Физические диктанты
методическая разработка по физике (11 класс)

Савельева Елена Михайловна

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном урока. От правильной постановки которого во многом зависит качество обучения. Она позволяет установить  знания и умения учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку учеников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений. Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Правильная организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его обучения следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования Значительное сокращение учебного времени на изучение физики, особенно на старшей ступени обучения, требует от учителя высокой организованности в преподавании науки и изменения технологий для осуществления основных элементов учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz._diktant_11_kl.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Г. Улан-Удэ, 670031, БКМ, 15, т: 437326

http://school3503.ru/,  school-35-bkm@mail.ru

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 35» _____________Л.Г. Пахомова

Приказ № 117

От «10» сентября 2018 г.

Согласовано МС школы 

протокол № 01

от «30» августа 2018 г.

Руководитель МС

___________Е. Н. Попова

Рассмотрено МО математики и физики 

протокол № 01

от «28» августа 2018 г.

Руководитель МО

  ________ Липунова О.О.

Методическая разработка:

«Физические диктанты –11 класс»

Автор разработки: Савельева Е.М.,

учитель физики высшей кв. категории

2018г.

Введение

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном урока. От правильной постановки которого во многом зависит качество обучения. Она позволяет установить  знания и умения учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку учеников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений. Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Правильная организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его обучения следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования Значительное сокращение учебного времени на изучение физики, особенно на старшей ступени обучения, требует от учителя высокой организованности в преподавании науки и изменения технологий для осуществления основных элементов учебного процесса. Она позволяет производить изучение материала укрупнёнными блоками с последующей обработкой его учащимися в процессе самостоятельной деятельности. Объяснение веду с помощью опорных конспектов, которые способствуют излагать учебный курс последовательно, логично, доступно для каждого учащегося. Метод ежедневного опроса (преимущественно на первой ступени обучения), обеспечивает ученикам успешность продвижения в понимании материала, что рождает интерес к занятиям. За эти годы создан УМК по всем курсам физики. Он включает в себя следующие элементы: поурочное планирование, контрольные вопросы взаимоконтроля, опорные конспекты, презентации к урокам, многовариантные задания для уроков решения задач ,задания для самостоятельной работы для исследования практического применения изучаемых явлений и процессов, тексты контрольных работ и физических диктантов. За эти годы мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования. Преимущественно использую письменную проверку знаний, так как она обладает рядом достоинств:

  • позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно;
  • обладает большей объективность по сравнению с устной;
  • осуществить равенство меры выявления знаний для всех учащихся;
  • позволяет выбрать общую для всех систему вопросов;
  • определяет четкие критерии оценки работы учащихся.

   

  Письменная проверка проводится в форме контрольных работ - физических диктантов. Физические диктанты дают возможность, проверить сознательность выполнения домашнего задания, выявить умение учащихся применять знания в учебной практике при решении задач, к выполнению эксперимента, создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, использовать индивидуальный темп написания работы. При подготовке к таким работам школьники учатся выделять главное в учебном материале, особое внимание уделяют структурным единицам научных знаний, а так же повторяют, закрепляют, углубляют и систематизируют знания, что позволяет поднять их на новый уровень. Основой физических диктантов по изучаемой теме служат контрольные вопросы взаимоконтроля  данной теме, которые разработаны по всем основным темам курсов физики 7-11 классов и представлены в электронном журнале каждого класса. Все обобщающие диктанты построены по единой логической схеме:

  • физические величины, их условное обозначение, единицы измерения;
  • основные формулы темы, связь между физическими величинами, математическое выражение условий, физических законов, границ применимости законов, теорий;
  • определения физических величин, явлений, законов, теорий;
  • графики зависимостей физических величин от времени, других параметров, условное обозначение устройств, приборов в схемах

Продолжительность работ соответствует 10-15 минут урока. Файлы с диктантами, оформленными на отдельных листах (формат А4), выдаются каждому учащемуся персонально для работы. Данное оформление заданий позволяет учителю использовать их многократно, проводить проверку одновременно всех учащихся в полной тишине, проводить последующую корректировку знаний после проверки и с временно отсутствующими на уроке.

Примерные тексты физических диктантов

Физический диктант по теме «Магнитное поле»

1 вариант

  1. Что называется магнитной силой?
  2. Перечислите свойства магнитного поля
  3. Сформулируйте правило буравчика (для чего оно необходимо?)
  4. Какое поле называется вихревым полем?
  5. Сформулируйте закон Ампера
  6. Как определить максимально вращающий момент?

2 вариант

  1. Что называется магнитным полем?
  2. Что называется магнитной индукцией?
  3. Что называется линиями магнитной индукции?
  4. Сформулируйте правило левой руки
  5. Как определить силу Лоренца?
  6. Что называется модулем вектора магнитной индукции? Как его определить?

Физический диктант «Электромагнитная индукция»

1 вариант

  1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
  2. Сформулируйте правило Ленца
  3. Сформулируйте закон электромагнитной индукции
  4. Что называется вихревым полем? Перечислите его свойства
  5. В каких единицах измеряется магнитный поток?
  6. Сравните электрическое и вихревое электрическое поле.
  7. Что называется Самоиндукцией?
  8. Как определить  энергию магнитного поля в катушке?

2 вариант

  1. Что называется магнитным потоком? Как его определить? В каких единицах он измеряется?
  2. Сформулируйте правило левой руки
  3. Объясните знак ЭДС индукции в законе электромагнитной индукции
  4. Вывести формулу для расчета ЭДС  индукции в движущихся проводниках
  5. В каких единицах измеряется ЭДС индукции?
  6. Сравните магнитное и вихревое электрическое поле.
  7. Что называется индуктивностью? Как ее определить? В каких единицах измеряется индуктивность? От чего зависит?
  8. Перечислите свойства электромагнитного поля.

Физический диктант « Электромагнитные колебания»

1 вариант

  1. Что называется электромагнитными колебаниями?
  2. Что называется вынужденными колебаниями?
  3. Уравнение, описывающее свободные колебания в контуре.
  4. Как определит энергию магнитного поля?
  5. Что называется частотой колебаний? Как ее определить? В каких единицах измеряют?
  6. Что называют сдвигом фаз?
  7. Что называют амплитудой колебаний? Как определить амплитуду?
  8. Что называют простейшим колебательным контуром?

2 вариант

  1. Что называется гармоническими колебаниями?
  2. Что называется свободными колебаниями?
  3. Как определить энергию электрического поля?
  4. Что называется периодом? Как его определить? В каких единицах измеряется?
  5. Как определить энергию электрического поля?
  6. Запишите формулу Томсона
  7. Что называется фазой колебания?
  8. Что называется циклической частотой?

Физический диктант «Электромагнитные колебания»

1 вариант

  1.  Что называется переменным электрическим током? Сравнительная характеристика механических и электрических колебаний.
  2. Активное сопротивление в цепи переменного тока
  3. Емкостное сопротивление в цепи переменного тока

2 вариант

  1. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями
  2. Индуктивное сопротивление в цепи переменного тока
  3. Резонанс в цепи переменного тока

Физический диктант «Электромагнитные волны»

1вариант

  1. Что называется волной?
  2. Что называется поперечной волной?
  3. Свойства волн.
  4. Как определить скорость распространения волны?
  5. Что собой представляет электромагнитная волна?

2 вариант

  1. Что называется скоростью волны? Как ее найти?
  2. Какая волна называется продольной?
  3. Что называется длиной волны? Как ее определить?
  4. Как найти частоту волны?
  5. Сформулируйте условия возникновения волн

Физический диктант « Электромагнитные волны»

1 вариант

  1. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн
  2. Запишите основное свойство электромагнитных волн
  3. Что называется волновой поверхностью?
  4. Что называется точечным источником?
  5. Как зависит плотность потока  от расстояния до источника?

2 вариант

  1. Принцип радиотелефонной связи
  2. Что называется лучами?
  3. Что называется плотностью потока?
  4. Что называются радиолокацией?
  5. Как зависит плотность потока от частоты?
  6. Что называется детектированием?

Физический диктант « Оптика»

1 вариант

  1. Сформулируйте принцип Гюйгенса
  2. Сформулируйте закон преломления света
  3. Что называется полным отражением? Его закономерности
  4. Что называется интерференцией?
  5. Условия минимума при интерференции
  6. Что называется линзой?
  7. Что называется оптической силой линзы?
  8. В чем заключалась волновая теория света
  9. Что называется дифракцией?
  10. Какие источники называются когерентными?

2 вариант

  1. Сформулируйте закон  прямолинейного  распространения света
  2. Сформулируйте закон отражения
  3. Что называется абсолютным показателем преломления? Как его определить?
  4. Что называется дисперсией?
  5. Сформулируйте условия максимума интерференции
  6. Что называется геометрической оптикой?
  7. Запишите формулу тонкой линзы
  8. Что называется линейным увеличением? Как его определить?
  9. В чем заключается корпускулярная теория света
  10. Что называется поляризацией света?

Физический диктант «СТО»

1 вариант

  1. Сформулируйте принцип относительности Галилея
  2. Запишите релятивистский закон сложения скоростей
  3. Как определить релятивистскую длину?
  4. Как определить релятивистский импульс?

2 вариант

  1. Сформулируйте принцип относительности Эйнштейна
  2. Как определить релятивистское время?
  3. Как определить релятивистскую массу?
  4. Формула Эйнштейна для определения энергии.
  5. Физический диктант « Излучения и спектры»

1 вариант

  1. Перечислите виды излучения
  2. Свойства теплового излучения
  3. Свойства катодолюминесценции
  4. Что называется спектром испускания?
  5. Что называют сплошным спектром?
  6. Что называют спектральным анализом?

2 вариант

  1. Какие источники света бывают?
  2. Свойства электролюминесценции
  3. Свойства фотолюминесценции
  4. Что называется спектром поглощения?
  5. Что называют линейчатым спектром?
  6. Что называют полосатым спектром?

Физический диктант «Шкала электромагнитных волн»

1 вариант

  1. Радиоволны (Что излучает, свойства, где применяют)
  2. Видимое излучение (Что излучает, свойства, где применяют)
  3. Рентгеновские лучи (Что излучает, свойства, где применяют)

2 варинт

  1. Инфракрасное излучение
  2. Ультрафиолетовое излучение
  3. Гамма-излучение

Физический диктант « Фотоэффект»

1 вариант

  1. Что называется фотоэффектом?
  2. Сформулируйте 2 закон фотоэффекта
  3. Сформулируйте 4 закон фотоэффекта
  4. Перечислите свойства фотона
  5. Расскажите о давлении света
  6. Химическое действие света

2 вариант

  1. Сформулируйте 1 закон фотоэффекта
  2. Сформулируйте 3 закон фотоэффекта
  3. Запишите формулу Эйнштейна  для энергии порции кванта
  4. Что называется фотоном. Как определить его массу, энергию, импульс?
  5. В чем заключалась гипотеза Планка. Как он предложил определять энергию кванта?
  6. В чем заключается корпускулярно-волновой дуализм.

Физический диктант «Физика атомного ядра»

1 вариант

  1. На чем основан принцип действия камеры Вильсона
  2. Что называется радиоактивным распадом?
  3. Сформулируйте правило смещения для бета-распада
  4. Сформулируйте закон радиоактивного распада

2 вариант

  1. На чем основан принцип  работы счетчика Гейгера
  2. Сформулируйте правило смещения для альфа- распада
  3. Опишите свойства гамма- распада
  4. Что называется периодом полураспада?

Физический диктант « Физика атомного ядра-2»

1 вариант

  1. Каково строение ядра?
  2. Свойства ядерных сил
  3. Как определить дефект масс?
  4. Что называется ядерной реакцией?
  5. Что называется коэффициентом размножения нейтронов?
  6. Как эВ перевести в Дж?

2 вариант

  1. Что называется  ядерными силами?
  2. Как определить энергию связи?
  3. Как определить удельную энергию связи?
  4. Как рассчитать энергетический выход ядерной реакции?
  5. Что называется критической массой?
  6. Как а.е.м. перевести в кг?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные физические диктанты как форма текущего контроля знаний

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения. Учащиеся заинтерес...

Сборник физических диктантов для 7 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

Сборник физических диктантов для 8 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

Сборник физических диктантов для 9 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

"Тепловые явления" физический диктант

Физческий диктант для фронтального опроса в 8 классах...

Физический диктант "Физические величины"

В конце учебного года кроме итоговых контрольных работ или тестов мои ученики выполняют еще такие итоговые работы как физический диктант по физическим величинам и их единицам измерения, словарный дикт...

Физический диктант "Физические величины"

В конце учебного года кроме итоговых контрольных работ или тестов мои ученики выполняют еще такие итоговые работы как физический диктант по физическим величинам и их единицам измерения, словарный дикт...