Рабочая программа учебного предмета Физика для 11 класса к УМК под редакцией Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. (базовый уровень)
рабочая программа по физике (11 класс)

Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общегообразования и требований к результатам обучения, представленных в Сандарте среднего общего образования, в соответствии с примерной программой среднего общего образовани, учебником физики (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Базовый уровень. Классический курс. Физика 11 класс. М: Просвещение, 2016)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_11_2019-2020.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета физика

для 11 класса к УМК под редакцией Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н.(базовый уровень).

Срок реализации программы 1 год

Разработала: учитель физики

Ганина Л.В. (высшая квалификационная категория)

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету ФИЗИКА  для 11 класса  разработана в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения от 28 декабря 2018г №345

Санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189( далее- СанПин 2.4.2821-10);

Основной образовательной программой  среднего общего образования ГБОУ гимназии №42, принятой в новой редакции Педагогическим советом 31.08.2017, протокол № 7

Программой среднего общего образования по предмету «Физика» для 10-11 классов  авторов Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н.(Программы для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа.2008г).

                                     Цели и задачи изучения курса физики в 11 классе

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Курс физики в программе среднего (полного) общего образования строится на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Основные физические понятия и законы изучаются на базовом уровне.

                                           Место учебного предмета в учебном плане:

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета физика в 10-11 классах отводится 136 часов,  из них в 11 классе 68 часов в год, 2 часа в неделю.

В учебном плане ГБОУ гимназии №42 на изучение предмета «Физика» в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.  

Планируемые  результаты

Личностные:

  • Чувство гордости за российскую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремлённость;
  • Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные:

  • Применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация;
  • Умение генерировать идеи и  определять средства, необходимые для их реализации;
  • Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, реализации целей и применять их на практике;
  • Использовать различные источники для получения физической информации.

Предметные:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик 11 класса должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле.
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта,
  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научной теории: делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать

информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно- популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценка влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения:

Штатив с муфтой и лапкой, источник постоянного тока, источник света, реостат, магнит, соединительные провода, измерительная лента, динамометр, амперметр, вольтметр, сопротивление, конденсатор, катушка, волновая машина, собирающие и рассеивающие линзы, экран, дифракционные решетки с различными периодами, спектроскоп

Технические средства обучения:

Аpple Mac Book Pro

Мультимедийный проектор Hitachi

Данная рабочая ориентирована на использование УМК:

   УМК для ученика

  • Учебник. «Физика.11 класс». Классический курс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин под редакцией Н.А.Парфентьевой. М. Просвещение, 2013г
  • Сборник задач по физике 10-11 класс Парфентьева Н.А.,М.Просвещение 2015г.

УМК для учителя

  • Учебник. «Физика.11 класс». Классический курс.Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин под редакцией Н.А.Парфентьевой.М. Просвещение, 2013г
  • О.И.Громцева. Самостоятельные и контрольные работы. 11 класс. Москва. Экзамен.2011г.
  • И.В.Годова. Контрольные работы в новом формате. 11 класс. Москва. Интеллект-Центр.2011г.
  • А.Е.Марон. Дидиктический материал.11 класс. Москва. Дрофа.2010
  • М.Е.Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва. Просвещение.1972г.
  • МИОО. Сборник тестовых заданий 11 класс Москва. Интеллект- Центр.2011г.
  • Физика11.Электронное приложение к учебнику Б.Б.Буховцев Г.Я.Мякишев, В.М.Чаругин (под редакцией Н.А.Парфентьевой)
  • Сборник задач по физике 10-11 класс Парфентьева Н.А.,М.Просвешение 2015г.

Дополнительная литература:

 Для учащихся:

  • Я.И.Перельман. Занимательная физика .Книга 1.М.:Наука.1976
  • Я.И.Перельман. Занимательная физика .Книга 2.М.:Наука.197

Для учителя

  • И.Г.Кириллова. Книга для чтения по физике. Москва Просвещение 1997 г.
  • В.А.Волков Поурочные разработки по физике 11 класс М.: ВАКО.2016
  • Л.А.Горлова Сборник комбинированных задач по физике 10-11 классы. М.: ВАКО 2015
  • Контрольно- измерительные материалы Физика 11 класс/ Cост.Н.И.Зорин.М.:ВАКО.2017
  • Интерактивное учебное пособие «Наглядная физика» 7-11. ООО Экзамен-Медиа 2011
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru./
  • Классная физика. http://class-fisika.narod. ru./
  • Открытая физика. https://.physics. ru./

Формы, периодичность и порядок текущего контроля

Рабочая программа предусматривает текущую, промежуточную и итоговую аттестации.

Текущий контроль: письменный, устный, практический, составление планов, схем, таблиц, беседа, рассказ, тестирование.

Виды и формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также индивидуальная, фронтальная, групповая формы контроля.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с  «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся ГБОУ гимназии №42 Приморского района  Санкт – Петербурга»», принятого педагогическим советом Протокол от 28.08.2015года №1 и утвержденного приказом директора от 01.09.2015года №185-д.

Аттестация учащихся 11-х классов проводится по полугодиям  2 раза в год. Полугодовая аттестация осуществляется в виде отметок по 5-ти балльной шкале  на основании текущих результатов.

Годовая аттестация осуществляется в виде отметок по 5-ти бальной шкале как среднее арифметическое полугодовых отметок и отметки за итоговую работу (целое число по правилам математического округления).

Содержание учебного курса 11 класса (68 часов)

Основы электродинамики (продолжение) -15 часов

1.Магнитное поле (10 часов)

Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера. Электродвигатель. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

2.Электромагнитная индукция (5 часов)

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. ЭДС индукции. Самоундукция. Индуктивность.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации

Электроизмерительные приборы.

Явление электромагнитной индукции.

Колебания и волны (14 часов).

1.Механические колебания (2 часа)

Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс и борьба с ним.

Фронтальная лабораторная работа

      2.Определение ускорения свободного падения  при помощи маятника.

Демонстрации

Свободные колебания под действием силы тяжести и упругости.

Гармонические колебания.

Применение маятника в часах.

Резонанс маятников.

2.Электромагнитные колебания (5 часов)

Свободные и вынужденные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Активное, индуктивное и ёмкостное сопротивление в цепи переменного тока. Электрический резонанс.

3.Производство, передача и использование электроэнергии (2 часа)

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии. 

Демонстрац

Демонстрации

Трансформатор.

4.Механические волны (1 час)

Волновые явления. Характеристики волн. Распространение волн в упругой среде. Звуковые волны. Уравнение бегущей волны.

5.Электромагнитные волны (4 часа)

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи и телевидения. Распространение радиоволн. Радиолокация.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Оптика (13 часов)

1.Световые волны (7 часов)

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Фронтальные лабораторные работы

3.Измерение  показателя преломления стекла.

4. Определение фокусного расстояния  собирающей линзы.

5. Измерение длины световой волны.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Оптические приборы.

2.Элементы теории относительности (3 часа)

Постулаты специальной теории относительности. Следствия из постулатов теории относительности. Энергия покоя. Полная энергия. Релятивистский импульс.

3.Излучение и спектры (3 часа)

Виды излучений. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации

Получение сплошного спектра.

Получение линейчатого спектра.

Квантовая физика (13 часов)

1.Световые кванты (3 часа)

Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Применение фотоэффекта. Давление света. Корпускулярно- волновой дуализм.

2.Атомная физика (3 часа)

Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

3.Физика атомного ядра (7 часов)  

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Виды излучений. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергия. Термоядерный синтез Биологическое действие радиоактивных изотопов. Элементарные частицы. Этапы в развитии физики элементарных частиц.

Строение Вселенной (6 часов)

Видимое движение звёзд. Физические характеристики звёзд. Расстояние до Луны, Солнца, звёзд. Природа Солнца и звёзд. Современные представления о происхождении  и эволюции Солнца и звёзд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие Галактики. Представление о расширении Вселенной.

Повторение и обобщение (4часа)

Резерв (3 часа)

Календарно-тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

Основы электродинамики (15 часов)

1

Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

1

1 нед

2

Сила Ампера.

1

1 нед

3

Применение закона Ампера Решение задач на расчёт силы Ампера.

1

2 нед

4

Сила Лоренца.

1

2 нед

5

Решение задач на расчёт силы Лоренца.

1

3 нед

6

Решение задач на движение частиц в магнитном поле.

1

3 нед

7

Магнитные свойства вещества.

1

4 нед

8

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

1

4 нед

9

Решение задач на закон электромагнитной индукции.

1

5 нед

10

Направление индукционного тока.Правило Ленца.

1

5 нед

11

Изучение явления электромагнитной индукции.

1

6 нед

12

Вихревое электрическое поле.

1

6 нед

13

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия иагнитного поля.

1

7 нед

14

Решение задач по теме "Основы электродинамики".

1

7 нед

15

Контрольная работа на тему “Основы Электродинамики»

1

8 нед

Колебания и волны (14 часов)

16

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Резонанс.

1

8 нед

17

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

1

9 нед

18

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

1

9 нед

19

Период свободных электрических колебаний.

1

10 нед

20

Переменный ток.

1

10 нед

21

Резонанс в электрической цепи. Решение задач.

1

11 нед

22

Производство и применение электрической энергии.

1

11 нед

23

Трансформаторы.

1

12 нед

24

Волновые явления.

1

12 нед

25

Электромагнитные волны.

1

13 нед

26

Изобретение радио А.С. Поповым

1

13 нед

27

Распространение радиоволн. Радиолокация.

1

14 нед

28

Развитие средств связи.

1

14 нед

29

Контрольная работа на тему "Колебания и волны"

1

15 нед

Оптика (13 часов)

30

Скорость света. Закон отражения. Закон преломления.

1

15 нед

31

Определение показателя преломления стекла.

1

16 нед

32

Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.

1

16 нед

33

Определение оптической силы линзы  и фокусного расстояния.

1

17 нед

34

Дисперсия. Интерференция света. Применение интерференции.

1

17 нед

35

Дифракция света. Дифракционная решётка. Поляризация света.

1

18 нед

36

Определение длины световой волны.

1

18 нед

37

Постулаты теории относительности.Относительность одновременности.

1

19 нед

38

Следствия теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

1

19 нед

39

Решение задач по теории относительности.

1

20 нед

40

Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

1

20 нед

41

Шкала электромагнитных волн.

1

21 нед

42

Контрольная работа на тему «Оптика».

1

21 нед

Квантовая физика (12 часов)

43

Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

1

22 нед

44

Фотоны. Решение задач на фотоэффект.

1

22 нед

45

Давление света. Химическое действие света. Дистанционное обучение.

1

23 нед

46

Строение атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора.

1

23 нед

47

Решение задач на применение постулатов Бора.

1

24 нед

48

Методы регистрации заряженных частиц.

1

24 нед

49

Радиоактивность. Виды радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.

1

25 нед

50

Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

1

25 нед

51

Строение атомного ядра. Открытие нейтрона. ядерные силы.Энергия связи. Ядерные реакции.

1

26 нед

52

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерная реакция. Ядерный реактор.Применение ядерной энергии.

1

26 нед

53

Биологическое действие радиоактивного излучения. Элементарные частицы.

1

27 нед

54

Контрольная работа на тему "Ядерная физика".

1

27 нед

Эволюция Вселенной (6 часов)

55

Небесная сфера. Звёздное небо. Закны Кеплера.

1

28 нед

56

Определение расстояния в астрономии. Строение Солнечной системы.

1

28 нед

57

Физика планет земной группы. Физика планет гигантов.

1

29 нед

58

Общие сведения о Солнце.Энергия Солнца.

1

29 нед

59

Галактика. Наша Галактика.

1

30 нед

60

Строение и эволюция Вселенной.

1

30 нед

Повторение и обобщение (5 часов)

61

Повторение и обобщение курса физики. Механика. Статика. Законы сохранения.

1

31 нед

62

Повторение и обобщение курса физики. МКТ. Законы термодинамики.

1

31 нед

63

Повторение и обобщение курса. Законы постоянного тока.

1

32 нед

64

Итоговая контрольная работа.

1

32 нед

65

Обобщение курса физики средней школы.

1

33 нед

Резерв (3 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11  классов (профильный уровень) и государственного образовательного стандарта 2004, авторской про...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11  классов общеобразовательных учреждений  и государственного образовательного стандарта, ав...

Рабочая программа учебного предмета физика 8 класс. Базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика 8 класс. Базовый уровень....

Рабочая программа учебного предмета физика 9 класс. Базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика 9 класс. Базовый уровень....

Рабочая программа учебного предмета физика 10 класс. Базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика 10 класс. Базовый уровень...