Главные вкладки

    План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
    план-конспект урока (9 класс)

    Кузнецова Вероника Кимовна

    План – конспект урока чтения  на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока чтения

     на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

    9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

    Учитель высшей категории

          Кузнецова В.К.

    Казань, 2017 г.

    Тема урока:

    А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

    Цели:

    1. Формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять несложные  характеристики героев;
    2. расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
    3.  воспитывать нравственно - этические нормы поведения.

    Оборудование: разрезные картинки на магнитах к басням «Щука и кот», «Квартет»; иллюстрации к басням «Щука и кот», «Квартет», «Ворона и лисица»; опорные схемы «Басня», «Сатира», «Мораль»; портрет И.А.Крылова; таблица с датами жизни и смерти; табличка с псевдонимом; магнитные буквы; предметные картинки (лиса, ворона); аудиозапись басни «Ворона и Лисица» в исполнении Ильинского; карточки со словарными словами (лесть, гнусна, не впрок, взгромоздясь, пленил, плутовка, ангельский, вещуньина (голова), зоб); учебник чтения 5 класс для коррекционной школы 8 вида З.Ф.Малышева; карточки со словами (глупая, доверчивая, хитрая, льстивая, коварная, лживая, неуклюжая,  высокомерная); карточки с пословицами; смайлики; раскраска к басне «Ворона и Лисица».

    Ход урока:

    I. Организация начала урока.

    - Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

    - Встаньте ровно. Подготовимся к уроку чтения.

    Речевая разминка:

    -  На- на-на – на дворе весна.

    -  Но-но-но – светит солнышко в окно.

    -  Ло-ло-ло – на душе светло.

    - Шо-шо-шо – будет все хорошо.

    - Ись-ись-ись – всему миру улыбнись.

    - Молодцы!

    - Тихо и правильно сядьте.

    II. Подготовка к усвоению новых знаний.

    1. Дидактическая игра «Осколки».

    На доске разрезанные картинки.

    - Ребята, я хотела вам показать картинки, но они рассыпались. Надо собрать осколки, чтобы получилась целая картинка.

            Учащиеся собирают картинки.

    Щука и Кот    Картинки по запросу раскраска квартет

    - Назовите названия произведений, изображённые на иллюстрациях. (Квартет, Щука и кот)

    - К какому жанру литературы относятся эти произведения? ( Басня)

    -Что такое басня?

    Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.

     -  Кто помнит, что такое сатира?

    Сатира – насмешка  над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

    - В басне обязательно присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется? (мораль)

    Мораль – поучительный вывод.

    - Как называют человека, который пишет басни? (Баснописцем)

    - Кто написал басни «Щука и кот», «Квартет»? (И.А.Крылов)

    ( На  доске  вывешивается  портрет  И.А.Крылова, даты  жизни  и  смерти.)

    I:\басня\Фото_Крылов_Иван_Андреевич_d8b7e.jpg

    Крылов

    Иван Андреевич

    1769 -1844г.г.

    - С биографий Ивана Андреевича Крылова вы знакомы.

    - Сегодня я хочу рассказать вам ещё один интересный факт из его жизни. В молодости он взял себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное наоборот.

    2.  Гимнастика для глаз.

    - Чтобы правильно выполнить следующее задание, стать внимательными сделаем зарядку для глаз:

    Раз – налево, два – направо,

    (Посмотреть налево – направо)

    Три – наверх, четыре – вниз.

    (посмотреть наверх – вниз)

    А теперь по кругу смотрим,

    (Круговые движения глазами)

    Чтобы лучше видеть мир.

    Взгляд направим ближе,

    (Опустить взгляд вниз)

                                  дальше,

    (Поднять взгляд вверх)

    Тренируем мышцу глаз.

     (Быстро поморгать.)

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

    - Молодцы!

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    - Сегодня на уроке мы продолжим  знакомство с баснями И.А.Крылова. Расшифровав слова вы узнаете, какую басню мы будем сегодня читать.

    На доске:

    аноров  и ацисил

    Учащиеся читают: Ворона и лисица

    На доске иллюстрация к басне.

    Похожее изображение

      1. Знакомство  с  басней  И.А.Крылова  «Ворона  и  Лисица»

        1) Работа  с  предметными  картинками.

    - Ребята, кто из вас видел ворону? Как она выглядит?  (Крупная птица.  Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый)

    Картинки по запросу ворона рисунок для детей

    - Можно ли ворону назвать красивой птицей?  (Нет)

    -  Кто слышал ворону?  Какой у неё голос? (Неприятный голос, она не поёт, а каркает)                                                

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lisa/lisy16.jpg

     - А как выглядит лиса? (Рыжая, хвост пушистый)

    - Вспомните из сказок характер лисы (плутовка, хитрая, коварная).

        2) Прослушивание  басни  в  аудиозаписи.

    - А теперь послушаем и узнаем, какая история приключилась с Вороной.

          - Понравилась  ли  вам  басня?

    1. Словарная  работа.

    - В басне вам встретились незнакомые слова, чтобы вам было легче понять смысл басни, я вам объясню их значение.

    Лесть – это когда говорят приятные слова из желания расположить кого-либо к себе;

    Гнусна – отвратительна;

    Не впрок – не на пользу;

    Взгромоздясь – взобраться  с  усилием  на  что-то  высокое;

    Пленил – привлёк  внимание, привел  в  восторг;

    Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница;

    Ангельский – нежный, добрый;

    Вещуньина (голова) - предсказательница;

    Зоб – у  насекомых, птиц: расширенная  часть  пищевода, где  накапливается  и  предварительно  обрабатывается  пища.

    1. Чтение  басни  учителем.

    - Я прочитаю басню, а вы слушайте внимательно и следите за мной по учебнику.

    Учитель читает басню, ученики следят по книге.

    1. Беседа по прослушанному тексту.

    - Какая история приключилась с Вороной?

          6) Фронтальное чтение учащимися.

    Чтение басни учащимися по цепочке.

    1. Выборочное чтение.

    - Прочитайте, как  характеризует  Крылов  Лисицу.

                Плутовка   к  дереву  на  цыпочках  подходит;

                Вертит  хвостом  с Вороны  глаз  не  сводит

                 И  говорит  так  сладко, чуть  дыша…

    - Прочитайте, что говорила Лисица  о Вороне.

         Голубушка, как  хороша!

                   Ну  что  за  шейка, что  за  глазки!

                   Рассказывать, так, право, сказки!

                   Какие  пёрышки! Какой  носок!

    - Сопоставьте их с внешним видом вороны. Можно ворону назвать красивой? (Нет)

    - А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте.

                       И, верно, ангельский  быть  должен  голосок!

    - Какой голос у вороны  на самом деле?  (Неприятный, она каркает)

     - Для  чего  Лисица  так  расхваливала  Ворону? ( Чтобы  отнять  у  Вороны  сыр.)

    -После  всего, что  случилось, как  вы  можете  охарактеризовать  Ворону?

    ( Доверчивая, глупая.)

    - В  каких  словах  басни  заключён  её  главный  смысл? Прочитайте.

    Уж  сколько  раз  твердили  миру,

                             Что  лесть  гнусна, вредна; но  только  всё  не  впрок,

                              И  в  сердце  льстец  всегда  отыщет  уголок.

     - Какой  же  смысл имеет  басня? (Поддашься  на  льстивые  слова  и  можешь  остаться  без  ничего. Не  нужно быть  глупой  и  доверчивой, надо понимать, где  правда, а  где – ложь.)

    1. Чтение по ролям.

    - Сколько  человек  нам  необходимо  выбрать, чтобы  прочитать  басню  по  ролям? (автор и лисица)

    - Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

    2. Физкультминутка.

    - Сейчас мы с вами поиграем.

    Я называю качества характера, если они положительные  вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы топаете ногами.

    Хитрость

    жадность

    отзывчивость

    доброта

    лесть

    злоба

    зависть

    храбрость

    скупость

    правдивость

    справедливость

    эгоизм

    хвастовство

    лень

    неблагодарность

    - Молодцы!

    IV.  Закрепление знаний и способов действий.

    1. Характеристика персонажей басни.

    На доске карточки со словами,  характеризующие персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.

    (Глупая, доверчивая, хитрая, льстивая, коварная, лживая, неуклюжая,  высокомерная).

    Картинки по запросу ворона и лисица                                                        

    глупая

    Хитрая

    доверчивая

    льстивая

    неуклюжая

    лживая

    высокомерная

    коварная

    - Молодцы!

    1. Работа с пословицами.

     - Прочитайте  пословицы  и скажите, с какими пословицами вы бы обратились к Лисе, к Вороне? Объясните смысл пословиц.

    1. «Верь своим очам, а не чужим речам».

    2. «На языке медок, а под сердцем ледок».

    - Молодцы!

        3. Дополнительное задание.

    Дидактическая игра «Найди ошибку».

    - Послушайте текст и найдите ошибки.

    Вороне  где-то Бог послал кусочек сала

    На ель Ворона взобралась

    Поужинать совсем была, уж собралась

    Плутовка к домику на цыпочках подходит

    Вертит крылом, с Вороны нос не  сводит

    Ворона гавкнула во всё воронье горло.

    - Молодцы!

    V.  Подведение итогов. Рефлексия.

    -  Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

    -  Кто автор басни?

    -  С  каким  человеческим  пороком  боролся  И.А.Крылов, создавая  эту  басню? ( Лестью, заискиванием.)

      - Полезным  ли  для  вас  оказался  урок? Чем?

     – Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

    - Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

    - Какое настроение у вас в конце урока?

    - Если вам было интересно на уроке, то возьмите улыбающийся смайлик, а если вы испытывали затруднения то возьмите грустный смайлик, чтобы на следующем уроке помочь вам понять этот материал. Свое мнение об уроке оставьте на доске настроения.

    - Спасибо за урок!

    VI.  Домашнее задание.

    -Подготовить выразительное чтение басни.  Ответить на вопросы стр.226-228.

    - Раскрасить иллюстрацию к басне.

    I:\басня\раскраска.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс

    И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...

    тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...

    Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 7 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

    Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...

    Программа по чтению и письму в 3 специальном (коррекционном) классе для детей с умеренной умственной отсталостью

    В программу включены уроки по обучению чтению и письму детей с УУО. Первые несколько уроков подразумевают чтение произведений вслух учителем и дальнейшем обсуждении их....

    План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

    План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...