Элективный курс "Основы биофизики" 9 класс
элективный курс по физике (9 класс)

Жирова Ирина Сергеевна

Элективный курс "Основы биофизики" в 9 классе разработан для ознакомления обучающихся с  основными тенденциями развития современной физической науки. Курс рассчитан на 18 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_osnovy_biofiziki_9_klass.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ СОШ №2 Карасукского района

Новосибирской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по ФИЗИКЕ

«Основы биофизики»

на период освоения в основной школе

9 класс

Составила учитель физики

Жирова И.С.

Рассмотрена. Рекомендовать к применению________________

                 Руководитель МО

Переверза Т.А

(дата)

Рекомендовать к утверждению________________

                                                                     

Председатель МС Ткач Е.Н.

(дата)

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы Загарюк П.В.

__________________

                 (роспись)

                (дата)

2017 год

                 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Характерной чертой нашего времени является взаимное проникновение отдельных наук, образование комплексных наук и их бурное развитие. Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы, поэтому я считаю, что чрезвычайно важно ознакомить обучающихся с основными тенденциями развития современной науки и заложить в них фундамент для восприятия новых идей. Также немаловажным является создание в представлении обучающихся общей картины мира, в его единстве и многообразии свойств живой и неживой природы.

    Установление межпредметных связей между физикой и биологией даёт большие возможности для формирования материалистических убеждений. Ребята привыкают иллюстрировать законы физики не только примерами из техники, но и примерами из окружающей их природы живых организмов. С другой стороны, рассматривая жизнедеятельность растительных и животных организмов, они используют физические закономерности, физических аналогий.

    Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания более прочные и углубленные по некоторым темам, пробудят интерес к физике, а также помогут в дальнейшем обучающимся сделать выбор профессии, согласуясь со своими склонностями и желаниями

 Основным результатом образовательной деятельности  должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации т.е. компетентностный  подход в образовании. Компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям.          Структурной основой карты компетенций является «Матрица компетенций», которая интегрирует стандарты инженерного образования,  законодательно и нормативно закреплённые Правительством РФ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), установленный  ФЗ «Об образовании» от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (ст. 7).
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к    условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:    постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.(с изменениями постановлением Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 24  ноября 2015 года №81)
  3. Стандарты инженерного образования Всемирной инициативы CDIO, принятые   вузами России.                                                                    
  4. Результаты дополнительного инженерного образования, востребованные «Концепцией развития дополнительного образования детей», утверждённой  Распоряжением Правительства РФ №1726-р, подписанного Д. Медведевым 4 сентября 2014г.                                                                                  
  5.  Положением  в соответствии с приказом  Минобрнауки    Новосибирской области №   1570 от 27.05.2015 года «О специализированном классе общеобразовательной организации».

  1. ЦЕЛИ КУРСА

   -внушить охоту и воспитать вкус к изучению биофизики;

  - ознакомить обучающихся с физическими методами исследования и     воздействия, которые находят широкое применение в биологии и     медицине;

  - показать нестандартные пути использования физических знаний в     повседневной жизни.

 

  1. ЗАДАЧИ КУРСА

Образовательные:

 -расширять и углублять знания по физике;

 -формировать биофизические знания и умения  в повседневной жизни.

Развивающие:

 -развивать умение научного познания через исследовательскую работу;

-развивать умение анализировать и устанавливать причинно–следственные    связи;

 -развивать интерес обучающихся к изучению физики;

 -пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.

Воспитательные:

 -способствовать расширению кругозора обучающихся;

- воспитывать адекватное отношение к критике со стороны других:

 -воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.

В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность обучающихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций.

Формы работы: лекция, лабораторная работа, практическая работа, семинар, консультация.

На проведение данного курса из школьного компонента выделяется 0,5 часа в неделю, и проводится он в течение второго полугодия, что составляет 18 часов в год.

     СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Наименование раздела в курсе

              Краткое содержание

1.

Введение. Биофизика на уроках физики

(1 ч.)

Биофизика как наука, её задачи. История становления биофизики, перспективы развития.

   2.

«Биофизика в механике»

(5 ч.)

Тема №1

«Сила трения и сопротивления в организме животных»

Повторение понятий сила, сила трения. Проведение лабораторной работы по определению силы трения на различных поверхностях, установление закономерностей для увеличения и уменьшения силы трения. Смазка, суставная жидкость у животных. Рабочие поверхности и увеличение силы трения

Тема №2

«Полёт в мире живой природы»

Строение пера птицы, эволюционные приспособления птицы к полёту (облегчение скелета, киль, крыло, обтекаемая форма), аэродинамика крыла, планирование птицы, дельтаплан.

Тема №3

«Реактивное движение в мире живой природы»

Реактивный двигатель на примере движения головоногих моллюсков. Демонстрация реактивного движения на примере воздушного шарика. Ускорение и перегрузки. Опыт с динамометром. Выпуклый мост и мёртвая петля. Решение задач.

Тема №4

«Сила Архимеда в мире живой природы»

Экспериментальная проверка формулы Архимеда. Условия плавания тел. Смачиваемость и несмачиваемость.

Работа в группах выяснение условия плавания тел:

- на примере рыбы

- на примере утки

- на примере водных растений

Тема №5

«Строительная техника в мире живой природы»

Земляные работы (подземные ходы дождевого червя)

Конструирование (создание гнезда)

Плетение паутины

Стебли злаков и фабричные трубы. Применение природной строительной техники в современной архитектуре.

 «Простые механизмы в живой природе»

Рычаг. Рычажные механизмы скелета. Рычажные механизмы растений. «Колющие орудия» животных и растений.

 3.

 «Молекулярная биофизика»

(4 ч.)

Тема №1

 «Диффузия в растительном мире»

Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от внешних факторов и строения вещества. Дыхание и питание растений. Роль диффузии в этих процессах. Обогащение водоёмов кислородом. Осторожно! Нефть в океане.

Тема №2

«Испарение в жизни живых организмов»

Явление испарения и зависимость скорости испарения от факторов внешней среды и строения вещества. Значение испарения в жизни растений. Растение – компас. Роль испарения в жизни животных. Решение задач.

Тема №3

«Закон сохранения и превращения энергии»

Роль Майера Р. в выявлении энергетических процессов в растениях и животных. Закон сохранения и превращения энергии в замкнутой системе и в реальной жизни.

Групповая работа:

-превращение энергии в живых клетках нервной системы различных органов.

Тема №4

 «Защита биосферы»

Доклады по темам:

- проблемы «чистого воздуха». Парниковый эффект

- охрана растительного и животного мира (заповедники и заказники)

- как человек пишет Красную книгу. Экологический кодекс

   4.

«Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн»

(4 ч.)

Тема №1

«Биоритмы, звуковые волны»

Колебания и волны. Приливы и отливы. Резонанс. Колебательные системы в природе. Сердце. Звуковая волна. Голосовой аппарат человека. Шумовые загрязнения.

Тема №2

 «Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука»

Строение слухового органа рыб. Сравнение строения ушной раковины у травоядных животных и хищников. Диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека, сверчка, кузнечика и лягушки.

Доклады по характеристикам звука:

- громкость звука

- тон звука

- тембр звука

 Тема №3

«Слуховой аппарат человека»

Строение слухового аппарата человека. Передача звуковых колебаний. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Громкость звука. Гигиена слухового аппарата.

Тема №4

«Эхо в мире живой природы»

Эхо и его природа. Эхолокатор. Применение в технике. Ультразвук и его роль в биологии. Локационный аппарат летучих мышей. Гидролокация дельфинов. Решение задач.

5.

Биофизика при изучении электричества

(2 ч.)

Тема №1

«Электрические явления в жизни животных»  

Открытие Луиджи Гальвани. Токи повреждения. Электрические рыбы. Майкл Фарадей и его опыты над электрическим скатом. Биологические усилители.

Тема №2

«Электрические явления в растениях»

Электрические ритмы растений. Растения-хищники. Росянка и венерина мухоловка – яркие представители насекомоядных растений. Биопотенциал и его применение.

  6.  

Итоговый контроль

(2 ч.)

Защита проектов

Итоговое занятие

    Формы текущего контроля: тестирование, лабораторные работы, беседы

Форма итогового контроля: защита групповых проектов в форме презентации.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучащюийся должен знать:

  • методы научного познания,
  • следующие понятия: биофизика, аэродинамика, реактивный движитель, эхолокация и эхо, порог слышимости, порог болевого ощущения, биоритмы

Обучащюийся должен уметь:

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения биофизических понятий и законов;
  • ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
  • читать графики, диаграммы, схемы;
  •  анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
  • решать качественные задачи практической направленности;
  • проводить наблюдения за живыми организмами в их естественной среде обитания;
  • пользоваться лабораторным оборудованием для проведения экспериментов и опытов.

                            6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся

1.  Герасимов И.И. «Биосфера Земли» - М., Педагогика, 1976

2. Зарембо Л.К. «Школьникам о современной физике»- М., Просвещение, 1990

3. Малис С.А. «Книга для чтения по зоологии» - М., Просвещение, 1986

4. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 4, «Рыбы»,- М., Просвещение, 1989

5. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 7, «Млекопитающие»,- М., Просвещение, 1989

6.Чуянов В.А.»Энциклопедический словарь юного физика», - М., Педагогика, 1984

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя

1. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики» - М., Просвещение, 1988

2. Касьян А.А. «Современные проблемы экологии» - М., Просвещение, 1997

Примерные темы проектов для итогового контроля:

  1. От оптического микроскопа к электронному
  2. Лазеры в медицине
  3. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы.
  4. Радиотелеметрия.
  5. Оптические приборы в медицине.
  6. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Их роль в биологии и медицине.
  7. Рентгеновские лучи.
  8. Интерференция в живой природе.
  9. Холодное свечение в природе - биолюминесценция.
  10. «Строительная техника» в мире живой природы.

                           

                              Календарно – тематическое планирование

                         учебного курса «Основы биофизики» 9 класс

Дата проведения

Тема занятия

1.

17н

Введение. Инструктаж по ТБ. Биофизика как наука, её задачи. История становления биофизики, перспективы развития.

2.

18н

Сила трения и сопротивления в организме животных

3.

19н

Полёт в мире живой природы

4.

20н

Реактивное движение в мире живой природы

5.

21н

Сила Архимеда в мире живой природы

6.

22н

Простые механизмы. Строительная техника в мире живой природы

7.

23н

Диффузия в растительном мире

8.

24н

Испарение в жизни живых организмов

9.

25н

Закон сохранения и превращения энергии. Решение задач.

10.

26н

Защита биосферы

11.

27н

Биоритмы, звуковые волны

12.

28н

Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука

13.

29н

Слуховой аппарат человека

14.

30н

Эхо в мире живой природы. Решение задач.

15.

31н

Электрические явления в жизни животных

16.

32н

Электрические ритмы растений. Растения-хищники.

17.

33н

Защита проектов

18.

34н

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...