Учебное пособие по разделу физики «Оптика» для выполнения проектов и творческих заданий
учебно-методическое пособие по физике (8, 9 класс)
Учебное пособие рассматривает взаимосвязь физики и искусства в разделе "Оптика",а именно-взаимосвязь света и цвета на примере картин Русского музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимосвязь живописи и физики | 555.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шибаева Инна Валентиновна
учитель физики
лицей 369 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учебное пособие по разделу физики «Оптика» для выполнения проектов и творческих заданий
2019г
Оптика. Цвет и Свет
Да,мы дети бытия
Да, мы солнце не обманем.
Огнезарная змея
Пробежит по нашим граням…
Николай Гумилёв
С давних времён человек задумывался о природе света. Люди понимали,что свет и цвет взаимосвязаны, ведь в сумерках человек гораздо хуже различает цвета,а в темноте перестаёт различать очертания предметов.
Взаимосвязь света и цвета доказывались учёными : Рене Декартом, Робертом Гуком, Христианом Гюйгенсом. Но особенно существенны открытия Исаака Ньютона по исследованию луча света. Именно им было доказано ,что световой луч можно разложить в спектр, имеющий 7 цветов радуги. Это нам показывает классический опыт Ньютона со стеклянной призмой.
Фотография https://ru.depositphotos.com/3415075/stock-photo-spectrum.html
Узкий световой пучок,пройдя через стеклянную призмы разложился на яркие цветовые полосы.
Почему же так произошло?С помощью исследований Исаака Ньютона было выявлено, что свет представляет собой совокупность электромагнитных волн разных длин волн, которые преломляются ,проходя через призму под разным углом .Способность глаза человека реагировать на длину волны или частоту света и есть ЦВЕТ.
В оптической области каждой длине волны соответствует ощущение, какого-либо цвета:
Границы участков, нм | Цвет |
760—620 | Красный |
620—585 | Оранжевый |
585—575 | Желтый |
575—550 | Желто-зеленый |
550—510 | Зеленый |
510—480 | Голубой |
480—450 | Синий |
450—380 | Фиолетовый |
В данной таблице рассматривается свет видимый человеком,в диапазоне длин волн 380-760 нм. Существует также невидимые электромагнитные излучения, также причисляемые к световым - ультрафиолетовые (380-10 нм) и инфракрасные (760 нм - 0,01 см).
Как человек видит предметы разного цвета? Глаз человека воспринимает отражённые от поверхности предмета лучи. Если длина излучаемой волны попадает в диапазон 760-620 нм, то предмет -красный, если 510-480,то голубой.
В таблице отсутствуют белый и чёрный цвета. Это потому, что белый цвет-это совокупность волн всех диапазонов,а чёрный-отсутствие света, то есть свет полностью поглощается предметом и не отражается.
На картинке представлен ход лучей,отражённых от предмета и попадающих в глаз человека
Свет воспринимается в слое клеток, который покрывает заднюю поверхность глазного яблока и называется сетчаткой. Существуют клетки, «ответственные» за восприятие цвета .Они называются «колбочки» и палочки».
.Фотография https://en.ppt-online.org/315243
Каждая колбочка отправляет в мозг сигнал — и вы видите какой-то цвет-синий,красный или зелёный. Остальные цвета получаются путем совместной передачи сигналов от нескольких типов колбочек и их смешивания нашим мозгом. Синий и красный, смешиваясь ,дают фиолетовый цвет.
Когда света недостаточно, в сетчатке активизируется клетки-палочки. Палочек существует не ,а одна разновидность. И человек видит сигнал либо серый, либо чёрный. Поэтому в глубоких сумерках, при наступлении темноты, цвета неразличимы.
Мир цвета и света необъятен. Наши органы чувств реагируют на цветовое восприятие. Мы видим цвета вокруг нас. Видим их и на картинах художников. Можно ли сопоставить физику света (раздел «Оптика») и
живопись ? Оказывается, можно.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА.
Клетки-колбочки в сетчатке глаза человека посылают цветовые сигналы трёх видов-синий, красный и зелёный. Но человек различает гораздо больше цветов, по современным данным около 150 цветов и их оттенков.
Как это происходит. Дело в том,что световые волны накладываются друг на друга и получается новый цвет.
в 1860 г. Максвелл ввёл аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий).-система электромагнитных волн, которая представляет собой так называемые «ОСНОВНЫЕ» цвета лучей,с помощью которых можно получить остальные. Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.
При смешивании лучей:
синего (B) и красного (R), получается пурпурный (M, magenta),
зелёного (G) и красного (R) — жёлтый (Y, yellow),
зелёного (G) и синего (B) — циановый (С, cyan).(ярко-голубой)
При смешении всех трёх основных цветов получается белый цвет (W, white).
фотография http://lkmprom.ru/clauses/tekhnologiya/sintez-tsveta/
Всё это происходит при смешивании световых лучей
Попробуем смешать краски подобным образом. Получилось?Подумайте,почему результаты несколько другие?
Художники пользуются несколько другими понятиями «ОСНОВНЫХ « цветов.
А именно,это -красный ,синий и жёлтый. Именно,смешивая в различных пропорциях эти цвета мы можем получить остальные цвета, которые видим в природе
Возможные темы для исследования:
1)История RGB системы Максвелла
2)Что собой представляет система CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный) Энди Мюллера ?Применение ее в полиграфии и цветной фотонрафии
3)Как получаются цвета спектра. Спектры в природе. Спектры на картинах художников .
4) Что такое «светлота» ,«насыщенность»,»чистота цвета»? Какими параметрами можно ещё характеризовать свет и цвет? Привести примеры на натюрмортах известных художников.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Получить из синего, красного и жёлтого другие цвета спектра путём смешивания красок.
2.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА.
После изучения Исааком Ньютоном свойств цвета и света Г. Грассманом были выведены «цветовые» законы и введено понятие «дополнительный цвет»
Для их исследования мы должны воспользоваться понятиями «хроматический» и «ахроматический» свет.
Хроматическим называется такое излучение,которое порождает цветовое ощущение (красный, синий, сине-зелёный,пурпурный,оранжевый.. и т.д)
Ахроматическим называется практически «отсутствие» света-т.е серый , чёрный цвет или коричневый цвета.
Итак, 3 закона Ньютона-Грассмана.,рассматриваются с помощью цветового круга RGB
Герман Гюнтер Грассман 19 век— немецкий физик, математик и филолог.
Первый закон. Для каждого хроматического цвета имеется другой цвет смешения, с которым получается ахроматический цвет для красителей. Такие пары цветов называются дополнительными. Дополнительными цветами являются: красный и голубо-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и индиго-синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный.
Второй закон. Смешивая два цвета (не противоположные) можно получить любой цвет, находящийся в спектре между двумя цветами.
Третий закон. Две пары дополнительных цветов дают при смешении одинаково выглядящий цвет независимо от различий в физическом смешиваемых цветов. Так, серый цвет, полученный от смешения одного или нескольких дополнительных цветов, ничем не отличается от серого цвета, полученного от любой другой пары.
Определение «дополнительных цветов» в физике и живописи различаются. В физике-это 2 световые волны, соответствующие определённым цветам, которые при наложении дают белый цвет.
А в живописи-ахроматический цвет:серый,чёрный или коричневый.
Круг Ньютона.Для наблюдения законов Ньютона-Грассмана.
Фотография https://www.freepng.ru/png-0o9x46/
Возможные темы для исследования:
1.Получение дополнительных цветов с помощью основных в живописи.
2.Понятие «дальтонизм»
3.Какие цвета не видит человек .Почему это происходит?»Невозможные» цвета.
4.Исследовать на примере картин Русского музея в каком направлении живописи (или отдельно взятого художника) чаще используются основные,а в каком дополнительные цвета. Какой части спектра?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Исследовать с помощью экспериментов законы Ньютона-Грассмана.
СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ.
При рассмотрении картин, мы видим огромное многообразие цветов и оттенков. Конечно же такие зрительные ощущения происходят происходит при смешивании цветов.
Какие бывают виды смешивания цветов ?
1.Механическое смешивание.
Происходит если смешивают 2 и более красок либо на палитре (можно смешать и растереть с помощью мастихина),а можно сразу кистью взять 2-3 краски и составить «наборный мазок».Такой мазок частично смешается,частично будет неоднороден,что придаст «живость» элементу картины. Таким образом при смешивании пигмента,отражающего электромагнитные волны ,соответствующие синему диапазону с пигментом,который отражает волны жёлтого диапазона,мы получим новое смешение пигментов,которое будет отражать волны зелёного диапазона.
Смешивая пигмент ,отражающий волны красного диапазона и зелёного диапазона ,мы получим краску, которая будет практически все цвета поглощать и покрыв ею участок картины, мы увидим ахроматический коричневый цвет. Прекрасно можно наблюдать подобное смешивание на картине «Чайки.Закат» Рылова А.А. Вы видим переходы от жёлтого цвета к синему и там где они смешиваются возникают зелёные,бирюзовые тона.А на тех участках ,где примешивается красный цвет ,получается ахроматический коричневый.
2.Следующий вид смешивания называется оптическим. Мы получим оптическое смешивание при наложении волн определённой частоты( т.е цвета)
Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета
При наложении синего и красного луча на экране получается фиолетовый цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно возникает желтый цвет.Если же скрестить все 3 луча,по пятно окажется белым.
У оптического смешивания есть ряд разновидностей.
Мы рассмотрим 2 из них.
Это временное смешивание.Оно возникает при быстром перемещении цветовых пятен в одной и той же области пространства.В книге Перельмана «Занимательная физика» описан интересный опыт с волчком ,оклееным синими и жёлтыми полосками в виде секторов. При вращении такого волчка возникает ощущение его зелёной окраски.
Следующий вид смешивания - пространственное
Такое смешивание имеет место,если цветовые пятна разных цветов расположены близко друг к другу. Световые волны отражаются от этих пятен и попадая в глаз человека, вызывают «совместное» ощущение и соответственно-новый цвет. Пространственное смешивание характерно для художников импрессионистов. Для примера можно рассмотреть картину В.Э. Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой Еленой».
Мы видим,что гроздья сирени,написанные мазками,перекликаются с зеленью листвы и дают оттенки тёмно серого,синего и сине-зелёного цвета.А платье сестры белого цвета,но на нём видны зеленоватые , розовые, голубоватые мазки.Что приводит к ощущению нежного сиреневатого оттенка.
Возможные темы для исследования:
1.Объяснить на основе «распространения световых волн» пространственное и временное смешивание цветов.
2 Почему механическое смешивание красок и оптическое смешивание лучей тех же цветов дают разные результаты
3.Химерные цвета.Цвета стигианские ,гиперболические и самосветящиеся.
4.Различные виды смешивания цветов на картинах Русского музея.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1. Произвести эксперименты с различными видами смешивания цветов
а) механическое
б) оптическое
ИСТОЧНИКИ СВЕТА
Видимый свет-совокупность электромагнитных волн различной длины волны 380-760 нм, которые испускает источник света. Источник может излучать волны какого-либо диапазона в большей или меньшей степени по сравнению с остальными длинами волн. От этого зависит цвет источника. В природе практически нет источников монохромного излучения,т.е одного цвета.
Если преобладают волны диапазона длин волн 480-510 нм,то свет будет казаться голубоватым,а если 550-650 нм,то жёлто-оранжевым.
Цвета делятся на тёплые и холодные.
Фотография https://www.sndesign-market.ru/ui-design/51-teoriya-cveta
Предметы ,которые мы видим, кажутся нам цветными,т.к отражают свет.
Если свет полностью поглощается, то предмет выглядит чёрным или тёмно-серым. Если отражается свет 570-760 нм,то цвета предметов будут «тёплыми»,если длина волны отражённых волн 360-570,то «холодными».
Солнечный свет кажется нам и тёплым Примерами «тёплых» источниками являются пламя свечи,костра,лампы накаливания.
А современные энергосберегаюшие лампы имеют более холодный свет. Также источников холодного света является луна.
В качестве примеров источников тёплого и холодного освещения рассмотрим картины .
Картина И.Шишкина «Дубы»
Пейзаж освещён теплым солнечным светом, словно «залит золотом».
Золотистый оттенок приобретает трава и листва, стволы кажутся розоватыми, даже на небе заметны тёплые оттенки.
А вот пример холодного освещения.Картина Сурикова «Боярыня Морозова»
На картине зима. Свет «холодный». Снег отражает световые волны диапазона голубого,синего,фиолетового цветов. Окружающие предметы «холодного» оттенка.
Мы выяснили зависимость окраски предметов от освещения (тёплого или холодного)
Теперь представим,что мы хотим написать картину. Если с освещённой частью всё понятно,то каким же цветом писать тень?
Если приглядеться к цвету тени, падающей от предмета, то мы увидим некоторые закономерности. Свет и тень взаимосвязаны.
Художники пользуются следующими правилами:
1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени возникнут теплые оттенки.
- 2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.
- 3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.
Посмотрим как выполняются правила на одной из картин.
Мы видим ,что светлая часть предметов «залита» тёплым золотистым светом,а теневая-холодным голубоватым.
Цвет света и тени,действительно составляют дополнительные цвета (по цветовому кругу).Жёлтый и голубой,тёплый розовый и холодный сине-зелёный.
И песочного цвета камень становится на свету более ярким и приобретает более насыщенный цвет,в тени же тускнеет и в некоторых местах становится серым.
Рассмотрим эти правила с точки зрения физики. Правило третье понятно. Часть предмета,обращённая к источнику света в большей степени отражает световые лучи и поэтому кажется наиболее яркой и насыщенной.
Первое и второе правило не настолько очевидны и не до конца изучены. Существует несколько версий по этому поводу.
Версия №1.Тень-это отсутствие света. Поэтому если свет «тёплый» ,то математически из светового пучка вычитаем «тёплые» лучи и остаются лучи с диапазоном волн соответствующим холодным цветам.
Версия №2.Тень вообще не может быть «тёплой « и холодной».Это свойства только лишь света. Оттенок тени-это реакция человеческого глаза. После переключения с тёплого и яркого света на тёмное пятно, это пятно кажется голубоватым, синеватым, т.е холодным
Версия №3. Законы света и тени хорошо «действуют» лишь при естественном освещении и не в помещении. Поэтому часть предмета ,освещённая солнцем отражает световые лучи и повторяет оттенок источника(чаще всего тёплый),а теневая-в меньшей степени,но так или иначе отражает цвет неба, листвы,т.е холодный.
А какой версии придерживаетесь вы? Исследуйте каждую из них.
В картинах,написанных в помещении (натюрморт,портрет,интерьер)соотношение света и тени,а также тёплого и холодного цвета гораздо сложнее,т.к световая и теневая стороны предмета отражают цвет стен,драпировки,окружающих предметов и т.д.На картинах в теневой стороне предметов мы видим рефлексы различных цветов в теневой стороне.Влияние других объектов на цвет предмета не меньше, чем влияние источников света. Именно они дают цветовые рефлексы на предмете, которые помогают воспринимать объем предмета.
Например, если жёлтая груша будет лежать рядом с красным яблоком и на цветной драпировке, то на них отчетливо будет виден цветные рефлексы,
Это и есть так называемый цветовой рефлекс – отраженный свет от других объектов находящихся рядом с данным предметом. Цвет рефлекса будет соответствовать цвету соседнего предмета. Важно помнить, что яркость рефлекса чуть-чуть темнее полутени предмета.
Возможные темы для исследования
1.Соотношение света и тени на картинах русских художников(Русский музей).Объяснение с точки зрения физики.
2.Освещение картин и других предметов искусства в музеях и на выставках
Творческое задание.
Рассмотреть ряд картин. Описать вид источника света,цвет освещённой и теневой части предметов на картине. Проанализировать с точки зрения физики. Есть ли на картине полутень? Рефлекс? Пояснить.
СОЛНЦЕ-КАК ИСТОЧНИК СВЕТА,
Солнце- естественный источник света на Земле. Мы видим свет от Солнца жёлтым. Таким же он изображён на картинах художников-жёлтым,золотистым или оранжеватым.
Но,в действительности,цвет Солнца-белый. Таким его видят космонавты. Он состоит из электромагнитных волн различных частот. Солнце приобретает жёлтый цвет,проходя через атмосферу. Дело в том,что атмосфера рассеивает свет в коротко-волновом диапазоне ,а более длинные волны рассеиваются гораздо хуже. Волны, соответствующие жёлтому,оранжевому, цвету доходят до земной поверхности и солнечный свет нам кажется золотистым.
Электромагнитные волны более короткой длины волны : фиолетовый,синий,голубой цвет рассеиваются неоднородностями атмосфера(флуктуациями) .Больше всего рассеиваеются световые волны соответствующие фиолетовому цвету ,но глаз человека плохо воспринимает лучи фиолетового диапазона в солнечном спектре, поэтому небо не кажется нам фиолетового цвета.А голубой,синий+ немного фиолетового+ немного зелёного дают нам видение небесно-голубого цвета неба.
Рассмотрим почему на закате и рассвете небо окрашивается в различные цвета от фиолетового до бордового, красного.
Конечно,же это происходит из-за вращения нашей Земли.На рисунке показана зависимость цвета неба от высоты Солнца над горизонтом.
Если на некоторую поверхность Земли напрямую (перпендикулярно) попадают солнечные лучи, небо окрашено голубым цветом (день) .По мере поворота Земли, солнечным лучам,чтобы достигнуть наблюдателя в данной точке ,приходится преодолевать большую толщину атмосферы. Голубым и синим лучам это не под силу. Преодолевают расстояние лучи, соответствующие волнам большей длины волны. Поэтому ,если рассмотривать закат,то небо окрашивается в зеленоватый, затем жёлтый,красный,и,наконец,багровый цвета.
На рассвете всё происходит в обратном порядке.
фотография https://forkettle.ru/vidioteka/estestvoznanie/fizika-dlya-chajnikov/779-optika/opticheskie-yavleniya-v-prirode/8622-yavleniya-svyazannye-s-pogloshcheniem-i-rasseyaniem-sveta
Рассмотрим явления рассвета и заката на картинах русских художников.
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца“, 1899 год. Холст, масло. 135 х 250 см.
Художник Айвазовский И.К.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Куинджи «Красный закат»
У заката и рассвета есть различия в цветовой гамме.
У рассвета более нежные цвета,у заката-более густые и насыщенные,так как воздух прогревается за день,уменьшается влажность. Кроме того утром воздух чище,вечером больше содержание пыли.
Кроме спектрального состава свет характеризуется интенсивностью. Интенсивность света различается по времени года. Летом-выше,зимой-гораздо ниже. Поэтому ,если обратиться в живописи,то «летние картины насыщеннее, ярче в ясную безоблачную погоду. Зимой все цвета более приглушённые
Темы для исследования.
1.Солнце как источник света.
2.Сумеречные и антисумеречные лучиотдохнувшие к утру воспринимают более «чистые» оттенки на заре.
3.Природные оптические явления.
Творческое задание.
В летний ясный день солнечный свет обладает большой интенсивностью и содержит электромагнитные волны различной частоты. Из-за особенности рассеивания волн различного диапазона,нам солнечный свет кажется жёлтым.Но для того,чтобы передать насыщенность и многообразие солнечного спектра,отражения световых волн окружающими предметами,художники часто применяют разноцветные мазки на ярко освещённых предметах в солнечный день.
Пронаблюдайте такой приём на картинах художников.И попытайтесь передать мазками краски яркий солнечный день
ЗАВИСИМОСТЬ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ КАРТИНЫ ОТ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Даже при первом взгляде на картину становится понятно какая на картине изображена погода.
А.И.Куинджи. Осенняя распутица. 1872
в корпусе Бенуа
Притягательными и завораживающими смотрятся картины,на которых изображён дождь,туман,снегопад,радуга и другие природные явления.
Рассмотрим туман с точки зрения физики.
Туман -это мелкодисперсная среда состоящая из капелек воды. Если воздух остывает ниже определённой точки (точка росы) при резком перепаде температур, то водяные пары конденсируются в виде капелек. Если в прозрачную среду (воздух) ввести частицы, обладающие отличным от нее показателем преломления(вода), то на границе между средой и частицей произойдет отражение или преломление света. Естественно, что вследствие этого изменяется направление его распространения и возникает рассеяние. Капли рассеивают свет,поэтому в тумане плохая видимость. Цвет предметов ненасыщенный,близкий к серому.
Дождь на картинах также имеет своё неповторимое очарование. Из-за движения капель дождя возникает ощущение «размытости» предметов,которое усиливается в зависимости от того, насколько сильный дождь.
А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь».
Посмотрите на картину.Мы не только видим сами капли дождя на стекле и лужи,отражающие стоящие рядом кусты,но и заметно,что все предметы мокрые от дождя.А заметно это,потому что их цвет темнее и насыщеннее , чем у сухих.Это происходит из-за уменьшения рассеяния света при попадании на мокрую поверхность и увеличения поглощения света. Земля и листья до попадании на них влаги имели шероховатую поверхность и сильнее рассеивали лучи света,чем после смачивания дождём.Когда пошёл дождь, неровности заполнились водой,шероховатости сгладились,коэффициент рассеяния уменьшился. Кроме того,из-за попадания воды в «щели» в земле и между листьями,свет многократно отражается от стенок «щели» и вследствии этого происходит поглощение светового луча. По этим причинам мокрые предметы темнее и более насыщенного цвета.
Рассмотрим картину Ф.Васильева «Перед грозой»
Картина тёмная из-за туч, закрывших солнце. Почему грозовые облака имеют тёмный цвет?
структура белых облаков на высоте шести и выше километров, очень разреженная, неплотная. Поэтому солнечный свет проходит сквозь них практически беспрепятственно Чем ниже опускается облако, тем более плотным и темным оно выглядит. Сначала становится серым,потом серо-синим и ,наконец,фиолетовым на высоте около 2 километров .Проходимость солнечных лучей очень низкая и все предметы кажутся тёмными.
Рассмотрим ещё одно природное и оптическое явление-радугу на картине А.И Куинджи
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов (показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), поэтому слабее всего отклоняется красный свет — на 137°30’, а сильнее всего фиолетовый — на 139°20’). В результате белый свет разлагается в спектр.На картине спектр виден от фиолетового до оранжевого и показано необыкновенное свечение вследствие преломления световых лучей.
Много интересных природных явлений на картинах художников можно рассматривать и объяснять с точки зрения физики.
Темы для исследования.
1. Гроза и молния на картинах русских художников
2. Как изменяются цвета предметов когда идёт дождь,снегопад .
Рассмотреть различные природные явления на картинах художников в русском музее.Рассмотреть с точки зрения физики взаимосвязь этих явлений и цветового решения на картине.
Использованы интернет-сайты:
https://forkettle.ru/vidioteka/estestvoznanie/fizika-dlya-chajnikov/779-optika/opticheskie-yavleniya-v-prirode/8622-yavleniya-svyazannye-s-pogloshcheniem-i-rasseyaniem-sveta
https://www.sndesign-market.ru/ui-design/51-teoriya-cveta
https://ru.depositphotos.com/3415075/stock-photo-spectrum.html
http://lkmprom.ru/clauses/tekhnologiya/sintez-tsveta/
https://www.freepng.ru/png-0o9x46/
А также Яндекс.Картинки›фотографии картин русского музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие рекомендации для успешного выполнения творческого задания на ОГЭ по английскому языку(раздел 4.Письмо)
Порядок работы над творческим заданием (Письмо.Этап 4)1) знакомство обучающихся с требованиями к выполнению, а также с критериями оценивания заданий раздела «Письмо»; 2) разбор заданий, сточки зрения ...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"
Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...
Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ . АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК РАЗДЕЛЫ «ПИСЬМО» И «ГОВОРЕНИЕ ,Урок 1. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В данном разделе представлен лексический материал по теме "Повседневная жизнь и быт ,распределение домашних обязанностей.Ниже представлена ссылка на тренажер,где можно потренировать данную ...
Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 2: Жизнь в городе и сельской местности.
В данном разделе представлен лексический материал по теме "Жизнь в городе и в сельской местности». Ниже представлена ссылка на тренажер ,где можно потренировать данную лексикуВ ...
Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 3: «Мода и выбор одежды».
В данном разделе представлен лексический материал по теме «Мода и выбор одежды». Ниже представлена ссылка на тренажер ,где можно потренировать данную лексику...
Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 4: «Погодные условия. Природа и защита окружающей среды».
В данном разделе представлен лексический материал по теме «Погодные условия. Природа и защита окружающей среды». Ниже представлена ссылка на тренажер,где можно потренировать данную л...
Учебное пособие для учащихся по подготовке и выполнению лабораторных работ и практических занятий
Учебное пособие разработано для подготовки студентов к выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ по химии.Оно предоставляет возможность обучающимся эффективно использовать вр...