открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)

открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 класс

дата проведения: 22.01.2019 год.

Учитель: Молдурушку Айслу Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvie_toka_8_kl.docx30.36 КБ
Office presentation icon deystvie_toka_8_klass.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: физика

Уровень образования: общеобразовательный, базовый

Учитель: Молдурушку Айслу Александровна

Тема: Действия электрического тока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-исследование

Время проведения: 22.01.2019г

Участники: 8 класс

Цели урока:

Образовательная:  экспериментально  установить  действия  электрического                  

                              тока  и  выяснить  его  практическое  применение;

воспитательная:  формирование  познавательного  интереса  к  физике;      

                              воспитание  толерантного  отношения  друг к другу;

развивающая:      развитие  навыков  логического  мышления;  обоснования

                              своих высказываний; развитие политехнических знаний и

                              умений,  элементов  творчества,  умения  пользоваться

                              языком физики и применять знания в новой обстановке.

Задачи урока:

1)формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

2)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

3) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение   наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, планирование, оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы

Личностные УУД: смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование, компьютер, проектор.

Необходимое техническоеоборудование: источник тока (батарея гальванических элементов), электрическая лампа, катушка с сердечником, железный гвоздь, ключ ,стеклянный сосуд с раствором медного купороса, угольные электроды, мелкие железные предметы, соединительные провода, резистор.

Межпредметные связи: химия

Ресурсы

Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 238 с.

Учебный диск «Библиотека наглядных пособий 7-11 класс» под редакцией Н.К.Ханнанова.
Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006
Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ З.В. Александрова и др., - М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с.

Краткая аннотация

Комбинированный, с элементами исследовательской работы учащихся урок  разработан на основе авторской программы А.В. Перышкина  за 8 класс для общеобразовательных учреждений. Он построен на интеграции, которая позволяет показать окружающий мир во всём его многообразии, с привлечением научных знаний, наглядных опытов и демонстраций, примеров из жизни людей, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Для большей наглядности в план урока включены электронные образовательные ресурсы, что способствует повышению эффективности сознания и памяти. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания.

Этапы урока

Содержание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

время

1. Организационный момент. мотивация

Здравствуйте!

Ребята! У китайского народа есть пословица:

       

Приветствие учащихся,

Обеспечивает благоприятный настрой.

«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».

        И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!

Отвечают на приветствие учителя

Взаимодействуют с учителем

Личностные:

формирование личностного отношения к предмету, к окружающим .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1 мин.

2. Постановка цели и задач урока

Так как же можно судить о наличии электрического тока?

(по его действию или проявлению)

На столе стоит утюг, картофель, катушка (магнит), резиновая перчатка.

Постановка проблемного вопроса: как взаимосвязаны все эти 4 предмета, и что каждый из них определяет?

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Загадка

Он бежит по проводам

В каждом доме он желан

Но не вздумай с ним шутить,

Может он поколотить (эл.ток) слайд 1

Итак, тема нашего урока: «Действия электрического тока». Запишите в тетрадь.

Отгадывают загадку.

Выдвигают предположения о теме урока «Действия электрического тока».

Регулятивные:

целеполагание, планирование.

Познавательные:

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. . Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

3 мин.

   3. Актуализация знаний

«Чтобы лучше усвоить новый материал необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Беседа с  учащимися по вопросам:

1.Что такое проводники?

2. Приведите примеры проводников?

3. Что такое диэлектрики?

4. Приведите примеры диэлектриков?

5. Что такое электрический ток?

6. Роль источника тока в цепи?

7.  Что такое источники тока?

8.  Что такое электрическая цепь?

      Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить, что  мы уже знаем о нем.

Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся, следит за самостоятельностью выполнения письменных заданий.

Выполняют самостоятельно задание ,отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

компетенция обучающихся в области физики.

Регулятивные: умение организовать выполнение задания.

Коммуникативные:

Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах

3 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний

Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока  известны из повседневной жизни.

Демонстрация опыта:

к полюсам источника тока присоединяют никелиновую проволоку (резистор), она нагревается. Такое действие тока называется тепловым.

Демонстрируется опыт пропускания электрического тока через раствор медного купороса и выделения  меди. Данное действие тока называется химическим.

Магнитное действие тока демонстрируется с помощью катушки с железным сердечником, при замыкании цепи происходит притяжение к ней металлических предметов.  Информация об электромагнитах.  Демонстрация  по рис.54,55, 56 учебника.  Беседа  о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую.

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся,  демонстрирует опыты действий тока.

Даёт задание поработать с рисунками учебника.  

 Показывает в презентации применение действий электрического тока.

Предлагает привести свои примеры  по применению действий электрического тока..

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя,  Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конпект урока

Ребята пытаются самостоятельно рассказать о тепловом, магнитном, химическом и физиологическом действии тока и применении.  

Познавательные:формирование умения наблюдать, делать выводы,

исследовать, сравнивать.

анализ эксперимента, структурирование знаний,

Регулятивные:

Координация усилий по решению учебной задачи,

Коммуникативные:

учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Личностные:

Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой.

9

5. Физминутка

А теперь разомнемся!

Упражнение называется Буратино.

Представьте ребята, что ваш нос стал как у Буратино!

А теперь закройте глаза, обмакнув нос в чернильницу напишите слова: ток, амперметр, действия тока.

Учащиеся разминаются

2

6. Первичная проверка понимания.

Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью опытов.

Даёт учащимся задания выполнить в группах

 Слушает и проверяет правильность выполнения

оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя .

Познавательные: выделение существенной информации, оформление результатов творческой, коллективной работы.

Личностные: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию,

Регулятивные:

Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль .

Умение готовить выступление

10

7. Первичное закрепление

Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью теста

Подведение итогов урока.

Подсчитайте все баллы в карте и оцените свою работу на уроке.

Критерии оценки:

От 15 баллов и выше –«5»

От 11 баллов до 14 баллов – «4»

От 8 баллов до 10 баллов – «4»

Меньше 8 баллов – «2».

Итоговый тест.

Выполняют задания, взаимопроверку.   Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера

Познавательные:

 Построение речевого высказывания в устной форме, участие в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . Контроль правильности ответов других и самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

Понимание  ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

3

8. Домашнее задание

Выучить § 35. Задание 2 на стр. 106

Дополнительно:

   Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту.

   

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Регулятивные:

Выделение существенной информации из слов учителя.

Регуляция учебной деятельности.

2

9. Итог урока

«Ребята,  вспомните цель нашего урока:

Познакомиться с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии.

Выставляются оценки учащимся.

формулирует вопросы

Перечисляют действия электрического тока и рассказывают о превращении энергии.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

1

10. Рефлексия

проводит рефлексию, анализирует.

Предлагает продолжить следующие фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

оцените своё настроение  на уроке и поставьте соответствующий  значок в тетради.

рефлексируют.

Познавательные:

Умение делать выводы, структурировать знания.

 проводить самоанализ деятельности,  Личностные:

саморегуляция эмоционального состояния.

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действия электрического тока. Молдурушку А.А, учитель физики МБОУ СОШ №1 Г. Шагонар

Слайд 2

АННОТАЦИЯ 1. Знакомство с действием электрического тока. 2. Обучение рассчитано на учащихся 8 класса. 3. Детям созданы благоприятные условия для развития творческого воображения, познавательных способностей и эмоциональной восприимчивости. 4. С помощью слайдовой демонстрации учащиеся тренируют память и навыки самостоятельности. 5. Современные компьютерные технологии безусловно облегчают работу учащихся и учителя т. к. позволяют быстро переключать внимание. Фиксировать его на проблеме , проявлять смекалку. Интерес к новому и не угасающий интерес к пройденному. 6. Использование такой технологии для изучения школьниками физических явлений является целесообразным и эффективным.

Слайд 3

Цели урока: образовательная: экспериментально установить действия электрического тока и выяснить его практическое применение; воспитательная: формирование познавательного интереса к физике, воспитание толерантного отношения друг к другу; развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Слайд 4

План урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация. 3. Актуализация опорных знаний и умений. 4. Усвоение новых знаний. Работа в группах. 5. Итоговый тест. 6. Подведение итогов урока.

Слайд 5

Распределение времени по этапам урока:

Слайд 6

У китайского народа есть пословица: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь». И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!

Слайд 7

Правила работы в группах активно обменивайтесь информацией между собой. совместно делайте выводы. совместно выработайте единый подход. Помните: от вклада каждого участника зависит общий результат работы.

Слайд 8

Отгадайте загадку: Он бежит по проводам В каждом доме он желан Но не вздумай с ним шутить, Может он поколотить.

Слайд 9

Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить , что мы уже знаем о нем. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое проводники ? 2 . Приведите примеры проводников ? 3. Что такое диэлектрики ? 4. Приведите примеры диэлектриков ? 5 . Что такое электрический ток? 6. Что такое источник тока ? 7. Что такое электрическая цепь ?

Слайд 10

Проверь себя: 1. Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. 2. Примеры проводников: металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами, щелочами, графит. 3. Диэлектрики- тела, через которые эл.заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. 4.Эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмассы, шелк, капрон, масла и воздух. 5. Электрический ток- упорядоченное движение заряженных частиц. 6. Источники тока- специальные устройства, создающее эл.поле в проводнике. 7. Эл.цепь- соединенные друг с другом ист.тока, провода и потребители электроэнергии образуют эл.цепь.

Слайд 11

Как взаимосвязаны все эти предметы, и что каждый из них определяет ?

Слайд 12

ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА - это те явления, которые вызывает электрический ток. По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток.

Слайд 13

Тепловое действие тока- электрический ток вызывает разогревание металлических проводников (вплоть до свечения).

Слайд 14

Магнитное действие тока - проводник с током приобретает магнитные свойства; - наблюдается при наличии электрического тока в любых проводниках (твердых, жидких, газообразных).

Слайд 15

Химическое действие тока. при прохождении электрического тока через электролит возможно выделение веществ, содержащихся в растворе, на электродах.. - наблюдается в жидких проводниках.

Слайд 16

Физиологическое действие тока на ранней стадии развития науки об электричестве было единственным, о котором было известно ученым, и было основано на собственных ощущениях экспериментаторов. отрицательное: изменения в нервной системе, судорожные спазмы мышц, спазм диафрагмы - главной дыхательной мышцы в организме - и сердца, тепловое действие, положительное : Электрошок - электрическое раздражение мозга , с помощью которого лечат некоторые психические заболевания. Дефибрилляторы - электрические медицинские приборы, используемые при восстановлении нарушений ритма сердечной деятельности посредством воздействия на организм кратковременными высоковольтными электрическими разрядами. Гальванизация - пропускание через организм слабого постоянного тока, оказывающего болеутоляющий эффект и улучшающий кровообращение.

Слайд 17

РАБОТАЯ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ, БУДЬ ОСТОРОЖЕН !

Слайд 18

Итоговый тест: Вопрос 1 1. Электрический ток – это… а) упорядоченное движение частиц; б) упорядоченное движение свободных электронов, в) упорядоченное движение заряженных частиц, г) движение заряженных частиц. Вопрос 2 2. Электрический ток в металлах – это… а) упорядоченное движение частиц; б) упорядоченное движение свободных электронов, в) упорядоченное движение заряженных частиц, г) движение заряженных частиц.

Слайд 19

Итоговый тест: Вопрос 3 3. Какое действие тока всегда наблюдается в твердых, жидких и газообразных проводниках? а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое. Вопрос 4 4. Как называется действие тока которое может вызвать сильные конвульсии и кровотечения из носа? а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое.

Слайд 20

Итоговый тест: Вопрос 5 5. Укажите, в каком из перечисленных случаев используется физиологическое действие тока. а) нагревание воды электрическим током, б) хромирование деталей, в) рефлекторное сокращение мышц, г) свечение электрической лампы. Вопрос 6 6. Какое действие тока использую в устрой-стве пылесоса? а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое.

Слайд 21

Итоговый тест: Вопрос 7 7. Какое действие тока используют в устройстве гальванометра? а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое. Вопрос 8 8. В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока? а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.

Слайд 22

Итоговый тест: Вопрос 9 9. В устройстве какого бытового прибора используется одновременно тепловое и магнитное действие тока? а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.

Слайд 23

Проверь себя: Ответы на вопросы Ответы на вопросы 1 2 3 4 5 в б в г в 6 7 8 9 б б г б

Слайд 24

Домашнее задание Параграф 35 повторить, Задание 2 на стр. 106 Дополнительно: Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту.

Слайд 25

Использованные материалы: Учебник «Физика 8» А.В. Перышкин Интернет-ресурсы: http://pages.marsu.ru/iac/school/gnn/7/new.html http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике "Действия электрического тока", 8 класс.

Тепловое,химическое и магнитное действия электрического тока....

Открытый урок по теме "Мощность электрического тока". 8 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по теме "Мощность электрического тока" в разделе физики 8 класса "Электрические явления". Урок комбинированный с использованием лабораторного оборудования....

Урок физики в 8-м классе. Тема: "Действия электрического тока"

Урок посвящен изучению действий электрического тока. На уроке учащиеся вспоминают всё, что знают о токе из жизни. Работая в группах, они наблюдают действия электрического тока на самостоятельно провод...

Открытый урок по физике в 8 классе по теме "Действия электрического тока"

Данная разработка содержит полную разработку к уроку 8 класса "Действия электрического тока" (презентация, технологическая карта, рабочий материал для учеников) в соответствии с ФГОС....

Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"

Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает  раздел магнитные явления в 8-м классе.Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный м...

Тест по теме "Действия электрического тока"

Тест для проверки знаний по теме "Действия электрического тока" по физике в 8 классе...