Главные вкладки

    рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
    рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

     Сергеева Нина Александровна

    Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. 

    Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование компьютеров для решения задач и для представления полученных решений. Это оказывает развивающее действие не только на мыслительные функции учащихся, но и на активизацию информационной деятельности, позволяет решить задачи формирования метапредметных знаний и умений. Использование учебных сред и виртуальных лабораторий обеспечивает возможность управлять экранными объектами, прослеживать динамику решения, повторять и проверять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Общая характеристика программы

    Программа курса «Занимательная информатика» является программой внеурочной деятельности при изучении предмета информатика в 6 классе общеобразовательной школы.

    В современном информатизированном мире важность изучения информатики сложно переоценить. Владение информационными технологиями и компьютером как инструментом деятельности для каждого современного человека является обязательным условием его дальнейшей полноценной жизни и успешной деятельности. К сожалению, мотивация учащихся к освоению информационных технологий невысока, многие считают, что умение пользоваться социальными сетями является достаточным. Это препятствует развитию их познавательных и творческих способностей. Поэтому особенно важно формирование навыков использования знаний по информатике и ИКТ для всестороннего развития личности, развития творческих способностей и духовных устремлений.

    Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование компьютеров для решения задач и для представления полученных решений. Это оказывает развивающее действие не только на мыслительные функции учащихся, но и на активизацию информационной деятельности, позволяет решить задачи формирования метапредметных знаний и умений. Использование учебных сред и виртуальных лабораторий обеспечивает возможность управлять экранными объектами, прослеживать динамику решения, повторять и проверять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение.

    Учитывая возраст учащихся,  характер обучения – внеурочная деятельность – особое внимание нужно уделить методике проведения занятий: использовать игровые моменты, элементы соревнований, конкурсы, творческие задания и т.д.

    Место курса в учебном плане

    Занятия проводятся 1 раз (1 час) в неделю в 6 классе.

    Ожидаемые результаты освоения программы

    Планируется достижение следующих результатов:

    личностные:

    1) умение установить связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    2) повышение мотивации учебной деятельности;

    3) развитие нравственно-этического оценивания содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    4) развитие навыков самопознания и самоопределения:

    5) формирование идентичности личности;

    6) развитие самоорганизованности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

    7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    метапредметные:

    1. овладение основными общеучебными знаниями и умениями информационно-логического характера:

    анализ объектов и ситуаций;

    синтез как составление целого из частей;

    самостоятельное достраивание недостающих компонентов;

    выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

    обобщение и сравнение данных;

    установление причинно - следственных связей;

    логических цепочек рассуждений;

    2)  овладение умениями организовать собственную учебную деятельность, включая:

    целеполагание – постановку учебной задачи на основе сопоставления известного и требуемого;

    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи;

    прогнозирование результата;

    контроль правильности результата, коррекция плана действий в случае обнаружения ошибки;

    оценку – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

    1. овладение основными универсальными умениями информационного характера:

    постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации; выбор наиболее рациональных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого и поискового характера;

    1. овладение информационным моделированием как универсальным методом приобретения знаний:

    умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

    умение «читать» таблицы, графики, схемы;

    умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

    5) овладение начальными навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

    6) овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

    умение правильно и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

    умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

    умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

    использование коммуникативных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни;

    предметные:

    1. формирование навыков подхода к решению метапредметных задач с применением средств ИКТ;
    2. умение выполнять анализ условия задачи и на основании этого анализа находить способ ее решения;

    3) формирование навыков алгоритмического подхода к поиску решения задачи;

    4) умение формально выполнять алгоритмы;

    5) умение создавать алгоритмы для управления виртуальными исполнителями;

    6) умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач для конкретного исполнителя;

    7) умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в учебной деятельности.

    Содержание курса «Занимательная информатика»

    Решение логических задач на представление информации

    Решение задач на преобразование текстовой и числовой информации, кодирование информации, решение головоломок графическим способом в среде графического редактора. Анализ и синтез объектов, планирование последовательности действий.

    Табличный способ решения логических задач

    Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

    Решение алгоритмических задач

    Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

    Решение задач в виртуальных лабораториях.

    Различные способы представления алгоритмов решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

    Выявление закономерностей

    Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «черных ящиков».

    Решение логических задач путем рассуждений

    Задачи о лжецах. Логические выводы при решении задач.

    Решение комбинаторных задач

    Решение Комбинаторных задач. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Графы, использование графов для решения комбинаторных задач.

    Игровые стратегии

    Игра в камни, выбор выигрышной стратегии.

    Тематическое планирование курса «Занимательная информатика»

    № п/п

    Наименование темы

    Количество часов

    1

     Вводное занятие, техника безопасности

    1

    2

    Решение логических задач на преобразование текстовой информации

    2

    3

    Решение логических задач на преобразование числовой информации.

    4

    4

    Решение логических задач графическим способом.

    8

    5

    Решение логических задач табличным способом.

    3

    6

    Решение алгоритмических задач.

    8

    7

     Упорядочение

    1

    8

    Выявление закономерностей.

    2

    9

    Решение комбинаторных задач

    3

    10

    Игровые стратегии

    1

    Итого

    34

    Календарно-тематический план

    урока

    Тема внеурочного занятия

    Виды/формы ВЗ

    Планируемые результаты обучения

    Кол-во

    час

    Дата

    План

    Факт

    1

    Вводное занятие, техника безопасности

    Беседа с демонстрацией

    Систематизация и контроль имеющихся знаний.

    1

    Решение логических задач на преобразование текстовой информации ( 2 часа )

    2

    Решение логических задач на преобразование текстовой информации.

    комбинированный

    Знать понятия объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». Уметь описать отношения между объектами с помощью схемы отношений;

    1

    3

    Решение логических задач на преобразование текстовой информации.

    комбинированный

    (соревнование)

    Уметь определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения;

    1

    Решение логических задач на преобразование числовой информации (4 часа)

    4

    Решение логических задач на преобразование числовой информации.

    комбинированный

    Уметь определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; выполнять логические действия и операции.

    Практическая работа.

    1

    5

    Решение логических задач на преобразование числовой информации.

    комбинированный

    определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; выполнять логические действия и операции.

    Практическая работа.

    1

    6

    Решение логических задач на преобразование числовой информации.

    комбинированный

    определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; выполнять логические действия и операции.

    Практическая работа.

    1

    7

    Решение логических задач на преобразование числовой информации.

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний (конкурс)

    Практическое применение имеющихся знаний.

    1

    Решение логических задач графическим способом (8 часов)

    8

    Решение логических задач в графическим способом

    комбинированный

    Применять знания о графическом редакторе для решения логических задач. Практическая работа

    1

    9

    Решение логических задач в графическим способом

    комбинированный

    Применять знания о графическом редакторе для решения логических задач. Практическая работа.

    1

    10

    Решение логических задач в графическим способом

    комбинированный

    Применять ранее изученное понятие круги Эйлера для решения задач.

    1

    11

    Решение логических задач в графическим способом

    комбинированный

    Граф. Вершина, дуга. Путь. Сеть. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы. Практическая работа

    1

    12

    Решение логических задач в графическим способом

    комбинированный

    Применять понятия графа для решения логических задач. Практическая работа

    1

    13

    Решение логических задач графическим способом

    комбинированный

    Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы

    1

    14

    Решение логических задач графическим способом

    практика

    Уметь решать логические задачи, используя таблицы. Самостоятельно выбирать алгоритм действий

    1

    15

    Решение логических задач графическим способом

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний

    Уметь решать логические задачи, используя таблицы. Самостоятельно выбирать алгоритм действий

    1

    Решение логических задач табличным способом (3 часа)

    16

    Решение логических задач табличным способом

    практика

    Уметь решать логические задачи, используя таблицы. Самостоятельно выбирать алгоритм действий

    1

    17

    Решение логических задач табличным способом

    практика

    Применить на практике полученные знания

    1

    18

    Решение логических задач табличным способом

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    Знать определение алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ. Уметь приводить примеры алгоритмов, исполнителей алгоритмов, СКИ.

    1

    Решение алгоритмических задач (8 часов )

    19

    Решение алгоритмических задач

    практика

    Уметь использовать алгоритмы для решения логических задач

    1

    20

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Уметь использовать алгоритмы для решения логических задач

    1

    21

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Уметь действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог

    1

    22

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Уметь использовать алгоритмы для решения логических задач

    1

    23

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Уметь использовать алгоритмы для решения логических задач

    1

    24

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Уметь использовать алгоритмы для решения логических задач

    1

    25

    Решение алгоритмических задач

    комбинированный

    Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог

    1

    26

    Решение алгоритмических задач

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог

    1

    Упорядочение (1 час)

    27

    Упорядочение

    комбинированный

    Умение провести анализ системы объектов, найти закономерность и их связи.

    1

    Выявление закономерностей (2 часа).

    28

    Выявление закономерностей.

    комбинированный

    Умение провести анализ системы объектов, найти закономерность и их связи.

    1

    29

    Выявление закономерностей.

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    Умение провести анализ системы объектов, найти закономерность и их связи.

    1

    Решение комбинаторных задач(3 часа)

    30

    Решение комбинаторных задач

    комбинированный

    Знать подходы к решению комбинаторных задач, применять полученные знания

    1

    31

    Решение комбинаторных задач

    комбинированный

    Знать подходы к решению комбинаторных задач, применять полученные знания

    1

    32

    Решение комбинаторных задач

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    Знать подходы к решению комбинаторных задач, применять полученные знания

    1

    Игровые стратегии (1 час)

    33

    Игровые стратегии

    комбинированный

    Уметь применить алгоритм выигрышной стратегии для решения логических задач

    1

    34

    Итоговое занятие

    1

    Перечень учебно-методического и программного обеспечения  

    1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

    2.Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

    3.Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 6 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2013

    4.Босова Л.Л.,Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

    5.БосоваЛ.Л.Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:

    •файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

    •демонстрационные работы;

    •текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

    •презентации по отдельным темам;

    •интерактивные тесты;

    •логические игры;

    •виртуальные лаборатории.

    6.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

    7.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

    8.Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010, программа КуМир.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

    программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

    Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

    программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

    "Занимательный русский язык". Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 6-7 классах.

    Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика&ra...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы

    Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Орфография» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов

    Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс...