Главные вкладки

    Лабораторная работа по физике 8 класс "Электричество"
    план-конспект занятия по физике (8 класс)

    Волкова Ирина Александровна

    разработана в более деятельном ключе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volkova_ia_tehn_karta_uroka.docx196.79 КБ
    Файл kreterii_otsenivaniya.docx12.22 КБ
    Файл laboratornaya_rabota_8_klass_no6.docx184.87 КБ
    Файл lr.pptx839.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Дзержинская средняя школа №1 им. героя СССР Ракуса Д.И

    Технологическая карта урока по физике

    для 8 класса

    тема: " Лабораторная работа

    " Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра  ".

    Автор: учитель физики, информатики

    1 квалификационной категории

    МБОУ ДСШ №1

    Волкова Ирина Александровна

    2019 г.

    Пояснительная записка.

    Технологическая карта урока физики в 8 класса по теме : " Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра "

    Данный урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения с использованием технологии Способ диалектического обучения. Форма урока: лабораторная работа.

    Необходимость пересмотреть форму проведения лабораторной работы возникла давно. Для эффективного овладения учащимися навыками проведения лабораторной работы нужно отойти от стандартной формы, при которой ученики зачастую просто списывали тему, цели работы, оборудование, не осмысливая свою работу. Также подготовительный этап, предложенный авторами много лет назад, занимает большой промежуток времени, который целесообразнее направить на проведение опытов и расчетов.

    Лабораторная работа, разработанная в логике СДО, позволяет учителю проверить знания учащихся по теме, а ученикам отработать навык проведения мини-исследований с выдвижением гипотезы и ее доказательству (опровержению) в ходе проведения работы.

    В ходе проведения лабораторной  работы учащиеся самостоятельно определяют критерии  оценивания большинства заданий. Самооценка также включена в ход урока. Формы работы разные: индивидуальная, парная и групповая.

    В результате проведения лабораторной работы получаем рабочий лист ученика с осмысленной и проработанной информацией. Учителю такой лист  позволит проверить усвоены ли учеником понятия, формул, физические величины, единицы измерения физических величин. Так же учителю видно, насколько ученик умеет самостоятельно формулировать цель работы, может выдвигать предположения, мыслить наперед.

    Впереди д модернизация всех лабораторных работ 7-11 классов.


    Технологическая карта урока

         

           ФИО учителя: Волкова Ирина Александровна

    Класс : 8

          УМК : А.В.Перышкин учебник по физике 9 класс "ДРОФА" 2016г.; Г.В.Глинкина/М.И.Ковель/М.А.Митрухина/В.Л.Зорина  учебно-методическое пособие СДО "КИПК" 2015г.

    Предмет: физика

    Тема: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

    Тип урока: Лабораторная работа

    Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок по теме "Электрические явления", в ходе которого исследуется зависимость основных физических величин данной темы

    Цель: создать условия по изучению зависимости сопротивления проводника от силы тока в нем и напряжения на концах проводника.

    *Планируемые результаты

    Предметные знания, предметные действия

    УУД

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    личностные

    • формулирует определение понятий: сила тока, напряжение, сопротивление;
    • выделяет родовой  и видовые признаки данных понятий;
    • использует необходимое оборудование для проведения л.р.
    • указывает обозначение и единицы физических величин: длина, заряд, сила тока, напряжение, сопротивление.
    • вычисляет сопротивление проводника используя закон Ома;
    • проводит эксперимент.
    • самостоятельно формулирует цели урока;
    • в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    • анализирует объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
    • осуществляет подведение под понятие;
    • выстраивает логическую цепь рассуждений и приводит доказательства;
    • устанавливает причинно-следственные связи;
    • формулирует гипотезу и в ходе работы доказывает или опровергает  ее.
    • оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
    • высказывает свою точку зрения и приводит доказательство ее;
    • слушает и слышит других;
    • корректирует свою точку зрения;
    • договаривается и приходит к общему решению совместной деятельности;
    • задает вопросы.
    • работает над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
    • проявляет самостоятельность в разных видах учебной деятельности.

    Ход урока

         **Название  

           этапа урока                                                    

                 

    Задача, которая должна быть

    решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

    Формы организации деятельности учащихся

    Действия учителя по организации деятельности учащихся

    Действия учащихся (предметные, познавательные,

    регулятивные)

    Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

    Диагностика

    достижения планируемых результатов урока

    1

    Организационный этап

    Приветствие /настрой на работу/знакомство с индивидуальными рабочими листами /озвучивание темы урока

    Знакомится с листом для работы и темой урока

    Учащийся ознакомлен с рабочим листом/настроен на работу

    2

    Постановка цели и задач урока

    Отработать навыки постановки цели урока. Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

    Индивидуальная работа

    Дает задание на самостоятельную формулировку цели урока/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

    Формулирует цель урока исходя из темы л.р./ предлагает варианты оценивания задания/ оценивает задание

    Сформулирована цель л.р.самостоятельно учащимся/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

    Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

    3

    Актуализация знаний

    Повторить основные понятия темы, физические величины и их обозначение.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

    Индивидуальная работа/ простая кооперация

    Зачитывает условия 1 и 2 задания в рабочих листах на определение понятий и установление соответствие между физическими величинами и единицами физической величины/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

    Выполняет 1 и 2 задание в рабочих листах самостоятельно/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону /оценивает задание

    Выполнены 1 и 2 задания в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

    Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

    4

    Выдвижение гипотезы

    Отработать навык выдвижения предположений.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

    Индивидуальная работа/ простая кооперация

    Зачитывает условия 3 задания в рабочих листах на выдвижение гипотезы  которую учащиеся докажут или опровергнут в ходе проведения опыта  /обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

    Выполняет 3 задание в рабочих листах самостоятельно/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону /оценивает задание

    Выполнено 3 задание в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

    Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

    5

    Проведение опытов /вычисление значений

    Отработать навыки проведения опытов; продолжить развитие умения решать задачи.

    Простая кооперация

    Нацеливает учащихся на проведение опытов/напоминает про оборудование находящееся на партах/знакомит с критериями оценивания задания/ вывод эталонный ответ на экран

    Проводит опыты совместно с соседом по парте/ производит расчеты/заполняет таблицу/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону согласна предложенным учителем критериям /оценивает задание

    Проведены опыты/результаты измерений занесены в таблицу/рассчитано сопротивление проводника и занесено в таблицу/учащиеся ознакомлены с критериями оценивания задания/ учащиеся произвели самооценку задания согласно предложенным критериям

    Представление критериев для оценки деятельности учителем /оценка и самооценка деятельности учащегося

    6

    Формулирование вывода

    Отработать навык формулировки вывода.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

    Индивидуальная работа/ сложная кооперация

    Подводит учащихся к формулировке вывода лабораторной работы исходя из той гипотезы которую записали учащиеся/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

    Формулирует и записывает вывод/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте, затем с группой ребят /сравнивают полученный вывод с эталоном /оценивает задание

    Сформулирован и записан вывод в виде умозаключения  в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания согласно выработанным критериям

    Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

    7

    Рефлексия

    Отработать навык оценки и самооценки.

    Индивидуальная работа

    Подсчет общего количества максимальных баллов/вывод заявки на оценку/диагностика удач или неудач учащихся

    Подсчитывает свой балл за работу/ соотносит свой балл с отметкой/объясняет в чем причина неудачи или рассказывает что помогло успешно справится с работой

    Учащиеся вывели отметки за лабораторную работу исходя из заявки на оценку и полученных баллов за работу

    Подсчет общего количества баллов , набранных учащимся/ выбор соответствующей отметки за работу

    8

    Домашнее задание

    Формулировка домашнего задания

    Записывает домашнее задание

    Запись в дневнике домашнего задания

    *Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме.

    ** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


    Приложение №1

    Тема: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

    Цель работы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

    Оборудование: источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

    Ход работы:

    1.  Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: сила тока, напряжение, сопротивление.

    Определяемое понятие

    Родовой признак

    Видовые признаки

    2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) :

    R

    Длина

    А

    U

    Заряд

    В

    I

    Сила тока

    м

    l

    Напряжение

    Кл

    q

    Сопротивление

    Ом

    3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта. 

    Сопротивление проводника  … ……….................от ……… ………...... ...в нем и …… …….................... от …………… ...............на концах проводника. C:\Users\19-TEACHER\Desktop\i0252.png

    4. Соберите электрическую цепь по схеме и проведите необходимые  измерения

       1)   lab7.png

     2)   lab7 (1).png

    5.Запишите результаты измерений и вычислений  в таблицу

    № опыта

    Сила тока I, A

    Напряжение

    U, B

    Сопротивление

    R, Ом

    Проводник

    1

    2

    Формула закона Ома

    Расчеты:

    R1=

    R2=

    6.Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение гипотезы): -Изменяя силу тока в проводнике, …………………………………............................................................................................................................................................................................................. ,

    И меняя напряжение на концах проводника , ………………………. ........................................................................................................................................................................................................................................................ .

    Следовательно  ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................  



    Предварительный просмотр:

    Критерии оценивания заданий лабораторной работы

    Задание

    Критерии оценивания / Баллы за выполненное задание

    Максимальный балл

    Цель работы

    Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки

    Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками)

    Сформулируйте суждение (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта

    Запишите результаты измерений в таблицу

    Проведены два измерения(расчета) всех физических величин и записаны в таблицу/ 0,5 балла за каждую заполненную ячейку таблицы

    3 балла

    Расчеты

    Верно записан закон Ома / 1 балл

    Верно произведены расчеты сопротивления/ 0,5 балла за каждый расчет

    2 балла

    Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение суждения)



    Предварительный просмотр:

    Тема: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

    Цель работы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

    Оборудование: источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

    Ход работы:

    1.  Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: сила тока, напряжение, сопротивление.

    Определяемое понятие

    Родовой признак

    Видовые признаки

    2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) :

    R

    Длина

    А

    U

    Заряд

    В

    I

    Сила тока

    м

    l

    Напряжение

    Кл

    q

    Сопротивление

    Ом

    3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта. 

    Сопротивление проводника  … ……….................от ……… ………...... ...в нем и …… …….................... от …………… ...............на концах проводника.

    C:\Users\19-TEACHER\Desktop\i0252.png

    4. Соберите электрическую цепь по схеме и проведите необходимые  измерения

       1)   lab7.png

     2)   lab7 (1).png

    5.Запишите результаты измерений и вычислений  в таблицу

    № опыта

    Сила тока I, A

    Напряжение

    U, B

    Сопротивление

    R, Ом

    Проводник

    1

    2

    Формула закона Ома

    Расчеты:

    R1=

    R2=

    6.Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение гипотезы): -Изменяя силу тока в проводнике, …………………………………............................................................................................................................................................................................................. ,

    И меняя напряжение на концах проводника , ………………………. ........................................................................................................................................................................................................................................................ .

    Следовательно  ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лабораторная работа Тема : Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметрта .

    Слайд 2

    Цель работы: Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Выяснить, как зависит сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах.

    Слайд 3

    1. Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: сила тока, напряжение, сопротивление. Определяемое понятие Родовой признак Видовые признаки Сила тока физическая величина равная отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. Напряжение физическая величина показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую Сопротивление физическая величина равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, протекающего по нему

    Слайд 4

    2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) : Обозначение величины Физическая величина Единицы величины R Длина А U Заряд В I Сила тока м l Напряжение Кл q Сопротивление Ом

    Слайд 5

    Сопротивление проводника … ………от ……… ……… в нем и …… …….. от …………… на концах проводника. 3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта. Сопротивление проводника (не) зависит от силы тока в нем и (не) зависит от напряжения на концах проводника .

    Слайд 6

    Выполнение опыта Закон Ома I = U/R

    Слайд 7

    Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение гипотезы): Изменяя силу тока в проводнике, …………………………………, И меняя напряжение на концах проводника , ………………………. . Следовательно …………………………………………………………………………………………………………………………………… .

    Слайд 8

    Изменяя силу тока в проводнике, сопротивление проводника не меняется, И меняя напряжение на концах проводника , сопротивление проводника остается неизменным. Следовательно сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тетрадь для фронтальных лабораторных работ по физике - 8 класс (Пёрышкин)

    Здесь собраны все 14 фронтальных лабораторных работ (с учётом стандарта второго поколения).При использовании таких тетрадей экономится время (не надо оформлять).Учащимся только требуется внести резуль...

    тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин

    в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися  составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...

    Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"

    В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...

    Методическое пособие для предварительной подготовки к лабораторным работам по физике (8 класс)

    Настоящее пособие призвано подготовить учащихся к выполнению лабораторных работ в процессе решения физических задач в 8 классе. Для этого в каждой лабораторной работе выявлены необходимые для ее выпол...

    Лабораторные работы по физике для 8 класса

    Рабочий тетрадь  для учеников "Лабораторные работы по физике для 8 класса" на татарском языке для учебника Перышкин А.В....

    Лабораторные работы по физике 8 класс

    Описание отчета при выполнении лабораторных работ по физике по учебнику А.В. Перышкина для 8 класса. Тренировочные  вопросы , сама работа, контрольные вопросы....