урок физики 8 класс «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».
план-конспект урока по физике (8 класс)

Антоничева Валентина Ананьевна

Урок изучения нового материала происходит через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx256.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

 Цели урока:

Образовательные:

1. Через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях.

Развивающие:

1. Создать условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

2. Развивать у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

Воспитательные:

  1. Показать учащимся ценность совместной деятельности через работу в группах.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.

3. Этап усвоения новых знаний.

1) Создание проблемной ситуации

2) Постановка проблемы исследования. Определение темы исследования. Формулировка цели исследования.

3) Эксперимент (работа в группах).

4) Вывод по результатам исследовательской работы (отчет групп).

4. Применение полученных знаний в новых условиях.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся класса к уроку. Провести инструктаж по технике безопасности при проведении фронтальных работ.

Учитель. Здравствуйте ребята! Меня зовут Валентина Ананьевна.

Сегодня на уроке мы будем работать с вами вместе. 

Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.

Учитель. Вы любите сказки? Я предлагаю посмотреть фрагмент из фильма        «Там на неведомых дорожках».

 Скажите, какое физическое явление использовал мальчик, чтобы достать иголку из стога с сеном?

Ученик. Притяжение магнитом железной иглы.

Учитель. Чем можно заменить ножницы?

Ученик. Магнитом.

Учитель.  скажите, о чем пойдет речь на уроке?

Ученик. О магнитах.

Назовите тему сегодняшнего урока

Тема сегодняшнего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Записываем число, тему урока на рабочей части листа.

Какие цели мы поставим на урок?

Ученик.

1. Узнать, что такое постоянные магниты?

2. Какие бывают постоянные магниты?

3. Изучить свойства постоянных магнитов?

4. Познакомиться с магнитным полем Земли.

5. Выяснить  где располагаются магнитные полюса Земли?

Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Об этом упоминал в 6 веке до нашей эры греческий философ Фалес. Первое научное изучение свойств естественного магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином. В 1269 году вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма. В 1600 году вышло сочинение английского врача Уильяма Гильберта «О магните». В нем он описал свойства искусственных магнитов.

Какие тела можно назвать постоянными магнитами?

Постоянные магниты – это тела, длительное время сохраняющие намагниченность.

Возьмите полосовые магниты и поднесите к ним с разных сторон магнитную стрелку. Что вы наблюдаете?

Вокруг магнита существует магнитное поле.

Что является источником магнитного поля?

Движущиеся заряженные частицы и проводники с током.

Французский ученый Ампер объяснил намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Так как в каждом атоме обращаются вокруг ядра электроны, образующие, так называемые орбитальные токи и связанные с ними магнитные поля. В постоянных магнитах токи идут таким образом, что магнитные поля орбитальных токов направлены в одну сторону.

  1. Этап усвоения новых знаний.

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов из экспериментов.

У вас на столах лежат карточки с заданиями и оценочные листы. За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 балл. Оценки ставите соседу по парте. На выполнение задания вам дается 8 минут. Напоминаю, что при работе с оборудованием нужно быть осторожнее. Приступаем к работе.

Работа закончилась. Подведем итоги. Назовите основные свойства магнитов.

Какие вещества притягиваются магнитами?

Магниты притягивают тела из железа или его сплавов.

Сколько полюсов имеет каждый магнит?

Постоянный магнит всегда имеет 2 магнитных полюса: северный ( N ) и южный ( S ).

Где магнитное поле постоянных магнитов проявляется сильнее?

 Наиболее сильно магнитное поле постоянного магнита у его полюсов.

Как ведут себя постоянные магниты при сближении одноименными и разноименными полюсами?

Одноименные полюса отталкиваются, а разноименные полюса притягиваются.

Откройте учебники на стр.175 и сравните свои рисунки с рис.112 учебника.

А теперь посмотрите на модели магнитных полей полосового и дугообразного магнитов, полученные с помощью маленьких магнитных стрелок.

Посмотрите, как располагаются  магнитные линии магнитного поля двух магнитов  обращенных друг к другу одноименными и разноименными полюсами.

Вспомните опыт с магнитом и магнитной стрелкой.

Что действует на магнитную стрелку?

Почему магнитная стрелка относительно земли ориентируется всегда в одном направлении? 

Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.

С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). С этим устройством вы знакомились на уроках географии. У Земли тоже два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время южный магнитный полюс Земли удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а северный магнитный полюс находится вблизи южного географического полюса. Здесь магнитные линии выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюса не совпадают с географическими. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север.

Посмотрите фрагмент мультфильма.

И ответьте на вопросы теста. 2 мин

Оцените правильность ответов друг у друга и поставьте оценки.

Вариант 1:

  1- Круговые токи в ядре Земли; радиационные пояса;

  2- Северного географического полюса;

  3 –Магнитной аномалией;

  4- Залежами железной руды;

  5- Северный магнитный полюс;

  6- а)

Вариант 2:

   1  - У Земли существует магнитное поле

   2  - Южного географического полюса;

   3  - Магнитной бурей:

   4. – Солнечная активность, выброс Солнцем заряженных частиц;

   5  - Южный магнитный полюс;

В

Подведем итог нашего урока.

А теперь продолжите предложения

Я узнал на уроке………….

Мне понравилось…………….

Мне бы хотелось узнать…………….

Мне не понравилось…….

4. Применение полученных знаний в новых условиях.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

                    Карточка

1.Положите на стол различные мелкие предметы.   Поднося по очереди к ним магнит, установите,   какие из них изготовлены из магнитных материалов.

2.Возьмите компас, перемещая его вокруг магнита докажите, что действие магнита сильнее всего  проявляется на полюсах.

3.Возьмите  магнитную стрелку и приблизьте  ее к разным полюсам магнита, что вы наблюдаете?

   Одноимённые полюса ------------------

   Разноимённые полюса ------------------

4.Возьмите два магнита и убедитесь, что:  

      Одноимённые полюса ------------------

      Разноимённые полюса ------------------

5.Положите на стол полосовой магнит, а поверх  него  лист бумаги. Посыпьте на лист опилками. Слегка постучите пальцем по листу.

  Рассмотрите и зарисуйте изображение магнитного поля.

6.Проделайте тот же опыт, но с дугообразным  магнитом.

Вывод:

По завершению работы вывешиваю на магнитную доску правильные ответы и критерии

оценок.

Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются в

контрольный лист и подводится итоговая оценка.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги урока.

Кто сегодня на уроке получил оценку 5? Оценку 4? Оценку 3?

Ребята отвечают.

Учитель: Что же мы сегодня узнали на уроке? Ребята перечисляют.

Учитель: Выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке?

Учитель перечисляет ранее поставленные задачи.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.

Переходим к домашнему заданию.

1. Выучить   59,60.

2. Составить подробные вопросы для взаимоконтроля.

3. По желанию подготовить доклад «Компас, история его открытия»

Учитель: Спасибо за урок, можете быть свободны.

Карточка № 1. Полюсы магнита.

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), металлические скрепки. Задание:

1. Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит скрепку?

2. Подносите скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.

3. Повторите эксперимент с дуговым магнитом.

4. Сделайте соответствующие рисунки в тетради. Ответьте на вопросы:

1.   Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

2.   Каковы магнитные свойства средней линии магнита? Сделайте вывод.

Карточка № 2. Появление магнитных свойств.

Оборудование: Железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, лист пластмассы, полосовой магнит, стальная спица для вязания, скрепки. Задания:

1.   Определите, какие из имеющихся у вас различных предметов хорошо притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу в тетради.

2.   Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте ее магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

3.   Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

4.   Проверьте магнитные свойства спицы еще раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом?

5.   Выводы запишите в тетрадь.

Притягиваются слабо

Притягиваются сильно

Не притягиваются

Карточка № 3. Взаимодействие полюсов магнита.

Оборудование: штатив с принадлежностями, прочная нить, полосовые магниты.

1. С помощью лапки и прочной нити подвесьте один из полосовых магнитов к штативу. Поднесите к нему другой магнит красным концом - сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты?

Сделайте пояснительный рисунок и вывод.

Карточка 4. Изучение магнитного поля постоянного магнита. Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.

1. Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на картон железные опилки, слегка постучав по картону.

2. Зарисуйте появившуюся картину силовых магнитных линий в тетради.

3. Расположите под картоном два полосовых магнита одноименными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

4. Зарисуйте картину магнитных силовых линий поля двух полосовых магнитов.

5. Повторите последний эксперимент с полосовыми магнитами, сориентировав их разноименными полюсами друг к другу.

6.Сравните свои рисунки с рис. 108 и рис. 110 на с. 139 и с. 140 учебника (А.В. Перышкин, Физика -8).

Сделайте вывод.

Лист контроля

Список учащихся

Эксперимент

Вывод

Тест

Итоговая оценка

Вариант 1

1. Постоянными магнитами называют...

А. Тела, сохраняющие намагниченность

длительное время.

Б. Тела, изготовленные из железа или стали.

В. Любые тела, находящиеся в магнитном поле.

2. По рисунку определите, будут ли

взаимодействовать два плоских магнита.

А. Не взаимодействуют.

Б. Притягиваются.

В. Отталкиваются.

3.Какие магнитные полюса изображены на

рисунке?

А. I - северный, 2- южный.

Б.] - южный, 2 — южный.

В. 1 - южный, 2 - северный.

Г.1 - северный, 2 - северный.

4. В какой точке действие магнита на стальной

шарик сильнее всего?

А. 1    Б. 2   В.З Г. Везде одинаково.

5. Северный магнитный полюс расположен около...

А. Северного географического полюса.

Б. Южного географического полюса

Вариант 2

1. Полюсом магнита называют...

А. Середину магнита. Б. То место магнита, где

действие магнитного поля сильнее всего. В. То

место, где действие магнитного поля слабее

всего.

2. По рисунку определите, как будут взаимодействовать два плоских магнита.

        

А. Отталкиваются.

Б. Не взаимодействуют.

В. Притягиваются.

3. Какими магнитными полюсами образовано

магнитное поле, изображенное на рисунке?

А.Одноименными полюсами Б.Разноименными полюсами.

   

4. В какой точке действие магнита на стальной шарик слабее всего?      

А. Везде одинаково.

Б, 1          

В. 2.

Г.З.

5. Южный магнитный полюс расположен около.

А.Северного географического полюса.

Б. Южного географического полюса.

Самоанализ урока.

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли», это 29-ый урок в главе «Электрические явления» и 4-ый при изучении темы: «Электромагнитные явления».

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с магнитным полем катушки с током, электромагнитами и областью их применения. К данному уроку у школьников сформированы понятия: магнитное поле, магнитные линии, магнитная стрелка, электромагнит. Они имеют навык решения качественных задач, умеют работать с измерительными приборами и устройствами, имеют навыки групповой и самостоятельной работы на уроках физики.

Цели урока Сформулированы с учетом программных требований, содержания материала учебного занятия, необходимого уровня знаний и умений учащихся, подготовленности класса.

Цели урока:

Образовательные:

1.    Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях

через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

Развивающие:

1.    Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

2.    Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при

использовании листов контроля.

Воспитательные:

1.    Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах.

С целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний этап актуализации знаний проводился в форме фронтального опроса. Учащиеся слышат вопрос и правильный ответ, если допускаются ошибки, другие учащиеся могут их сразу исправить или подкорректировать ответ.

Учащиеся самостоятельно осуществляют целеполагание. Ставится проблемный вопрос о постоянных магнитах и их свойствах.

Основная часть урока посвящена свойствам постоянных магнитов и телам, сохраняющим долгое время намагниченность. Учащимся предлагается экспериментальная работа в группах. Каждая группа имеет своего лидера, секретаря и 4-х участников. Каждый участник получает по одной карточке с заданием (всего 4 карточки), в которой ставиться цель эксперимента, дается план работы, вывод учащиеся делают самостоятельно. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка, который понадобится для отчета группы. Лидер контролирует работу каждого участника группы и оценивает в листе контроля (2 колонки - проведение эксперимента и вывод). Такая работа позволяет осознать ценность совместной деятельности. Каждый учащийся включается в работу. Развиваются навыки взаимоконтроля.

После окончания работы группы отчитываются 1 - по карточке №1,3; 2 - по №2, и 3 - по №4. Остальные группы внимательно слушают и сравнивают свои ответы (выводы), при необходимости дополняют. Осуществляется само- и взаимоконтроль. Делается общий вывод. По результатам отчета на магнитной доске появляются рисунки (краткий вывод эксперимента). Происходит развитие слуховой, зрительной и моторной памяти. Необходимость такого отчета продиктовала диагностика «Пиктограммы» - «логическая память» - запоминание с помощью собственных рисунков, где при максимальном балле 15 по классу средний показатель 10,7. Составляется как бы опорный конспект для ответа на следующем уроке.

Дети разделены для работы на группы с учетом результатов теста Равена, моим наблюдениям и данным «Социометрии». Все группы одинаковы по уровню обученное™. В каждой группе есть лидер. Содержание урока рассчитано на активную работу каждой группы, на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение). При выполнении эксперимента происходит развитие внимания и наблюдательности, данную цель ставлю перед учащимися перед выполнением эксперимента. Во время эксперимента при формулировке выводов развиваются коммуникативные умения учащихся. Для взаимодействия групп на магнитную доску вывешиваются рисунки - отчеты каждой группы.

По результатам эксперимента и исходя из регламента урока, выбрана фронтальная форма проверки знаний. Ответы учащихся сопровождаются краткими комментариями педагога, правильные - устным поощрением. Учитель старается не озвучивать правильные ответы при затруднении отвечающего, учащимся предлагается самим внести поправки в ответ своего товарища.

На этапе «Применение полученных знаний в новых условиях» предлагаю ученикам просмотр видеоролика «Магниты» и тест на два варианта по 5 вопросов в каждом. Учащиеся проводят самопроверку по образцу и самооценку по критериям, выставляют ее в лист контроля и подсчитывают средний балл, который выставляется в журнал.

Подведение итогов помогает закрепить материал на уровне обобщения. На этом этапе дается окончательная оценка работе коллектива, выясняется степень достижения ТЦУ.

Д/з дифференцировано, все учащиеся работают с параграфами 59, 60, предлагается составить подробные вопросы для взаимоконтроля и по желанию подготовить доклад или реферат на тему «Компас и история его открытия».

Смена видов деятельности способствовала сохранению работоспособности учащихся на протяжении всего урока. Темп урока был оптимальным. Для поддержания интереса к изучению материала использовались межпредметные связи (физика - география), историзм, опора на жизненный опыт. Обстановка на уроке была доброжелательная, деловая, ребята были активными в течение всего урока.

Считаю, что цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Урок 8 класс. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Урок изучения новой темы с использованием дополнительного материала...

урок-практикум по физике 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Занятие содержит конспект открытого урока - практикума, презентацию. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все...

Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)

Тест.  Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....

Разработка урока физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Урок изучения нового материала с использованием кейс-технологии....

Презентация к уроку физики 8 класс по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Данная презентация может быть использована на уроке физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле земли". Это урок изучения нового материала с использованием кейс-технологии....