Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Чистякова Валентина Владимировна

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Перышкина А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_7_klass_prosmotret.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на методическом объединении:

Руководитель РМО

___________  /_______________________/

подпись           ФИО руководителя РМО

Протокол № ___от «___» ____________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

____________ /И.Т.Трифанова/

Приказ №_____

«___» _____________ 2018 г .

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

_____________ /Ю.В. Шадрина /

Протокол № ____от   «___» ___________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО___ФИЗИКЕ______________________________________________________________

(наименование дисциплины)

КЛАСС____7_________________________________________________________________

ПРЕДМЕТ____ФИЗИКА_______________________________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД____2018 - 2019_________________________________________________

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ____68_________________________________________________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧИСТЯКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА________________

УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ, СТАЖ  22 ГОДА_________________________________

(ФИО, ученая степень, звание, должность, стаж педагогической работы)

                                                            с. Солонцы

                                                                  2018 г.


 

Пояснительная записка

Рабочая программа является составной частью учебного плана школы, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программы курса физики 9 класса с учетом  обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для обучающихся; объема часов учебной нагрузки, определенной учебным планом школы для реализации учебных предметов.

№№

Нормативные документы

1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010);

3

Рабочая программы по физике, 7-9  классы,   под редакцией  Н.В. Филонович, Е.М. Гутник к линии УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник . – М. , Дрофа, 2017  г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№№

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

1

А.В. Перышкин

«Физика»  7  класс, учебник для общеобразовательных учреждений

2017 

М: «Дрофа»

22

В.И.  Лукашик , Е.В. Иванова

Сборник задач по физике» 7-9 кл

2017

М: «Дрофа»

3

А.В.Перышкин

Сборник задач по физике. 7-9 классы

2012

М.: «Экзамен»,

4

В.А. Шевцова

Поурочные разработки по физике, 7 класс

2005

Волгоград, издательство «Учитель»

А.Е.Марон, Е.А. Марон

Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина.

2012

М.: «Дрофа»

О.И. Громцева

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс

2014

М.: «Экзамен

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю на изучение физики в 7 классе.

Цели  изучения физики в 7 классе:

  • развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.
  •  на основе освоения знаний о механических, тепловых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

Образовательные задачи: 

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
  • формирование у учащихся умений решать графические и расчетные задачи;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.

Развивающие задачи:

  • формирование и развитие  познавательного интереса к физике;
  • развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
  • развитие мышления, логики учащихся;
  • развитие навыков  синтеза, анализа, сравнения и обобщения;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к предмету, ответственность за общий результат, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Особенности представляемой программы:

Изменения   в данную программу не  внесены. Содержание программы соответствует  познавательным возможностям семиклассников. Работа учащихся по данной программе оценивается с учетом их активности, качества выступлений, участия в практических занятиях, умения работать в группе. Программа предусматривает стандартные  формы проведения занятий, так и не стандартные формы проведения занятий: игры, конкурсы, викторины и т.д.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗАЮЩЕГО ФГОС

Личностные

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познании природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • овладеть навыками постановки целей, планирования;
  • научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными действиями для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании);
  • овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое);
  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о длине, объеме, времени, температуре;
  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний при определении цены деления и объема, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; о создателях современных технологических приборов и устройств.

Познавательные УУД:

  • формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме при переводе физических величин;
  • формировать умения воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию в словесной и образной форме;
  • формировать навыки самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием Интернета, справочной литературы для подготовки презентаций.

Коммуникативные УУД:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
  • научиться работать в паре при измерении физических величин
  •   уметь работать в группе.

Предметные результаты

Введение

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, температура; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • использовать полученные навыки измерений в быту;
  • понимать роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества

Ученик научится:

  • понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, смачивание и несмачивание тел большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел при изучении скорости протекания диффузии от температуры, исследования зависимости смачивания и несмачивания тел от строения вещества, выявления степени сжимаемости жидкости и газа; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: расстояние, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить косвенные измерения физических величин: вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений при измерении размеров малых тел, объема;
  • применять знания о строении вещества и молекулы на практике;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • использовать полученные знания о способах измерения физических величин, о диффузии и скорости ее протекания, о взаимодействии молекул, свойств веществ в различных агрегатных состояниях в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды), приводить примеры.

Взаимодействие тел

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел, всемирное тяготение;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон всемирного тяготения, закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, время, масса тела, плотность вещества, объем тела, сила упругости, равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, сила трения скольжения, сила трения качения, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления); при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны, при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  • понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, объем, по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны; выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: атмосферное давление, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, температура, площадь опоры, объем, сила, плотность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (масса тела, плотность вещества, сила, давление, давление на дно и стенки сосуда): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: объем, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
  • проводить косвенные измерения физических величин: давление жидкости на дно и стенки сосуда, сила Архимеда; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: сила Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
  • различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  Механическая работа и мощность

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, превращение одного вида кинетической энергии в другой;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: сила, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии) и формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, условие равновесия сил на рычаге, момент силы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: расстояние, сила); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: определение соотношения сил и плеч для равновесия рычага; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентирован-ного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Содержание тем учебного предмета – физика

7 класс

Введение

        Что изучает физика. Физические явления. Физические свойства тел. Понятие о физической величине. Наблюдения. Опыты. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитие технического прогресса. Влияние технологических прогрессов на окружающую среду.

Лабораторные работы

  1. Определение цены деления измерительного прибора

Темы проектов

  1. Физические приборы вокруг нас
  2. Физические явления в художественных произведениях (А.С. Пушкина, м.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова).
  3. Нобелевские лауреаты в области физики.

Элементы национально-регионального компонента: стихотворение И. Молчанова-Сибирского “Озеро Байкал”. Перечислите все физические явления, описанные в этом стихотворении.

Строение вещества        

        Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Размеры молекул. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений о строении вещества. Явление смачивания и несмачивания.

Лабораторные работы

  1. Измерение размеров малых тел

Темы проектов

  1. Зарождение и развитие научных взглядов строения вещества
  2. Диффузия вокруг нас
  3. Удивительные свойства воды

 

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел

        Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

        Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

        Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

        Трение. Сила трения. Трение при скольжении, качении, покое. Подшипники. 

Лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах

4. Измерение объема тела

5. Определение плотности твердого тела

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

  1. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Темы проектов

  1. Инерция в жизни человека
  2. Плотность вещества на Земле и планетах Солнечной системы.
  3. Сила в наших руках.
  4. Вездесущее трение

Элементы национально-регионального компонента:

1. Определение расстояний между населенными пунктами в Бурятии.

2. Определение средней скорости автомобиля на участке с. Солонцы - г. Улан-Удэ

3. Определение плотности воды в реке Селенга.

Давление твердых тел жидкостей и газов

        Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

        Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

        Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

9 . Выяснение условий плавания тела в жидкости

Темы проектов

  1. Тайна давления
  2. Нужна ли Земле атмосфера.
  3. Зачем нужно измерять давление
  4. Выталкивающая сила.

Элементы национально-регионального компонента: измерение атмосферного давления в поселке.

 Механическая работа и мощность

        Работа силы, действующая по направлению движения тела. Мощность Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД механизма.

        Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Элементы национально-регионального компонента: определение мощности глубоководного аппарата «МИР»

Лабораторные работы

10. Выяснение условий равновесия рычага

11. Определение КПД  при подъеме тела по наклонной плоскости.

Темы проектов

  1. Рычаги в быту и живой природе.
  2. Дайте мне точку опоры и я подниму землю.

Учебно-тематический план  по физике -  7 класс

Название раздела или темы

Количество часов

Количество работ

Всего

Теория

Практика

(л/р, к/р)

Лаб.раб.

Конт.раб.

1

Введение

4

3

1

1

-

2

Строение вещества

6

5

1

1

-

3

Взаимодействие тел

21

15

6

5

1

4

Давление твердых тел жидкостей и газов

21

17

4

2

2

5

Механическая работа . Мощность.

11

8

3

2

1

6

Итоговое повторение

2

1

1

-

1

7

Резервное время

3

3

-

-

-

8

Итого за год

68

52

16

11

5

Календарно-тематическое планирование уроков

физики в 7 классе

Введение - 4 часа.

№ урока

п.п.

Дата

по плану

Дата фак-ки

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

1

2/2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

3/3

 Лабораторная работа  № 1  «Определение цены деления измерительного прибора»

1

4/4

Физика и техника

Тест «Что изучает физика»

1

Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов

№ урока

п.п.

Дата

по

плану

Дата фак-ки

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

5/1

Строение вещества.  Молекулы

1

6/2

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел»

1

7/3

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах

1

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

9/5

Агрегатные состояния вещества

1

10/6

Повторение «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Взаимодействие тел -  21 час

№ урока

п.п.

Дата

по

плану

Дата фак-ки

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

12/2

Скорость. Единицы скорости

1

13/3

Расчет пути и времени движения.

1

14/4

Явление инерции.

1

15/5

Взаимодействие тел.

1

16/6

Масса тела. Единицы массы.

17/7

Измерение массы тела на весах. Лаб.раб. № 3 Измерение массы тела на рычажных весах

1

18/8

Измерение объема тела.

 Лаб.раб. № 4  Измерение объема тела»

1

19/9

Плотность.

1

20/10

Измерение плотности твердого тела.  Лаб.раб. № 5 «Измерение плотности твердого тела»

21/11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

22/12

Решение задач на расчет плотности тела. Сам. работа.

1

2313

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1

24/14

Сила упругости. Закон Гука .Вес тела

1

25/15

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

26/16

Динамометр.

Лаб.раб. № 6.  Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

1

27/17

Сложение двух сил направленных по одной прямой

1

28/18

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя

1

29/19

Трение в природе и технике

Лаб.раб. № 7  «Выяснение  зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

1

30/20

Повторение «Взаимодействие тел»

1

31/21

Контрольная работа  №1

«Взаимодействие тел»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 часов.

№ урока

п.п.

Дата

по

плану

Дата фак-ки

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

32/1

Давление. Единицы давления

1

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

34/3

Давление газа

Тест. Давление твердых тел

1

35/4

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1

36/5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

37/6

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

38/7

Сообщающиеся сосуды.

Сам.раб. по решению задач «Расчет давления жидкости»

1

39/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли?

1

40/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

42/11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс 

1

43/12

Повторение «Давление  твердых тел, жидкостей и газов».

1

44/13

Контрольная работа № 2  «Давление  твердых тел, жидкостей и газов»

1

45/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

46/15

Архимедова сила.

1

47/16

Лаб.раб. № 8

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

1

48/17

Решение задач на расчет архимедовой силы

1

49/18

Плавание тел. Воздухоплавание.

Сам.работа «Архимедова сила»

1

50/19

Лаб.раб. № 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

51/20

Решение задач по теме

«Плавание тел»

1

52/21

Контрольная работа № 3

Архимедова сила

1

Механическая работа и мощность - 11 часов

№ урока

п.п.

Дата

по

плану

Дата фак-ки

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

53/1

Механическая работа

1

54/2

Мощность.

1

55/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

1

56/4

Момент силы.

Лаб.раб. № 10 « Выяснение условий равновесия рычага»

1

57/5

Рычаги в технике, в быту и природе.

1

58/6

Применение закона равновесия рычага к блоку.  Равенство работ при использовании простых механизмов.

1

59/7

Коэффициент полезного действия

1

60/8

Лаб.раб. № 11 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

61/9

26.05

Энергия

1

62/10

03.05

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

63/11

10.05

Контрольная работа № 4

Механическая работа и мощность

1

Повторение курса физики 7 класса -1 ч.

Итоговая контрольная работа № 5 – 1 час

Резервное время – 3 часа.


Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет  -    физика

Класс    7

Учитель Чистякова В.В.

20187-2019   учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

19/9

20/10

Плотность. Измерение плотности твердого тела

2

1

Больничный лист  7 ноября

Объединение  тем 2 уроков в один.

32/1

33/2

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения  давления

2

1

29 декабря записали в бумажный журнал, но он не проведен

Объединение  тем 2 уроков в один. Материал не сложный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...