Сила трения. урок-исследование в 7 классе
методическая разработка по физике (7 класс)

Данная разработка помогает учащимся усвоить материал темы "Сила трения". Учащиеся исследуют что такое трение, когда оно возникает , какие виды трения существуют и от чего зависит сила трения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sila_treniya_1.ppt1.27 МБ
Microsoft Office document icon sila_treniya.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2_k_uroku_sila_treniya_1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила трения.

Слайд 4

Причины трения: неровности на поверхностях тел,

Слайд 5

Притяжение между молекулами соприкасающихся поверхностей.

Слайд 6

Изучение независимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей. а б Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянном весе тела?

Слайд 7

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Слайд 9

б Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от веса тела?

Слайд 10

Зависит От веса тела Не зависит от площади соприкосновения поверхностей тел Зависит От рода поверхности Сила трения скольжения

Слайд 11

Сила трения скольжения (тело скользит) качения (тело катится) покоя (тело в покое)

Слайд 12

Сила трения скольжения.

Слайд 13

Сила трения качения.

Слайд 14

Сила трения покоя.

Слайд 15

Д/з: §30, 31.



Предварительный просмотр:

Сила трения.

Методическая разработка урока физики.

7 класс.

Автор Вишнякова Валентина Владимировна,

учитель физики,

МОУ СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 81

Центрального района г. Волгограда.

Тема: сила трения.

Урок проводится для учащихся 7 классов.

Цели:

  • ознакомить учащихся с природой силы трения, с видами силы трения, с зависимостью от веса, рода трущихся поверхностей и независимостью от площади соприкосновения тел;
  • формирование навыков применения полученных знаний при решении задач; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
  • способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
  • повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;
  • развитие познавательных интересов.

Оборудование:

  • компьютер,
  • программа MS Power Point 97 – 2003,
  • мультимедийный проектор,
  •  динамометры,
  • трибометры,
  • бруски,
  • наборы грузов по 100г,
  • листы обычной и наждачной бумаги.

Демонстрации:

Презентация «Сила трения».

План урока:

1.Проверка домашнего задания.

2.Общие сведения о силе трения (определение, направление силы трения, причины возникновения силы трения).

3.Виды сил трения.

4.Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела, от рода трущихся поверхностей и от площади соприкосновения трущихся тел.

5.Подведение итогов.

Содержание урока.

1 Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса по следующим вопросам:

1.Что называют равнодействующей сил?

2.Чему равна равнодействующая, если 2 силы направлены в одну сторону вдоль одной прямой?

3.Чему равна равнодействующая, если 2 силы направлены в противоположные стороны вдоль одной прямой?

4.Электровоз тянет вагоны силой 320кН. Сила сопротивления 180кН. Чему равна равнодействующая этих сил?

5.К пружине подвешены грузы: 1Н., 2Н и 2Н. Каким должен быть груз, чтобы пружина растянулась на ту же длину?

6.Три силы направлены по одной прямой : влево 16 и 2 Н, а вправо 20Н. Найдите равнодействующую этих сил и её направление.

7.Перемещая ящик по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 5Н. Чему равна сила сопротивления?

В последней задаче говорится о силе сопротивления. Поясните, как вы понимаете, что это за сила? Как её по - другому можно назвать? ( учащиеся дают ответы на вопросы)

Дадим определение силы трения (слайд №1). Запишите его в карту урока (приложение №1).

Любая сила имеет направление и точку приложения (слайд №1 и 2): сила трения приложена к движущемуся телу и направлена против движения. Дополните рисунок в карте урока.

Из – за чего возникает сила трения?  Каковы причины её появления? Подсказка: посмотрите на свои ладони, проведите рукой по крышке стола, обложке учебника, по рукаву и другим поверхностям. (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Причины возникновения силы трения – это неровности на поверхностях тел (слайд №3).

Как вы думаете, если уменьшить неровности на поверхностях тел исчезнет ли при этом сила трения? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Можно отполировать поверхности свинцовых цилиндров и, при их движении по отношению друг к другу, они притягиваются. (Демонстрируется опыт со свинцовыми цилиндрами). Сила трения не исчезла. Причина её действия теперь - притяжение молекул соприкасающихся тел (слайд №4). Укажите причины трения в карте урока.

От чего зависит сила трения? Это мы с вами выясним, проделав следующие опыты. Опыты будете проводить вы сами. Разделитесь на группы и получите инструкции по выполнению опытов. (Инструкции (приложение №2) и оборудование раздают заранее. Всего проводится 3 опыта. У каждой группы (ряда) - свой опыт.) Вы можете обсудить результаты опытов, и представитель от группы расскажет классу о выводах, которые сделаны в работе. (Ответ представителя группы сопровождают слайды №6 - 9 )

Существует несколько видов силы трения. Какие это виды, когда они возникают, примеры их действия? На эти вопросы ответьте, прочитав текст §§30,31.Заполните схему.(слайд № 10 - 14)

Учащиеся зачитывают свои ответы, используя учебник и схему в карте урока.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с силой трения. Давайте проверим как вы поняли, что такое сила трения? Перед вами задания, которые надо выполнить, применяя знания о силе трения.

№1

                                                                                  4        v

          1          v                                  3              v  

                                      v

                          2                      

На рисунках изображены движущиеся тела. Рядом с каждым телом указано направление вектора его скорости. Укажите в каждом случае направление силы трения.

№2

На какое тело действует большая сила трения – имеющее вес 5Н или 10Н при прочих равных условиях? Что имеют в виду, когда говорят « при прочих равных условиях»?

№3

На какое тело – движущееся по льду или по гравию – при прочих равных условиях действует большая сила трения?

№4

В каком случае на доску действует большая сила трения: когда её тянут по земле или катят, подложив катки, при прочих равных условиях?

№5

Кирпичи поднимают на склад с помощью наклонного транспортёра. Они неподвижны относительно ленты транспортёра. Какая сила удерживает их на ленте транспортёра?

Сила трения

Зачем нам сила трения?

Полезна? Есть сомнения,

То ехать нам мешает,

И скорость уменьшает.

Она порой сбавляет ход,

Но ты не сдвинешься вперёд,

Совсем без силы трения

С дорогой нет сцепления!

Чтобы уменьшить, масло льём,

Затем подшипники берём,

Но часто сыплем мы песок,

Чтобы хоть сдвинуться чуток!

Марк Львовский.

Д/з: подготовить сообщение на тему: «Спортсмены против силы трения в борьбе за скорость» или подобрать поговорки про силу трения.

Используемая литература:

1.Учебник: Пёрышкин А.В., «Физика 7»,М., «Дрофа», 2018г

2.Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. «Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6 -7 классах средней школы», М., «Просвещение», 1981г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7 - 9»,М., «Просвещение», 2018г.

4.Степанова Г.Н. « Сборник вопросов и задач по физике 7 – 8», С- Пб, «Специальная литература», 1995г.

5.http://markx.narod.ru/fizstp.html

Приложение №1                Карта урока для учащихся.

Тема урока «Сила трения».

  1. Сила трения – это сила, возникающая ___________________________

________________________________________ и __________________

____________________________________________________________.

  1. Укажите направление силы трения.

                                      v  

  1. Причины возникновения силы трения:

А)________________________________________________________

Б)________________________________________________________

4.

                                           Зависит                                              не зависит

5.Виды силы трения:

                                  v                                                                               v=0

Примеры

а) _________________    б) ____________________      в) _________________



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Изучение зависимости силы трения скольжения

от рода трущихся поверхностей

F:\мои документы\_ЛИЧНЫЕ ПАПКИ\Валя\физика 7 класс\Scan0005.jpg

2.Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3.Измерьте силу трения скольжения (см. рис.) бруска с 2 грузами: а)по поверхности линейки трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге

4.Результаты измерений запишите в таблицу.

5.Ответьте: Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? При движении тела по какой поверхности сила трения наибольшая? Наименьшая?

Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела.

F:\мои документы\_ЛИЧНЫЕ ПАПКИ\Валя\физика 7 класс\Scan0005.jpg

1.Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2.Положите на линейку трибометра брусок. Измерьте силу трения скольжения.

3.Положите на линейку трибометра брусок и на него 1 груз. Измерьте силу трения скольжения.

4.Положите на линейку трибометра брусок и на него 2 груза. Измерьте силу трения скольжения.

5.Ответьте: изменялось ли значение силы трения? Зависит ли сила трения скольжения от веса тела?

Изучение независимости силы трения скольжения

от площади соприкосновения тел.

F:\мои документы\_ЛИЧНЫЕ ПАПКИ\Валя\физика 7 класс\Scan0005.jpg

F:\мои документы\_ЛИЧНЫЕ ПАПКИ\Валя\физика 7 класс\Scan0005.jpg

2.Положите на линейку трибометра брусок большей гранью и на него 2 груза. Измерьте силу трения скольжения.

3.Положите на линейку трибометра брусок средней гранью и на него 2 груза. Измерьте силу трения скольжения.

4.Положите на линейку трибометра брусок меньшей гранью и на него 2 груза. Измерьте силу трения скольжения.

5.Ответьте: изменялось ли значение силы трения? Зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения тел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»

Обобщающий урок, который  расширяет  знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас,  развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков  правильного...

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

Исследовательская задача по силе трения для 9-10 класса

Черняев Александр Васильевич, ГБОУ СОШ № 1101 ЮЗАО г. Москвы, 2013 год...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Тема __Сила трения ( Урок – исследование)

ЦЕЛЬ: освоение знаний по теме «Сила трения »  и формирование готовности к интеграции их в практическую деятельность....

Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"

изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов....