«Атмосфера и атмосферное давление»
методическая разработка по физике (7 класс)

атмосфера и атмосферное давление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_egorovag.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики в 7 классе по теме  
«Атмосфера и атмосферное давление»

Егоров Алексей Галлактионович – учитель физики МБОУ «Кугесьский лицей»

Цель урока: осуществление на данном учебном материале умственного и нравственного воспитания детей, развитие мышления и самостоятельности суждения, формирование представления о атмосферном давлении и его проявлениях.

Оборудование: воздушный насос; 2 пробирки; бутылка с трубкой и клапаном; пипетка; шприц; ливер; сосуд с водой; цилиндр с поршнем; 13 комплектов раздаточного материала: пипетка, шприц, 2 пробирки на подставке, стеклянная трубочка, стаканчик.

Электронные приложения к уроку: презентация «Атмосферное давление» (Приложение 1), презентация-тест для фронтального опроса (Приложение 2), технологическая карта эксперимента (Приложение 3), файл-видеофрагмент (Приложение 4).

План урока:

  1. Организационный момент, объявление темы урока./2 минуты.
  2. Краткое повторение изученного материала. /8 минут.
  3. Объяснение нового материала и его закрепление./25 минут.
  4. Обобщение и закрепление изученного материала, разъяснение домашнего задания, подведение итогов урока./10 минут.

Ход урока.

В начале урока проводим краткое повторение изученного материала с помощью презентации-теста (Приложение 2).

1. Что вы знаете о давлении?

 (Давление оказывают твёрдые тела и жидкости)

Хорошо, но попробуйте тогда, пользуясь имеющимися знаниями, объяснить следующий   эксперимент:

Накройте стакан с водой  куском бумаги.
Затем, придерживая бумагу рукой, осторожно переверните стакан.
Теперь уберите руку.
Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается. Почему?

  (При выполнении опыта часть воды из стакана выльется и внутри возникнет небольшое разряжение воздуха, этого достаточно для того, чтобы атмосферное давление прижало лист, удерживая воду)

На какие ещё чудеса способно атмосферное давление? Именно в этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

Запишите тему урока «Атмосфера и атмосферное давление» (на слайде Приложения 1)

2. Слово атмосфера состоит из двух частей:  в переводе с греческого «атмос» - пар, «сфера» -  шар.

Атмосфера это газовая оболочка Земли. На уроках природоведения и географии вам уже рассказывали о воздушной оболочке нашей планеты. Что же такое воздух?

(Воздух это смесь газов)

Верно, и смесь эта довольно разнообразна по составу: азот – 78%, кислород – 21%, углекислый газ и другие газы.

Изучая газообразное строение вещества, мы узнали, что газы, в отличие от жидкостей и твёрдых тел, не имеют формы и не сохраняют объём.

 Почему тогда наша атмосфера не улетает в космическое пространство? (Дети выдвигают всевозможные гипотезы).

Скорость движения молекул велика, но недостаточна. Для преодоления притяжения Земли необходимо развить значительно большую скорость – 11,2 км/с. Наша атмосфера действительно испаряется, но очень медленно, запасов воздуха хватит, при правильном обращении с природой, на несколько миллионов лет.

Исследования околоземного пространства с помощью искусственных спутников Земли показало, что атмосфера:

а) простирается на несколько тысяч километров в высоту;

б) не имеет резкой границы, плавно переходя в безвоздушное пространство;

в) плотность атмосферы убывает с высотой, воздух становится более разряжённым, 80% всей массы сосредоточено в пределах 15 км над Землёй. Этот слой получил название «тропосфера». В верхних слоях тропосферы температура понижается до -55 градусов.

Именно в тропосфере живём мы с вами. На больших высотах, из-за разряженного воздуха жизнь невозможна.

Атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле. Она защищает нас от резких перепадов температуры при восходе и заходе Солнца. На Луне, не имеющей атмосферы, на ночной стороне температура опускается до -170 градусов, а на дневной стороне повышается до +120. Какой живой организм справился бы с  такими условиями?

Нам следует ценить и беречь, доставшееся богатство.

Наличие атмосферы человек принимает как должное, мы выросли в таких условиях, нам всё кажется привычным и естественным. Маленькая плотность атмосферы не всегда позволяет «почувствовать» её существование. Установлено, сто при 0 градусов масса каждого кубического метра воздуха (на уровне моря) составляет, в среднем, 1,29 кг

 В среднем кабинете умещается около 180 кубических метров, прикиньте, какова масса воздуха в этом кабинете.

(дети «на глаз» определяют длину, высоту и ширину класса, вычисляют объём комнаты, находят массу воздуха 232,2 кг)

Из-за притяжения к Земле верхние слои воздуха давят на средние, а те на нижние. Наибольшее давление испытывает поверхность Земли и все тела, находящиеся на ней. На нас давит вся толща воздуха!

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все, находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

Существование атмосферного давления объясняет многие явления, в том числе и наш опыт со стаканом.

Попробуйте объяснить ещё несколько любопытных и распространённых применений атмосферного давления:

  1. Принцип действия шприца.
  2.  Принцип действия пипетки.
  3. Принцип действия ливера.

Учитель демонстрирует опыты сам,   затем предлагает ученикам попрактиковаться с приборами на их столах и объяснить принцип их действия, выделяя ведущую роль атмосферного давления. (Работа в группах. Заполнение технологических карт экспериментов).

Многих людей увлекали вопросы, связанные с атмосферным давлением. Создано очень много приборов, использующих атмосферное давление. Для  самых увлечённых придуманы опыты-фокусы. (Интереснее будет, если ребята сами продемонстрируют нижеперечисленные опыты. Для этого заранее с ними необходимо провести подготовительную работу).

  1. Фонтан в бутылке: Понадобится прозрачная стеклянная бутылка, жёсткая трубочка, вставленная в пробку бутылку, шланг, сосуд с водой. Из бутылки откачать воздух, перекрыть шланг, опустить конец трубки в ёмкость с водой и открыть шланг: вода быстро устремляется в бутылку, поучается фонтан.
  2. Яйцо в бутылке: В бутылку с широким горлышком опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки. Объяснить явление.
  3. Автоматическая поилка для птиц состоит из бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается  бутылки? Если уровень воды в корытце понизится, и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется. Почему?
  4. Как мы пьем? Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление.

Закрепление

Просмотр видеофрагмента «Атмосфера и атмосферное давление».

  Скажите, пожалуйста, что мы изучили на сегодняшнем уроке?

  • Что такое атмосфера?
  • Что такое воздух?
  • Есть ли у атмосферы чёткая граница?
  • Какова плотность воздуха?
  • Чему равна масса 1 кубического метра воздуха?
  • Почему атмосфера давит на нашу планету?
  • Как можно обнаружить атмосферное давление?
  • Как можно использовать атмосферное давление?
  • Какое значение имеет для Земли атмосфера?

Ваше домашнее задание состоит из двух частей:

параграф №40 выучить и подготовить занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книгах «Занимательная физика» Перельмана и других.

Рефлексия

Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?»

Предлагаются варианты ответов:

  • Сегодня я узнал….
  • Было интересно…..
  • Я понял, что…..
  • Меня удивило….
  • Мне захотелось….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атмосфера и атмосферное давление.

разработка урока  физики в 7 классе...

Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."

Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...

Урок по физике на тему "Атмосфера Земли. Атмосферное давление". (7-й класс)

Урок для 7-го класса построен с использованием технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на каждом этапе урока способствует усвоению материала в яркой, эмоциональной форме, а...

Урок "Атмосфера и атмосферное давление"

Весь урок построен на основе презентации «Атмосфера и атмосферное давление». Презентация включает 27 слайдов, расположенных согласно плана урока. В первой части проводится обобщение теоретического мат...

Атмосфера и атмосферное давление

Урок физики в 7 классе....

Урок физики в 7 классе "АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ".

Атмосфера оживляет землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омыва...

Атмосфера и атмосферное давление.

Атмосфера и атмосферное давление. Данный урок предлагается провести в 7-м классе при изучении атмосферного давления....