Применение технологии проблемного обучения на уроке физической культуры
статья по физкультуре

Цель проблемного типа обучения – усвоение самого пути получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемного обучения на уроке физической культуры

Умение учиться – является необходимой качественной характеристикой современного человека, без которой в стремительно меняющемся мире XXI века  быть успешным невозможно. В образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «4К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. В основе реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Для достижения указанной цели в практической деятельности применяются следующие технологии: обучения в сотрудничестве, с направленным развитием двигательных способностей, метод проектов, игровые технологии, технология проблемного обучения. Использование в уроке физической культуры технологии проблемного обучения способствует повышению мотивации самостоятельных действий, физических резервов организма. Цель проблемного типа обучения – усвоение самого пути получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся

Примеры проблемных ситуаций:

 -Можно ли начинать бежать без предварительной разминки?

 -Зачем человеку развивать координацию?

 -Можно ли увеличить длину прыжка с места?

 -От чего зависит правильное выполнение ведение мяча?

 -Влияет ли силовая выносливость на развитие скорости реакции при игре в баскетбол?

 Правила организации урока с использованием проблемности

 Проблемная постановка урока:

 Организация подготовки учащихся к уроку;

 Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися.

 Актуализация необходимых знаний:

 Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

 Усвоение нового материала, практическая работа:

 Обучение двигательным действиям;

 Развитие двигательных способностей;

 Формирование духовно-нравсвенных качеств личности;

 Контроль, оценка и анализ результатов работы;

 Коррекция учебно-воспитательных воздействий.

 Заключительная часть урока:

 Снижение физической нагрузки;

 Подведение итогов урока;

 Задание на дом;

 Организованное завершение.

 Требования к технике проведения современного урока:

 1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в

 знаниях;

 2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

 3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический

  такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

 4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

 5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные

 методы обучения;

 6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

 7. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Использование в уроке физической культуры современных технологий способствует повышению мотивации самостоятельных действий, физических резервов организма. В процессе овладения данной деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество, самостоятельность, коммуникабельность, расширяется кругозор, что помогает становлению личности обучающегося. Такой вид деятельности создает возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться,что способствует эффективному формированию физической культуры личности школьников. Научный подход к организации учебно-воспитательного процесса и системное отслеживание практических результатов работы способствуют повышению качества физкультурного образования. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Для того что бы успешно реализовываться в профессии, педагог должен обладать определенным набором компетенций, которые должны развиваться в процессе жизни и трудовой деятельности.В соответствии с действующим стандартом учитель физической культуры должен обладать компетентностью в учебно-воспитательной, социально- педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности.Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Школа в целом и урок в частности играют ведущую роль в развитии и формировании личности. И каким бы мы ни представляли современный урок, он все равно должен соответствовать дидактическим требованиям и максимально учитывать возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования – от педагога в первую очередь.

 Список литературы

 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования и

 науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.– 48 с.–(Стандарты второго поколения).

 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.– М.: Народное

 образование, 1998. – 256 с.

 3. Якунин С.А. Применение проблемного обучения для развития самостоятельности школьников на

 уроках физической культуры / С.А. Якунин [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

 http://www.openclass.ru/node/454637


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках физической культуры.

Методика проблемного обучения идет от приобретения знаний к проверке знаний и умений опытным путём;-физическая культура не уступает другим дисциплинам и является важнейшим инструментом оздоровле...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"

На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...

Организация проблемного обучения на уроках физической культуры.

Контрольная работа Организация проблемного обучения на уроках физической культуры....

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры.

В ситатье представлен опыт применения проектной технологии в физкультурной деятельности на примере урока физической культуры по теме "Гимнастика"....