Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)

Жгилева Ирина Васильевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_8_kl.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике

8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7-9 классы. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник), учебником физики (Перышкин, Физика 7 класс. М.:Дрофа ,2017). Рабочая программа реализуется в учебниках А.В.Перышкина «Физика» для 8 класса. Она определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законов для построения представления о физической картине мира;
  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • Формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей учащимся необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть усвоены такие понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по физике

Личностные:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

  • Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
  • Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
  • Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
  • Формировать умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • Формировать представления о закономерной связи и познания явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном  мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
  • Понимать физические основы и принципы действия (работы) машины и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных и технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
  • Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природоиспользования;
  • Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн,  естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Содержание программы

Тепловые явления (26 ч)

        Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Принцип работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.

Фронтальные лабораторные работы «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры», «Измерение удельной теплоемкости твердого тела», «Измерение влажности воздуха»

Электрические и магнитные явления (31 ч)

        Электризация тел. Электрический заряд. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные магниты.

Фронтальные лабораторные работы «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках», «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи», «Регулирование силы тока реостатом», «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра», «Измерение  мощности и работы тока в электрической лампе», «сборка электромагнита и испытание его действия», «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Световые явления (10 ч)

        Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Глаз. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы»

Повторение (1 ч)

Место предмета

На изучение физики в 8 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс. Сборник вопросов и задач. М.: Дрофа,2014
  2. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017
  3. Филонович Н.В. Физика. 8 класс. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина. М.: Дрофа, 2014
  4. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2014
  5. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика 8 класс. Сборник тестовых заданий. М.: ВАКО, 2015

Календарно-тематическое планирование

Физика 8 класс

 

№ урока

Тема урока

Дата план

Дата

Факт

Тепловые явления (26 ч)

1

Тепловое движение. Температура

2

Внутренняя энергия

3

Способы изменения внутренней энергии

4

Виды теплопередачи. Теплопроводность

5

Конвекция. Излучение

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении

8

Л/Р «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

9

Уравнение теплового баланса

10

Л/Р «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

13

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

14

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

15

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

16

Решение задач

17

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар

18

Кипение. Удельная теплота парообразования

19

Влажность воздуха. Л/Р «Измерение влажности воздуха»

20

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества»

21

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молеклярного строения

22

Контрольная работа №2 «Изменения агрегатных состояний вещества»

23

Двигатель внутреннего сгорания

24

Принцип действия тепловой машины. Паровая турбина

25

КПД теплового двигателя

26

Решение задач по теме «Нахождение КПД теплового двигателя»

Электрические и электромагнитные явления (31 ч)

27

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп

28

Электрическое поле

29

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома

30

Объяснение электрических явлений

31

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь.

32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

33

Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока

34

Л/Р «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

36

Л/Р «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

37

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты

38

Закон Ома для участка цепи

39

Решение задач по теме «Закон Ома»

40

Л/Р «Регулирование силы тока реостатом»

41

Л/Р «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

42

Последовательное соединение проводников

43

Параллельное соединение проводников

44

Обобщающий урок «Сила тока, напряжение, сопротивление проводника»

45

Контрольная работа №3 «Сила тока, напряжение, сопротивление проводника»

46

Работа и мощность электрического тока.

47

Л/Р «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

48

Закон Джоуля – Ленца. Короткое замыкание. Предохранители

49

Конденсатор

50

Решение задач

51

Контрольная работа №4 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

52

Магнитное поле тока

53

Электромагниты и их применение

54

Л/Р «Сборка электромагнита и испытание его действия»

55

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

57

Л/Р «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Световые явления (10 ч)

58

Источники света. Распространение света

59

Отражение света. Закон отражения света

60

Плоское зеркало. Изображения в плоском зеркале

61

Преломление света. Закон преломления света

62

Линзы. Оптическая сила линзы

63

Изображения, даваемые линзой

64

Л/Р «Получение изображения при помощи линзы»

65

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки

66

Решение задач

67

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа»

Повторение (1 ч)

68

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...