Учебно-методические материалы по физике
учебно-методический материал по физике

Учебно-методические материалы по физике предназначены для обучающихся 1 курса Сургутского политехнического колледжа с целью контроля проверки знаний, умению применять полученные знания на практике

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное учреждениелого СПК

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Сборник контрольных работ по физике

для обучающихся первого курса по программе подготовки

специалистов среднего звена

Наименование профиля: технический

Сургут

Сборник контрольных работ по физике.

Организация-разработчик: АУ  «Сургутский политехнический колледж»

Составитель:         Кузмауль М.С., преподаватель физики, первая категория

Ф.И.О., должность

Сборник составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Физика», содержит 7 контрольных работ по основным разделам, пояснительную записку и справочные материалы. Предназначено для обучающихся 1 курса по специальностям технического профиля,.

Одобрено на заседании методического объединения «Математика, информатика и физика».

Протокол  № «_8_» от «_18_»_мая_2019  г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка        4

Перечень контрольных работ        5

Входная контрольная работа № 1        6

Раздел 1.  Механика        12

Контрольная работа № 2 по теме: «Законы сохранения в механике»        12

Раздел 2.  Молекулярная физика и термодинамика        14

Контрольная работа № 3 по теме:  «Основное уравнение МКТ газов»        14

Раздел 3.  Основы электродинамики        16

Контрольная работа № 4 по теме: «Постоянный электрический ток»        16

Контрольная работа № 5 по теме: «Электромагнитные взаимодействия»        18

Раздел 4.  Колебания и волны        20

Контрольная работа № 6 по теме:  «Механические и электромагнитные волны»        20

Раздел 6.  Квантовая физика        22

Контрольная работа № 7 «Ядерные превращения»        22

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        24

Литература        27


Пояснительная записка

Материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы обучающихся 1 курса по специальности технического профиля в виде контрольной проверки знаний по предмету "Физика".

        Перечень контрольных работ указан в соответствии с рабочими  программами для студентов, обещающихся по программам специальностей среднего профессионального образования (ППССЗ), и соответствует требованиям федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание контрольных материалов составлено в соответствии с основными требованиями ФГОС среднего общего образования и  охватывает следующие разделы:

  • Механика;
  • Молекулярная физика и термодинамика;
  • Основы электродинамики;
  • Колебания и волны;
  • Оптика;
  • Квантовая физика.

        Контрольные работы проводятся по двум вариантам, сочетают в себе задания с выбором ответа (тестовые задания), задания на соответствия и решение количественных задач. В данном пособии имеются основные справочные материалы, необходимые для качественного решения задач.

Время выполнения контрольной работы 40 минут.

Оценивание контрольных работ осуществляется с помощью критериев, составленных для каждой работы. Результат получается путём сложения баллов, набранных обучающимися за каждое выполненное задание, и переводится по шкале в оценку.  

Задания в 1 балл. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.

        Задания в 2 балла. Они направлены на проверку умения использовать основные понятия и законы физики, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.

        Задания в 3 балла. Обучающийся показывает, что свободно владеет изученным материалом, решает задачи стандартным или оригинальным способом. Данный уровень требует более глубоких знаний.

        Результаты такого контроля знаний дают возможность определить общий уровень учебных достижений обучающихся, выработать конкретные рекомендации по коррекции содержания учебного процесса.


Перечень контрольных работ

№ п/п

Разделы

Темы

Кол-во часов

1

Введение

Входная контрольная работа № 1

1

2

Раздел 1.  Механика

Контрольная работа № 2 по теме:

«Законы сохранения».

1

3

Раздел 2.  Молекулярная физика и электродинамика

Контрольная работа № 3 по теме:

«Основное уравнение МКТ газов».

1

4

Раздел 3.  Основы электродинамики

Контрольная работа № 4 по теме:

«Законы постоянного тока».

Контрольная работа № 5 по теме:

«Электромагнитные взаимодействия»

1

1

5

Раздел 4. Колебания и волны

Контрольная работа № 6  по теме:

«Механические и электромагнитные волны».

1

6

Раздел 6. Квантовая физика

Контрольная работа № 7 по теме:

«Ядерные превращения».

1

ИТОГО

7


Входная контрольная работа № 1

1 – Вариант

  1. (1 б) Какое из нижеприведенных утверждений справедливо?

Физика - это наука...

  1. О цветах.
  2. О поведении детей в школе.
  3. О технологиях.
  4. О космосе
  5. О природе

  1. (1 б) Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое явление?
  1. Алюминий.
  2. Вода.
  3. Килограмм.
  4. Плавление.
  5. Линейка.

  1. (1 б)  В каком из нижеприведенных предложений не говорится о физическом явлении?
  1. Нагревание воды.
  2. Образование льда.
  3. Свечение лампы.
  4. Течение реки.

  1. (1 б)  Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое тело?
  1. Объем.
  2. Весы.
  3. Горение.
  4. Секунда.
  5. Самолет.

  1. (1 б)  Какие из нижеприведенных слов означают физические тела?

I. Карандаш II. Железо III. Нефть IV. Птица

  1. II, III
  2. I, II
  3. II, IV
  4. I, IV
  5. I, III

  1. (1 б)  Какое из нижеприведенных слов означает вещество?
  1. Движение.
  2. Луна.
  3. Лед.
  4. Окно.
  1. (1 б) Мотоциклист движется со скоростью 72км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из этих тел движется с большей скоростью?
  1. Автобус.
  2. Мотоциклист.
  3. Движутся одинаково.
  4. Ответ неоднозначен.

  1. (1 б) Какие из нижеприведенных веществ не существует в природе?

I. Песок,  II. Бензин,  III. Нефть,  IV Стекло,  V. Железо в виде шариков

  1. I, III
  2. II, IV
  3. I ,III, V
  4. I, II, V
  5. II, IV, V

  1. (1 б)  Единица измерения силы тока является…
  1. Ньютон (Н).
  2. Ампер (А).
  3. Секунда (с).
  4. Вольт (В).

  1. (5 б) Соответствие:
  1. Мальчик бросил камень. Во время полета на камень действует …
  2. Гимнаст высоко подпрыгнул. В это время на него действует …
  3. К пружине подвесили груз, и она растянулась. Значит, в ней возникла …
  4. Скатившиеся с горы санки останавливаются потому, что на них действует …
  5. Пузырек воздуха всплывает в воде потому, что на него действует …

         

  1. Сила трения.
  2. Сила тяжести.
  3. Сила упругости.
  4. Сила Архимеда.
  1. (5 б) Соответствие:
  1. Сила тяжести измеряется динамометром.
  2. Сила тяжести действует на любое тело.
  3. Сила тяжести всегда направлена вниз.
  4. Сила тяжести на Земле везде одинакова.
  5. Сила тяжести по-другому называется весом тела.

         

  1. Верное утверждение.
  2. Неверное утверждение.

  1.  (1 б)  В каком физическом законе утверждается, что действие одного тела на другие имеет взаимный фактор?
  1. В I законе Ньютона.
  2. Во II законе Ньютона.
  3. В III законе Ньютона.
  1. (2 б)  Какие из нижеприведенных термометров показывают одинаковую температуру?

8

a) I и V

b) II и V

c) III и V

d) III и IV

e) II и I

Решите задачу:

  1. (2 б)  Автомобиль, движущийся прямолинейно равноускоренно, увеличил свою скорость с 18 км/ч до 36 км/ч за 6 секунд. С каким ускорением двигался автомобиль?
  2. (2 б)  Укажите второй продукт ядерной реакции: 94Ве + 42Не  126С + ?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

26 - 25

24 -  20

19 - 13

менее 13

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

 


Входная контрольная работа № 1

2 - Вариант

  1. (1 б) Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое явление?
  1. Сила.
  2. Секунда.
  3. Скорость.
  4. Время.
  5. Движение.

  1. (1 б)  В каком из нижеприведенных предложений не говорится о физическом явлении?
  1. Нагревание воды.
  2. Образование льда.
  3. Свечение лампы.
  4. Течение реки.
  5. Коррозия днища автомобиля.

  1. (1 б)  Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое тело?
  1. Сила.
  2. Электрический ток.
  3. Площадь.
  4. Мензурка.
  5. Атом.

  1. (1 б)  Какие из нижеприведенных слов означают физические тела?

I. Рельс II. Песок. III. Астероид IV. Ртуть V. Бумага

  1. II, IV
  2. II, IV,V
  3. I, II, III
  4. I, II, V
  5. I, III, V

  1. (1 б) Какое из нижеприведенных слов означает вещество?
  1. Бензин.
  2. Длина.
  3. Килограмм.
  4. Весы.
  5. Углерод

  1. (1 б)  Из каких нижеприведенных веществ, существующих в природе, можно изготовить обеденную тарелку?
  1. Фарфор.
  2. Стекло.
  3. Алюминий.
  4. Хрусталь.
  5. Пластмасса.
  1. (1 б) Какой из нижеприведенных приборов применяют для измерения скорости?
  1. Компас.
  2. Микроскоп.
  3. Спидометр.
  4. Телескоп.
  5. Рулетка.

  1. (1б) Выразите в метрах в секунду скорость 36 км/ч.
  1. 1000м/с.
  2. 100м/с.
  3. 10м/с.
  4. 0,1м/с.

  1. (1 б) Кто открыл закон инерции?
  1. Аристотель.
  2. Ломоносов.
  3. Галилей.
  4. Ньютон.

  1.  (1б) Положительно заряженное тело содержит…
  1. Избыток электронов.
  2. Недостаток электронов.
  3. Избыток протонов.
  4. Недостаток протонов.

  1. (5 б) Соответствие:
  1. Девочка уронила мяч. Во время падения на него действует …
  2. Ведро стоит на табурете. Со стороны табурета на ведро действует …
  3. Дым от костра устремляется вверх потому, что на дым действует …
  4. Наши ботинки не скользят по асфальту потому, что на них действует …
  5. Две нитки связаны узелком. Он не развязывается, так как его удерживает …

         

  1. Сила тяжести.
  2. Сила Архимеда.
  3. Сила упругости.
  4. Сила трения.

  1. (5 б) Соответствие:
  1. Луна, двигаясь по орбите вокруг Земли, совершает механическую работу.
  2. Гиря, висящая на шнуре, совершает механическую работу.
  3. Пассажир, едущий в автобусе, совершает механическую работу.
  4. Муха, летающая по комнате, совершает механическую работу.
  5. Магнитофон, перематывая кассету, совершает механическую работу.

         

  1. Верное утверждение.
  2. Неверное утверждение.

  1. (2 б)  Какова цена деления термометра, изображенного на рисунке?

12

  1. 1 °С
  2. 2,5 °С
  3. 1,5 °С
  4. 2 °С
  5. 4 °С

 

Решите задачу:

  1. (2 б) За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,2 м/с2, увеличит свою скорость с 70 км/ч до 100 км/ч?
  2. (2 б) Укажите второй продукт ядерной реакции: 147N + 42Не   178О +?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

26 - 25

24 -  20

19 - 13

менее 13

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Раздел 1.  Механика

Контрольная работа № 2 по теме: «Законы сохранения в механике»

1 вариант

Задания в 1 балл

  1. Импульс камня в момент бросания 5 кг∙ м/с. Масса камня 0,5 кг. Определите скорость бросания.
  2. Какое выражение определяет потенциальную энергию сжатой пружины?

А)  ;                 Б)  ;         В)  ;                 Г)  .

  1. Вентилятор мощностью 50 Вт включен на 20 с. Какую работу совершит электродвигатель вентилятора?

Задания в 2 балла

  1. Масса трактора 6 т, а легкового автомобиля – 1,5 т. Скорости движения тел одинаковы. Какое из тел обладает большей кинетической энергией?
  2. Тело массой 5 кг свободно падает вниз. Определите скорость тела при ударе о поверхность Земли, если в начальный момент оно обладало потенциальной энергией 490 Дж.

Задания в 3 балла

  1. Тело  свободно падает с высоты 15 м. Какова его скорость на высоте 3 м над Землёй?
  2. Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью  стала двигаться платформа?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Контрольная работа № 2 по теме: «Законы сохранения в механике»

2 вариант

Задания в 1 балл

  1. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Какая работа совершается им в течение 45 мин?
  2. Какое выражение определяет импульс тела?

А)  ;                 Б) ;         В) ;                 Г)  .

  1. Велосипедист за 5 с совершил работу 400 Дж. Вычислите мощность велосипедиста.

Задания в 2 балла

  1. Трактор при пахоте за 1 мин прошел путь 90 м, имея силу тяги 5000 Н. Вычислите мощность трактора на крюке.
  2. Два автомобиля движутся по прямой дороге с одинаковыми скоростями. Масса первого автомобиля    1 т, масса второго автомобиля – 3 т. Импульс какого автомобиля больше и во сколько раз?

Задания в 3 балла

  1. Сани с охотником стоят на очень гладком льду. Охотник стреляет из ружья в горизонтальном направлении. Масса заряда 0,03 кг. Скорость саней после выстрела 0,15 м/с. Общая масса охотника с ружьем и саней равна 120 кг. Какова скорость заряда при выстреле?
  2. Мяч массой 0,4 кг бросили вертикально вверх со скоростью 18 км/ч. Чему равны потенциальная и кинетическая энергии мяча в высшей точке подъёма?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Раздел 2.  Молекулярная физика и термодинамика

Контрольная работа № 3 по теме:  «Основное уравнение МКТ газов»

1 вариант

Задания в 1 балл

  1. Опытным обоснованием существования промежутков между молекулами является  ...

А) Броуновское движение;                 Б) Диффузия;

В) Кристаллизация;                         Г) Испарение жидкости.

  1. Тепловое движение молекул прекращается при температуре …

А) 273 К        Б) 0 оС           В) 0 К          Г) -273 К

  1. Количество вещества ν определяется по формуле...

Задания в 2 балла

  1. Какова молярная масса сульфида алюминия ?
  2. Какова масса 12 моль угольной кислоты  ?

Задания в 3 балла

  1. В баллоне вместимостью 12 л находится водород под давлением  9,8 МПа  при температуре 10 0С. Какова масса этого газа?
  2. Дан график изменения состояния идеального газа. Дайте характеристику процессам, происходящим с газом на отдельных участках, как меняются параметры - p, V, T?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Контрольная работа № 3 по теме:  «Основное уравнение МКТ газов»

2 вариант

Задания в 1 балл

  1. Какие явления доказывают, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении?
  1. Испарение жидкости;
  2. Диффузия;
  3. Изменение объема при нагревании;
  4. Броуновское движение.
  1. Абсолютная температура тела равна 300 К. По шкале Цельсия она равна...
  1. 27 0С;        Б) 573 0С;        В) 0 0С;        Г) 327 0С.
  1. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории …

        

Задания в 2 балла

  1. Какова молярная масса азотной кислоты ?
  2.  Какова масса 10 моль сероводорода ?

Задания в 3 балла

  1. В сосуде вместимостью 500 см3 содержится 0,89 г водорода при температуре 17 0С. Найдите давление газа.
  2. Дан график изменения состояния идеального газа. Дайте характеристику процессам, происходящим с газом на отдельных участках, как меняются параметры - p, V, T?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Раздел 3.  Основы электродинамики

Контрольная работа № 4 по теме: «Постоянный электрический ток»

1 Вариант

Задания в 1 балл

  1. Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?
  1. положительных ионов;
  2. отрицательных ионов;
  3. электронов.
  1. Найдите неверную формулу:

        А) I = U · R;        Б) A = q · U;        В) U = I · R;        Г) q = I · t.

  1. На рисунке изображён участок электрической цепи. Сила тока в первом резисторе равна 3 А. Чему равна сила тока во втором резисторе?

                А) 1 А;        Б) 3А;        В) 4А;         Г) 0.

Задания в 2 балла

  1. Мощность электротрактора 38 кВт. Определите силу тока, потребляемого его электродвигателем, если он работает при напряжении 1000 В.
  2. Определите ЭДС источника тока, если известно что его внутреннее сопротивление равно 1 Ом, внешнее сопротивление цепи 11 Ом, сила тока 5 А.

Задания в 3 балла

  1. Используя показания приборов, рассчитайте работу и мощность тока за 0,5 минуты.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\File0050.bmp

  1. Участок цепи состоит из трёх последовательно соединённых резисторов сопротивлением: R1= 20 Ом, R2 = 40 Ом, R3 = 30 Ом. Нарисуйте схему этого участка цепи, определите его сопротивление. Определите напряжение на концах каждого из резисторов, если известно, что напряжение на всём участке цепи 150 В.

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Контрольная работа № 4 по теме: «Постоянный электрический ток»

2 Вариант

Задания в 1 балл

  1. Уменьшение сопротивления проводника приводит ...
  1. к увеличению силы тока в нем.
  2. к уменьшению силы тока в нем
  3. к уменьшению напряжения на его концах.
  4. к увеличению напряжения на его концах.
  1. Найдите верную формулу:

        А) I = U · R;        Б) R = I · U;                В) U = I ·R;                Г) U = I / R.

  1. Амперметр в цепи показывает силу тока 0,28 А. Какой будет сила тока, если амперметр и лампочку поменять местами?цепь 1

А) меньше 0,28 А;  Б) больше 0,28 А;  В) равна 0,28 А.

Задания в 2 балла

  1. Определите мощность, потребляемую электрической лампой, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 0,48 кОм.
  2. Аккумулятор внутренним сопротивлением 0,4 Ом работает на лампочку сопротивлением 12,5 Ом. При этом ЭДС аккумулятора равна 3,6 В. Определите силу тока в электрической цепи.

Задания в  3 балла

  1. Используя показания приборов, рассчитайте работу и мощность тока за 1 минуту.C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\File0043.bmp

  1. Участок электрической цепи состоит из трёх параллельно соединённых резисторов: R1= 2 Ом, R2 = 4 Ом, R3 = 5 Ом. Определите общее напряжение в цепи и силу тока на втором и третьем резисторах, если I1 = 20 А.

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Контрольная работа № 5 по теме: «Электромагнитные взаимодействия»

1 Вариант

Задания в 1 балл

  1. Электромагнитное поле образуется в результате …
  1. изменения со временем электрического поля;
  2. изменения со временем магнитного поля;
  3. существующего магнитного и электрического полей;
  4. изменяющихся со временем и порождающих друг друга магнитного и электрического полей.
  1. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А) Х.Эрстед;         Б) М.Фарадей;         В) А.Вольта; Г) Ампер.

  1. На рисунке представлена электрическая схема. В какой лампе после замыкания ключа сила тока позже достигнет своего максимального значения?
  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. Во всех одновременно.

Задания в 2 балла

  1. Чему равна ЭДС самоиндукции в катушке с индуктивностью L = 2 Гн при равномерном уменьшении силы тока от 3 А до 1 А за 2 с?
  2. Какой силы ток нужно пропускать по обмотке дросселя с индуктивностью 0,5 Гн, чтобы энергия поля оказалась равной 100 Дж?

Задания в 3 балла

  1. Определите направление индукционного тока  в катушке.

                     

                       

  1. Рассчитайте магнитный поток, пронизывающий контур, площадь поперечного сечения которого 15 мм2, длина 15 м, если сила тока в нём 50А, сила, действующая на данный контур 20 Н.

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Контрольная работа № 5 по теме: «Электромагнитные взаимодействия»

2 Вариант

Задания в 1 балл

  1. Линии, вдоль которых располагаются оси маленьких магнитных стрелок, помещенных в данное поле, называются:
  1. полюсами магнита;
  2. магнитным полем;
  3. магнитными силовыми линиями.
  1. Катушка замкнута на микроамперметр. В каких случаях в ней возникает электрический ток:

а) в катушку вдвигают магнит;

б) в катушке находится неподвижный постоянный магнит?

  1.  только в случае а;
  2.  только в случае б;
  3.  в обоих случаях;
  4.  ни в одном из случаев.
  1. На рисунке представлена электрическая схема. В какой лампе после замыкания ключа сила тока позже достигнет своего максимального значения?
  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. Во всех одновременно.

Задания в 2 балла

  1. За 3 секунды магнитный поток, пронизывающий проволочную рамку, равномерно увеличился с 6 Вб до 9 Вб. Чему равно при этом значение ЭДС индукции в рамке?
  2. Определите индуктивность катушки, если при равномерном увеличении тока в ней на 2,2 А за 5·10–2 с появляется средняя ЭДС самоиндукции, равная 1,1В.

Задания в 3 балла

  1. Определите направление индукционного тока  в катушке.

  1. Определить энергию магнитного поля катушки, в которой при токе 7,5 А магнитный поток равен 2,3 мВб. Число витков в катушке 120.

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Раздел 4.  Колебания и волны

Контрольная работа № 6 по теме:  «Механические и электромагнитные волны»

1 Вариант

Задания в 1 балл

  1. В какой среде не могут распространяться механические волны?
  1. В твердых телах;
  2. В газах;
  3. В жидкостях;
  4. В вакууме.
  1. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны равна...
  1. 0,5 м;                Б) 2 м;         В) 32 м;         Г) 1 м.
  1. Электромагнитные волны впервые были обнаружены в 1887 году…
  1. Д. Максвеллом;
  2. Г. Герцем;
  3. М. Фарадеем;
  4. А. Эйнштейном

Задания в 2 балла

  1. На какой частоте корабли передают сигналы бедствия SOS, если по Международному соглашению длина радиоволн должна быть равна 600 м?
  2. В сеть переменного тока с действующим напряжением 225 В включено активное сопротивление 45 Ом. Определите амплитудное значение силы тока.

Задания в 3 балла

  1. Входной колебательный контур радиоприемника состоит из конденсатора емкостью 25 нФ и катушки, индуктивность которой 0,1 мкГн. На какую длину волны настроен радиоприемник?
  2. Изменение тока в антенне радиопередатчика происходит по закону i= 0,3sin15,7*105t (A). Найдите длину и частоту излучаемой электромагнитной волны.  

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Контрольная работа № 6 по теме:  «Механические и электромагнитные волны»

2 Вариант

Задания в 1 балл

  1. Выберите верное(-ые) утверждение(-я):
  1. в бегущей волне происходит перенос энергии;
  2. в бегущей волне происходит перенос вещества

        1) Только А;                 2) И А, и Б;                3) Только Б;        4) Ни А, ни Б

  1. Волна с периодом колебаний 0,5 с распространяется со скоростью 20 м/с. Длина волны равна...
  1. 10 м;                 Б) 0,025 м;                В) 40 м;                 Г) 5 м.

  1. Процесс обнаружения объектов с помощью радиоволн называется…
  1. сканирование;
  2. радиолокация;
  3. телевещание;
  4. модуляция;
  5. детектирование.

Задания в 2 балла

  1. На каком расстоянии от антенны радиолокатора находился объект, если отраженный от него радиосигнал возвратился через  10 мс.
  2. В каком диапазоне длин волн может работать приемник, если емкость конденсатора в его колебательном контуре плавно изменяется от 50 до 500 пФ, а индуктивность катушки постоянна и равна 2 мкГн?

Задания в 3 балла

  1. Сила тока в открытом колебательном контуре изменяется по закону i = 6cos300πt (А). Найдите длину и период излучаемой электромагнитной волны.
  2. Радиоприемник работает на частоте 30 МГц. Найдите индуктивность колебательного контура, если емкость конденсатора 100 пФ.

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%

Раздел 6.  Квантовая физика

Контрольная работа № 7 «Ядерные превращения»

1 Вариант

Задания в 1 балл

  1. β - излучение представляет собой поток

А) ядер гелия;         

Б) электронов;         

В) протонов;

Г) нейтронов

  1. Чему равно протонов  в ядре ?

А) 92;         Б) 238;         В) 146;         Г) 0.

  1. Вторым продуктом ядерной реакции является

 

А) нейтрон;         Б) протон;                 В) электрон;           Г) альфа-частица.

Задания в 2 балла

  1. Укажите второй продукт ядерной реакции: 147N + 42Не   178О +?
  2. В какой элемент превращается изотоп тория после α-распада и двух β-распадов?

Задания в 3 балла

  1. Определите дефект массы, энергию связи и удельную энергию ядра атома азота .
  2. Период полураспада радиоактивного изотопа кальция  составляет 164 суток. Если изначально было 4·1024 атомов, то примерно сколько их будет через 328 суток?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Контрольная работа № 7  «Ядерные превращения»

2 Вариант

Задания в 1 балл

  1. α  - излучение представляет собой поток

А) ядер гелия;         Б) электронов;         В) протонов;         Г) нейтронов

  1. Электронная оболочка в атоме алюминия    содержит
  1. 27 электронов;
  2. 40 электронов;
  3. 13 электронов;
  4. 14 электронов.
  1. При бомбардировке  бериллия α-частицами была получена новая частица. Какая?

  1. нейтрон;
  2. протон;
  3. электрон.

Задания в 2 балла

  1. Укажите второй продукт ядерной реакции:
  2. Какое новое ядро образуется из изотопа висмутапосле последовательных α- и  β-распадов.

Задания в 3 балла

  1.  Рассчитайте дефект массы, энергию связи и удельную энергию связи ядра атома углерода .
  2.  В начальный момент времени было 1000 атомных ядер изотопа с периодом полураспада 5 минут. Сколько ядер этого изотопа останется нераспавшимися через 10 минут?

Критерии оценивания:

«5»

«4»

«3»

«2»

количество баллов

количество баллов

количество баллов

количество баллов

13-12

11-9

8-7

менее 7

Процент выполнения

100-95%

94-75%

74-50%

менее 50%


Приложение

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц

Кратные

Дольные

приставки

обозначение

множитель

приставки

обозначение

множитель

экса

Э

1018

атто

а

10-18

пета

П

1015

фермо

ф

10-15

тера

Т

1012

пико

п

10-12

гига

Г

109

нано

н

10-9

мега

М

106

микро

мк

10-6

кило

к

103

милли

м

10-3

гекто

г

102

санти

с

10-2

2. Диэлектрические проницаемости веществ

Вода

81

Керосин

2,1

Масло

2,5

Парафин

2

Парафинированная бумага

2,2

Слюда

6

Стекло

7

3. Показатель преломления (средний для видимых лучей)

 Алмаз

2,42

Вода

1,33

 Воздух

1,00029

Сероуглерод

1,63

Спирт этиловый

1,36

Стекло

1,6


3. Относительная атомная масса  некоторых изотопов ( а.е.м. )

Изотоп

Масса нейтрального атома, а. е. м

Изотоп

Масса нейтрального атома, а. е. м

1 Н  (водород)

1

1, 00783

11 B (бор)

5

11,00931

2 Н  (дейтерий)

1

2,01410

12 C  (углерод)

6

12,00000

3 Н  (тритий)

1

3,01605

14 N  (азот)

7

14,00307

3 Не (гелий)

2

3,01602

15 N  (азот)

7

15,00011

4 Не  (гелий)

2

4,00260

16 O  (кислород)

8

15,99491

6 Li  (литий)

3

6,01513

17 O  (кислород)

8

16,99913

7 Li  (литий)

3

7,01601

27 Al  (алюминий)

13

26,98146

8 Be  (бериллий)

4

8,00531

1 n    (нейтрон)

0

1,00866

10 B  (бор)

5

10,01294

1 p    (протон )

1

1,00728

4. Физические постоянные

Элементарный заряд    

е = 1,60219 ∙ 10-19 Кл

Масса покоя электрона  

me = 9,1095 ∙ 10-31 кг = 5,486 ∙ 10-4  а.е.м.

Масса покоя протона

mр  = 1,6726 ∙ 10-27 кг = 1,00728 а.е.м.

Скорость света в вакууме  

с = 2,9979 ∙ 108  м/с  ≈ 3 ∙ 108  м/с

Гравитационная постоянная  

G = 6,672 ∙ 10-11  Н∙м2 /кг2  

Электрическая постоянная

0 = 8,854 ∙ 10-12  Кл2/(Н·м2)

Коэффициент пропорциональности  

k = 9·109  Н· м2/Кл2

Постоянная Авогадро

NА = 6,022 ∙ 1023 моль-1

Постоянная Больцмана

k = 1,3807 ∙ 10-23  Дж/К

Универсальная газовая постоянная

R = 8, 31  Дж/(моль ∙ К)

Постоянная Планка

h = 6,626 ∙ 10-34 Дж ∙с = 4,136 ∙ 10-15 эВ ∙с

Отношение заряда электрона к его массе

℮/me =1,759 ∙1011 Кл/кг

Атомная единица массы

1 а.е.м = 1,66057 ∙ 10-27 кг

1 электрон-вольт

1 эВ    =  1,60219 ∙ 10-19  Дж

Нормальные условия

t = 0°С, Р = 760 мм.рт.ст. = 101 325 Па

5. Некоторые астрономические величины

Радиус Солнца

6,96 · 108  м

Масса Солнца

1,989 · 1030  кг

Радиус Земли

6,371 · 106  м

Масса Земли

5,976 · 1024  кг

Ускорение свободного падения  на Земле  (g)

9,8  м/с2

Нормальное атмосферное давление

101325  Па

Среднее расстояние между центрами Земли и Солнца

1,496 · 1011   м

Радиус Луны

1,373 · 106   м

Масса Луны

7,35 · 1022   кг

Ускорение свободного падения на Луне (g)

1,623   м/с2

Среднее расстояние между центрами Земли и Луны

3,844 · 108    м

Масса Марса

6,4 · 1023    кг

Масса Меркурия

3,27 · 1023    кг

Радиус Меркурия

2,42 · 106   м

Ускорение свободного падения  на Меркурии

3,72  м/с2


Литература

  1. Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на  электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – М.:  Просвещение, 2014. - 416 с.: ил. – (Классический курс).
  2. Физика: программа общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций: [одобр. Научно-метод. советом Центра проф. образования ФГАУ «ФИРО» и рек. для реализации осн. проф. образоват. программы СПО на базе осн. общ. образования с получением сред. общ. образования, протокол № 1 от 26.03.2015 г.]. - М.: ФГАУ «ФИРО», 2015. – 32 с.
  3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: учебное пособие/ А. П. Рымкевич. – 21-е., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. – 188 с.

Дополнительная литература

  1. Дмитриева, В. Ф. Задачи по физике: учеб. пособие  для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
  2. Самойленко, П. И. Сборник задач и вопросов по физике: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / П. С. Самойленко, А. В. Сергеев. – 4 –е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
  3. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Л.А. Кирик, М-Х,:  «Илекса», «Гимназия», 2000г.,191с.
  4. Сборник задач по физике. Г.Н. Степанова, М.: «Просвещение», 2004г., 288с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/shkola/fizika/
  2. https://infourok.ru/
  3. https://урок.рф/
  4. https://znanio.ru/media/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока по физике в 10 классе "Применение законов сохранения в задачах на столкновения тел"

Данный урок предполагается в качестве урока применения новых знаний, решения задач с использованием компьютерных программ для построения графикови молелирующей программы "Живая физика"...

Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко

Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...

Опыт работы по созданию и ведению учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Физика"

В материале рассмотрена одна из трудовых функций педагога: «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СП...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Статья посвящена методике использования методических материалов при очном и дистанционном форматах обучения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...