Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Жгилева Ирина Васильевна

Рабочая программа по физике в 7 классе составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_kl.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике

7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7-9 классы. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник), учебником физики (Перышкин, Физика 7 класс. М.:Дрофа ,2015). Рабочая программа реализуется в учебниках А.В.Перышкина «Физика» для 7 класса. Она определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законов для построения представления о физической картине мира;
  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • Формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей учащимся необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть усвоены такие понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.

Общая характеристика программы

            Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.

           Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся на уроки включены сведения из истории физики и техники.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в процессе обучения: развивающегося обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения и т.д

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по физике

Личностные:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

  • Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
  • Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
  • Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
  • Формировать умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • Формировать представления о закономерной связи и познания явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном  мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
  • Понимать физические основы и принципы действия (работы) машины и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных и технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
  • Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природоиспользования;
  • Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн,  естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Содержание программы

Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Наблюдения и опыты. Понятие о физической величине. Измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений.

Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

        Строение вещества. Молекула. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Явление смачиваемости и несмачиваемости. Агрегатные состояния вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Расчет скорости пути. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса. Инертность. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Графическое изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Динамометр. Равнодействующая сил. Сила трения.  

Фронтальные лабораторные работы «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности тела», «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра»

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

        Давление. Способы измерения давления в быту и технике. Давление газа. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы»Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Работа и мощность. Энергия (14 ч)

        Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. «Золотое правило» механики. Условия равновесия тел. КПД механизмов.

Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Повторение (2 ч)

Место предмета

На изучение физики в 7 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 4 ч

Первоначальные сведения о строении вещества – 5 ч

Взаимодействие тел – 22 ч

Давление твердых тел, жидкостей и газов -21 ч

Работа и мощность. Энергия  – 14 ч

Повторение – 2 ч

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа,2014
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015
  3. Филонович Н.В. физика. 7 класс. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина. М.: Дрофа, 2014
  4. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика 7 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013
  5. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика 7 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2014

Календарно-тематическое планирование

Физика 7 класс

 

№ урока

Тема урока

Дата план

Дата

Факт

Введение (4 ч)

1

Физика – наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт

06.09

2

Физические величины. Измерение физических величин

10.09

3

Точность и погрешность измерений

13.09

4

Л/Р «Определение цены делений измерительного прибора»

17.09

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

20.09

6

Л/Р «Измерение размеров малых тел»

24.09

7

Диффузия. Взаимодействие молекул

27.09

8

Агрегатные состояния вещества

01.10

9

Повторение и обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

04.10

Взаимодействие тел (22 ч)

10

Механическое движение

08.10

11

Скорость. Единицы скорости

11.10

12

Расчет пути и скорости движения

15.10

13

График пути и скорости равномерного прямолинейного движения

18.10

14

Решение задач на расчет средней скорости

22.10

15

Инерция

25.10

16

Масса тела. Измерение массы тела на весах

08.11

17

Л/Р «Измерение массы тела на рычажных весах»

12.11

18

Плотность вещества

15.11

19

Расчет массы и объема тела по его плотности

19.11

20

Л/Р «Измерение объема тела» , «Определение плотности твердого тела»

22.11

21

Решение задач

26.11

22

Контрольная работа №1 «Плотность вещества»

29.11

23

Сила

03.12

24

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах

06.12

25

Сила упругости. Закон Гука

10.12

26

Вес тела

13.12

27

Динамометр. Л/Р «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра»

17.12

28

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

20.12

29

Сила трения

24.12

30

Контрольная работа №2 «Силы»

27.12

31

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

14.01

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

32

Давление твердого тела

17.01

33

Давление газа. Закон Паскаля

21.01

34

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

24.01

35

Решение задач «давление в жидкости и газе»

28.01

36

Сообщающиеся сосуды

31.01

37

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

04.02

38

Вес воздуха. Атмосферное давление

07.02

39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

11.02

40

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

14.02

41

Манометры

18.02

42

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

21.02

43

Давление жидкости и газа на погруженное в них тело

26.02

44

Закон Архимеда

28.02

45

Л/Р «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

04.03

46

Плавание тел

07.03

47

Плавание судов

11.03

48

Решение задач «Плавание тел»

14.03

49

Л/Р «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

18.03

50

Воздухоплавание

21.03

51

Повторение и обобщение темы «Архимедова сила. Плавание тел»

01.04

52

Контрольная работа №4 «Архимедова сила. Плавание тел»

04.04

53

Механическая работа. Единицы работы

08.04

54

Мощность. Единицы мощности

11.04

55

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

15.04

56

Превращение одного вида механической энергии в другой

18.04

57

Контрольная работа №5 «Механическая работа. Мощность. Энергия»

22.04

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

25.04

59

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

29.04

60

Л/Р «Выяснение условия равновесия рычага»

02.05

61

Блоки. «Золотое правило» механики

06.05

62

Центр тяжести

13.05

63

Условия равновесия тел

16.05

64

КПД простых механизмов

20.05

65

Л/Р «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

23.05

66

Контрольная работа №6 «Итоговая Контрольная работа»

27.05

Повторение (2 ч)

67

Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе

30.05

68

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...