Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)

Соловьева Наталья Павловна

Рабочая программа по физике 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    МКОУ «Обильненская СОШ»

Согласовано:

зам. директора по УР

Кошелева О.И.

Утверждено: пр. №191 от 10.08.2017

директор школы

Колганова Г.М.

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 по     физике

                                                                         

                                                                                                                   

        

                                                                                                               Класс: 8        

                                                                                                                   

                                                                                                               Учебный год: 2017 - 2018   

                                                                                                                                           

                                                                                   

                       

                                                                                                     

                                                                                                               Программа составлена

                                                                                                       Соловьевой Натальей Павловной

                                                                                                учителем  физики и математики первой

                                                                                                         квалификационной категории

                                                                                           (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)


                                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 8 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7 - 9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М.: ИЛЕКСА, 2012., на основе авторских программ (авторов А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у обучающихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса   8 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых  обучающимися.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета физика.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и  системности.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

   - развитие интересов и способностей, обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

   -  понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

   - формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.

        

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

   - приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

   - формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

   - овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  - понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных потребностей человека

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

     Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы  учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Описание места учебного предмета

         Учебная программа 8 класса рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

 - развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

 - коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Основное содержание программы

Тепловые явления

        Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

          Преобразование энергии в  тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

            Демонстрации

   -  принцип действия термометра

   -  теплопроводность различных материалов

   -  конвекция в жидкостях и газах

   -  теплопередача путем излучения

   -  явление испарения

          - постоянство температуры кипения жидкости при постоянном            давлении

   - понижение температуры кипения жидкости при понижении давления

   - наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом

           Эксперименты

   -  исследование изменения со временем температуры остывания воды

   -  изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей  воды

   -  измерение влажности воздуха

           Внеурочная деятельность 

  - объяснить, что такое инфра, экзотермический, сублимация, аморфный, изотропия.

   - исследование изменения температуры воды, если в ней растворить соль.

   - исследование теплопроводности алюминиевой железной и латунной кастрюли одинаковых размеров с одинаковым количеством воды на одинаковом огне за одно время. Выяснить какая кастрюля обладает большей теплопроводностью.

  - исследование и объяснение вращения и ускорения вращения бумажной змейки над включенной эл. лампой. Объяснение данного явления.

   - исследование двух кусочков льда обернутых в белую и черную ткань под действием включенной эл. лампочки.

   - построение классификационной схемы, выделяя основанием деления способы изменения внутренней энергии (мех. работа, хим. реакции,  взаимодействие вещества с электромаг. полем, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение).

   - исследовать термос и сделать чертеж, показывающий его устройство. Налить в термос горячей воды и найти ее температуру. Определить какое количество теплоты теряет термос в час. Повторить, то же с холодной водой и определить, какое количество теплоты термос приобретает в час. Сравнить и почему термос сохраняет вещество холодным лучше, чем теплым?

    - сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости

    - экспериментальным путем проверить какая вода быстрее замерзнет, горячая или холодная? Построить  график зависимости температуры от времени, измеряя через одинаковые промежутки времени   температуру воды, пока на поверхности одной из них не появится лед.  

    - изготовление парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.  

                                   Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

         

          Демонстрации

    -  электризация тел

    -  два рода электрических зарядов

    -  устройство и действие электроскопа

    -  закон сохранения электрических зарядов

    -  проводники и изоляторы

    - источники постоянного тока

    -  измерение силы тока амперметром

    -  измерение напряжения вольтметром

    -  реостат и магазин сопротивлений

    -  свойства полупроводников

        Эксперименты

   -   объяснить, что это (нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал, манганин)?

   -   исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения

   -  изучение последовательного соединения проводников

   -  изучение параллельного соединения проводников

   -  регулирование силы тока реостатом

   -  измерение электрического сопротивления проводника

   -  измерение мощности электрического тока

        Внеурочная деятельность 

   - изготовление простейшего электроскопа (Бутылка с пробкой, гвоздь длиной 10 – 15 см,  тонкая бумага. В пробку вбить гвоздь так, чтобы он торчал из нее на 2 – 3 см. Шляпка гвоздя будет «шариком» электроскопа. Полоску тонкой бумаги наколоть на заостренный кончик гвоздя, это лепестки электроскопа).

   - измерение КПД кипятильника

   - изготовление из картофелины или яблока источника тока (Взять любое это вещество и воткнуть в него медную и цинковую пластинку. Подсоединить к этим пластинкам 1,5 В лампочку).

   - найти дома приборы, в которых можно наблюдать тепловое. Химическое и электромагнитное действие эл. тока. Описать их.

   - изготовление электромагнита (намотать на гвоздь немного проволоки и подключить эту проволоку к батарейке, проверить действие на мелких железных предметах).

   - сравнить амперметр и вольтметр, используя знания, полученные из учебника и инструкции к приборам, работу оформить в виде таблицы.

   - работа с инструкцией к сетевому фильтру, заполняя таблицу по вопросам.

   - заполнить таблицу по инструкциям домашних электроприборов.

   

                                         Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

          Демонстрации

     -  Опыт Эрстеда

     -  Магнитное поле тока

     -  Действие магнитного поля на проводник с током

     -  устройство электродвигателя

         Лабораторная работа

     -  Изучение принципа действия электродвигателя

          Внеурочная деятельность

      - что такое дроссель, соленоид, ротор, статор,

      - изучение магнитного поля полосового магнита, дугового магнита и катушки с током, рисунки магнитного поля.

      - изучение свойств постоянных магнитов (магнит, компас и разные вещества: резина, проволока, гвозди, деревян. бруски и т.п.)

Световые явления

Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

          Демонстрации

   -  прямолинейное распространение света

   -  отражение света

   -  преломление света

   -  ход лучей в собирающей линзе

   -  ход лучей в рассеивающей линзе

   -  построение изображений с помощью линз        

   -  Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

   -  Дисперсия белого света

   -  Получение белого света при сложении света разных цветов

       Лабораторные работы

   -  Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

   -  Получение изображений с помощью собирающей линзы.

 

         Внеурочная деятельность

   - обнаружение тени и полутени

   - исследование: взять метровую палку и на улице измерить размер ее тени, затем определить реальную высоту деревьев, домов, столбов, измеряя  их тени. Полученные данные оформить в виде таблицы.

   - используя различные источники сделать в виде наглядных карточек оптические иллюзии

   - выяснить, что это (диапозитив, камера – обскура, монокуляр, дуализм, квант, рефракция, диоптрия)?

Возможные экскурсии: ферма, строительные площадки, мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.

Подготовка сообщений по заданной теме: Единицы температуры, используемые в других странах. Температурные шкалы. Учет и использование разных видов  теплопередачи в быту. Дизельный двигатель, свеча Яблочкова, лампа накаливания А.Н. Лодыгина, лампа с угольной нитью Эдисона. Влияние солнечной активности на живую и неживую природу. Полярные сияния. Магнитное поле планет Солнечной системы. Полиморфизм.

Роберт Вуд – выдающейся ученый, человек и экспериментатор. Сергей Иванович Вавилов и его вклад в историю развития учения о свете.

Возможные исследовательские проекты: Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в кристаллографии. Исследование процесса кипения и замерзания пресной и соленой воды. Исследование процесса плавления гипосульфита. Экологические проблемы « глобального потепления». Экспериментальное исследование полного отражения света. Физика в человеческом теле. Групповой проект «Физика в загадках».

Блоки, модули, измерители

   

Наименование разделов

Всего часов

Измерители

1

Тепловые явления

25

Л.Р.№1-2

К.Р.№1-2

2

Электрические явления

27

Л.Р.№3-7 К.Р.№3

3

Электромагнитные явления

6

Л.Р.№8-9

4

Световые явления

8

Л.Р.№10 К.Р.№4

5

Резерв

2

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Коли

чество

часов

Содержание урока

§ учебника          

Вид контроля, измерители

Н.Р.К.

/Интернет-ресурс

Тепловые  явления (25ч)

1/1

1

Тепловое движение. Температура. Повторный инструктаж по ТБ

1

2/2

1

Внутренняя энергия.

2

3/3

1

Способы изменения внутренней энергии тела.

3 зад. 1

Устные ответы

4/4

1

Теплопроводность.              

4 упр. 1

5/5

1

Конвекция.

5 упр. 2

6/6

1

Излучение.

6 упр. 3

7/7

1

Повторительный  

 урок-путешествие

№37/04

Физ. Дикт.

8/8

1

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

7

9/9

1

Удельная теплоёмкость.

8 упр. 4

Работа с таблицами

10/10

1

Л.Р.№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании  воды разной температуры»

9

Л.Р.№1

11/11

1

Л.Р.№2 «Измерение удельной теплоемкости твёрдого тела»

Л.Р.№2

12/12

1

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

10 упр. 5

Работа с таблицами

13/13

1

Закон сохранения и превращения энергии в

механических и тепловых

процессах.

11 упр. 6

.

14/14

1

КР №1 «Тепловые явления»

КР №1

15/15

1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

12-14

Упр.7

Работа с  графиками

16/16

1

Удельная теплота плавления.

15 упр. 8 зад. 2

Работа с таблицами

17/17

1

Решение задач.

Л. №1095

Сам. Р.

18/18

1

Испарение и конденсация.

16,17 упр. 9 зад.3

19/19

1

Кипение.

18,20

20/20

1

Решение задач.

Упр.10

Сам. Р.

21/21

1

Влажность воздуха и её измерение.

19 зад.4

22/22

1

Двигатель внутреннего сгорания.                    

21,22

23/23

1

Паровая турбина. КПД тепловых  двигателей.

23,24зад.5

24/24

1

Решение задач.

Л.№1116

С.Р.

25/25

1

К.Р. №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»  

К.Р.№2

                                                        Электрические  явления(27ч)

26/1

1

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов.

25, 26

27/2

1

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

27

Фр. пр.

28/3

1

Электрическое поле.

28

29/|4

1

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

29, 30 упр11

Устные ответы

30/5

1

Объяснение электрических явлений.

31 упр12

Физ. Дикт.

31/6

1

Электрический ток. Источники электрического тока.

32 зад.6

32/7

1

Электрическая цепь и ее составные части.

33 упр13

33/8

1

Электрический ток в м/т. Действия и направление электрического тока.

34-36

Физ. Дикт.

34/9

1

Сила тока. Единицы силы тока.

37 упр14

35/10

1

Амперметр.

Измерение силы тока. ЛР №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»                                      

38 упр15

ЛР №3

36/11

1

Электрическое напряжение. Измерение напряжения.

39-41 упр16

37/12

1

Электрическое сопротивление проводников. ЛР №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

43 упр17

ЛР №4

38/13

1

Закон Ома для участка цепи.

42,44    упр19

тест

39/14

1

Расчет сопротивления проводников.

45, 46 упр18

40/15

1

Реостаты. ЛР №5 «Регулирование силы тока реостатом»

47

ЛР №5

41/16

1

ЛР №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Упр20

ЛР №6

42/17

1

Урок–соревнование «Сила тока, напряжение, сопротивление»

Упр21

43/18

1

Последовательное соединение проводников.

48 упр22

Решение задач

44/19

1

Параллельное соединение проводников.

49 упр23

45,46/ 20,21

2

Работа и мощность электрического тока.

50-52   упр24

тест

47/22

1

ЛР №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи»

Упр25,26 зад7

ЛР №7

48/23

1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

53 упр27

Фр. опрос

49/24

1

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

54зад8

Устные ответы

50/25

1

Короткое замыкание. Предохранители.

55

51/26

1

Повторение темы «Электрические явления»

37-55

С.Р.

52/27

1

КР №3 «Электрические явления»

КР №3

Электромагнитные явления (6 ч)

53/1

1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

57

54/2

1

Магнитное поле катушки с током. ЛР№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

58 упр28

ЛР №8

55/3

1

Применение электромагнитов.

58

56/4

1

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

59,60    зад 10

Физ. диктант

57/5

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

61

58/6

1

ЛР №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

Зад11

ЛР №9

Световые явления (8 ч)

59/1

1

Источник света. Распространение света.

62 упр29

тест

60/2

1

Отражение света. Законы отражения света.

63 упр30

Работа с рисунками

61/3

1

Плоское зеркало.

64 упр31

62/4

1

Преломление света.

65 упр32

63/5

1

Линзы. Оптическая сила линзы.

66 упр33

64/6

1

Изображения, даваемые линзой

67 упр34

С. Р.

65/7

1

ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы»

ЛР №10

66/8

1

КР №4 « Электромагнитные и световые явления»

КР №4

67,68

2

Резерв

                                           

                              Литература. Учебно – методический комплект

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007

3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011

4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012

5. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен» 2013.

                  Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)
  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей

Используемые технические средства

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Образовательные диски

Учебные демонстрации по всему курсу физики основной школы с подробными комментариями. DVD диск.6 ИМЦ Арсенал образования, 2012

Презентации,  созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме

Комплект физического ГИА оборудования для проведения лабораторных работ

Таблицы

                                                                                 

                                                                               

                                                                                Система оценки

                                                       Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

   Оценка «5» ставится за работу, выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...