открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)
открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 класс
дата проведения: 22.01.2019 год.
Учитель: Молдурушку Айслу Александровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvie_toka_8_kl.docx | 30.36 КБ |
deystvie_toka_8_klass.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: физика
Уровень образования: общеобразовательный, базовый
Учитель: Молдурушку Айслу Александровна
Тема: Действия электрического тока.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование
Время проведения: 22.01.2019г
Участники: 8 класс
Цели урока:
Образовательная: экспериментально установить действия электрического
тока и выяснить его практическое применение;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования
своих высказываний; развитие политехнических знаний и
умений, элементов творчества, умения пользоваться
языком физики и применять знания в новой обстановке.
Задачи урока:
1)формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
2)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
3) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, планирование, оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы
Личностные УУД: смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование, компьютер, проектор.
Необходимое техническоеоборудование: источник тока (батарея гальванических элементов), электрическая лампа, катушка с сердечником, железный гвоздь, ключ ,стеклянный сосуд с раствором медного купороса, угольные электроды, мелкие железные предметы, соединительные провода, резистор.
Межпредметные связи: химия
Ресурсы
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 238 с.
Учебный диск «Библиотека наглядных пособий 7-11 класс» под редакцией Н.К.Ханнанова.
Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006
Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ З.В. Александрова и др., - М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с.
Краткая аннотация
Комбинированный, с элементами исследовательской работы учащихся урок разработан на основе авторской программы А.В. Перышкина за 8 класс для общеобразовательных учреждений. Он построен на интеграции, которая позволяет показать окружающий мир во всём его многообразии, с привлечением научных знаний, наглядных опытов и демонстраций, примеров из жизни людей, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Для большей наглядности в план урока включены электронные образовательные ресурсы, что способствует повышению эффективности сознания и памяти. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания.
Этапы урока | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | время |
1. Организационный момент. мотивация Здравствуйте! Ребята! У китайского народа есть пословица:
| Приветствие учащихся, Обеспечивает благоприятный настрой. «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь». И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию! | Отвечают на приветствие учителя Взаимодействуют с учителем | Личностные: формирование личностного отношения к предмету, к окружающим . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | 1 мин. |
2. Постановка цели и задач урока Так как же можно судить о наличии электрического тока? (по его действию или проявлению) На столе стоит утюг, картофель, катушка (магнит), резиновая перчатка. Постановка проблемного вопроса: как взаимосвязаны все эти 4 предмета, и что каждый из них определяет? | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Загадка Он бежит по проводам В каждом доме он желан Но не вздумай с ним шутить, Может он поколотить (эл.ток) слайд 1 Итак, тема нашего урока: «Действия электрического тока». Запишите в тетрадь. | Отгадывают загадку. Выдвигают предположения о теме урока «Действия электрического тока». | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. . Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся | 3 мин. |
3. Актуализация знаний «Чтобы лучше усвоить новый материал необходимо вспомнить материал прошлого урока. Беседа с учащимися по вопросам: 1.Что такое проводники? 2. Приведите примеры проводников? 3. Что такое диэлектрики? 4. Приведите примеры диэлектриков? 5. Что такое электрический ток? 6. Роль источника тока в цепи? 7. Что такое источники тока? 8. Что такое электрическая цепь? | Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить, что мы уже знаем о нем. Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся, следит за самостоятельностью выполнения письменных заданий. | Выполняют самостоятельно задание ,отвечают на вопросы учителя | Познавательные: компетенция обучающихся в области физики. Регулятивные: умение организовать выполнение задания. Коммуникативные: Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах | 3 мин. |
4. Первичное усвоение новых знаний Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока известны из повседневной жизни. Демонстрация опыта: к полюсам источника тока присоединяют никелиновую проволоку (резистор), она нагревается. Такое действие тока называется тепловым. Демонстрируется опыт пропускания электрического тока через раствор медного купороса и выделения меди. Данное действие тока называется химическим. Магнитное действие тока демонстрируется с помощью катушки с железным сердечником, при замыкании цепи происходит притяжение к ней металлических предметов. Информация об электромагнитах. Демонстрация по рис.54,55, 56 учебника. Беседа о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую. | Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует опыты действий тока. Даёт задание поработать с рисунками учебника. Показывает в презентации применение действий электрического тока. Предлагает привести свои примеры по применению действий электрического тока.. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конпект урока Ребята пытаются самостоятельно рассказать о тепловом, магнитном, химическом и физиологическом действии тока и применении. | Познавательные:формирование умения наблюдать, делать выводы, исследовать, сравнивать. анализ эксперимента, структурирование знаний, Регулятивные: Координация усилий по решению учебной задачи, Коммуникативные: учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности Личностные: Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. | 9 |
5. Физминутка | А теперь разомнемся! Упражнение называется Буратино. Представьте ребята, что ваш нос стал как у Буратино! А теперь закройте глаза, обмакнув нос в чернильницу напишите слова: ток, амперметр, действия тока. | Учащиеся разминаются | 2 | |
6. Первичная проверка понимания. Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью опытов. | Даёт учащимся задания выполнить в группах Слушает и проверяет правильность выполнения | оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя . | Познавательные: выделение существенной информации, оформление результатов творческой, коллективной работы. Личностные: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, Регулятивные: Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль . Умение готовить выступление | 10 |
7. Первичное закрепление Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью теста Подведение итогов урока. Подсчитайте все баллы в карте и оцените свою работу на уроке. Критерии оценки: От 15 баллов и выше –«5» От 11 баллов до 14 баллов – «4» От 8 баллов до 10 баллов – «4» Меньше 8 баллов – «2». | Итоговый тест. | Выполняют задания, взаимопроверку. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, участие в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . Контроль правильности ответов других и самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Коммуникативные: Понимание ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения. | 3 |
8. Домашнее задание Выучить § 35. Задание 2 на стр. 106 Дополнительно: Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту.
| Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике | Регулятивные: Выделение существенной информации из слов учителя. Регуляция учебной деятельности. | 2 |
9. Итог урока «Ребята, вспомните цель нашего урока: Познакомиться с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии. Выставляются оценки учащимся. | формулирует вопросы | Перечисляют действия электрического тока и рассказывают о превращении энергии. | Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме. Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | 1 |
10. Рефлексия | проводит рефлексию, анализирует. Предлагает продолжить следующие фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… оцените своё настроение на уроке и поставьте соответствующий значок в тетради. | рефлексируют. | Познавательные: Умение делать выводы, структурировать знания. проводить самоанализ деятельности, Личностные: саморегуляция эмоционального состояния. | 1 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АННОТАЦИЯ 1. Знакомство с действием электрического тока. 2. Обучение рассчитано на учащихся 8 класса. 3. Детям созданы благоприятные условия для развития творческого воображения, познавательных способностей и эмоциональной восприимчивости. 4. С помощью слайдовой демонстрации учащиеся тренируют память и навыки самостоятельности. 5. Современные компьютерные технологии безусловно облегчают работу учащихся и учителя т. к. позволяют быстро переключать внимание. Фиксировать его на проблеме , проявлять смекалку. Интерес к новому и не угасающий интерес к пройденному. 6. Использование такой технологии для изучения школьниками физических явлений является целесообразным и эффективным.
Цели урока: образовательная: экспериментально установить действия электрического тока и выяснить его практическое применение; воспитательная: формирование познавательного интереса к физике, воспитание толерантного отношения друг к другу; развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
План урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация. 3. Актуализация опорных знаний и умений. 4. Усвоение новых знаний. Работа в группах. 5. Итоговый тест. 6. Подведение итогов урока.
Распределение времени по этапам урока:
У китайского народа есть пословица: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь». И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!
Правила работы в группах активно обменивайтесь информацией между собой. совместно делайте выводы. совместно выработайте единый подход. Помните: от вклада каждого участника зависит общий результат работы.
Отгадайте загадку: Он бежит по проводам В каждом доме он желан Но не вздумай с ним шутить, Может он поколотить.
Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить , что мы уже знаем о нем. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое проводники ? 2 . Приведите примеры проводников ? 3. Что такое диэлектрики ? 4. Приведите примеры диэлектриков ? 5 . Что такое электрический ток? 6. Что такое источник тока ? 7. Что такое электрическая цепь ?
Проверь себя: 1. Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. 2. Примеры проводников: металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами, щелочами, графит. 3. Диэлектрики- тела, через которые эл.заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. 4.Эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмассы, шелк, капрон, масла и воздух. 5. Электрический ток- упорядоченное движение заряженных частиц. 6. Источники тока- специальные устройства, создающее эл.поле в проводнике. 7. Эл.цепь- соединенные друг с другом ист.тока, провода и потребители электроэнергии образуют эл.цепь.
Как взаимосвязаны все эти предметы, и что каждый из них определяет ?
ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА - это те явления, которые вызывает электрический ток. По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток.
Тепловое действие тока- электрический ток вызывает разогревание металлических проводников (вплоть до свечения).
Магнитное действие тока - проводник с током приобретает магнитные свойства; - наблюдается при наличии электрического тока в любых проводниках (твердых, жидких, газообразных).
Химическое действие тока. при прохождении электрического тока через электролит возможно выделение веществ, содержащихся в растворе, на электродах.. - наблюдается в жидких проводниках.
Физиологическое действие тока на ранней стадии развития науки об электричестве было единственным, о котором было известно ученым, и было основано на собственных ощущениях экспериментаторов. отрицательное: изменения в нервной системе, судорожные спазмы мышц, спазм диафрагмы - главной дыхательной мышцы в организме - и сердца, тепловое действие, положительное : Электрошок - электрическое раздражение мозга , с помощью которого лечат некоторые психические заболевания. Дефибрилляторы - электрические медицинские приборы, используемые при восстановлении нарушений ритма сердечной деятельности посредством воздействия на организм кратковременными высоковольтными электрическими разрядами. Гальванизация - пропускание через организм слабого постоянного тока, оказывающего болеутоляющий эффект и улучшающий кровообращение.
РАБОТАЯ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ, БУДЬ ОСТОРОЖЕН !
Итоговый тест: Вопрос 1 1. Электрический ток – это… а) упорядоченное движение частиц; б) упорядоченное движение свободных электронов, в) упорядоченное движение заряженных частиц, г) движение заряженных частиц. Вопрос 2 2. Электрический ток в металлах – это… а) упорядоченное движение частиц; б) упорядоченное движение свободных электронов, в) упорядоченное движение заряженных частиц, г) движение заряженных частиц.
Итоговый тест: Вопрос 3 3. Какое действие тока всегда наблюдается в твердых, жидких и газообразных проводниках? а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое. Вопрос 4 4. Как называется действие тока которое может вызвать сильные конвульсии и кровотечения из носа? а) тепловое, б) химическое, в) магнитное, г) физиологическое.
Итоговый тест: Вопрос 5 5. Укажите, в каком из перечисленных случаев используется физиологическое действие тока. а) нагревание воды электрическим током, б) хромирование деталей, в) рефлекторное сокращение мышц, г) свечение электрической лампы. Вопрос 6 6. Какое действие тока использую в устрой-стве пылесоса? а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое.
Итоговый тест: Вопрос 7 7. Какое действие тока используют в устройстве гальванометра? а) химическое, б) магнитное, в) физиологическое, г) тепловое. Вопрос 8 8. В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока? а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.
Итоговый тест: Вопрос 9 9. В устройстве какого бытового прибора используется одновременно тепловое и магнитное действие тока? а) телевизор, б) фен, в) пылесос, г) электрическая лампа.
Проверь себя: Ответы на вопросы Ответы на вопросы 1 2 3 4 5 в б в г в 6 7 8 9 б б г б
Домашнее задание Параграф 35 повторить, Задание 2 на стр. 106 Дополнительно: Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту.
Использованные материалы: Учебник «Физика 8» А.В. Перышкин Интернет-ресурсы: http://pages.marsu.ru/iac/school/gnn/7/new.html http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по теме: "Действие электрического тока на человека"
Урок в 9 классе по учебнику С.В.Громов и Н.А. Родина...
Разработка урока по физике "Действия электрического тока", 8 класс.
Тепловое,химическое и магнитное действия электрического тока....
Открытый урок по теме "Мощность электрического тока". 8 класс
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по теме "Мощность электрического тока" в разделе физики 8 класса "Электрические явления". Урок комбинированный с использованием лабораторного оборудования....
Урок физики в 8-м классе. Тема: "Действия электрического тока"
Урок посвящен изучению действий электрического тока. На уроке учащиеся вспоминают всё, что знают о токе из жизни. Работая в группах, они наблюдают действия электрического тока на самостоятельно провод...
Открытый урок по физике в 8 классе по теме "Действия электрического тока"
Данная разработка содержит полную разработку к уроку 8 класса "Действия электрического тока" (презентация, технологическая карта, рабочий материал для учеников) в соответствии с ФГОС....
Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"
Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает раздел магнитные явления в 8-м классе.Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный м...
Тест по теме "Действия электрического тока"
Тест для проверки знаний по теме "Действия электрического тока" по физике в 8 классе...