Старообрядчество
проект по физике (8 класс)

Заремба Ольга Геннадьевна

Раньше старообрядчество было распространено на территории Красноярского края. Никого не удивляли их быт, традиции. Сейчас староверы живут, закрывшись от внешнего мира. Они разбивают поселки на берегах рек. В некоторых поселках живет всего несколько семей. Как в старые добрые времена у них нет ни электричества, ни бытовых приборов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staroobryadchestvo.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  

.

Исследовательская работа

Тема «Старообрядчество в наше время»

Выполнили:

Ученица 8 класса Заремба С.В

Руководитель:

                                                                                           Учитель физики Заремба О.Г

Введение

Раньше старообрядчество было распространено на территории Красноярского края. Никого не удивляли их быт, традиции. Сейчас староверы живут, закрывшись от внешнего мира. Они разбивают поселки на берегах рек. В некоторых поселках живет всего несколько семей. Как в старые добрые времена у них нет ни электричества, ни бытовых приборов. Наших современных людей это удивляет. Некоторые даже не верят тому, что где-то еще остались такие поселения. Я живу недалеко от староверческого поселка и мне не раз приходилось общаться с местными жителями разного возраста. Удивляет, что люди осознано ограничивают общения с внешним миром, живут по своим законам, сохраняют свои обычаи и традиции и передают их из поколения в поколения. С раннего детства бабушка мне рассказывала про быт и уклад староверов. При написании моей работы я воспользовалась воспоминаниями бабушки, мне захотелось поделиться тем, что я о них знаю, о своих впечатлениях общения с ними.

Цель моей работы: раскрыть особенности жизни староверов (их историю, быт, обычаи, традиции).

Задачи:

- пообщаться со староверами и собрать информацию о них;

- провести анкетирование староверов;

- составить список постов и праздников;

- сделать толковый словарь их слов и выражений.

При написание глав моей работы возникли определённые сложности.

Глава 1. История происхождения.

Особое значение в развитии культуры Сибири имело

старообрядчество. Хранители старых церковных обрядов –

старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха

Никона разрушит не только священную природу православия,

но и самобытность русской культуры. Защитники старой веры

подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и

государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь.

Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить

только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде

необжитые земли превращались через какое-то время в

образцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь

сохраняла традиционные аскетические формы жизни.

Потомки старообрядцев в последующем времени внесли

большой вклад в развитие российской культуры как

целостности (русское купечество, наука, промышленность).

Значительная часть российского капитала 19 века находилась

в руках старообрядцев. Они создали текстильную

промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев

крупные династии промышленников и торговцев.

Старообрядцы из Саратовской губернии продавали хлеб за

границу в таких крупных масштабах, что от их поставок

зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других

европейских государств. Старообрядцы построили сотни

больших торговых сел и поселков, где жили общиной.

Глава 2. Особенности географического положения посёлка Шивера.

Капризы природы.

Раскрытие темы «Старообрядчество в наше время» я решила провести на примере поселка Шивера Абанского района Красноярского края. Это отдаленный поселок. Территориально он относится к Тасейскому району, административно - к Абанскому.

Шивера находится в 3-х километрах от поселка Чигашет в котором я живу. Эти поселки разделяет приток реки Бирюса-Чегашетик, через который проложен мост.

Стоит поселок на левом берегу реки Бирюса, со всех сторон окружен тайгой. В этом месте реки находятся пороги. Названия у порогов нет, а в народе их называют «шиверские пороги». Из-за наличия порогов, ледостав реки на этом участке происходит позже. Так как берег реки невысокий, во время половодья поселок частично затапливает. В это время местные жители по улицам передвигаются на лодках и даже на затопленных дорогах ставят рыболовные сети.

Во время вскрытия рек мост и большая часть дороги затоплены, и поселок Шивера становится отрезанным от других населенных пунктов. При необходимости выезда из поселка местные жители пользуются лодками.

Напротив поселка находятся горы и небольшие «шиверские скалы». Каждый желающий может оставить знаки присутствия в виде надписи краской на скале.

Построение поселка необычное отличается от других тем, что улиц как таковых нет, и дома «разбросаны».

        

Глава 3. Утварь старообрядцев.

В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме - красный угол. В красном углу находится божница, куда ставятся иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. В домах много старинных икон. Под божницей на столе лежат уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовка - распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Представляет собой плетеную кожаную или из другого материала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв.

 Одежда старообрядцев - сибиряков имеет  свои особенности. Костюм женщины сохраняется издавна. На голове кичка, сшитая из стеганой материи; имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Передняя часть юшки снизу имеет неширокую полосу, вышитую бисером. Но носят кички и без бисера. Молодухи вместо бисерной полоски оторачивают кичку снизу кучерями каймой из закругленных гусиных перышек. По затылку спущен назатыльник, шитый позументом. Кичка покрыта шалью так, что два конца перевязаются спереди на кичке и прячутся к низу; два другие конца спускаются к низу, покрывая шею. Пожилые женщины перевязывают покрытую кичку свернутым платком: накладывают под подбородок, а концы завязывают на голове. В праздничные дни, в торжественных случаях, надевают кокошник. Он надевается на кичку и по бокам покрывается платком.  Кокошник одевают редко. Раньше обязательно, а теперь редко, к венчанию молодая приготовляла кокошник; поп в церкви освещал его, возлагая на престол. Цветная и обычно не узорами рубашка с глухим воротником. Цвет рубашки разный: синий, красный, желтый. Цвет ее не совпадает с цветом сарафана. Рукава доходят до кисти руки. По плечам и около локтя могут быть неширокие нашивки. Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизу сарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана. Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии он скрепляется также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с крестом надет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги с широкими подборами. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, который набрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатика покрываются длинным платком. На пальцах носят кольца.

Рубаха мужчины обычная великорусская. Обычно рубаха и штаны шьются из покупной материи. Но носят рубахи и из самотканого холста, окрашенного в синюю краску. Из такого же холста шьют и штаны. Покрой у штанов широкий, с напуском. Молодежь уже шьет узкие штаны. На ногах обычно ичиги, иногда сапоги. На голове носят небольшую валяную шляпу. Встречаются молодые мужики и ребята с серьгой в левом ухе. На рубаху, смотря по погоде, надевают поддевку или курму. На юге, в глухих местах, молодежь носит куртки со стоячим воротником, вышитыми разноцветным шелком лацканами. Молодежь не строго держится старого покроя платья: носит пиджаки, картузы.

 В настоящее время староверы ходят в своей особой одежде только в праздники. В обычные дни они носят такую же одежду, как и мы с вами. Но на девушке в любом случае должна быть юбка.

Глава 3. Быт и уклад жизни старообрядцев.

        Семьи у староверов большие (7-9 человек). Женщины  не работают и заняты воспитанием детей, ведением хозяйства. Как правила старшие дети помогают им в этом.

        Покупать продукты в мирских магазинах (своих магазинов у них нет)  им не позволяет вера, так как на большинстве продуктов имеется знак штрихкода. Поэтому они разводят большое хозяйство (коров, кур, индюков, лошадей, свиней и т.д.). Большие участки земли засажены овощами, и женщины делают много заготовок  на зиму.

       Мужчины работают на лесозаготовке, тем самым обеспечивая семью. В свободное от работы время занимаются охотой (уходя в тайгу на несколько недель), рыбалкой. И мужчины и женщины занимаются пчеловодством.  Почти каждая семья разводит пчел.

Обязанности между мужчинами и женщинами строго распределены (мужчины делают тяжелую физическую работу, наиболее легкая работа ложится на плечи женщин). Если женщина вдова или на некоторое время осталась без мужа, то жители поселка приходят на помоща, ничего не получая взамен. В случае необходимости, например,  при разгрузки дров, каждый может прийти ближнему на помощь. В просьбах друг другу вообще не отказывают.

           В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды. Большие корзины можно использовать как насест для куриц, в малые собирать ягоду или хранить в них швейные принадлежности и т. п. Для плетения употребляются чаще всего прутья, солома, камыш, корни сосны или ели, липовое лыко, тальник. Также из бересты делают туеса и сосуды для жидкости.

Глава 4. Традиции и обычаи.

   Шивера - особый мирок, скрытый от наших глаз. Этот мирок наполнен своими традициями и обычаями. Мне удалось лишь слегка приоткрыть завесу тайны. На некоторые вопросы мне так и не удалось узнать ответы. Вот то, что мне удалось узнать.

А) Крещение:

Имя ребёнку дают только во время крещения и только по специальному календарю, названия которого мне не удалось узнать, так как вера не приветствует  разглашения чего-либо касающиеся их веры. Крещение может проходить  через несколько дней, и всё это время у ребёнка нет имени. Крещение проводит особый человек (в православной вере его называют священник) как его называют, мне не удалось узнать по понятной причине, указанной выше. При крещении младенца опоясывают нательным пояском, который он не снимает в течение всей жизни, по необходимости увеличивая его в объёме.

Б)

Раньше у староверов был такой обычай: в одной семье рождался мальчик, а в другой девочка, и родители сватали детей, пока те еще были маленькие. Мнение детей при этом не учитывалось. Со временем этот обычай изменился. Невесту могут посватать в юном возрасте. Обычно жених и невеста до свадьбы  встречаются несколько раз. Решение невесты в основном зависит от мнения родителей. Если парню понравилась девушка, то через некоторое время он приезжает к ней в гости. Если его всё устраивает, то через некоторое время он приезжает с родителями и сватами. Если семья девушки принимают сватов, через несколько дней девушку «пропивают», что в народе называется  «пропивушки».                                                                                         На пропивушках гуляют не только жители этого посёлка, но и жители других староверских посёлков.

После того как невесту «пропили» назначается день свадьбы и венчания.

В) Свадьба:

К свадьбе начинают готовиться за день до торжества. Собирается большинство женщин и девушек, которые на протяжении дня и ночи готовят праздничный стол. Утром, после приготовления помещения для свадьбы, все идут по домам и надевают специальную одежду. Женщины, наряжаются в традиционные сарафаны, повязывая самые красивые шашмуры на голову. Мужчины надевают косоворотки, и поверх рубахи опоясываются специальными поясами. Невеста одета в свадебное платье, заранее купленное женихом. Далее жених выкупает невесту (эта часть свадьбы практически не отличается от современной свадьбы). После свадьбы, муж, если он не местный, увозит жену к себе на родину, и они живут отдельно от родителей. Если же жених младший сын в семье, он, привезя невесту к себе на родину, обязан со всей своей семьёй жить с родителями.

До свадьбы девушка может ходить с распущенными волосами с одной косой или делая любые причёски. Замужняя девушка обязана надеть шашмур, заплетая волосы под ним в специальную причёску. После свадьбы волосы жены может видеть только муж и дети. Стричь волосы девушке строго запрещено и до, и после замужества. Девушка должна быть чиста, не порочна.  

Г) Венчание:

После свадьбы молодожёнов венчают (сам процесс венчание узнать не удалось). Когда супруги повенчаны, они уже не имеют права развестись. Выйти замуж или жениться они могут только в случае смерти одного из них.

Разводы запрещены. Не смотря на то, что до вступления в брак они почти не знают друг друга, на вопрос: »Счастливы ли вы в браке?»- все у кого я спрашивала не раздумывая сказали «да».

Д) Крещение двумя пальцами:

Крестятся староверы по особому.  Мы складываем пальцы щипоткой (большой, указательный и средний пальцы вместе), а они складывают вместе только два пальца (указательный и средний).

Е) Вход в помещение:

Как уже упоминалось выше, в каждом доме в юго-восточном углу в красном уголке есть божница. Староверы, входя в любой их дом, поворачиваются к ней, крестятся три раза и кланяются.

Ж) Необычные фразы.

Для приветствия друг друга они используют фразу «Здорово живешь», вместо привычного «прощаю» - «Бог простит», «Бог спасет», отец – «тятя».

З) Питьё:

Для того, чтобы попить воды также существует правило. Зачерпывают воду ковшом и каждому наливают в стакан.

На праздниках, как уже говорилось, пьют брагу, медовуху, самогон. В каждой семье, в каждом доме всегда есть брага. Она является и увеселительным напитком, и «деньгами» (ей рассчитываются за помоча).

И) Молодежные гуляния.

     По воскресениям и праздникам собирается вся молодежь,     приезжают из других поселков. Девушки накрывают на стол, парни топят печь, приносят брагу. На второй день обычно делают пельмени и продолжают празднование. Иногда девушки приходят друг к другу и готовят пельмени вместе.

К) Ткачество:

Если девушке очень хочется выйти замуж, она садится за ткацкий станок и ткет. По поверьям эта девушка вскорости выйдет замуж.

Л) Послушание и почитание:

Дети почитают родителей и слушаются старших, братьев, сестер. Слово старшего – закон.

М) «Чем длиннее борода, тем мудрее человек».

Стричь и брить бороду строго запрещено. Мужчины следят за бородой (подравнивают, придают ей форму, моют).

Н) Волосы у девушки должны быть длинные. Бриться и делать макияж, маникюр запрещено. Всё должно быть естественно.

О) Монастыри. Песнопения.

По берегам рек расположены монастыри. Считается, что каждый член семьи должен там хотя бы погостить. В каждой церкви есть свой хор. Хоровому пению специально обучают.

П) Мирская невеста или жених.

Брачные союзы возможны только между невестой-староверкой и женихом-старовером. Если один из них не старовер, благословения родителей пара не получит (исключение: мирской принимает веру старообрядчества). Если молодые сходятся без благословения, то старовер может быть изгнан из семьи, из поселка. Если у такой пары были интимные отношения, то старовер отмаливает этот грех в течение 7 лет. Если родители мирской невесты или жениха, желающих принять веру, курят, то, до тех пор пока они не бросят курить, жениха или невесту не покрестят и не примут в свою веру.

Р) 666 – «знак зверя» по Иоанну Богослову.

С) Если гость желает выпить браги, то он стучит пальцем по краю стола, хозяин приносит брагу и обязательно сам наливает её.

Т) Староверы не употребляют в пищу животных с лапами (заяц, медведь, собака и т. д.).

У) Похороны:

Умерший человек лежит в молебне одну ночь. Утром рано его хоронят. На похоронах присутствуют только мужчины. Покойника оборачивают в холст и обвязывают веревкой. Его не одевают, потому что считается, каким пришел человек на землю таким и должен уйти. Хоронят не в гробах, а в выдолбленной нише в дереве. Кресты, венки и памятники запрещены. В могилу вбивают осиновый кол. На поминках пьют кисель, алкоголь запрещен не только на поминках, но и в течение 40 дней.

Староверы дорожат традициями и обычаями, стараются их соблюдать и не искажать.

Они строго придерживаются 10-ти заповедей:

  1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
  2. Не сотвори себе кумира, всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.
  3. Не приемли имени Господа Бога твоего в суе.
  4. Помни день субботний, еже святите его: шесть дней делай, и сотвориши них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота – Господу Богу твоему.
  5. Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбы сотвори.
  8. Не укради.
  9. Не послушествуй на друга твоего свидетельсьва ложна.
  10.  Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Глава 6. Великие посты и веселые праздники.

Существуют  дни, когда в пищу употребляют только постные продукты и не употребляют алкогольные напитки. Такие дни называют постными или Постами. Посты делятся на однодневные и многодневные.

Однодневные посты:

  1. Среда и пятница в течение года, за исключением сплошных седмиц и Святок

Сплошные седмицы (нет постов):

а) Святки (7 – 17 января);

б) Мытаря и фарисея (25 – 31 января);

в) Сырная (масленица) (8 – 14 февраля);

г) Пасхальная (светлая) (5  - 11 апреля);

д) Троицкая (24 – 30 мая).

       2) Крещенский сочельник (Навечерие богоявления) (18 января)

       3) Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

       4) Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

                       

Что вкушать в посты и праздники

Периоды

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Великий Пост с 15 февраля по 3 апреля

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая с маслом

Горячая с маслом

Весенний мясоед

рыба

рыба

Петров Пост с 31 мая по 11 июня

Горячая без масла

рыба

Сухоядение

рыба

Сухоядение

рыба

рыба

Летний мясоед

Сухоядение

Сухоядение

Успенский Пост с 14 августа по 27 августа

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая с маслом

Горячая с маслом

Осенний мясоед

Сухоядение

Сухоядение

Рождественский Пост с 28 ноября по 6 января

До 19 декабря

Горячая без масла

рыба

Сухоядение

рыба

Сухоядение

рыба

рыба

20 декабря – 1 января

Горячая без масла

Горячая с маслом

Сухоядение

Горячая с маслом

Сухоядение

рыба

рыба

2 – 6 января

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая без масла

Сухоядение

Горячая с маслом

Горячая с маслом

Зимний мясоед

рыба

рыба

О трапезе в праздники

По церковному уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.  В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Се во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

7 января – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

8 января – Собор Пресвятой Богородицы (собрание верующих для молитвенного прославления Пречистой Девы Марии).

14 января – Обрезание Господа нашего Иисуса Христа. День памяти Василия Великого (Кесарийского). Согласно легенде он, благословляя людей, случайно благословил поросенка, поэтому в народе ему молились о плодородии свиней.

18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День строгого поста.В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, и происходит первое Великое освящение воды. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами – прежде всего духовными, укрепляющими и просвесляющими человека. Существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает – это Дух Святой сходит на неё.

19января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и подати нам пример Крещения.

14 февраля – Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.

15 февраля – Начало Великого поста. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник в память о том, как младенца Иисуса на сороковой день после рождения принесли в иерусалимский храм, чтобы, по обычаю, «представить перед Господом». Согласно преданию, в храме к Богородице и Иосифу подошел благочестивый Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит спасителя мира. Праведник Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое». Случившееся – сретение, или встреча, младенца Христа – наделено особым смыслом. Встреча с Богом – именно так воспринимают этот евангельский эпизод

25 февраля – Иверской иконы Божьей Матери.

28 марта – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). «Для часа сего Я и пришел» - говорил Иисус Христос, послушный воле Бога – Отца. Господь шел на верную смерть в Иерусалим. В этот день на богослужении  держат в руках первые распускающиеся весной ветви вербы. В старину с зелеными ветвями встречали царей после победы над врагами. Так же и здесь ветка служит знаком победы Христа над смертью. Освященные ветви хранятся в доме. Ими обхлестывают скотину во избежание болезней. Старые ветви вербы пускают по воде в реку.

1 апреля – Чистый четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Вспоминается установление Спасителем Таинства Евхаристии. Вечером читается 12 глав евангелия, подобно страстям Христовым.

2 апреля – Великая пятница. Воспоминание крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. Вынос Плащаницы. В этот день совершается крестный ход с Плащаницей. Святая церковь в трогательных песнопениях изображает страдальческое состояние Богоматери во время стояния Её при кресте.

4 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха Господня. Поскольку Великий пост прекращается в полночь, то литургия в этот день совершается рано. К особым пасхальным обрядам относится благословение «артоса» (по-гречески хлеба). Артос напоминает о воскресшем Господе, который сказал: «Я хлеб живый, сошедший с неба». Кулич, изготовленный дома, символизирует артос. Куличи, пасхи, пасхальные яйца освещаются в церкви во имя Воскресения Христова обычно после Литургии.

7 апреля – Благовещение Святой Богородицы. Второе Лицо Святой Троицы, в виде Сына Божьего, воплотился от Пречистой Девы и заимствовал от нее не только тело, но и душу, и все человеческое. В этом событии Приснодева сподобилась посещения Святой Троицы, стала достойной понести огонь Божества и не опалилась этим огнем. В этот день, как и Пасху солнце «играет», а грешников в аду не мучают. Заниматься же каким-либо делом, даже легким, трудом, в этот день считалось тяжким грехом.

12 апреля – Вход Господне в Иерусалим.

13 апреля – Радоница. Поминовение усопших.

18 апреля – Память святых жен-мироносец. Миронисицы сострадали к Креста вместе с Богородицей, участвовали в погребении Спасителя и первые удостоились видеть Воскресшего Христа. Это православный женский день.

13 мая – Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Празднуется в 40-ой день по Воскресении Иисуса Христа.

21 мая – Ап. и ев. Иоанна Богослова.

22 мая – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Троицкая родительская (поминальная) суббота.

24 мая – День Святого Духа, или Духов день. Когда Святой Дух сошел на апостолов, они стали другими людьми. Еще недавно бежавшие в страхе, они начинают всемирно проповедовать Евангелие. Распинаемые, сжигаемые,  гибнущие на аренах цирков, они устояли в Силе Духа. «Святым Духом всякая душа живится». Благодаря сошествию Святого Духа апостолы, бывшие простыми рыбаками, победили весь мир и собрали Церковь Божию вместе.

31 мая – начало Петрова Поста.

3 июня – Владимирской иконы Божьей Матери.

7 июля – Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

8 июля – Благоверных кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.

12 июля – Петров день. Петровки. Славных и всехвальных Апостолов Петра и Павла. Апостол Петр первый содействовал утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.

21 июля – явление иконы пресвятой Богородицы в городе Казани. Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится к иконам, именуемым Одигитрия – Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

1 августа – Обретение млщей преподобного Серафима Саровского.

2 августа – Ильин день. По преданию Святой Церкви, порок Илья будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

9 августа – Великомученика и целителя Пантелеймона.

14 августа – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как учит Евангелие, своим преображением Христос хотел напомнить грешным людям об утерянном рае: чтобы вновь обрести его, надо преобразить свою жизнь.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле – тела, а Богу – духа, не коснулась Девы Марии. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая». Пречистое тело Богородицы, до восхождения Ее в небесные обители, было погребено на семейном кладбище.

11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

17 сентября – Богородица Неопалимая Купина.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Рождество Матери Божьей – последнее предуготовление человеческого рода к принятию Божества. И оттого икона так полна человеческой благоуханной радости.

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

8 октября – Преподобного Сергия Радонежского.

14 октября – Покров  Пресвятой Богородицы.

4 ноября – Празднование Казанской иконы Божьей Матери.

8 ноября – Димитриевская родительская суббота. День поминовения усопших христиан.

21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил. Он низверг дьявола и всех павших духов с Неба.

26 ноября – Святителя Иоанна Златоустого.

28 ноября – Начало Рождественского поста (Филиппова поста).

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

10 декабря – Иконы Божьей Матери «Знамение».

19 декабря – Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Заключение.

Народ, чтобы остаться на планете как культурная общность, должен заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению культурные ценности. Этим занимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучение детей, этим сейчас занимаются и староверы. Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. В этой работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни, к старой вере. Но все лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд - это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать. Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением, мы надеемся увидеть свою Родину сильной и развитой страной с богатой духовной культурой, чтобы наши дети могли гордиться ею.

Мне удалось пообщаться с некоторыми староверами. Это общение произвело на меня незабываемое положительное впечатление. У них нет вредных привычек. Они культурные, гостеприимные, доброжелательные люди. Они не прочь пообщаться, но не распространяются про свою веру. Письменно отвечать на вопросы они отказались.

Цель моей работы достигнута, а поставленные задачи выполнены частично.

                  Толковый словарь.

Мирской – не староверский, не их веры.

Помоща – бескорыстная помощь, когда жители помогают друг другу в любой работе, в том числе в работе по дому.

Брага, медовуха – алкогольный напиток, сделанный из дрожжей и меда (сахара).

Шашмур – платок, которым повязывают голову замужние женщины.

Пропивушки – молодежное гуляние, перед свадьбой.

Пост – дни приёма постной пищи.

Есми – если.

Воссиял – разгорелся.

Красный угол – место, где находится божница.

Божница – место, где стоит икона.

Молебна – помещение, в котором молятся.

Косоворотка – мужская рубаха.

Лестовка - распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок.

Горница – комната.

                         Список Литературы.

  1. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII- XVII вв. М.Изд-во МГУ, 1988-198с.
  2. Костомаров Н. Раскол. Истор. Моногр. и исслед. М. Фирма « Чарли» 1994-636 с.
  3. Лебедев Л. Москва патриаршая. Сб.- М. ПИФ «Столица» АО «Вече» 1995-з65с.
  4. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVII в.- Новосибирск: Наука Сиб. Отделение 1974.
  5. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. –М.Наука 1986.-262 с.
  6. Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб: Искусство- СПб 2000.-463с.
  7. АнтощенкоА.В.  Ключевский о церковном расколе в России XVII в. (Построение исторического  парратива). Отеч. История 1999-№3-С120-130.
  8. Мордовцев Д. Л. Великий Раскол. Исторический роман из эпохи царствования Алексея Михайловича.- М. Современник. 1994-384.
  9. Буровский А. М. Маразм крепчал, или «Тигр Никон» и его «тигрята» -Красноярск. Бонус ОЛМА- Пресс, 20Содержание

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………..1

Глава 1. Историческое происхождение……………………………………………..2

Глава 2. Особенности географического положения посёлка Шивера. Капризы природы……………………………………………………………………………………………….3

Глава 3. Утварь старообрядцев…………………………………………………………..4-5

Глава 4. Быт старообрядцев………………………………………………………………..6

Глава 5. Традиции и обычаи……………………………………………………………….7-12

Глава 6. Великие посты и весёлые праздники…………………………………..13-19

Заключение…………………………………………………………………………………………20

Толковый словарь……………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………………...22

Содержание…………………………………………………………………………………………23

Приложение

Молитва Господня.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, ибо твоё царство и сила, и слава, вовеки веков. Аминь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о. Леонтия

Данная статья может быть отнесена к преподаванию истории ,краеведения,МХК....

Учебно-исследовательская работа «Старообрядчество на Южном Урале: становление, традиции, отношение к природе».

Учебно-исследовательская работа  «Старообрядчество на Южном Урале: становление, традиции, отношение к природе».     Выполнила: ученица  8 «Б» классаМОАУ « СОШ №...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА СЁЛ НОВЫЙ ЗАГАН И СТАРЫЙ ЗАГАН МУХОРШИБИРСКОГО РАЙОНА »

Элективный курс "история казачества и старообрядчества сёл Новый заган и Сарый Заган Мухоршибирского района"...