

    Жиры  -   11  г

    Мука

    на 100 г продукта

    Белки  -  12 г  

    Углеводы  -  78  г

    Жиры  -   1/5   г

            В «корзинке» картинки: мука, яйцо, картофель, масло, крупа гречневая, рыба, мясо, сыр, орехи, хлеб. Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание.

    - Для чего нам необходимо знать пищевую ценность продуктов? (Чтобы пища была разнообразной)

    - Молодцы!

    - Какое ещё питательное вещество вы знаете? (минеральные соли)

    - Что ещё необходимо человеку для жизни? (вода)

    - Кроме питательных веществ, что ещё получает организм с пищей? (Витамины)

    - Какие основные группы витаминов вы знаете? (Витамины группы А, Б, С и Д)

    На тоске таблица

    Картинки по запросу витамины картинки скачать

    - Какие продукты содержат витамины? (Свежие овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты, печень, рыбий жир)

    - Если человек недостаточно получает витаминов, что может у него развиться? (Заболевание авитаминоз)

    - К кому он должен обратиться? (К врачу)

    3. Физкультминутка

    Раз – продукты, два – еда.        -        4 раза наклоны головы
    И без них мы никуда.
    Что же пищу составляет        -        2раза повороты туловища
    И расти нам помогает?

    Клетки нам белок построит        -        2 раза  руки вверх и к плечам
    И защиту нам устроит.
    Топливо жиры дадут                -        2 раза приседания
    И замёрзнуть не дадут.

    Без энергии, друзья,                -        Бег на месте
    Нам прожить никак нельзя.
    Углеводы потребляй,
    Солнце в небе зажигай!        -        Подпрыгнуть руки вверх

    4. Органы пищеварения.

    - Давайте вспомним, что происходит с пищей, когда она попадает в организм.

    - Начинается процесс пищеварения - переработка пищи, выделение из неё питательных веществ и всасывание этих веществ в кровь.

    - Какие органы участвуют в пищеварение?

            На доске таблица «органы пищеварения». Учащиеся по очереди выходят и подписывают органы.

    1. Ротовая полость. Что происходит в ротовой полости с пищей? (Она измельчается с помощью зубов, смачивается слюной и проталкивается дальше)
    2. Гортань.
    3. Пищевод.
    4. Желудок. Что происходит в желудке с пищей? (Пища перемешивается и переваривается с помощью желудочного сока)
    5. Тонкий кишечник. Что происходит в тонком желудке с пищей? (Пища окончательно переваривается. Питательные вещества всасываются через стенки кишечника в кровь и разносятся по всему организму)
    6. Толстый кишечник. (Через его стенки жидкость всасывается в кровь)
    7. Прямая кишка. (Непереваренные остатки пищи уплотняются, собираются и удаляются из организма)

    - Молодцы! Вы знаете, как происходит пищеварение.

    5. Правила здоровья.

    - Для того чтобы органы пищеварения были здоровы, необходимо соблюдать три основных правила. Давайте их прочитаем:

            На доске выставляются таблички.

    Первое правило.

    Соблюдай режим питания

    - Сколько раз в день надо принимать пищу? (5 раз)

    - Какие основные приёмы питания? (завтрак, обед, полдник, ужин)

    - Каким должно быть питание? (регулярным и разнообразным)

    Второе правило.

    Соблюдай правила гигиены

    - Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать? (Мыть руки перед едой, чистить зубы)

    - Какие правила гигиены надо соблюдать на кухне? (Мыть продукты перед едой, соблюдать чистоту на кухне, правильно готовить продукты)

    Третье правило

    Своевременно обращайся к врачу

    - Если заболят зубы, к какому врачу надо обращаться? (стоматолог)

    - Болезнями желудочно-кишечного тракта, какой врач занимается? (гастроэнтеролог)

    - Если соблюдать эти правила, органы пищеварения будут здоровыми.

    - А что может привести к заболеваниям желудка, печени и кишечника? (беспорядочное питание, жирная и острая пища, сладкие газированные напитки, алкоголь и курение)

    - Молодцы!

    IV.  Подведение итогов. Рефлексия.

    - Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог, что мы сегодня повторяли. ( Что такое пища, значение пищи для человека, как выбирать продукты по пищевой ценности, как происходит пищеварение, правила здоровья)

    Рефлексия

    - Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

    - Какое настроение у вас в конце урока?

    - Если вам было интересно и вы считаете, что эти знания вам будут полезны, то возьмите улыбающийся смайлик, а если вы испытывали затруднения то возьмите грустный смайлик, чтобы на следующем уроке помочь вам понять этот материал. Свое мнение об уроке оставьте на доске настроения.

    - Спасибо за урок!

    VI.  Домашнее задание.

    Выполнить тест.

    Тест по теме: «Пищеварение»

    Фамилия имя__________________________________________

    Задание 1.

     Значение и состав пищи

    Читая каждую вторую букву, восстановите предложение.

    Пкизщта – инсоткомчтнлидк эвнтедрфгжипи и сатуркобинтжеялмьднкосгро мвартдежрчиламлга.

    Задание 2.

     Значение и состав пищи

    Подчеркните питательные вещества, входящие в состав пищи.

    Белки, жиры, молоко, углеводы, витамины, хлеб, вода,  яйца, минеральные соли, масло.

    Задание 3.

    Органы пищеварения

    Допишите предложение, используя слова из словаря.

         Систему органов пищеварения образуют:

    _______________________________________

    _______________________________________

    Словарь: ротовая полость, пищевод, легкие, желудок, сердце, кишечник, пищеварительные железы.                              

    Задание 4.

    Органы пищеварения Подпишите органы пищеварения.

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________D:\Мои_документы\Биология_9\Пишеварение\scan 1.jpg

    Задание 5.

     Строение и значение зубов

    Подчеркните правильный ответ.

    Количество зубов у человека составляет:

    А) 28        Б) 32       В) 34

    Задание 6.

    Пищеварение в желудке

    Используя шифроквадрат, назовите самую широкую часть пищеварительной системы.

           

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Д

    Л

    А

    К

    Ж

    Г

    О

    Е

    М

    У

             

    5

    8

    2

    10

    1

    7

    4

    Задание 7.

    Пищеварение в кишечнике

    Допишите предложение.

    В тонких кишках происходит окончательное _____________________ пищи и ________________ питательных веществ в ________ .

    Словарь: всасывание, переваривание, кровь.

    Задание 8.

    Гигиена питания

    Выберите правильный ответ.

          Аппетит- это

    - желание спать;

    - желание есть;

    - желание учиться.                      

    Задание 9. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

    Отметьте знаком «+» верные ответы.

    Для предупреждения кишечных заболеваний следует соблюдать правила личной гигиены:

    - мыть руки перед едой

    - есть немытые овощи и фрукты

    - не пить сырой воды из рек, озер

    - употреблять в пищу только хорошо

      проваренное или прожаренное мясо и рыбу

    - правильно хранить пищевые продукты

    Литература.

    1. Естествознание. Человек. Учебник для 9 класса. Вспомогательная школа/ В.И.Сивоглазов. -М.: Просвещение, 1994.

    2. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику «Естествознание»  (Человек). 9 класс вспомогательной школы/ В.И.Сивоглазов, Н.Г.Кораблева. -М.: Просвещение, 1994.

    3.В.И.Ковалько «Школа физкультминуток», Москва «ВАКО», 2007 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

    Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

    Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивна...

    Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 7 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...

    План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

    План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...