Главные вкладки

    тематическое планирование по предмету математические представление и конструирование 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
    календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

    Хайбуллина Альбина Асафовна

    развернутое тематическое планирование по предмету математические предсавления и конструирование 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematicheskie_predstavleniya.docx60.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка по предмету: «Математические представление и конструирование» 5 год обучения.

    Рабочая программа  по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе:

    - Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3

    - «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

    Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

    Цель        программы        по        предмету        «Математические        представления        и конструирование» направлена на усвоение детьми элементарных научных понятий.

    В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

    - Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.

    - Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.

    - Формирование элементарных общеучебных умений.

    - Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.

    - Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.

    - Общее развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

    - Формирование у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».

    На 5 году обучения на данном предметы изучаются следующие разделы.

    - Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположение их в пространстве.

    - Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).

    - Количественные представления (в пределах 5).

    - Представления о форме (плоскостные формы: многоугольник, прямоугольная призма, объемные формы: брусок).

    - Представления о величине.

    - Пространственные представления (умение определять пространственное расположение объектов относительно друг друга).

    - Временные представления (закрепление временных представлений: времена года, знакомство с календарем погоды).

    Но так как до этого работа в классе велась по программе под редакцией                  Э.Р. Малера, а данная программа подразумевала усвоение на конец 4 года обучения счета в пределах 10, вследствие чего в программу вносятся изменения. Для части обучающихся класса, которые усвоили программу максимума за прошлый учебный год, запланировать работу над разделом количественные представление в пределах 13.

    Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часов, 3 урока в неделю.

    Для детей   с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

    Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.

    В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены следующие формы, методы и технологии обучение.

    Формы работы:

    -урок

    - индивидуальная работа с учеником

    -коллективная работа

    Приёмы обучения:

    -сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)

    -классификация,

    - дифференциация,

    - установление причинно-следственных связей между понятиями,

    - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

    Методы обучения:

    - словесные (беседа, объяснения и др),

    -наглядные (демонстрация, иллюстрации),

    -практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа и др).

    Технологии обучения:

    - игровые,

    -здоровьесберегающие,

    -личностно-ориентированные,

    - дифференцированного обучения,

    -ИКТ.

    У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.

    Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразно. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципами развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребёнка (по Л.С. Выготскому).

    На уроках присутствует оценочная система. 

    Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике

    Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

    Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

    При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений.

    Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

    Оценка устных ответов учащихся по математике

    Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

    Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

    -допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

    Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    -неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

    - имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

    -ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

    Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    -не раскрыто основное содержание учебного материала;

    - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    -допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    Оценка письменных контрольных работ учащихся

    Отметка «5» ставится, если:

    -работа выполнена полностью, самостоятельно;

    -в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

    Отметка «4» ставится, если:

    -работа выполнена полностью, но требовалась частичная помощь со стороны педагога и требовалось также дополнительное объяснение задания;

    -допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

    Отметка «3» ставится, если:

    - работа выполнена с помощью педагога;

    -допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в работе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

    Отметка «2» ставится, если:

    -допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

    Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами (например, альтернативное чтение – упражнение с пиктограммами в рамках работы над разделом пространственное представление, составление знаков дорожного движения – закрепление знаний по предмету ОБЖ, закрепление временных представление – связь с предметов развитие устной речи) и направлениями коррекционно-адаптационной работы.


    Календарно-тематическое планирование I четверть

    №п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Дата

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки

    План

    Факт

    Должны знать

    Должны уметь

    Раздел 1. Представление о форме

    3 часа

    1

    1

    Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради (изображение шара). Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть шар, круг среди пространственных тел и геометрических фигур

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать круг в рабочей тетради.

    2

    2

    Геометрическая фигура: овал

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть овал среди геометрических фигур

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать овал  в рабочей тетради.

    3

    3

    Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть куб, квадрат среди пространственных тел и геометрических фигур

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать квадрат в рабочей тетради.

    Раздел 2. Конструирование

    4 часа

    4

    1

    Конструирование фигур из палочек

    Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.

    5

    2

    Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей)

    Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

    Знать название пространственных тел.

    Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец.

    6

    3

    Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей)

    Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

    Знать название пространственных тел.

    Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом

    Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции.

    7

    4

    Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур

    Дидактическая игра: « Фабрика дорожных знаков»

    Знать название геометрических фигур.

    Составлять дорожные знаки из геометрических фигур опираясь на образец

    Раздел 3. Представление о величине

    3 часа

    8

    1

    Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам

    Классификация фигур по одному и двум признакам.

    Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

    9

    2

    Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины

    Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры.

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму.

    Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы.

    10

    3

    Штриховка изображений объектов различной величины

    Штриховка изображений различной величины. Комментированная штриховка. Дидактические игры на сравнение предметов.

    Знать и различать понятия: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, тоньше, толще, длиннее, короче, разные.  

    Уметь различать объекты по высоте и величине, ширине и толщине. Используя в речи выражения: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже,  толще и тп. Штриховать.

    Раздел 4. Количественные представления

    11 ч

    11

    1

    Количественные представления: числа и цифры 1,2.

    Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2.

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    12

    2

    Сравнение чисел 1, 2

    Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 1, 2. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    13

    3

    Состав числа 2

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 1, 2.

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    14

    4

    Количественные представления: числа и цифры 3

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3  в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2, 3

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    15

    5

    Сравнение чисел 1, 2, 3

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    16

    6

    Состав числа 3

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3.

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    17

    7

    Решение примеров на сложение в пределах 3

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3.

    Понимать смысл операции сложения.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    18

    8

    Решение примеров на вычитание в пределах 3

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3.

    Понимать смысл операции вычитания.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    19

    9

    Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 3»

    Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

    20

    10

    Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 3

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    21

    11

    Контрольная работа по итогам I четверти

    Выполнение задания в тетради.

    Знать весь полученный материал за четверть.

    Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.

    Раздел 5. Пространственные представления

    4 часа

    22

    1

    Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением.

    Дидактические игры: «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано»

    Выполнение заданий в тетради.

    Знать части тела.

    Уметь выполнять действия по наглядному образу, и по словесной инструкции.

    23

    2

    Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела.

    Игра: «Найди, где я спрятал»

    Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.

    Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.

    24

    3

    Игровые импровизации под музыку.

    Игра: «Кто это», «Изобрази...»

    Знать и называть названия животных, профессий.

    Уметь выполнять имитирующие движения под музыку

    25

    4

    Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса.

    Игра: «Найди, где я спрятал»

    Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.

    Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.

    Раздел 6. Временные представления

    2 часа

    26

    1

    Закрепление признаков лета и осени

    Выделение основных признаков времени года.

    Знать времена года, признаки времен года.

    Уметь выделять признак времен, описывать время года

    27

    2

    Знакомство с календарем погоды

    Работа с календарём погоды

    Знать и ориентироваться с пиктограммах

    Уметь работать с календарем погоды.

    Календарно-тематическое планирование II четверть

    №п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Дата

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки

    План

    Факт

    Должны знать

    Должны уметь

    Раздел 1. Представление и форме

    2 часа

    28

    1

    Выбор предметов, имеющих чётко выраженную геометрическую форму

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть геометрические фигуры  

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать овал  в рабочей тетради.

    29

    2

    Лепка пространственных фигур из пластилина

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть геометрические фигуры  

    Уметь лепить геометрические фигуры по образцу и словесной инструкции.

    Раздел 2. Конструирование

    3 часа

    30

    1

    Конструирование фигур из палочек

    Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.

    31

    2

    Конструирование по объемному образцу – мост (из 5 деталей)

    Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

    Знать название пространственных тел.

    Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец.

    32

    3

    Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – мост (5 деталей)

    Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

    Знать название пространственных тел.

    Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом

    Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции.

    Раздел 3. Представление о величине

    2 часа

    33

    1

    Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам

    Классификация фигур по одному и двум признакам.

    Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

    34

    2

    Обводка изображений объектов различной величины по трафаретам

    Обведение изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры.

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму.

    Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы.

    Раздел 4. Количественные представления

    10 ч

    35

    1

    Количественные представления: числа и цифры 0

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 0 в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2, 3 и 0

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    36

    2

    Сравнение чисел от 0 до 3

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 и 0 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3 и 0. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    37

    3

    Состав чисел в пределах 3

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 1, 2, 3 и 0

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    38

    4

    Количественные представления: числа и цифры 4

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4  в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4 и 0

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    39

    5

    Сравнение чисел от 0 до 4

    Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    40

    6

    Состав чисел в пределах 4

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    41

    7

    Решение примеров в пределах 4

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Понимать смысл операции сложения и вычитания  

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    42

    8

    Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 4»

    Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

    43

    9

    Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    44

    10

    Контрольная работа по итогам II четверти

    Выполнение задания в тетради.

    Знать весь полученный материал за четверть.

    Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.

    Раздел 5. Пространственные представления

    2 часа

    45

    1

    Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»

    Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    46

    2

    Графический диктант: «В мире животных»

    Графический диктант, работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    Раздел 6. Временные представления

    2 часа

    47

    1

    Закрепление признаков зимы

    Выделение основных признаков времени года.

    Знать времена года, признаки времен года.

    Уметь выделять признак времен, описывать время года

    48

    2

    Составление коллажа на сравнение основных признаков времен года: осень и зима

    Выделение основных признаков времени года, составление коллективного коллажа

    Знать времена года, признаки времен года.

    Уметь выделять признак времен, описывать время года, работать в группе

    Календарно-тематическое планирование III четверть

    №п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Дата

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки

    План

    Факт

    Должны знать

    Должны уметь

    Раздел 1. Представление и форме

    3 часа

    49

    1

    Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник (прямоугольник)

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть многоугольник среди геометрических фигур

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать овал  в рабочей тетради.

    50

    2

    Рисование фигур по трафаретам и опорным точкам

    Повторение название фигур, изображение их по опорным точкам и трафаретам в тетради

    Узнавать и называть многоугольник среди геометрических фигур

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать их рабочей тетради.

    51

    3

    Группировка предметов по форме

    Классификация фигур по одному и двум признакам.

    Дидактическая игра: «Угадайка». Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

    Раздел 2. Конструирование

    4 часа

    52

    1

    Конструирование фигур из палочек

    Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.

    53

    2

    Игровые упражнения с разрезными картинками с использованием образца

    Собирание разрезных картинок с использованием образца Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости.

    54

    3

    Постройка по образцу из строительного материала с последующим анализом работы – башенка

    Конструирование фигур из строительного материала  по образцу. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из строительного материала  по образцу

    55

    4

    Постройка по словесной инструкции из строительного материала с последующим анализом работы – башенка

    Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из строительного материала  словесной инструкции

    Раздел 3. Представление о величине

    3 часа

    56

    1

    Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам

    Классификация фигур по одному и двум признакам.

    Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

    57

    2

    Рисование изображений объектов различной величины по опорным точкам

    Изображать предметы различной величины по опорным точкам, пальчиковая гимнастика, работа в тетради

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Обводить объекты по опорным точкам, классифицировать предметы по величине

    58

    3

    Сравнение предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа)

    Сравнение предметов по величине,  используя подручные вещи.

    Меры измерения величин

    Сравнивать предметы, используя подручные вещи.

    Раздел 4. Количественные представления

    12 ч

    59

    1

    Количественные представления: числа и цифры от 0 до 4

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4  в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4 и 0

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    60

    2

    Сравнение чисел от 0 до 4

    Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    61

    3

    Состав чисел в пределах 4

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    62

    4

    Решение примеров на сложение  в пределах 4

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Понимать смысл операции вычитания.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    63

    5

    Решение примеров на сложение  в пределах 4

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Понимать смысл операции вычитания.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    64

    6

    Решение примеров в пределах 4

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4

    Понимать смысл операции вычитания.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    65

    7

    Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 4»

    Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

    66

    8

    Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    67

    9

    Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    68

    10

    Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 4

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    69

    11

    Обобщающий урок: «Решение задач»

    Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

    70

    12

    Контрольная работа по итогам III четверти

    Выполнение задания в тетради.

    Знать весь полученный материал за четверть.

    Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.

    Раздел 5. Пространственные представления

    5 часа

    71

    1

    Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений.

    Игра: «Море волнуется», игры на подражание, работа в тетради

    Знать понятия на определение пространственного расположения

    Сопровождать свои действия словесным пояснением

    72

    2

    Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»

    Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    73

    3

    Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»

    Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    74

    4

    Графический диктант: «В мире предметов»

    Графический диктант, работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    75

    5

    Графический диктант: «В мире предметов»

    Графический диктант, работа в тетради

    Упражнение в счете.

    Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4

    Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции

    Раздел 6. Временные представления

    3 часа

    76

    1

    Наблюдение за подготовке к весне на школьной территории.

    Выделение основных признаков времени года.

    Знать времена года, признаки времен года.

    Уметь выделять признак времен, описывать время года

    77

    2

    Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны

    Закрепление признаков весны, составление коллективного коллажа

    Знать признаки весны

    Работать в коллективе

    78

    3

    Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны

    Закрепление признаков весны, составление коллективного коллажа

    Знать признаки весны

    Работать в коллективе

    Календарно-тематическое планирование IV четверть

    №п/п

    № урока в разделе

    Тема урока

    Дата

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки

    План

    Факт

    Должны знать

    Должны уметь

    Раздел 1. Представление и форме

    2 часа

    79

    1

    Знакомство с пространственным телом – прямоугольная призма (брусок)

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть брусок среди геометрических тел

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать брусок  в рабочей тетради.

    80

    2

    Соотнесение плоскостных и объемных форм

    Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

    Пальчиковая гимнастика.

    Дыхательные упражнения.

    Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть геометрические тела и фигуры  

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму.

    Раздел 2. Конструирование

    3 часа

    81

    1

    Конструирование фигур из палочек

    Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.

    82

    2

    Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение палочек по цвету и величине.

    Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение их по цвету и величине. Работа в тетради.

    Название цветов и понятий по теме «Величины»

    Сравнивать предметы по цвету и величине

    83

    3

    Элементарное конструирование из палочек Кюинзенера.

    Работа с палочками, конструирование из палочек по образцу

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Выполнять действия с палочками по образцу, сопровождать действия словесным объяснением

    Раздел 3. Представление о величине

    2 часа

    84

    1

    Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам

    Классификация фигур по одному и двум признакам.

    Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

    Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

    Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

    85

    2

    Сравнение предметов по величине различными способами.

    Сравнение предметов по величине,  используя подручные вещи.

    Меры измерения величин

    Сравнивать предметы, используя подручные вещи.

    Раздел 4. Количественные представления

    12 ч

    86

    1

    Количественные представления: числа и цифры 5

    Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4,5  в правильном и перевернутом  расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и 0

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    87

    2

    Сравнение чисел от 0 до 5

    Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом  расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

    Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета.  Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    88

    3

    Состав чисел в пределах 5

    Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5

    Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

    89

    4

    Решение примеров на сложение  в пределах 5

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5

    Понимать смысл операции сложения

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    90

    5

    Решение примеров на вычитание  в пределах 5

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5

    Понимать смысл операции вычитания.

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    91

    6

    Решение примеров в пределах 5

    Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4,  5

    Понимать смысл операции сложения и вычитания  

    Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

    92

    7

    Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 5»

    Упражнение в счете.

    Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

    93

    8

    Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 5

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения

    Применение в практической деятельности действий сложения.

    94

    9

    Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 5

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций вычитания.

    Применение в практической деятельности действий вычитания.

    95

    10

    Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 5

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    96

    11

    Обобщающий урок: «Решение задач»

    Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

    Понимать смысл операций сложения и вычитания.

    Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

    97

    12

    Контрольная работа по итогам IV четверти

    Выполнение задания в тетради.

    Знать весь полученный материал за четверть.

    Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.

    Раздел 5. Пространственные представления

    3 часа

    98

    1

    Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений.

    Игра: «Море волнуется», игры на подражание, работа в тетради

    Знать понятия на определение пространственного расположения

    Сопровождать свои действия словесным пояснением

    99

    2

    Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»

    Дидактическая игра: «Муха» в тетради

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

    Уметь ориентироваться на плоскости.

    100

    3

    Графический диктант: «Дикие и домашние животные»

    Дидактическая игра: «Муха» в тетради

    Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа), название животных

    Уметь ориентироваться на плоскости, классифицировать домашние и дикие животные

    Раздел 6. Временные представления

    2 часа

    101

    1

    Закрепление признаков лета

    Выделение основных признаков времени года.

    Знать времена года, признаки времен года.

    Уметь выделять признак времен, описывать время года

    102

    2

    Просмотр фильмов о природе в разное время года

    Закрепление признаков времен года, просмотр фильмов о природе в разное время года

    Знать признаки весны

    Работать в коллективе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью...

    тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 7 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...