Главные вкладки

    Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
    материал по психологии на тему

    Луговик Светлана Валентиновна

    Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха¬рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный аспект: показатели комфортности/дискомфортности коммуникативной среды у детей. Рекреационный аспект: основные занятия детей в свободное от учебы время являются. Психологический аспект: самооценка, взаимоотношения со сверстниками, развитие самостоятельности. Интегральный аспект выражает умение успешного разрешения жизненных проблем. Для их идентификации предложены следующие индикаторы: – рефлексивный – стремление лучше разобраться в ситуации, чтобы найти из нее выход; – мобилизационный – мобилизация собственных ресурсов для успешного выхода из проблемной ситуации; – кооперативный – обращение за советом, помощью к другим; – эмоциональный – эмоциональные переживания не позволяют «взять себя в руки»; – выжидательный – ожидание благоприятного стечения обстоятельств; – депрессивный – отсутствие активных действий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сравнительный анализ результатов социализации  воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Класс для детей с умеренной умственной отсталостью  работает 5 год. В классе обучается 7 человек. Класс имеет неоднородную по составу и различную по возрасту структуру. Анализ проводился выборочно, выборке подлежали дети, которые обучаются в классе  с момента его открытия. Это  Даниил А.12 лет, Андрей Г. 13лет, Александр Л. 16 лет  и  Екатерина Т. 15 лет.

    На начало эксперимента Даниил А. не  умел  ориентироваться в пространстве, не использовал прошлый опыт,  не различал свойства предметов (цвет, форму, величину), испытывал  трудности моторного характера, затруднялся в различении цветов, не использовал  цвет в рисунке (преднамеренное чёркание), было понимание обращённой речи, но активный словарь резко отставал от нормы (чаще пользовался жестами), в контакт со взрослыми и детьми вступал не сразу, не проявлял заинтересованности. Сведения о себе и окружающем мире не  давал.

    На данный момент Даниил работает по обводке, различает и называет цвета, с небольшой помощью различает форму и величину предметов, значительно расширился активный словарь, но все-таки приходится побуждать  ребенка к активной  речи, с удовольствием общается с одноклассниками, проявляет интерес и желание общаться с взрослыми.

    Андрей Г. на начало эксперимента был замкнутым, нелюдимым  мальчиком; первый месяц не отпускал  от себя бабушку ни на минуту. Андрей слабо ориентировался в пространстве, путался в основных цветах, по обводке работал хорошо, получалось писать  самостоятельно отдельные буквы, было понимание обращенной речи, но активная речь практически отсутствовала в связи с трудностью в общении с посторонними людьми. В контакт  с детьми в классе и  учителями вступал с большим трудом.

    Сейчас можно с уверенностью сказать, что у Андрея самый большой прогресс в развитии из всех  детей в классе. Он является первым помощником  учителя в классе. Андрей с опережением осваивает учебную программу, является наставником для младших детей в классе, прекрасно рисует – рисунки Андрея неоднократно занимали призовые места на районных  конкурсах. В большей степени мальчик преодолел проблемы в общении с взрослыми, вступает в контакт, проявляет заинтересованность. Хорошо читает,  пересказывает прочитанное, отвечает на вопросы.

    Александр Л. на начало эксперимента общительный, эмоциональный мальчик, в контакт  вступал сразу, проявлял заинтересованность в общении, не ориентировался в пространстве, не использовал прошлый опыт,  не различал свойства предметов (цвет, форму, величину), испытывал  трудности моторного характера, затруднялся в различении цветов. Саша не владел речью. В контакт со сверстниками  вступал сразу, но эти отношения носили авторитарный характер. Саша по натуре лидер. В быту социально-ориентирован на примитивном уровне.

    На данное время Саша прекрасно работает в тетради, выполняет все задания учителя, копирует и  пишет самостоятельно  ряд слов. С небольшой помощью различает форму,  величину и цвет предметов. Мальчик научился произносить некоторые  слова. В быту социально-ориентирован. Самостоятельно вступает в контакт,  с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

    Екатерина Т.  –  эмоциональна, импульсивна. Сведения о себе не давала, восприятие пространства сформировано частично, запоминала с трудом не использовала прошлый опыт, свойства предметов различала частично (цвет, форму, величину), испытывала  трудности моторного характера. Слегка расторможена, импульсивна. В контакт с детьми и взрослыми  вступала. В быту социально-ориентирована на примитивном уровне.

     Сейчас Катя с удовольствием работает на уроке, выполняет все задания учителя. Различает форму,  величину и цвет предметов. Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают  это лидерство. Иногда проявляется  пассивно-равнодушное отношение к окружающим. В быту социально-ориентирована. Последнее время ухудшилась произносительная сторона речи.

    Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям:

    Учебно-образовательный аспект:  его уровень.

    Интерактивный аспект: интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

    Коммуникативный аспект: показатели комфортности/дискомфортности

    коммуникативной среды у детей.

    Рекреационный аспект: основные занятия детей в свободное от учебы время являются.

    Психологический аспект: самооценка, взаимоотношения со сверстниками, развитие самостоятельности.

    Интегральный аспект выражает умение успешного разрешения жизненных проблем.

    Для их идентификации предложены следующие индикаторы:

    рефлексивный – стремление лучше разобраться в ситуации, чтобы найти из нее выход;

    мобилизационный – мобилизация собственных ресурсов для успешного

    выхода из проблемной ситуации;

    кооперативный – обращение за советом, помощью к другим;

    эмоциональный – эмоциональные переживания не позволяют «взять себя в руки»;

    – выжидательный – ожидание благоприятного стечения обстоятельств;

    депрессивный – отсутствие активных действий.

    В своей работе  мы ставим ряд промежуточных  целей  это: укрепление здоровья как физического так и психического; формирование навыков и умений самообслуживания;  формирование положительной самооценки; развитие личности ребенка с умственной отсталостью.

    Конечной целью социальной адаптации мы считаем максимальную интеграцию в общество ( на сколько это возможно).

    Вывод: результаты сравнительной диагностики показывают успешность социальной адаптации детей в классе для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Все результаты по социализации  достигнуты благодаря активному участию детей в жизни класса и школы, так же успешной социализации способствовало  активное взаимодействие детей друг с другом, с учителями и детьми из других классов.


                  Показатели            

                 социальной

              адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Учебно-образовательный аспект

    Интерактивный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Даниил А.

    Депрессивно-  выжидательный: характерезуется  пассивным наблюдением со стороны  Даниила за происходящим в классе. Программу не усваивает, динамика в обучении минимальная.

    Эмоциональо- выжидательный: пассивное или возбужденное состояние мешает работе в классе,  нет заинтересован-ности при изучении нового материала. Появилось желание  общаться с другими детьми.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками.

    Выжидательный

    В контакт самостоятельно не вступает , нет желания взаимодейство-вать с другими детьми.

    Кооперативный  Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми.

    Кооперативный  Самостоятельно вступает в контакт

    с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

     

    Андрей Г.

    Эмоциональный

    Эмоциональные переживания мешают воспринимать учебный материал в полном объёме. Но динамика в развитии присутствует.

    Кооперативно – эмоциональный

    Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному восприятию  программы.

    Кооперативно- рефлексивный:

    Обращается за помощью и советом в том случае если сам не может разобраться в ситуации, не может найти выход из сложившейся ситуации.

    Выжидательный

    В контакт самостоятельно не вступает , нет желания взаимодейство-вать с другими детьми и с взрослыми.

    Кооперативно – эмоциональный

    Вступает в контакт,  взаимодействует с другими детьми и взрослыми, но эмоционалное напряжение еще наблюдается..

    Кооперативно- рефлексивный:

    Самостоятельно вступает в контакт

    с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Наблюдается небольшое эмоциональное напряжение.

                  Показатели            

                 социальной

            адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Учебно-образовательный аспект

    Интерактивный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Александр Л.

    Эмоциональный- Возбужденное состояние мешает работе в классе. Есть заинтересо-ванность при изучении нового материала.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками

    Кооперативный  Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники принимают  это лидерство.

    Кооперативный  Самостоятельно вступает в контакт

    с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

    Стремится быть лидером, одноклассники принимают  это лидерство.

    Кооперативно- рефлексивный:

    Самостоятельно вступает в контакт

    с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

    Стремится быть лидером, одноклассники принимают  это лидерство.

     

    Екатерина Т.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками. Стали проявляться ухудшения в произносительной стороне речи.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается  за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками. Стойкие ухудшения в произносительной стороне речи.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают  это лидерство.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают  это лидерство.

    Эмоциональо- кооперативный:

    Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклас-сники не принима-ют  это лидерство. Иногда проявляется  пассивно-равнодушное отношение к окружающим.

                  Показатели            

                 социальной

              адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Коммуникативный аспект

    Рекреационный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Даниил А.

    Выжидательный

    В контакт самостоятельно не вступает, нет потребности в общении с другими детьми.

    Кооперативный

    В контакт с другими детьми вступает, начала появляться потребность в общении с детьми. Проявляет негативизм: повторяет весё отрицательное за другими  детьми.

    Кооперативный

    В контакт с другими детьми вступает, проявляет потребность в общении с детьми.: Повторяет всё отрицательное за другими  детьми.

    Выжидательный

    Инициативы не проявляет, ждет когда кто- нибудь начнет играть что бы к нему присоединится.. Интересы отсутствуют.

    Выжидательно – кооперативный

    Пытается самостоятельно рисовать.Стал проявлять инициативу, при затруднении в игре обращается за помощью к учителю и  другим детям.

    Кооперативный

    Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет  с детьми, строит башни из конструктора, просматривает детские журналы.

     Андрей Г.

    Выжидательный

    В контакт самостоятельно не вступает, потребность в общении есть, но эмоциональные переживания мешают ему.

    Кооперативно – эмоциональный

    Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному  общению с детьми и взрослыми.

    Кооперативно- рефлексивный:

    Обращается за помощью и советом в том случае если сам не может разобраться в ситуации, не может найти выход из сложившейся ситуации. Полноценное общение наблюда-ется только с знакомыми людьми.

    Выжидательныйэмоциональный

    Инициативы не проявляет. Играет самостоятельно. Любит раскрашивать, рассматривать книги  о окружающем мире.

    Кооперативно – эмоциональный

    Любит читать книги и журналы, рисует карандашами,  с удовольствием работает с конструктором. При затруднении обращается за помощью и советом.

    Кооперативно- рефлексивный:

    Любит читать книги и журналы, рисует карандашами и красками, рисует на компьютере. Лепит из пластилина. Самостоятельно пытается разобрать-ся в сложившейся ситуации, найти из нее выход. При затруднении обращается за помощью.

                  Показатели            

                 социальной

              адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Коммуникативный аспект

    Рекреационный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Александр Л.

    Эмоционально- кооперативный В контакт с другими детьми вступает. Часто эмоциональное состояние не  позволяет полноценно общаться с детьми. За помощью обращается.

    Кооперативно – эмоциональный

    Общителен. Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному  общению с детьми и взрослыми

    Кооперативный

    В контакт с другими детьми вступает, проявляет потребность в общении с детьми. Очень общителен. Обращается за помощью и советом.

    Выжидательно – кооперативный

    Раскрашивает. Пытается самостоятельно рисовать. Стал проявлять инициативу, при затруднении в игре обращается за помощью к учителю и  другим детям.

    Кооперативный

    Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет  с детьми, строит башни из конструктора, любит играть с мозаикой. Обращается  за помощью .

    Кооперативный

    Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет  с детьми, строит башни из конструктора, любит играть с мозаикой. Обращается  за помощью .

     Екатерина Т.

    Эмоционально- кооперативный В контакт с другими детьми вступает. Часто эмоциональное состояние не  позволяет полноценно общаться с детьми. Уходит в себя.               За помощью обращается.

    Кооперативно – эмоциональный

    Общителена. Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному  общению с детьми и взрослыми.

    Кооперативно – эмоциональный

    Общителена. Обидчива. Обращается за помощью и советом. Но неустойчивое эмоциональное состояние мешает полноценному  общению с детьми и взрослыми.

    Выжидательно – кооперативный

    Раскрашивает, с помощью. Любит  слушать спокойную музыку, пытается под неё танцевать. Работает с мозаикой.

    Кооперативный

    Любит раскрашивать. Играет  с детьми, любит играть с мозаикой. Слушает спокойную музыку. При необходимости обращается  за помощью.

    Кооперативный

    Любит раскрашивать. Самостоятельно не рисует. Играет  с детьми, любит играть с мозаикой. Слушает спокойную музыку. При необходимости обращается  за помощью.

                  Показатели            

                 социальной

              адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Психологический аспект

    Интеграционный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Даниил А.

    Выжидательно- кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброже-лательные.

    Уровень самосто-ятельности низкий. Инициативу не проявляет, пасси-вен.

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками

    Уровень самосто-ятельности низкий, но но появилось жела-ние что то делать самостоятельно.

    Стал проявлять инициативу.

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками ровные, доброжелательные.

    Уровень самостоя-тельности средний, проявляет инициативу.

    Выжидательный

    Решить встретившиеся проблемы  не возникает желания, ожидает, когда за него  их решат взрослые.

    Выжидательно – кооперативный

    Не решает проблемы самостоятельно, но появляется желание обратиться за помощью в взрослым.

    Кооперативно – выжидательный

    Проблемы пытается решить в присутст-вии взрослых, обращается  к ним за помощью. Если  находится один решать проблему не бкдет.

     Андрей Г.

    Выжидательный

    Самооценка занижена. Взаимоотношения с одноклассни-ками настороженные.

    Уровень самостоятель-ности средний. Инициативу не проявляет.

    Кооперативно – эмоциональный

    Самооценка слегка занижена. Взаимоотношения с одноклассни-ками ровные, доброжелатель-ные. Уровень самостояти находится на среднем уровне. Начал  проявлять инициативу.

    Кооперативно- рефлексивный:

    Самооценка адекватная. Взаимоотношения с одноклассниками ровные, доброжелательные.

    Появилось стремление помочь  более слабым ребятам. Уровень самостоятельности находится на высоком уровне. Проявляет инициативу.

    Выжидательно – кооперативный

    Проблемы не решает или пытается решить самостоятельно, (не всегда успешно) в редких случаях обращается за помощью.

    Кооперативно – эмоциональный

    Проблемы не всегда получается решать из за эмоциональных переживаний, чаще стал обращаться за помощью к взрослым..

    Кооперативно- рефлексивный

    Андрей стал более спокойным, проблемы  старается решить самостоятельно, что  у него успешно получается. При необходимости обращается к помощи учителя.

                  Показатели            

                 социальной

            адаптивности

    Ф.И. ребёнка

    Психологический аспект

    Интеграционный аспект

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    2008 – 2009 у.г.

    2009 – 2010 у.г.

    2010- 2011 у.г.

    Александр Л.

    Выжидательно – кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассника-ми

    Уровень самостоятельнос-ти низкий.

    Инициативу проявляет.

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные

    Уровень самосто-ятельности средний, есть  желание  все выполнять самостоятельно

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные.

    Уровень самостоя-тельности средний, большое   желание  все выполнять самостоятельно.

    Выжидательно – кооперативный

    Проблемы самостоятельно не решает, обращается за помощью к взрослым.

    Кооперативный Проблемы  пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым.

    Кооперативный

    Проблемы  пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым.

     Екатерина Т.

    Выжидательно – кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные.

    Уровень самосто-ятельности средний. Инициативу проявляет редко.

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные.

    Уровень самосто-ятельности средний.

    Кооперативный

    Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные.

    Уровень самосто-ятельности средний.

    Выжидательно – кооперативный

    Проблемы самостоятельно не решает, обращается за помощью к взрослым.

    Кооперативный Проблемы  пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым.

    Кооперативный

    Проблемы  пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым.

     Даниил А.

            

            

                                                                                                                                                 

            

    Андрей Г.

            

    Александр Л.

    Екатерина Т.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

    Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

    Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

    тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью...

    тематическое планирование по предмету математические представление и конструирование 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету математические предсавления и конструирование 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...