Главные вкладки

    Программа «Прикладная физика» 8 класс
    рабочая программа по физике (8 класс)

    Рыбицкий Виктор Леонидович

    Программа  «Прикладная физика» предназначена для учащихся 8 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьниками материала в точном соответствии с реализуемым федеральным стандартом. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_prikl_fizika_8_klass_2018-2019.docx41.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №124»

                                 

    ПРИНЯТО                                                        УТВЕРЖДАЮ                                                        

    методическим объединением                  Директор МБОУ «Лицей №124»                учителей физки                                                 _________ Н.М.Погребников МБОУ «Лицей  № 124»                                Приказ от 30.08.18  № 120-осн.                  Протокол  № 1 от 28.08.18

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     ПО УЧЕБНОМУ  ПРЕДМЕТУ

     «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА»

    ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЛЯ  8 КЛАССА    

                                                   

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

    2018-2019 учебный год

                      Составители: Рыбицкий В.Л., Рыбицкая В.А.

     Барнаул - 2018

    Программа   по предмету «Прикладная физика» для 8 класса

    Программа  «Прикладная физика» предназначена для учащихся 8 класса и является дополнением к разделам физики базовой программы. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьниками материала базовой программы.

    На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 70 часов, (2 часа в неделю) в дополнение к базовому обучению по программе    Рабочая программа является основной частью УМК «Архимед» для 7-9 классов основной школы, рассчитанную на 70 часов  (2 часа в неделю), так как этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

    Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

     Актуальность курса связана с тем, что   элективные  курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса формируются навыки к решению физических задач, а именно: составление математических моделей задач, описание процессов с помощью физических законов и формул, составление уравнений и решение данных уравнений с применением математического аппарата (в частности, алгебраическое упрощение выражений и решение линейных и квадратных уравнений).

     Цель курса:  

    расширение и углубление знаний по физике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ГИА и т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

    Задачи:

    1.Обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности.
    2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
    3. Выработать практические умения.
    4. Научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

    5. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
    6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

    Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на математические методы в обучении физике, на развитие самостоятельной работы детей, их самопознания, самооценки, теоретическая основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

    Учащиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения физических задач, освоить основные методы и приёмы, приобрести навыки работы с текстами задач.

    На занятиях планируется изучение теоретической части задания с привлечением дополнительной литературы по данной теме и разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, что предложены в демоверсии ГИА и на втором развороте учебника.

    Технологии, используемые в организации занятий:

    1.Построение математических моделей. 
    2.Проблемное обучение.
    3. Информационно-коммуникационные технологии.
    4.Решение задач.

    При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

    Для организации занятий используются следующие формы:
    1.Лекционное изложение материала.
    2. Практикумы по решению задач;
    3. Домашняя и самостоятельная работа учащихся.

    Содержание курса

    Раздел 1. Тепловые явления. (18 часов)

    Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

    Раздел 2. Электрические явления. (15 часов)

    Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля — Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

    Раздел 3. Магнитные явления. (12 часов)

    Магнитное поле прямого тока и соленоида. Правило буравчика. Электромагниты. Электрический звонок. Сила Ампера. Сила Лоренца, Правило левой руки. Электромагнитная индукция. Генератор постоянного и переменного тока. Преимущество переменного тока . Трансформатор. Электроэнергетика.

    Раздел 4. Световые явления. (16 часов)

    Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. Параксиальное приближение в оптике. Преломление света в тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

    Раздел 5. Гидростатика. Аэростатика. (6 часов)

    Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

    Резерв. (3 часа)

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

    Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

    • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
    • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
    • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

    Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

    1) личностные; 

    2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

    3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

    4) коммуникативные.

    • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
    • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

    - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

    - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

    Общеучебные УУД включают:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    - поиск и выделение необходимой информации;

    - структурирование знаний;

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач;

    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

    - умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

    Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

    Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

    • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Предметными результатами обучения являются:

    • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
    • описывать и объяснять физические явления;
    • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
    • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
    • решать задачи повышенной сложности на применение физических законов;
    • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
    • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема

    Количество часов

    1.

    Тепловые явления. 

    18 часов

    2.

    Электрические явления. 

    15 часов

    3.

    Магнитные явления. 

    12 часов

    4.

    Световые явления. 

    16 часов

    5.

    Гидростатика. Аэростатика. 

    6 часов

    6.

    Резерв

    3 часа

    ВСЕГО:

    70

    Календарно-тематическое планирование учебного материала  

    № урока

    пп/в теме

    Тема  

    Виды деятельности

    Тема 1

    Тепловые явления. (18 часов)

    1.1

    Внутренняя энергия. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

     Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов. Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений. Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Работать с таблицей. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы.  Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования. Анализировать графики.

    2.2

    Решение задач на виды теплопередачи.

    3.3

    Теплопередача в природе и технике. Бриз.

    4.4

    Самостоятельная работа № 1 "Теплопередача"

    5.5

    Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

    6.6

    Лабораторная работа № 1  «Исследование процесса охлаждения горячей воды».

    7.7

    Решение задач на определение удельной теплоемкости, массы и изменения температуры.

    8.8

    Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

    9.9

    Уравнение теплового баланса. Решение задач на уравнение теплового баланса без тепловых потерь

    10.10

    Лабораторная работа № 3  «Определение тепловых потерь  при смешении воды разной температуры».

    11.11

    Температура и тепловое равновесие. Термометры и термоскопы. Удельная теплота сгорания топлива. КПД тепловых процессов.

    12.12

    Решение задач на вычисление КПД.

    13.13

    Парообразование. Влажность. Насыщенный и ненасыщенный пар.

    14.14

    Кипение. Удельная теплота парообразования.

    15.15

    Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления.

    16.16

    Самостоятельная работа №2 по теме "Тепловые явления"

    17.17

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Тепловые явления», коррекция знаний.

    18.18

    Коррекция знаний по теме "Тепловые явления"

    Тема 2

    Электрические явления. (15 часов)

    19.1

    Электрический заряд и электрическое поле.

    Наблюдать переход электрического заряда от одного тела к другому. Определять знак заряда наэлектризованного тела.

    Изучать электризацию тел методом электростатической индукции.

    Наблюдать спектры электростатических полей. Изучать зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения.

    Изучать зависимость сопротивления проводника от его температуры.

    Рассчитывать мощность тока  при последовательном и параллельном соединениях потребителей.

    Рассчитывать шунт и добавочное сопротивление.

    Рассчитывать электрические цепи  со смешанным соединением проводников.

    20.2

    Электрический ток.   Сила тока.

    21.3

    Электрическое напряжение.

    22.4

    Закон Ома. Электрическое сопротивление

    23.5

    Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

    24.6

    Зависимость сопротивления от температуры.

    25.7

    Работа и мощность электрического тока.

    26.8

    Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца.

    27.9

    Решение комбинированных задач

    28.10

    Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи.

    29.11

    Смешанное соединение проводников в электрической цепи.

    30.12

    Измерение силы тока в электрических цепях. Шунт к амперметру.

    31.13

    Измерение напряжения в электрических цепях.  Добавочное сопротивление к вольтметру.

    32.14

    Самостоятельная работа № 3 по теме "Электрические явления"

    33.15

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электрические явления», коррекция знаний.

    Тема 3

    Магнитные явления. (12 часов)

    34.1

    Магнитное поле. Правило буравчика.

    Систематизация сведений о магнитном поле. Изучение явления намагничивания. Объяснение назначения железного сердечника в катушке. Наблюдение и объяснение работы электромагнита. Сравнение

    постоянного магнита и электромагнита.

    Описание устройства и работы электрического звонка и электромагнитного реле. Ознакомление с автоматической системой включения и выключения электрического освещения.

    Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Перечисление условий, при которых возникает индукционный ток в катушке. Описание роли железного сердечника в катушке.

    35.2

    Решение задач на нахождение направления магнитногополя тока, катушки с током (соленоида)

    36.3

    Устройство и принцип действия электрического звонка.

    37.4

    Сила Ампера. Напрвление силы Ампера. Правило левой руки.

    38.5

    Решение задач на вычисление силы Ампера.

    39.6

    Действие магнитного поля на движущийся заряд.Сила Лоренца. Напрвление силы Лоренца.

    40.7

    Решение задач на вычисление силы Лоренца.

    41.8

    Определение направления вращения рамки с током.

    42.9

    Генератор переменного тока.

    43.10

    Преимущества переменного тока. Трансформатор.

    44.11

    Самостоятельная работа № 4 по теме "Магнитные явления"

    45.12

    Повторительно-обобщающее занятие по магнитным явлениям. Коррекция знаний.

    Тема 4

    Световые явления. (16 часов)

    46.1

    Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура.

    Строить изображения в плоском зеркале и определять зону видимости изображения. Строить изображения в системе из двух зеркал, расположенных под разными углами. Изучать явление полного отражения света. Объяснять кажущуюся глубину водоемов. Изучать явление дисперсии. Объяснять образование цвета.

    Изучать виды изображений, получаемых с помощью собирающей линзы. Конструировать модель телескопа и определять его увеличения.

    Оценивать расстояние наилучшего зрения. Изучать дефекты своего глаза.

    47.2

    Законы отражения света. Плоские зеркала.

    48.3

    Система двух зеркал.

    49.4

    Преломление света.

    50.5

    Явление полного отражения.

    51.6

    Кажущаяся глубина водоёма.

    52.7

    Дисперсия.

    53.8

    Самостоятельная работа №5 по теме "Световые явления"

    54.9

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Световые явления», коррекция знаний.

    55.10

    Преломление света в тонком клине. Тонкая линза.

    56.11

    Фокусное расстояние плоско-выпуклой линзы.

    57.12

    Формула тонкой собирающей линзы.

    58.13

    Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

    59.14

    Решение задач на формулу тонкой линзы

    60.15

    Самостоятельная работа №6 по теме "Световые явления. Линзы"

    61.16

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Тонкие линзы», коррекция знаний.

    Тема 5

    Гидростатика. Аэростатика. (6 часов)

    62.1

    Жидкости и газы. Текучесть. Давление. Закон Паскаля.

    Наблюдать явления передачи давления жидкостями. Рассчитывать давление внутри жидкости. Вычислять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело.

    Измерять  плотность вещества методом гидростатического взвешивания. Вычис-лять грузоподъемность воздушных шаров и судов. Рассчитывать давление твердых тел на дно водоема, сосуда, наполненного жидкостью.

    63.2

    Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

    64.3

     Закон Архимеда.

    65.4

         Плавание тел. Воздухоплавание.

    66.5

    Самостоятельная работа №7 по теме "Гидростатика"

    67.6

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Гидростатика. Аэростатика», коррекция знаний.

    Резерв 3 часа

    Итого 70 часов

    Список литературы:

    1. О.Ф. Кабардин. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед» 7-9 классы. Москва, «Просвещение», 2013
    2. Физика. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Шаронова Н. Н., Иванова Н. Н., Кабардин О. Ф. и др., М.: «Просвещение», 2011
    3. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/09/30/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-fizike-8-klass

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

    Рабочая программа по физике для 7-9 классов, Рабочая программа по физике для 10-10 классов

    Рабочая прогамма 7-9 класс расчитана на 2 часовую нагрузку по учебнику Преышкина. КТП содержит 3 столбца. № урока, тема урока, Дата (по плану и фактическая)Рабочая прогамма 10-11 класс расчитана на 3 ...

    Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

    Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

    "Прикладная физика", 9кл

    Программа  «Прикладная физика» предназначена для учащихся 9 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...

    Программа «Прикладная физика» 7класс

    Программа  «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...

    Программа «Прикладная физика» 7 класс

    Программа  «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...