Главные вкладки

    Рабочая программа по физике для специальности "Прикладная информатика"
    рабочая программа по физике (10 класс) на тему

    Кисина

    Прикладная информатика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fizika_rabochaya_programma_prikladnaya_informatika.doc423.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «СЕРГАЧСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБОУ СПО САПТ

    _____________Л.Г.Фокина

    ___ ____________20______г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОДп.11.ФИЗИКА

     Сергач, 2011 г.

    Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 16.04.2008 г,

    для специальности  

    230701  Прикладная информатика (по отраслям)

     Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сергачский агропромышленный техникум»

    Разработчики:

     Кисина И.А. преподаватель физики ГБОУ СПО САПТ

    Рассмотрена                                                Утверждена

    На заседании МО преподавателей ООД              Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                        

    Протокол №     от                                                      Протокол №    от

    «    » сентября 201   г.                          «   »сентября 201   г.

    Руководитель МОООД                                     Методист

    __________________                                       ________________    

    Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

    Рассмотрена                                                Утверждена

    На заседании МО преподавателей ООД          Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

    Протокол №    от                                                      Протокол №     от

    «   » сентября 201   г.                        «    »сентября 201    г.

    Руководитель МОООД                                     Методист

    __________________                                       ________________    

    Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

    Рассмотрена                                                Утверждена

    На заседании МО преподавателей ООД             Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

    Протокол №    от                                                      Протокол №     от

    «    » сентября 201   г.                        «   »сентября 201   г.

    Руководитель МОООД                                     Методист

    __________________                                       ________________    

    Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

    Рассмотрена                                                Утверждена

    На заседании МО преподавателей ООД           Методическим советом ГБОУ СПО САПТ                                                

    Протокол №    от                                                      Протокол №     от

    «    » сентября 201   г.                        «   »сентября 201   г.

    Руководитель МОООД                                     Методист

    __________________                                       ________________    

    Канакова О.А                                                     Моисеева Н.В.

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    1

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    4

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОДп.11 Физика

    1.1. Область применения программы

    Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 16.04.2008 г, для специальности  

    230701 Прикладная информатика (по отраслям)

     

    1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Учебная дисциплина входит в обязательную часть цикла основной профессиональной образовательной программы для специальности  

    230701 Прикладная информатика (по отраслям)

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

    Общие компетенции:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
    • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
    • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

            

    В результате изучения дисциплины студент должен

    знать/понимать:

    • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
    • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
    • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
    • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    уметь:

    • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
    • отличать гипотезы от научных теорий;
    • делать выводы на основе экспериментальных данных;
    • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
    • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
    • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.
    • применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
    • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
    • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
    • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
    • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

    1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

    • максимальной учебной нагрузки обучающегося – 253 часов, включая:
    • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 169 часов, из них:
    • теоретических занятий – 157  часа,
    • практических и лабораторных работ –12часа

                   -самостоятельной работы обучающегося – 84 часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    253

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    169

    в том числе:

        Лабораторные занятия

    12

        контрольные работы

    8

        курсовая работа (проект)

    -

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    84

    в том числе:        

    подготовка к практическим занятиям        

    внеаудиторная самостоятельная работа        

    подготовка к дифференцированному зачету        

    поиск необходимой информации в Интернет        

    28

    28

    2

    26

    Промежуточная аттестация в форме

    экзамена


    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень усвоения

    - 1 -

    - 2 -

    - 72 -

    -  -

    Раздел 1.

    1.1 Кинематика

    МЕХАНИКА

    • Физика и научный метод познания

    2

    2

    • Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение.

    2

    • Основные характеристики движения.

    2

    • Прямолинейное равномерное движение.

    2

    • Прямолинейное ускоренное движение.

    1

    • Криволинейное движение.

    1

    • Обобщающий урок по теме «Кинематика»

    1

    Лабораторная работа «Изменение ускорения тела при равноускоренном движении»

    Контрольная работа

    2

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Кинематика», «Физика», «Движение»

    5

    3

    1.2 Динамика

    • Закон инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

    1

    2

    • Система отсчета связанная с Землей. Гелиоцентрическая картина мира.

    1

    • Силы в механике. Силы упругости. Закон Гука.

    2

    • Второй закон Ньютона.

    2

    • Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона.

    1

    • Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения.

    1

    • Развитие представления о тяготении.

    1

    • Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести.

    1

    • Вес и невесомость

    1

    • Силы трения

    1

    • Обобщающий урок по теме «Динамика»

    1

    Практическое занятие

    Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

    Контрольная работа

    2

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Ньютон», «Гук»

    6

    3

    1.3 Законы сохранения в механике

    • Импульс. Закон сохранения импульса.

    2

    2

    • Реактивное движение. Освоение космоса.

    2

    • Механическая работа. Мощность.

    2

    • Энергия. Закон сохранения энергии

    3

    • Обобщающий урок по теме: «Законы сохранения в механике»

    1

    Практическое занятие

    Контрольная работа

    1

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Законы сохранения в механике», «Работа»

    5

    3

    1.4Механические колебания и волны

    • Механические колебания. Свободные колебания.

    3

    2

    • Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

    3

    • Механические волны. Звук.

    3

    • Обобщающий урок по теме: «Механические колебания»

    1

    Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний маятника от длины нити»

    1

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Резонанс», «Механические колебания»

    6

    3

    - 2 -

    - 2 -

    -46  -

    -  -

    Раздел 2.

    2.1 Молекулярная физика

    МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

    • Основные положения молекулярно- кинетической теории

    1

    2

    • Масса и размеры молекул. Количество вещества.

    1

    • Температура в молекулярно- кинетической теории газов.

    2

    • Изопроцессы в газах.

    2

    • Уравнение состояния идеального газа

    2

    • Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газов.

    2

    • Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

    2

    • Строение газов, жидкостей и твердых тел. Плазма. Идеальный газ.

    1

    • Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация

    1

    • Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.

    1

    • Урок обобщения по теме: «МКТ. Газовые законы.»

    1

    Лабораторная работа «Изучение изопроцессов»

    Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»

    Контрольная работа

    3

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Менделеев», «Клайперон», «Гей-Люссак»

    8

    3

    2.2 Термодинамика

    • Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики и его применение.

    3

    2

    • Необратимость процессов в природе. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей

    3

    • Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

    2

    • Второй закон термодинамики

    2

    Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости»

    Контрольная работа

    2

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Работа газа», «КПД», «Основы термодинамики»

    7

    3

    - 3 -

    - 2 -

    -23  -

    -  -

    Раздел 3.

    3.1 Электродинамика

    ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

    • Взаимодействие токов. Магнитное поле.

    1

    2

    • Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции

    1

    • Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель

    2

    • Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

    2

    • Магнитные свойства вещества

    1

    • Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток

    1

    • Направление индукционного тока. Правило Ленца

    1

    • Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле

    1

    • ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон

    1

    • Самоиндукция. Индуктивность

    1

    • Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

    1

    • Повторение темы «Механическое колебание»

    1

    Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

    1

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Ленц», «Ампер»

    8

    3

    - 4 -

    - 2 -

    - 29 -

    -  -

    Раздел 4.

    4.1 Механическое колебание

    МЕХАНИЧЕСКОЕ КОЛЕБАНИЕ

    • Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний.  Математический маятник

    Динамика колебательного движения.

    1

    2

    • Гармонические колебания

    1

    • Фаза колебаний.  Превращение энергии при гармонических колебаниях

    1

    • Вынужденные колебания. Резонанс Воздействие резонанса и борьба с ним.

    Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

    1

    • Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

    1

    • Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.  Переменный электрический ток.

    1

    • Катушка индуктивности в цепи переменного тока.  Резонанс в электрической цепи

    1

    • Генератор на транзисторе Автоколебания.

    1

    • Генерирование электрической энергии. Трансформаторы

    1

    • Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии.

    1

    • Волновые явления. Распространение механических волн

    1

    • Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах.

    1

    • Звуковые волны.

    1

    • Электромагнитные волны Что такое электромагнитная волна.  Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн

    1

    • Плотность потока электромагнитного излучения

    1

    • Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.  Модуляция и детектирование

    1

    • Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн

         Радиолокация.

    1

    • Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

    1

    Контрольная работа        

    1

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «А.С.Попов», «Резонанс», «Трансформатор», «Радио и телевидение»

    10

    3

    - 5 -

    - 2 -

    -31 -

    -  -

    Раздел 5.

    5.1 Оптика

    ОПТИКА

    • Оптика. Световые волны. Скорость света

    1

    2

    • Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

    1

    • Закон преломления света

    1

    • Полное отражение

    1

    • Линза. Построение изображения в линзе.

    2

    • Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

    1

    • Дисперсия света. Интерференция механических волн

    1

    • Интерференция света. Некоторые применения интерференции

    1

    • Дифракция механических волн. Дифракция света

    1

    • Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света

    2

    • Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности

    1

    • Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности

    1

    • Элементы релятивистской динамики

    1

    • Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты

    Виды спектров.

    1

    • Спектральный анализ Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения

    1

                --    Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн

    1

    Лабораторная работа «Изменение показателя преломления света»

    Лабораторная работа «Дифракционная решетка»

    Контрольная работа

    3

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Рентген», «Линза», «Излучение»

    10

    3

    - 6 -

    - 2 -

    -29-

    -  -

    Раздел 6.

    6.1 Квантовая физика

    КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

    • Квантовая физика. Световые кванты. Фотоэффект

    2

    2

    • Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта

    2

    • Давление света. Химическое действие света. Фотография

    2

    • Строение атома. Опыты Резерфорда

    1

    • Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика

    1

    • Лазеры.

    1

    • Физика атомного ядра Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

    1

    • Открытие радиоактивности Альфа-, бета- и гамма-излучения

    1

    • Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада

    2

    • Энергия связи атомных ядер

    1

    • Ядерные реакции

    1

    • Цепные ядерные реакции

    1

    • Ядерный реактор. Термоядерные реакции

    1

    Лабораторная работа «Исследование треков элементарных частиц» (по фотографии)

    Контрольная работа

    2

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Бор», «Резерфорд»

    10

    3

    - 7 -

    - 2 -

    - 23 -

    -  -

    Раздел 7.

    7.1 Физика элементарных частиц

    ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ

    • Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира

    1

    2

    • Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна»

    2

    • Планеты земной группы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

    2

    • Общие сведения о солнце. Строение атмосферы солнца. Источники энергии и внутреннее строение солнца

    2

    • Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Физическая природа звезд

    2

    • Наша галактика. Другие галактики. Метагалактика.

    1

    • Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет

    1

    • Жизнь и разум во вселенной

    1

    Практическое занятие

    Лабораторно-практическая работа

    2

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Выполнение текущей домашней работы

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

    «Солнце», «Планеты земной группы»

    Итоговое повторение.

    6

    3

    3


    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация    программы    дисциплины    требует    наличия:   учебного    кабинета

    Физика.

    Оборудование учебного кабинета:

    • Комплект учебной мебели: учебная доска, стол учительский, стул   учительский, парты ученические, стулья ученические.
    • Микрокалькуляторы
    • Комплект резиновых штампов по физике
    • Таблица по химии
    • Таблицы по физике
    • Портреты выдающихся учёных-физиков
    • Инструменты геометрические (угольники, циркули)
    • Учебники
    • Справочники
    • Дидактические материалы
    • Стенды справочные
    • Стенд «Международная система единиц(СИ) »
    • Стенд Физические постоянные
    • Стенд Приставки десятичные
    • Методические разработки и пособия по физике.

    Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

    Основные  источники

    1. Физика для нетехнических специальностей П.И. Самойленко, А.В. Сергеев Издательский центр «Академия 2010»
    2. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля В.Ф.Дмитриева Издательский центр «Академия 2011»
    3. Сборник задач и вопросов по физике П.И. Самойленко, А.В. Сергеев Издательский центр «Академия 2019»
    4. Физика для профессий и специальностей технического профиля В.Ф.Дмитриева Издательский центр «Академия 2011»
    5. www.myshaweb.ru
    6. www.ppt4web.ru
    7. www.prezentacii.com
    8. www.nsportal.ru
    9. www.uchportal.ru
    10. www.metod-kopilka.ru
    11. www.school.xvatit.com
    12. www.openclass.ru
    13. www.festival.1september.ru

    3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

    Освоение дисциплины «Физика» физического и общего естественнонаучного цикла планируется в 3 семестре после изучения дисциплины «Физика». Программой предусмотрена организация самостоятельной работы обучающихся в читальном зале библиотеки с выходом в Интернет. Для успешного овладения дисциплиной предусмотрено индивидуальное консультирование обучающихся.

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется посредством текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится на любом из видов учебных занятий. Его результаты учитываются в промежуточной аттестации.  Итоговая аттестация проводится по окончании изучения дисциплины в форме дифференцированного зачета.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Знать

    - смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

    Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

    - смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

    Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

    - смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

    Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

    - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    Устный опрос, индивидуальные задания, тестирование, выполнение домашнего задания

    уметь

    - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - отличать гипотезы от научных теорий;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - делать выводы на основе экспериментальных данных;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - применять полученные знания для решения физических задач[2]*;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    - измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

    практические занятия, решение задач, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

    Уметь

    •  формулировать понятия: механическое движение, скорость и ускорение, система отсчета, механический принцип относительности, постулаты Эйнштейна;
    • изображать графически различные виды механических движений;
    • решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движений.
    • различать понятия веса и силы тяжести; объяснять понятия невесомости;
    • решать задачи на применение законов Ньютона, закона всемирного тяготения; с использованием закона зависимости массы тела от скорости.
    • объяснять суть реактивного движения и различие в видах механической энергии;
    • решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии.

    Лабораторная работа «Изменение ускорения тела при равноускоренном движении»

    Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

    Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний маятника от длины нити»

    Знать

    • виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела;
    • понятие траектории, пути, перемещения;
    • различие классического и релятивистского законов сложении скоростей;

    относительность понятий длины и промежутка времени;

    -        относительность одновременности событий;

    • основную задачу динамики;
    • понятие массы, силы, законы Ньютона;
    • основной закон релятивистской динамики материальной точки; закон всемирного тяготения;
    • понятие импульса тела, работы, мощности, механической энергии и ее различных видов;
    • закон сохранения импульса;
    • закон сохранения механической энергии;

    Тема 1 МЕХАНИКА

    Самостоятельная работа

    Введение. Конспектирование «Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира» Решение задач на второй закон Ньютона с использованием одной из сил в механике. Решение задач на закон сохранения импульса и энергии. Решение прикладных задач механики.

    Уметь:

    • объяснять график зависимости силы и энергии взаимодействия молекул от расстояния между ними;
    • объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;
    • применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе;
    • решать задачи с использованием первого начала термодинамики, на расчет работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей
    • решать задачи на определение относительной влажности воздуха;
    •         объяснять диаграмму равновесных состояний и фазовых переходов

    Лабораторная работа  «Изучение изопроцессов»

    Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»

    Лабораторная работа«Измерение удельной теплоемкости»

    Знать:

    • основные положения молекулярно-кинетической теории;
    • понятие идеального газа, вакуума, температуры;
    • уравнение Менделеева - Клапейрона;
    •         физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная и неизолированная системы, процесс, работа, количество теп
      лоты;
    • способы изменения внутренней энергии; первое начало термодинамики; необратимость тепловых процессов;
    • особенности адиабатного процесса;
    • принцип действия тепловой машины и холодильной установки; роль тепловых двигателей в народном хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды;

    • физическую сущность понятий:   фаза вещества, критическое состояние вещества:   газообразное,   жидкое  и  твердое состояние вещества;
    • явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности;
    • свойства вещества в данном агрегатном состоянии на основе характера движения и взаимодействия молекул;
    • типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур;
    • отличие кристаллических тел от аморфных;
    • природу теплового расширения тел;

    Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНО КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

    Самостоятельная работа:

    Решение задач на уравнение состояния, изопроцессы, решение графических задач на изопроцессы. Решение задач на первый закон термодинамики. Подготовить реферат на тему: «Тепловой двигатель и охрана окружающей среды». Решение задач на влажность, капилляры, изменение агрегатных состояний вещества, закон Гука. Рефераты: «Значение капилляров. Деформация их распространения и учет в технике»

    Уметь:

    • формулировать понятие электромагнитного поля и его частных

    проявлений - электрического и магнитного полей;
    изображать графически электрические поля заряженных тел, поверхности равного потенциала;

    • решать задачи: на применение закона сохранения заряда и закона Кулона, принципа суперпозиции полей, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля.
    • производить расчет электрических цепей при различных способах соединения потребителей и источников электрического тока:
    • решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием законов Ома для участка цепи и для полной цепи, на определение эквивалентного сопротивления для различных способов соединений, с использованием формул зависимости сопротивления проводника от температуры, геометрических размеров и материма проводника, формул работы и мощности электрического тока.
    • формулировать основные положения электронной проводимости металлов;
    • находить численное значение величины элементарного заряда;
    •  решать задачи, используя законы Фарадея для электролиза, формулу работы выхода электрона из металла.
    • графически изображать магнитные ноля прямого проводника с током, кругового тока, соленоида, постоянного магнита;
    • определять магнитные полюса соленоида; направление линий магнитной индукции; направление силы, действующей на проводник в магнитном поле;
    • решать задачи на расчет силы Ампера, магнитной индукции, магнитного потока, магнитного момента, силы Лоренца, работы при перемещении проводника с током в магнитном поле.
    • определять направления индуктивного тока, используя правило Ленца;
    • решать задачи, используя закон электромагнитной индукции; решать задачи на расчет ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля
    • формулировать понятие фазы колебаний;
    • строить график электромагнитной волны в координатах v, E, В;
    • решать задачи на определение периода электромагнитных колебаний (формула Томсона), на определение скорости распространения электромагнитных волн.

    Лабораторная работа «Определение удельного сопротивления проводника»

    Лабораторная работа «Проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников»

    Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

    Лабораторная работа «Измерение мощности, потребляемой электрической лампой»

    Знать:

    • закон Кулона;
    • закон сохранения заряда;
    • физический смысл напряженности, потенциала и напряжения, емкости;

    электрические свойства проводников и диэлектриков; сущность поляризации диэлектриков;

    • действие электрического поля на проводники и диэлектрики;
    • условия, необходимые для существования постоянного тока;
      физический смысл ЭДС;

    закон Ома для участка цепи и для полной цепи; закон Джоуля - Ленца;

    • принцип работы приборов, использующих тепловое действие
      электрического тока;
    • физическую сущность термоэлектронной эмиссии, возникновения контактной разности потенциалов:
    • природу электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме;

    закон Фарадея для электролиза; использование электролиза в технике;

    • превращение внутренней энергии в электрическую при химических реакциях в источниках тока;
    • проводимость газа, свечение газа в рекламных трубках;
    • виды проводимости проводников;
    • устройство, принцип работы и области применения полупроводникового диода, транзистора и терморезистора;
    •  зависимость электропроводности полупроводников от температуры и освещенности;
    • различие в характере проводимости между проводниками, полупроводниками и диэлектриками;
    • определение и свойства магнитного поля;
    • физическую сущность магнитной индукции; силы Лоренца; закон Ампера;
    • действие магнитного поля на рамку с током;
    • классификацию веществ по их магнитным свойствам;
    • физическую природу ферромагнетиков;
    • основные положения электромагнитной теории Максвелла;
    • закон электромагнитной индукции;
    • возникновение ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле;
    • относительный характер электрического и магнитного полей;
      физическую сущность солнечной активности;
    • схему закрытого колебательного контура и основные энергетические процессы, происходящие в нем;
    • принцип действия генератора незатухающих колебаний (на транзисторе);
    • получение переменного тока с помощью индукционного генератора;
    • принцип действия трансформатора, области его применения;
    • свойства электромагнитных волн;
    • физические процессы, происходящие в радиоприемных и     радиопередающих  устройствах:
    •  принципы радиосвязи.

    Тема 3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

    Самостоятельная работа

    Решение задач на закон Кулона, напряженность, потенциал, электроёмкость. Решение задач на закон электрического тока, соединение проводников, составление простейших электрических цепей. Решение задач на электролиз. Рефераты: «Виды самостоятельного разряда и их применение. Применение полупроводников в технике». Решение задач на применение силы Ампера, силы Лоренца, на правило левой руки. Решение задач на закон электромагнитной индукции и формулы ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля. Решение задач на формулу периода электромагнитных колебаний, на формулы активного, индуктивного и емкостного сопротивления.

    Уметь: 

    • формулировать понятие колебательного движения и его видов;

    понятие волны;

    • изображать графически гармоническое колебательное движение;

    -        решать задачи на нахождение параметров колебательного движения.

    Лабораторная работа 
    «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

    Лабораторная работа «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

            

    Знать: 

    • превращение энергии при колебательном движении;
    • суть механического резонанса;

    процесс распространения колебаний в упругой среде;

    Тема 4 МЕХАНИЧЕСКОЕ КОЛЕБАНИЕ

    Самостоятельная работа

    Решение задач на формулы периода математического маятника, груза на пружине, на определение скорости и длины волны

    Уметь: 

    • формулировать понятия когерентности и монохроматичности
      волн;
    •  изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и            обозначать соответствующие углы;
    • изображать ход лучей через плоскопараллельную пластину;
    • анализировать состав электромагнитных излучений;
    • решать задачи на определение зависимости между длиной волны и

    частотой электромагнитных колебаний; на определение светового потока и освещенности; с использованием законов отражения и преломления света, полного отражения.

    Лабораторная работа «Изменение показателя преломления света»

    Лабораторная работа  «Дифракционная решетка»

    Знать: 

    • волновую природу света;
    • принцип Гюйгенса;
    • физическую сущность явления интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света;
    • действие дифракционной решетки;
    •  происхождение спектров испускания и поглощения;
    • разложение белого света на отдельные цвета в тонкой пленке;
    • сущность парникового эффекта;
    • действие различных видов электромагнитного излучения;

    Тема 5 ОПТИКА

    Самостоятельная работа

    Решение задач на отражение, прямолинейность света, на формулу линзы

    Уметь: 

    • решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта; на вычисление энергии и импульса фотона.
    • формулировать постулаты Бора; объяснять свойства элементарных частиц;
    • решать задачи на использование закона радиоактивного распада на использование дефекта массы  и энергии связи в ядре; на составление уравнений ядерных реакций

    Лабораторная работа «Исследование треков элементарных частиц»(по фотографии)

    Знать: 

    • механизм теплового излучения;
    • квантовую природу света, гипотезу Планка;
    • законы внешнего фотоэффекта;
    • уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
    • давление света;
    • сущность корпускулярно-волнового дуализма фотона;

    особенности химического и биологического действия света;

    • сущность опытов Резерфорда;
    • модель атома Резерфорда и Бора;
    • уровни энергии в атоме;
    • происхождение спектров на основе теории Бора;
    • принцип действия и области применения квантовых генераторов;
    • экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
    •  сущность радиоактивности;
    • состав радиоактивного излучения и его характеристики; состав атомного ядра;
    • физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
    • роль земной атмосферы в поглощении космического излучения;
    • физическую сущность взаимного превращения частиц и квантов электромагнитного поля;
    • механизм деления тяжелых атомных ядер;
    • принцип работы ядерного реактора;
    • развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

    Тема 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

    Самостоятельная работа

    Решение задач на фотоэффект. Решение задач на расчет дефекта массы, энергии связи, радиоактивные распады, ядерные реакции.

    Уметь:

    • рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
    • решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных
      реакциях.

    Лабораторно-практическая работа

    Знать:

    • сущность термоядерного синтеза;
    • достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции;
    •  источники энергии звезд;
    • строение Солнца и звезд;
    • основные этапы эволюции звезд;

    Тема 7.ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ

    Самостоятельная работа

    Рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

    Название ОК

    Технология формирования ОК

    (на учебных занятиях)

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

    проявлять к    ней  устойчивый интерес.

    - Реализация на занятиях профильной составляющей: рассмотрение теоретических вопросов, связанных с будущей профессией, решение прикладных задач.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    - Рациональная организация работы студентов на занятиях;

    - отработка навыков работы по алгоритму;

    - все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, (воспроизводящие, тренировочные, проверочные, творческие);

    -выполнение упражнений (воспроизводящие, тренировочные, творческие)

    - систематическое выполнение

    домашнего задания любого типа, подготовка докладов

    - развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность.

    - Использование методики проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция);

    - решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;

    - выполнение студентами заданий  поискового и исследовательского характера.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    - Поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, в допол-нительной учебной литературе, сети Интернет);

    - обработка информации (подготовка конспекта, составление плана к тексту;

    задания на упорядочение информации —

    составление диаграмм, схем, графиков,

    таблиц и других форм наглядности к тексту;

    - передача информации (подготовка сообщений по теме, докладов, составление и защита рефератов, подготовка стендов,

    стенгазет, программ мероприятий и т.п.; подготовка плакатов, презентаций MS PowerPoint к учебному материалу);

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    - Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения учебных задач: аудио и видеозапись (видеоуроки), электронную почту (обмен информацией),  Интернет (поиск информации), мобильного телефона (вычисления на калькуляторе).

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    - Применение методики коллективной мыслительной деятельности для решения учебных задач;

    - воспитание  взаимного уважения в

     студенческом коллективе, умения слушать преподавателя и отвечающего;

    - воспитание вежливости и тактичности в отношениях студентов друг с другом и с преподавателем, умений искать и находить компромиссы;

    - выступление студентов на занятиях с устными сообщениями; развитие умения грамотно задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.

    ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    - Решение заданий повышенной трудности, рассмотрение вопросов, выходящих за пределы обязательного курса математики, дифференцированное домашнее задание;

    - стимулирование студентов к участию в различных конкурсах, олимпиадах;

    - стимулирование студентов к получению  в дальнейшем высшего профессионального образования.

    ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

    - Требование  соблюдения студентами правил личной гигиены;

    - наблюдение за правильностью осанки обучающихся.

    ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

    Изучение происхождения математических терминов

    ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

    - Применение  на занятиях  разных видов речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

    - совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка, развития его логической составляющей.

    ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные          катастрофы в профессиональной деятельности,

    организовывать,         проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и          населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

    - Акцентирование внимания студентов на соблюдении ими правил и норм поведения в техникуме, правил личной безопасности и безопасности окружающих.

    ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования  нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

    - Требование от  студентов  соблюдения ими Закона об образовании, Устава техникума в разделах, касающихся их прав и обязанностей;

    - построение учебных занятий и внеклассной работы по дисциплине в соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и   Примерной программы  по математике для профессий НПО и СПО.

    ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением        полученных профессиональных знаний (для юношей).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по физике и информатике

    программы по физике и информатике...

    Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

    Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....

    Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

    Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

    Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

    Рабочая программа по физике для 7-9 классов, Рабочая программа по физике для 10-10 классов

    Рабочая прогамма 7-9 класс расчитана на 2 часовую нагрузку по учебнику Преышкина. КТП содержит 3 столбца. № урока, тема урока, Дата (по плану и фактическая)Рабочая прогамма 10-11 класс расчитана на 3 ...

    Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

    Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...