Рабочая программа по физике для специальности "Прикладная информатика"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Кисина

Прикладная информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_rabochaya_programma_prikladnaya_informatika.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРГАЧСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО САПТ

_____________Л.Г.Фокина

___ ____________20______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДп.11.ФИЗИКА

 Сергач, 2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 16.04.2008 г,

для специальности  

230701  Прикладная информатика (по отраслям)

 Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сергачский агропромышленный техникум»

Разработчики:

 Кисина И.А. преподаватель физики ГБОУ СПО САПТ

Рассмотрена                                                Утверждена

На заседании МО преподавателей ООД              Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                        

Протокол №     от                                                      Протокол №    от

«    » сентября 201   г.                          «   »сентября 201   г.

Руководитель МОООД                                     Методист

__________________                                       ________________    

Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

Рассмотрена                                                Утверждена

На заседании МО преподавателей ООД          Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

Протокол №    от                                                      Протокол №     от

«   » сентября 201   г.                        «    »сентября 201    г.

Руководитель МОООД                                     Методист

__________________                                       ________________    

Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

Рассмотрена                                                Утверждена

На заседании МО преподавателей ООД             Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

Протокол №    от                                                      Протокол №     от

«    » сентября 201   г.                        «   »сентября 201   г.

Руководитель МОООД                                     Методист

__________________                                       ________________    

Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

Рассмотрена                                                Утверждена

На заседании МО преподавателей ООД           Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

Протокол №    от                                                      Протокол №     от

«    » сентября 201   г.                        «   »сентября 201   г.

Руководитель МОООД                                     Методист

__________________                                       ________________    

Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДп.11 Физика

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 16.04.2008 г, для специальности  

230701 Прикладная информатика (по отраслям)

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в обязательную часть цикла основной профессиональной образовательной программы для специальности  

230701 Прикладная информатика (по отраслям)

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

        

В результате изучения дисциплины студент должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.
  • применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося – 253 часов, включая:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 169 часов, из них:
  • теоретических занятий – 157  часа,
  • практических и лабораторных работ –12часа

               -самостоятельной работы обучающегося – 84 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

253

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:

    Лабораторные занятия

12

    контрольные работы

8

    курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

84

в том числе:        

подготовка к практическим занятиям        

внеаудиторная самостоятельная работа        

подготовка к дифференцированному зачету        

поиск необходимой информации в Интернет        

28

28

2

26

Промежуточная аттестация в форме

экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

- 1 -

- 2 -

- 72 -

-  -

Раздел 1.

1.1 Кинематика

МЕХАНИКА

  • Физика и научный метод познания

2

2

  • Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение.

2

  • Основные характеристики движения.

2

  • Прямолинейное равномерное движение.

2

  • Прямолинейное ускоренное движение.

1

  • Криволинейное движение.

1

  • Обобщающий урок по теме «Кинематика»

1

Лабораторная работа «Изменение ускорения тела при равноускоренном движении»

Контрольная работа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Кинематика», «Физика», «Движение»

5

3

1.2 Динамика

  • Закон инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

2

  • Система отсчета связанная с Землей. Гелиоцентрическая картина мира.

1

  • Силы в механике. Силы упругости. Закон Гука.

2

  • Второй закон Ньютона.

2

  • Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона.

1

  • Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения.

1

  • Развитие представления о тяготении.

1

  • Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести.

1

  • Вес и невесомость

1

  • Силы трения

1

  • Обобщающий урок по теме «Динамика»

1

Практическое занятие

Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

Контрольная работа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Ньютон», «Гук»

6

3

1.3 Законы сохранения в механике

  • Импульс. Закон сохранения импульса.

2

2

  • Реактивное движение. Освоение космоса.

2

  • Механическая работа. Мощность.

2

  • Энергия. Закон сохранения энергии

3

  • Обобщающий урок по теме: «Законы сохранения в механике»

1

Практическое занятие

Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Законы сохранения в механике», «Работа»

5

3

1.4Механические колебания и волны

  • Механические колебания. Свободные колебания.

3

2

  • Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

3

  • Механические волны. Звук.

3

  • Обобщающий урок по теме: «Механические колебания»

1

Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний маятника от длины нити»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Резонанс», «Механические колебания»

6

3

- 2 -

- 2 -

-46  -

-  -

Раздел 2.

2.1 Молекулярная физика

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

  • Основные положения молекулярно- кинетической теории

1

2

  • Масса и размеры молекул. Количество вещества.

1

  • Температура в молекулярно- кинетической теории газов.

2

  • Изопроцессы в газах.

2

  • Уравнение состояния идеального газа

2

  • Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газов.

2

  • Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

2

  • Строение газов, жидкостей и твердых тел. Плазма. Идеальный газ.

1

  • Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация

1

  • Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.

1

  • Урок обобщения по теме: «МКТ. Газовые законы.»

1

Лабораторная работа «Изучение изопроцессов»

Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»

Контрольная работа

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Менделеев», «Клайперон», «Гей-Люссак»

8

3

2.2 Термодинамика

  • Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики и его применение.

3

2

  • Необратимость процессов в природе. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей

3

  • Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

2

  • Второй закон термодинамики

2

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости»

Контрольная работа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Работа газа», «КПД», «Основы термодинамики»

7

3

- 3 -

- 2 -

-23  -

-  -

Раздел 3.

3.1 Электродинамика

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

  • Взаимодействие токов. Магнитное поле.

1

2

  • Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции

1

  • Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель

2

  • Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

2

  • Магнитные свойства вещества

1

  • Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток

1

  • Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

  • Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле

1

  • ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон

1

  • Самоиндукция. Индуктивность

1

  • Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

1

  • Повторение темы «Механическое колебание»

1

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Ленц», «Ампер»

8

3

- 4 -

- 2 -

- 29 -

-  -

Раздел 4.

4.1 Механическое колебание

МЕХАНИЧЕСКОЕ КОЛЕБАНИЕ

  • Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний.  Математический маятник

Динамика колебательного движения.

1

2

  • Гармонические колебания

1

  • Фаза колебаний.  Превращение энергии при гармонических колебаниях

1

  • Вынужденные колебания. Резонанс Воздействие резонанса и борьба с ним.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

1

  • Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

1

  • Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.  Переменный электрический ток.

1

  • Катушка индуктивности в цепи переменного тока.  Резонанс в электрической цепи

1

  • Генератор на транзисторе Автоколебания.

1

  • Генерирование электрической энергии. Трансформаторы

1

  • Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии.

1

  • Волновые явления. Распространение механических волн

1

  • Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах.

1

  • Звуковые волны.

1

  • Электромагнитные волны Что такое электромагнитная волна.  Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн

1

  • Плотность потока электромагнитного излучения

1

  • Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.  Модуляция и детектирование

1

  • Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн

     Радиолокация.

1

  • Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

1

Контрольная работа        

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«А.С.Попов», «Резонанс», «Трансформатор», «Радио и телевидение»

10

3

- 5 -

- 2 -

-31 -

-  -

Раздел 5.

5.1 Оптика

ОПТИКА

  • Оптика. Световые волны. Скорость света

1

2

  • Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

1

  • Закон преломления света

1

  • Полное отражение

1

  • Линза. Построение изображения в линзе.

2

  • Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

1

  • Дисперсия света. Интерференция механических волн

1

  • Интерференция света. Некоторые применения интерференции

1

  • Дифракция механических волн. Дифракция света

1

  • Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света

2

  • Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности

1

  • Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности

1

  • Элементы релятивистской динамики

1

  • Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты

Виды спектров.

1

  • Спектральный анализ Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения

1

            --    Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн

1

Лабораторная работа «Изменение показателя преломления света»

Лабораторная работа «Дифракционная решетка»

Контрольная работа

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Рентген», «Линза», «Излучение»

10

3

- 6 -

- 2 -

-29-

-  -

Раздел 6.

6.1 Квантовая физика

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

  • Квантовая физика. Световые кванты. Фотоэффект

2

2

  • Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта

2

  • Давление света. Химическое действие света. Фотография

2

  • Строение атома. Опыты Резерфорда

1

  • Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика

1

  • Лазеры.

1

  • Физика атомного ядра Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

1

  • Открытие радиоактивности Альфа-, бета- и гамма-излучения

1

  • Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада

2

  • Энергия связи атомных ядер

1

  • Ядерные реакции

1

  • Цепные ядерные реакции

1

  • Ядерный реактор. Термоядерные реакции

1

Лабораторная работа «Исследование треков элементарных частиц» (по фотографии)

Контрольная работа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Бор», «Резерфорд»

10

3

- 7 -

- 2 -

- 23 -

-  -

Раздел 7.

7.1 Физика элементарных частиц

ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ

  • Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира

1

2

  • Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна»

2

  • Планеты земной группы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

2

  • Общие сведения о солнце. Строение атмосферы солнца. Источники энергии и внутреннее строение солнца

2

  • Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Физическая природа звезд

2

  • Наша галактика. Другие галактики. Метагалактика.

1

  • Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет

1

  • Жизнь и разум во вселенной

1

Практическое занятие

Лабораторно-практическая работа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение текущей домашней работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

«Солнце», «Планеты земной группы»

Итоговое повторение.

6

3

3


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация    программы    дисциплины    требует    наличия:   учебного    кабинета

Физика.

Оборудование учебного кабинета:

  • Комплект учебной мебели: учебная доска, стол учительский, стул   учительский, парты ученические, стулья ученические.
  • Микрокалькуляторы
  • Комплект резиновых штампов по физике
  • Таблица по химии
  • Таблицы по физике
  • Портреты выдающихся учёных-физиков
  • Инструменты геометрические (угольники, циркули)
  • Учебники
  • Справочники
  • Дидактические материалы
  • Стенды справочные
  • Стенд «Международная система единиц(СИ) »
  • Стенд Физические постоянные
  • Стенд Приставки десятичные
  • Методические разработки и пособия по физике.

Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные  источники

  1. Физика для нетехнических специальностей П.И. Самойленко, А.В. Сергеев Издательский центр «Академия 2010»
  2. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля В.Ф.Дмитриева Издательский центр «Академия 2011»
  3. Сборник задач и вопросов по физике П.И. Самойленко, А.В. Сергеев Издательский центр «Академия 2019»
  4. Физика для профессий и специальностей технического профиля В.Ф.Дмитриева Издательский центр «Академия 2011»
  5. www.myshaweb.ru
  6. www.ppt4web.ru
  7. www.prezentacii.com
  8. www.nsportal.ru
  9. www.uchportal.ru
  10. www.metod-kopilka.ru
  11. www.school.xvatit.com
  12. www.openclass.ru
  13. www.festival.1september.ru

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение дисциплины «Физика» физического и общего естественнонаучного цикла планируется в 3 семестре после изучения дисциплины «Физика». Программой предусмотрена организация самостоятельной работы обучающихся в читальном зале библиотеки с выходом в Интернет. Для успешного овладения дисциплиной предусмотрено индивидуальное консультирование обучающихся.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется посредством текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится на любом из видов учебных занятий. Его результаты учитываются в промежуточной аттестации.  Итоговая аттестация проводится по окончании изучения дисциплины в форме дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

уметь

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- отличать гипотезы от научных теорий;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- делать выводы на основе экспериментальных данных;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- применять полученные знания для решения физических задач[2]*;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Уметь

  •  формулировать понятия: механическое движение, скорость и ускорение, система отсчета, механический принцип относительности, постулаты Эйнштейна;
  • изображать графически различные виды механических движений;
  • решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движений.
  • различать понятия веса и силы тяжести; объяснять понятия невесомости;
  • решать задачи на применение законов Ньютона, закона всемирного тяготения; с использованием закона зависимости массы тела от скорости.
  • объяснять суть реактивного движения и различие в видах механической энергии;
  • решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии.

Лабораторная работа «Изменение ускорения тела при равноускоренном движении»

Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний маятника от длины нити»

Знать

  • виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела;
  • понятие траектории, пути, перемещения;
  • различие классического и релятивистского законов сложении скоростей;

относительность понятий длины и промежутка времени;

-        относительность одновременности событий;

  • основную задачу динамики;
  • понятие массы, силы, законы Ньютона;
  • основной закон релятивистской динамики материальной точки; закон всемирного тяготения;
  • понятие импульса тела, работы, мощности, механической энергии и ее различных видов;
  • закон сохранения импульса;
  • закон сохранения механической энергии;

Тема 1 МЕХАНИКА

Самостоятельная работа

Введение. Конспектирование «Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира» Решение задач на второй закон Ньютона с использованием одной из сил в механике. Решение задач на закон сохранения импульса и энергии. Решение прикладных задач механики.

Уметь:

  • объяснять график зависимости силы и энергии взаимодействия молекул от расстояния между ними;
  • объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;
  • применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе;
  • решать задачи с использованием первого начала термодинамики, на расчет работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей
  • решать задачи на определение относительной влажности воздуха;
  •         объяснять диаграмму равновесных состояний и фазовых переходов

Лабораторная работа  «Изучение изопроцессов»

Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»

Лабораторная работа«Измерение удельной теплоемкости»

Знать:

  • основные положения молекулярно-кинетической теории;
  • понятие идеального газа, вакуума, температуры;
  • уравнение Менделеева - Клапейрона;
  •         физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная и неизолированная системы, процесс, работа, количество теп
    лоты;
  • способы изменения внутренней энергии; первое начало термодинамики; необратимость тепловых процессов;
  • особенности адиабатного процесса;
  • принцип действия тепловой машины и холодильной установки; роль тепловых двигателей в народном хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды;

  • физическую сущность понятий:   фаза вещества, критическое состояние вещества:   газообразное,   жидкое  и  твердое состояние вещества;
  • явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности;
  • свойства вещества в данном агрегатном состоянии на основе характера движения и взаимодействия молекул;
  • типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур;
  • отличие кристаллических тел от аморфных;
  • природу теплового расширения тел;

Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНО КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Самостоятельная работа:

Решение задач на уравнение состояния, изопроцессы, решение графических задач на изопроцессы. Решение задач на первый закон термодинамики. Подготовить реферат на тему: «Тепловой двигатель и охрана окружающей среды». Решение задач на влажность, капилляры, изменение агрегатных состояний вещества, закон Гука. Рефераты: «Значение капилляров. Деформация их распространения и учет в технике»

Уметь:

  • формулировать понятие электромагнитного поля и его частных

проявлений - электрического и магнитного полей;
изображать графически электрические поля заряженных тел, поверхности равного потенциала;

  • решать задачи: на применение закона сохранения заряда и закона Кулона, принципа суперпозиции полей, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля.
  • производить расчет электрических цепей при различных способах соединения потребителей и источников электрического тока:
  • решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием законов Ома для участка цепи и для полной цепи, на определение эквивалентного сопротивления для различных способов соединений, с использованием формул зависимости сопротивления проводника от температуры, геометрических размеров и материма проводника, формул работы и мощности электрического тока.
  • формулировать основные положения электронной проводимости металлов;
  • находить численное значение величины элементарного заряда;
  •  решать задачи, используя законы Фарадея для электролиза, формулу работы выхода электрона из металла.
  • графически изображать магнитные ноля прямого проводника с током, кругового тока, соленоида, постоянного магнита;
  • определять магнитные полюса соленоида; направление линий магнитной индукции; направление силы, действующей на проводник в магнитном поле;
  • решать задачи на расчет силы Ампера, магнитной индукции, магнитного потока, магнитного момента, силы Лоренца, работы при перемещении проводника с током в магнитном поле.
  • определять направления индуктивного тока, используя правило Ленца;
  • решать задачи, используя закон электромагнитной индукции; решать задачи на расчет ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля
  • формулировать понятие фазы колебаний;
  • строить график электромагнитной волны в координатах v, E, В;
  • решать задачи на определение периода электромагнитных колебаний (формула Томсона), на определение скорости распространения электромагнитных волн.

Лабораторная работа «Определение удельного сопротивления проводника»

Лабораторная работа «Проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лабораторная работа «Измерение мощности, потребляемой электрической лампой»

Знать:

  • закон Кулона;
  • закон сохранения заряда;
  • физический смысл напряженности, потенциала и напряжения, емкости;

электрические свойства проводников и диэлектриков; сущность поляризации диэлектриков;

  • действие электрического поля на проводники и диэлектрики;
  • условия, необходимые для существования постоянного тока;
    физический смысл ЭДС;

закон Ома для участка цепи и для полной цепи; закон Джоуля - Ленца;

  • принцип работы приборов, использующих тепловое действие
    электрического тока;
  • физическую сущность термоэлектронной эмиссии, возникновения контактной разности потенциалов:
  • природу электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме;

закон Фарадея для электролиза; использование электролиза в технике;

  • превращение внутренней энергии в электрическую при химических реакциях в источниках тока;
  • проводимость газа, свечение газа в рекламных трубках;
  • виды проводимости проводников;
  • устройство, принцип работы и области применения полупроводникового диода, транзистора и терморезистора;
  •  зависимость электропроводности полупроводников от температуры и освещенности;
  • различие в характере проводимости между проводниками, полупроводниками и диэлектриками;
  • определение и свойства магнитного поля;
  • физическую сущность магнитной индукции; силы Лоренца; закон Ампера;
  • действие магнитного поля на рамку с током;
  • классификацию веществ по их магнитным свойствам;
  • физическую природу ферромагнетиков;
  • основные положения электромагнитной теории Максвелла;
  • закон электромагнитной индукции;
  • возникновение ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле;
  • относительный характер электрического и магнитного полей;
    физическую сущность солнечной активности;
  • схему закрытого колебательного контура и основные энергетические процессы, происходящие в нем;
  • принцип действия генератора незатухающих колебаний (на транзисторе);
  • получение переменного тока с помощью индукционного генератора;
  • принцип действия трансформатора, области его применения;
  • свойства электромагнитных волн;
  • физические процессы, происходящие в радиоприемных и     радиопередающих  устройствах:
  •  принципы радиосвязи.

Тема 3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Самостоятельная работа

Решение задач на закон Кулона, напряженность, потенциал, электроёмкость. Решение задач на закон электрического тока, соединение проводников, составление простейших электрических цепей. Решение задач на электролиз. Рефераты: «Виды самостоятельного разряда и их применение. Применение полупроводников в технике». Решение задач на применение силы Ампера, силы Лоренца, на правило левой руки. Решение задач на закон электромагнитной индукции и формулы ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля. Решение задач на формулу периода электромагнитных колебаний, на формулы активного, индуктивного и емкостного сопротивления.

Уметь: 

  • формулировать понятие колебательного движения и его видов;

понятие волны;

  • изображать графически гармоническое колебательное движение;

-        решать задачи на нахождение параметров колебательного движения.

Лабораторная работа 
«Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Лабораторная работа «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

        

Знать: 

  • превращение энергии при колебательном движении;
  • суть механического резонанса;

процесс распространения колебаний в упругой среде;

Тема 4 МЕХАНИЧЕСКОЕ КОЛЕБАНИЕ

Самостоятельная работа

Решение задач на формулы периода математического маятника, груза на пружине, на определение скорости и длины волны

Уметь: 

  • формулировать понятия когерентности и монохроматичности
    волн;
  •  изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и            обозначать соответствующие углы;
  • изображать ход лучей через плоскопараллельную пластину;
  • анализировать состав электромагнитных излучений;
  • решать задачи на определение зависимости между длиной волны и

частотой электромагнитных колебаний; на определение светового потока и освещенности; с использованием законов отражения и преломления света, полного отражения.

Лабораторная работа «Изменение показателя преломления света»

Лабораторная работа  «Дифракционная решетка»

Знать: 

  • волновую природу света;
  • принцип Гюйгенса;
  • физическую сущность явления интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света;
  • действие дифракционной решетки;
  •  происхождение спектров испускания и поглощения;
  • разложение белого света на отдельные цвета в тонкой пленке;
  • сущность парникового эффекта;
  • действие различных видов электромагнитного излучения;

Тема 5 ОПТИКА

Самостоятельная работа

Решение задач на отражение, прямолинейность света, на формулу линзы

Уметь: 

  • решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта; на вычисление энергии и импульса фотона.
  • формулировать постулаты Бора; объяснять свойства элементарных частиц;
  • решать задачи на использование закона радиоактивного распада на использование дефекта массы  и энергии связи в ядре; на составление уравнений ядерных реакций

Лабораторная работа «Исследование треков элементарных частиц»(по фотографии)

Знать: 

  • механизм теплового излучения;
  • квантовую природу света, гипотезу Планка;
  • законы внешнего фотоэффекта;
  • уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
  • давление света;
  • сущность корпускулярно-волнового дуализма фотона;

особенности химического и биологического действия света;

  • сущность опытов Резерфорда;
  • модель атома Резерфорда и Бора;
  • уровни энергии в атоме;
  • происхождение спектров на основе теории Бора;
  • принцип действия и области применения квантовых генераторов;
  • экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
  •  сущность радиоактивности;
  • состав радиоактивного излучения и его характеристики; состав атомного ядра;
  • физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
  • роль земной атмосферы в поглощении космического излучения;
  • физическую сущность взаимного превращения частиц и квантов электромагнитного поля;
  • механизм деления тяжелых атомных ядер;
  • принцип работы ядерного реактора;
  • развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

Тема 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Самостоятельная работа

Решение задач на фотоэффект. Решение задач на расчет дефекта массы, энергии связи, радиоактивные распады, ядерные реакции.

Уметь:

  • рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
  • решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных
    реакциях.

Лабораторно-практическая работа

Знать:

  • сущность термоядерного синтеза;
  • достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции;
  •  источники энергии звезд;
  • строение Солнца и звезд;
  • основные этапы эволюции звезд;

Тема 7.ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ

Самостоятельная работа

Рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технология формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к    ней  устойчивый интерес.

- Реализация на занятиях профильной составляющей: рассмотрение теоретических вопросов, связанных с будущей профессией, решение прикладных задач.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Рациональная организация работы студентов на занятиях;

- отработка навыков работы по алгоритму;

- все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, (воспроизводящие, тренировочные, проверочные, творческие);

-выполнение упражнений (воспроизводящие, тренировочные, творческие)

- систематическое выполнение

домашнего задания любого типа, подготовка докладов

- развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность.

- Использование методики проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция);

- решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;

- выполнение студентами заданий  поискового и исследовательского характера.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, в допол-нительной учебной литературе, сети Интернет);

- обработка информации (подготовка конспекта, составление плана к тексту;

задания на упорядочение информации —

составление диаграмм, схем, графиков,

таблиц и других форм наглядности к тексту;

- передача информации (подготовка сообщений по теме, докладов, составление и защита рефератов, подготовка стендов,

стенгазет, программ мероприятий и т.п.; подготовка плакатов, презентаций MS PowerPoint к учебному материалу);

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения учебных задач: аудио и видеозапись (видеоуроки), электронную почту (обмен информацией),  Интернет (поиск информации), мобильного телефона (вычисления на калькуляторе).

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- Применение методики коллективной мыслительной деятельности для решения учебных задач;

- воспитание  взаимного уважения в

 студенческом коллективе, умения слушать преподавателя и отвечающего;

- воспитание вежливости и тактичности в отношениях студентов друг с другом и с преподавателем, умений искать и находить компромиссы;

- выступление студентов на занятиях с устными сообщениями; развитие умения грамотно задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Решение заданий повышенной трудности, рассмотрение вопросов, выходящих за пределы обязательного курса математики, дифференцированное домашнее задание;

- стимулирование студентов к участию в различных конкурсах, олимпиадах;

- стимулирование студентов к получению  в дальнейшем высшего профессионального образования.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

- Требование  соблюдения студентами правил личной гигиены;

- наблюдение за правильностью осанки обучающихся.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

Изучение происхождения математических терминов

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

- Применение  на занятиях  разных видов речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

- совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка, развития его логической составляющей.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные          катастрофы в профессиональной деятельности,

организовывать,         проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и          населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

- Акцентирование внимания студентов на соблюдении ими правил и норм поведения в техникуме, правил личной безопасности и безопасности окружающих.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования  нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

- Требование от  студентов  соблюдения ими Закона об образовании, Устава техникума в разделах, касающихся их прав и обязанностей;

- построение учебных занятий и внеклассной работы по дисциплине в соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и   Примерной программы  по математике для профессий НПО и СПО.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением        полученных профессиональных знаний (для юношей).