ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
статья по физике

Лыкова М.Л.

 Автор статьи Лыкова М.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniyastatyalykova_m.l.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

М.Л.ЛЫКОВА

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

       Многие годы перед школой стоит задача: разработать для процесса обучения специальную систему развития самостоятельности и творческих способностей учащихся. Для того чтобы соответствовать требованиям современного мира, выпускник  школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной науки и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и очень быстро отыскивать нужные сведения, систематически пополнять знания и научиться активно и творчески пользоваться своими знаниями. Эту задачу школа решает путём активизации познавательной деятельности учащихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. Особые надежды в этом отношении связаны с проблемным обучением.

       Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её, наводит на путь решения.  Главная цель проблемного обучения - это при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

       Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 - 30-х г. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в конце 19 века в Чикаго опытную школу. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах 20 века. Введенные  ФГОС подтверждают актуальность и восстребованность  технологии проблемного обучения и в настоящее время.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

    Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций:

  1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и  овладения новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  3. Проблемное задание даётся до объяснения нового материала.
  4.  Такими заданиями  могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

     Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
  2. Учитель  ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством  находят пути решения. В этом случае учитель только направляет учеников на самостоятельные поиски решения (частично-поисковый метод).
  3. Ученик ставит проблему, учитель помогает её решить. Ученик учится формулировать проблему (исследовательский метод).
  4. Ученик сам ставит проблему и сам решает её (исследовательский метод).

В проблемном обучении исследовательский метод является главным. Учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать свою деятельность.  В процессе такого обучения школьники учатся думать самостоятельно, научно, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения, они испытывают уверенность в своих  силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

      Каковы же особенности проблемного обучения и способы его организации при изучении физических явлений?  Типичная схема изучения физических явлений выглядит следующим образом:

1.Наблюдение явления. Обычно наблюдение осуществляют с помощью демонстрационных опытов. Реже с помощью лабораторных опытов, выполняемых учащимися.

2.Выявление характерных особенностей явления.

3. Установление связей данного явления с другими, ранее  изученными явлениями, и объяснение природы явления, или причины его возникновения.

4. Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.

5. Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.

6. Практическое применение физических явлений.

          Проблемный подход может быть использован на всех этапах изучения физического явления, но наибольшие возможности для такого обучения открываются при выяснении природы явления. Рассмотрим этот вопрос на примере изучения атмосферного давления в 7 классе.

Организационная структура урока выглядит следующим образом:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

2

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

Готовятся к уроку

2

Aктивизация опорных знаний. Постановка проблемы

3-5

Показывает опыт с яйцом, вползающим в графин.

Формулирует проблему.

Внимательно смотрят, думают, вспоминают ранее изученный материал

Задаёт вопрос: «Как объяснить это явление?»

Высказывают свои мысли, предлагают варианты решения проблемы

3

Постановка проблемы

3-5

Показывает опыт «Прогибание резиновой плёнки под действием атмосферного давления».

Формулирует проблему.

Внимательно смотрят, думают

Задаёт вопрос: «Как объяснить это явление?»

Высказывают свои мысли, предполагают

4

Новый материал

2

Совместно формулируют тему и цель урока  и записывают (учитель на доске, учащиеся в тетрадях).

2

Задаёт вопрос: «Что такое атмосфера?»

Вспоминают, дают определение, записывают его в тетрадь

2

Задаёт вопрос: «Что такое атмосферное давление?»

Формулируют определение, записывают его в тетрадь

5

Постановка проблемы

10

Задаёт вопрос: «Почему до откачивания воздуха из цилиндра плёнка не прогибалась?».

Думают, пытаются дать ответ

Показывает серию опытов.

Формулирует проблему.

Внимательно смотрят, думают, обобщают увиденное, пытаются сделать вывод

Совместно делают выводы, учащиеся записывают его в тетрадь

6

Рефлексия

2

Объясняют опыт с яйцом, вползающим в графин

7

Постановка проблемы

5

Задаёт вопрос: «Как объяснить существование атмосферного давления?»

Думают,  анализируют, обобщают изученный материал, высказывают свои мысли, результат рассуждений записывают в тетрадь

5

Задаёт вопрос: «Как меняется атмосферное давление с изменением высоты над землёй?»

Думают,  анализируют, обобщают изученный материал, высказывают свои мысли, результат рассуждений записывают в тетрадь

8

Подведение итогов. Информация о домашнем задании

3

Оценивает работу учащихся

Записывают информацию о домашнем задании

       

       Технология проблемного обучения может применяться как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении пройденного материала. Однако проблемное обучение имеет и определённые трудности. На  осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном  обучении. От учителя требуется высокое педагогическое мастерство и терпение. От учеников – целеустремлённость, сила воли и желание. Именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.   -     М.: Просвещение,1981.
  2. Махмутов М.И. организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение ,1977.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998
  4. Педагогические технологии: Учебное  пособие / Авт.- сост.  Т.П.Сальникова.- М.: ТЦ Сфера,2010.-128с.
  5. Основы методики преподавания физики в средней школе / В.Г.Разумовский, А.И.Бугаев, Ю.И.Дик и др.; под ред. А.В.Пёрышкина и др. – М.: Просв.,1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Применение технологии проблемного обучения на уроке физической культуры

Цель проблемного типа обучения – усвоение самого пути получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей. ...

Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.

В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно кото...

Опыт использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера

В статье проводится авторский анализ собственного опыта использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера (на примере коллективизации сельского хоз...