Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Электрическое поле. Электроскоп"
    учебно-методический материал по физике (8 класс)

    Технологическая карта урока "Электрическое поле. Электроскоп"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

    Технологическая карта урока

    по физике в 8 классе на тему

    «Электрическое поле. Электроскоп»

                                                                                                Составил: учитель физики

                                                                             Лукьянцева М.А.

    2018

    Технологическая карта урока

    Предмет Физика 8 класс

    Дата  06.12.2018

    Тема урока: «Электрическое поле. Электроскоп».

    Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ)

    Цели урока: познакомить учащихся с устройством электроскопа, сформировать у учащихся представления об электрическом поле и его свойствах.

    Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Учебники.Рабочие тетради.Презентация. Выберите элемент.

    Формы работы с учащимися: Фронтальная.Индивидуальная.Парная

    Основные понятия: Электроскоп, электрометр, электрическое поле, электрическая сила.

    Методы работы с учащимися: практические; методы самостоятельной работы;         

    Содержание этапов урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Добрый день, ребята. Рад всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.

          Французский писатель 19 века Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.» Давайте последуем этому совету, будем активны и внимательны на уроке.

        - Какое у вас настроение? Настроение хорошее.

       Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему товарищу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов.

    Отвечают на приветствие, самоопределяются.

    Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Фронтальный опрос:

    1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
    2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды? Приведите примеры.
    3. Как взаимодействуют между собой тела имеющие разноимённые заряды? Приведите примеры.
    4. Может ли одно и тоже тело, например, эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?
    5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
    6. Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды»? Почему?

    Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, дополняют ответы, указывают на ошибки.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

     2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;                          

    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    3. Выявление места и причины затруднений.

    Изучение нового материала

    1. Эксперимент 1

    На двух нитях подвешены две расчески. Как узнать, какая из этих расчёсок наэлектризована (ничем другим пользоваться нельзя)?

    1. Эксперимент 2

    Поднесите к гильзе заряженную эбонитовую палочку. Гильза сначала притянется, а потом оттолкнётся.

    Почему гильза отталкивается?

    - Как это можно проверить?

    С помощью этих опытов можно установить, что тело наэлектризовано, т. Е. ему передали электрический заряд

    Существуют приборы, с помощью которых можно установить наэлектризовано тело или нет

    Нужно одну расческу взять в руку, тем самым разрядить её. Затем, держа расчески за нитки, сблизить их и посмотреть, как они будут вести себя. Если будут взаимодействовать, значит, вторая расчёска заряжена, если взаимодействия не не наблюдается, значит была заряжена первая.

    Гильза коснулась палочки и получила отрицательный заряд

    - Нужно поднести к гильзе положительно заряженный предмет (стеклянную палочку) Тогда гильза должна притянуться.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

    2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

     3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Прочитайте параграф и охарактеризуйте приборы по плану

    Устройство и принцип действия электроскопа и электрометра

    Электрометр

    План:

    1. Название прибора
    2. Устройство прибора
    3. Принцип действия.
    4. Применение.

    Вопросы обучающимся:

    Электроскоп

    План:

    1. Название прибора
    2. Устройство прибора
    3. Принцип действия.
    4. Применение.

    Вопросы обучающимся:

    1.Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

    2.Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

    Электрическое поле

    Эксперимент 3

    Подвесим на нити легкую металлическую гильзу из фольги. Медленно приблизим к гильзе вертикально расположенную пластину пенопласта, предварительно зарядив её натиранием шерстью (пенопласт зарядится отрицательно)

     - Что происходит?

    Вывод: заряженные тела могут взаимодействовать и на расстоянии. Может быть всё дело в воздухе, находящемся между телами?

    Эксперимент 4

    Заряженный электроскоп помещают под колокол воздушного насоса. Воздух выкачивается. В безвоздушном пространстве листочки электроскопа по- прежнему будут отталкиваться друг от друга.

    - Какой можно сделать вывод?

     Согласно учению английских физиков Фарадея и Максвелла, вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле.

    Электрическое поле – форма материи, посредство которой осуществляется взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело. Выясним свойства электрического поля.

    На столах у учащихся простейшее оборудование. Задание отпечатано на карточках.

    Приложение1

    Выводы

    Свойства электрического поля:

    • Образуется вокруг заряженных тел.
    • Обнаруживается по действию на электрический заряд.
    • Действует на электрические заряды с некоторой силой – называемой электрической силой.
    • Действие электрического поля зависит от расстояния до заряженного тела.

    Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от него – ослабевает.

    Изучают параграф учебника

    Делают записи в тетрадях

    При отсутствии непосредственного контакта гильза от нити отклонилась от вертикального положения

    Записывают в тетрадях

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

     2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

      3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    5. Реализация построенного проекта

     

    Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

    А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

    Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

    Вопрос классу: Какой вывод можно сделать

    Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564621/img3.jpg

    Рис. 3

    А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

    Вопрос классу: Что мы видим?  (рис. 4).

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564621/img4.jpg

    Рис. 4

    (Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

    В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

    Наблюдают, отвечают на вопросы, объяснить на основе уже известных понятий.

    Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются

    Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

      2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

     3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Опрос – беседа по изученной теме:

    1. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающего незаряженное тело?
    2. Как можно обнаружить электрическое поле?
    3. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему?
    4. Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по модулю, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их поместить на один и тот же проводник?
    5. Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась?

    Прослушаем сообщения о Майкле Фарадеи и Джеймсе Клерке Максвелл

    Приложение 3

    Отвечают на вопросы

    Слушают сообщения, задают вопросы.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

       2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;                            Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

      Выполните тест Приложение 2

    Выполняют тест

    Взаимопроверка, озвучивают результаты работы

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

      2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;                                

    Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    8. Рефлексия УД на уроке

      сегодня я узнал…

    1. было интересно…
    2. было трудно…
    3. я понял, что…
    4. теперь я могу…
    5. я приобрел…
    6. я научился…
    7. у меня получилось …
    8. я смог…
    9. я попробую…
    10. меня удивило…
    11. урок дал мне для жизни…

    Оцените свою работу за урок:

    «5» - поняли материал, можете его воспроизвести и объяснить;

     «4» - поняли материал, но есть сомнения в возможности его воспроизведения;

    «3» - материал усвоили слабо.

    Поднимите руки те, кто поставил себе «5», «4», «3».

    Личностные: понимание причин успеха в учебе

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

    Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Приложение 1

    Опыт №1

    1. Поднесите заряженный предмет к незаряженной гильзе.
    2.  Пронаблюдайте явление.
    3.  Сделайте вывод.

    ……………………………………………………………………………………

    Опыт №2

    1. Коснитесь наэлектризованной гильзы, сначала потертой слегка о бумагу стеклянной палочкой; потом этой же палочкой, потертой более сильно; затем палочкой, которой не натирали о бумагу.
    2.  Сделайте вывод.

    ………………………………………………………………………………………………………………

    Опыт№3.

    1. Определите, как зависит воздействие электрического поля заряженного предмета от расстояния до гильзы.
    2.  Сделайте вывод.

    …………………………………………………………………………………….

    Опыт №4.

    1. Проверьте на опыте, оказывает ли влияние на электрическое поле  

    экран из бумаги (дерева) и металла.

    1. Сделайте вывод.

    ………………………………………………………………………………

    Опыт №5.

    1. Потрите лист оргстекла листом бумаги. Поднесите к электрометру и коснитесь сначала куском оргстекла, потом листом бумаги.
    2. Пронаблюдайте явление.
    3. Сделайте вывод.

    Приложение 2

    1)  Электроскоп – это прибор для …

    а.  Изучения электрических явлений       б.  Обнаружения электрических зарядов

    в.  Электризации тел                       г.  Обнаружения взаимодействия электрических зарядов

    2) Заряды какого знака находятся на электроскопах №1 и №2, если их лепестки расположены так, как показано на рисунке? (пунктиром обозначено их первоначальное положение)

    http://pandia.ru/text/78/184/images/image001_194.jpg

    а.  №1 – положительный, №2 – отрицательный       б.  №1 и №2 – отрицательный

    в.  №1 и №2 – положительный            г.  №1 – отрицательный, №2 - положительный

    3)  Какому из этих электроскопов сообщен наибольший заряд?

    http://pandia.ru/text/78/184/images/image003_63.jpg        а.  №1   б.  №2     в.  №3      г.  Определить невозможно

    4) Электрическое поле — это

    1) не действующий на человека вид материи

    2) окружающее заряд пространство

    3) тот вид материи, который действует на электрические заряды

    5. Как обнаруживают электрическое поле?

    1) По его влиянию на человека

    2) По действию на приборы

    3) По взаимодействию с электрическими зарядами

     4) По взаимодействию с разными телами

    6. Электрической силой называют

    1) силу, с которой один заряд действует на другой

    2) силу, с которой электрическое поле действует на заряженное тело

    3) силу, которая проявляется при взаимодействии зарядов

    Приложение 3

    Майкл Фарадей

    (1791-1867)

    Майкл Фарадей родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Майкл получил только начальное образование и с 13 лет работал переплетчиком в книжной лавке. Именно там он развил свои знания путем систематического самообразования, читая книги, которые переплетал.

    Однажды Майкл Фарадей посетил одну из лекций Хемфри Деви, великого английского физика, изобретателя безопасной лампы для шахтеров. Фарадей сделал подробную запись лекции, переплел ее и послал Деви. Тот был настолько поражен, что предложил Фарадею работать в качестве секретаря. Вскоре Деви отправился в путешествие по Европе и взял с собой Фарадея.

    Вернувшись в Лондон в 1815 году, Фарадей начал работать ассистентом в одной  из лабораторий Королевского института в Лондоне. А в 182S году он сменил Деви на посту директора лаборатории. В здании института Фарадей прожил всю свою жизнь, замкнуто и скромно.

    Когда в 1835 году друзья выхлопотали ему государственную пенсию, он отказался ее принять. Только после того, как к нему обратился министр финансов Англии лорд Мельбурн, Фарадей изменил свое решение.

    Основные работы Фарадея связаны с электричеством и магнетизмом. Намотав в виде спирали проволоку на кусок железа, он доказал, что при прохождении через нее электричества железо превращается в магнит. Затем Фарадей ударил железо и выяснил, что магнитные свойства спирали не изменились. Этот прибор был назван им электромагнитом.

     

    Джеймс Клерк Максвелл

    (1831-1879)

    Джеймс Клерк Максвелл родился в Эдинбурге в семье шотландского дворянина. Он получил образование в Эдинбургском и Кембриджском университетах. В 1860 г.

    Максвелл стал профессором Лондонского университета, где он основал первую в Англии специально оборудованную физическую лабораторию. В 1860 г. он был избран членом Лондонского Королевского общества Академии наук Англии.

    Одну из своих ранних научных работ - исследование об овальных кривых - Максвелл написал еще в 15-летнем возрасте. Будучи студентом Эдинбургского университета, он сделал в Эдинбургском Королевском обществе Академии наук Шотландии доклад о равновесии упругих тел, доказал теорему, известную ныне в теории упругости и сопротивления материалов как теорема Максвелла.

    В 1855 г. Максвелл провел ряд исследований по теории цветового зрения. В том же году он начал исследование «О Фарадеевых силовых линиях», которое продолжал, по существу, в течение всей своей жизни.

    «Я старался, - писал Максвелл, - ... представить математические идеи в наглядной форме, пользуясь системами линий или поверхности, а не употребляя только символы, которые и не особенно пригодны для изложения взглядов Фарадея и не вполне соответствуют природе объясняемых явлений».

    И далее: «Электромагнитное поле - это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом или магнитном состоянии».

    Таково первое в истории физики определение электромагнитного поля. Фарадей начал разработку идеи. Максвелл блестяще завершил ее, создав теорию электромагнетизма.

    Дальнейшее развитие этой теории привело Максвелла к выводу об электромагнитной природе света.

    Максвелл выразил законы электромагнитного поля в виде системы четырех дифференциальных уравнений, которые легли в основу электродинамики. Максвелл, пользуясь методами математической статистики, сформулировал в кинетической теории газов закон распределения молекул идеального газа по скоростям. Выполнил также ряд крупных работ по оптике, теории упругости, молекулярной физики.

    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле"

    Разработка урока с использованием ИКТ на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле" и приложения к нему....

    Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

    Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Технологическая карта урока: Магнитное поле. Постоянные магниты и электромагниты. Магнитное поле Земли.

    Образец технологической карты урока физики. Может использоваться как альтернативный инструмент при планировании уроков. Особую помощь может оказать при разработке открытых уроков....

    Технологическая карта урока по теме "Электрическое поле.Электроскоп.Проводники и диэлектрики."

    Пример технологической карты урока по физике.Может быть использована как основа для разработки собственного урока....

    Технологическая карта урока " Постоянные магниты. Магнитное поле Земли".

    Данный урок изучается  в разделе «Электромагнитные явления»; по программе изучение раздела «Электромагнитные явления» осуществляется в 8 классе общеобразовательных учреждений.Цель урока: сформиро...