Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Дубинина Елена Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Домникова В. М.»

Орловское казачество.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

курса внеурочной деятельности

5 класс

Нормативный срок реализации 1 год

Духовно-нравственное направление развития личности

Составитель:

Педагог-библиотекарь

Дубинина

Елена Владимировна

п.Хомутово, 2019г.

Пояснительная записка

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории: Н. М. Карамзин,                          С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов:             А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, — а также литераторов, таких, как В. М. Катанов, В. Ф. Садовский и др. Оценку роли казачества в истории России подчёркивает фраза Л. Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

На протяжении двух десятилетий в условиях демократизации жизни России шёл сложный, противоречивый процесс возрождения  казачества.          В 2012 году Президент России В. В. Путин подписал Стратегию развития российского казачества, что является следствием многочисленных исканий всех заинтересованных в возрождении казачества социальных групп. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в своем комментарии к Стратегии отметил, что «государство сегодня создаёт все условия для развития казачества, в том числе создана большая нормативно-правовая база для развития российского казачества…».

 Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355.  Именно эти документы можно считать основополагающими для создания программы внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы».

Актуальность программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства, в том числе и на территории Орловской области;

- во-вторых, с выполнением на всех уровнях главной государственной задачи, связанной с формированием национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей малой Родине — Орловскому краю;  

- в-третьих, преломление воспитания через практико-ориетированные направления позволяет сформировать у подрастающего поколения такое качество личности, которое определяет в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

- в-четвёртых, в настоящее время выявляется актуальность и приоритетность существования курсов по истории казачества, в ходе изучения которых возможно активное использование межпредметных связей                       (с историей, экономикой, культурологией и т. д.), что поможет расширить  кругозор учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей и сформировать навыки самостоятельной, в частности исследовательской работы.

Поэтому появилась необходимость синергизировать усилия педагогов, общественности, казачества по включению программы курса внеурочной деятельности в практику общеобразовательных школ Орловской области.

Нормативно-правовые основы создания программы курса внеурочной деятельности:

•        Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»            № 273 от 29 декабря 2012 года;

•        Федеральный Закон РФ «О государственной службе российского казачества» № 154 - ФЗ от 05.12.2005 года (ред. от 13.07.2015 г.);  

•        Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр № 1355;

•        Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 15.09.2012 г.             Пр № 2789;

•        Концепция Национального проекта формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских военных училищ и кадетских корпусов страны в рамках Проекта Федеральной целевой программы развития кадетского образования на 2008—2018 гг.;

•        Указ Губернатора Орловской области «Об утверждении Устава Орловского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье общество» от 26 сентября 2011 г. № 329;

•        Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г.          № 1644);

•        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Утверждена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 08. 04. 2015 г. № 1/15).  

Предметом курса «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» является изучение процесса становления орловского казачества, формирования его территории,  населения, социально-экономического уклада и культурных традиций.

Программу внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» можно отнести к духовно-нравственному направлению развития личности.  

         Основной целью программы является формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах становления и развития российского казачества, формирование начального представления об орловском казачестве.

Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ», такие как:

•        воспитание гражданственности и любви к Родине;

•        защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

•        формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

•        формирование мировоззренческой, нравственной культуры;  

•        воспитание гражданственности и патриотизма, идентификация себя с определенной социокультурной и этнокультурной средой,  готовой к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи программы:

- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления и до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами учёных, с историческими документами, истоками духовной культуры казачества;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление с ролью казачества на службе Отечеству;

- развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление связей с казачьими обществами, действующими на территории муниципальных образований, с целью профилактики асоциального поведения подростков.

- культивирование важнейших качеств казака как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» основана на принципах системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к её содержанию:

-        общеобразовательных дисциплин;

-        произведений искусства;

-        периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

-        духовной культуры, литературы;

-        истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-        жизненного опыта своих родителей (законных представителей)               и прародителей;

-        общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

-       других источников информации и научного знания.

        Принципы организации педагогического процесса:

•        Принцип гуманистической  направленности — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности;

•        Принцип связи с жизнью и  практикой отрицает абстрактно-просветительскую направленность программы, рассчитан на деятельностный подход. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с  текущими  событиями;  широкого привлечения на занятиях местного краеведческого материала.  

•         Принцип научности  является ведущим ориентиром при приведении содержания  образования в соответствие с уровнем развития науки, нормативно-правовой базой,  с опытом, накопленным в истории России и региона в вопросах казачества.    

•        Принцип ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений,  сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых  знаний,  идей,  овладевали  бы умениями и навыками социально ценного поведения.

•        Принцип обучения и воспитания детей в коллективе   предполагает  оптимальное  сочетание  коллективных, групповых  и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

•        Принцип преемственности,  систематичности и последовательности предполагает  такую  организацию педагогического  процесса,  при  которой то или иное мероприятие, то или иное занятие являются логическим продолжением  ранее  проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает обучающегося на более высокий уровень развития.  

•        Принцип наглядности предполагает, что термины, понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся,  если они подкрепляются  конкретными  фактами  в  процессе сравнения, проведения аналогий.

Принципы управления деятельностью обучающихся:

•        Принцип   сочетания  педагогического управления с  развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

предполагает поддерживать полезные начинания детей,  учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы,  поощрять инициативу и творчество.  

•        Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе предполагает активную роль обучающегося в педагогическом процессе.      

•        Принцип согласованности требований  школы, семьи и общественности предполагает  единство и целостность урочной и внеурочной деятельности.  

•        Принцип доступности связан с учетом реальных возможностей обучающихся, предупреждения интеллектуальных,  физических и нервно-эмоциональных перегрузок,  отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

•        Принцип от простого к сложному предполагает последовательное изложение материала от наглядного (бытового) до научного (аналитического).

•        Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации деятельности по программе с 5 класса.

 Одна из главных задач педагога — на материале курса сформировать основные компетенции учащихся,  такие, как:

•        ключевые интеллектуальные умения (ключевые интеллектуальные умения, постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез…);

•        универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;

•        базовые знания, общее представление о системе знаний;

•        социальный опыт;

•        адекватная самооценка собственной системы знаний.

Программа предназначена для учащихся 5 классов общеобразовательных организаций. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Основная форма организации занятий — учебное занятие.

 Формы работы в объединении:

•        Беседы.

•        Проектная деятельность.

•        Коллективные творческие дела.

•        Дискуссии.

•        Тренинги общения.

•        Работа в парах, группах.

•        Игры.

•        Акции.

•        Участие в митингах, шествиях, парадах и др.

        Кадровое обеспечение программы:

        Для успешной реализации настоящей Программы необходимы скоординированные действия педагогического коллектива, администрации общеобразовательной школы, наставников из представителей казачества и духовенства, а также родителей.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:

•        выбор оптимальных условий и площадок для проведения занятий по  программе (школа, УДО, музей, клуб и др.);

•        рабочая программа курса внеурочной деятельности с учебно-методическим сопровождением;

•        аудиоматериалы, видеоматериалы;

•        персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование, экран.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» должна обеспечивать формирование личностных и метапредметных результатов.

Личностные и метапредметные результаты

к концу 5 класса

К важнейшим личностным результатам могут быть отнесены следующие:

  • реализация творческого потенциала;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

К важнейшим метапредметным результатам можно отнести следующие:

  • осознание безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Формы контроля:

  • Контрольно-измерительные материалы по темам курса (в программе).
  • Участие в общешкольных, муниципальных, региональных проектах,   акциях.

        Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, а именно, выполнение  контрольных заданий по темам, активное участие в проведении занятий, участие в мероприятиях по казачьей культуре, соревнованиях, исторических викторинах, акциях.  

        Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.  

        В целях мониторинга реализации программы возможно проведение  анкетирования среди учащихся и родителей.    

Объём программы

Класс

Количество часов за год

Продолжительность занятия (мин)

5

17

45

        

Время организации занятий определяется администрацией ОО. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 17 недель (I-II четверти).


Ресурсное обеспечение программы

Вид ресурсов

Перечень действий

Информаци-онные

Спланировать рекламно-разъяснительную работу среди родителей и обучающихся по набору обучающихся в кружок.

Залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися по программе внеурочной деятельности «Орловское казачество: история традиции, перспективы»  является сотрудничество педагога с родителями, поскольку семья, оказывает значительное влияние  на процесс развития ребёнка. Следовательно, вовлечь родителей в качестве активных участников педагогического процесса — важная и ответственная психолого-педагогическая задача, стоящая перед педагогическим коллективом.

Нормативно- правовые

Рассмотреть  и утвердить программу «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» и УМК на педагогическом совете школы.

Программно- методические

Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеку по проблематике казачества (библиотекарь).

Установить связи с муниципальными музеями, представителями местного казачества, представителями РПЦ.  

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс (17 часов)

Тема 1. Предмет и задачи курса внеурочной деятельности

«Орловское казачество: история,  традиции, перспективы» (1 час)

О содержании курса внеурочной деятельности. Что такое казачество? Кто такой казак? Зарождение  и происхождение казачества. Территория расселения. Прошлое и настоящее казачества: общее и особенное. Высказывания известных людей о казаках.

 Возможные формы организации деятельности обучающихся:  беседа в картинках, демонстрация видеоматериалов, дискуссия по видеоматериалам и др.

Контрольно – измерительные материалы:

- Кто такие «казаки»?

- Кто такой казак?

- Приведите пример высказывания известного человека о казачестве, о казаках.

Рекомендуемый список литературы,

 используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Безотосный В. Кто такие казаки / В. Безотосный // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». — 2004. — № 5.— С. 7—13

•        Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия"/ отв. за выпуск Б. А. Алмазов ; отв. Петров Г. Е., Сидорин А. А. — Москва.

•        Кашкаров А. П. Казаки: традиции, обычаи, культура / А. П. Кашкаров. —Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 125 с.

•        Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова // — Санкт-Петербург : «Золотой век» «Диамант», 1999. — 134 с.  

•        Марждопов В. Заколдованное слово / В. Марждопов // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» — 2004. — № 5.— С. 22—24.

•        Российское казачество/Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»//2012 г., № 7.

•        Сопов А. Родина казаков: история с географией // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» — 2008. — № 4.— С. 40—43.

•        Черников В. В. Казачество в истории России / В. В. Черников. — М. : Айрис-пресс, 2012. — 160 с.

 Интернет-ресурсы:

  • http://www.mgutm.ru/kazachestvo/formation.php (ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологи и управления имени                                    К. Г. Разумовского». Раздел «История казачества»)
  • http://www.vko-ckv.ru/ (ВКО ЦКВ)
  • http://kazak-center.ru/ (КИАЦ: Казачий информационно-аналитический центр)

Тема 2. История орловского казачества (3 часа)

Казаки на Орловщине. История появления на Орловщине казаков. Особенности расселения. Традиции  казачества и современность. Казачьи легенды. Орловское казачество на карте Орловского края. Казаки как основатели населённых пунктов Орловской области. Казачество в орловских топонимах.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа в картинках, демонстрация видеоматериалов, дискуссия по видеоматериалам, игра, экскурсия в музеи (музей казачества д. Косарево Новодеревеньковского  района, музей казачьего быта Мценского района, местные краеведческие музеи и др.).

Контрольно–измерительные материалы:

- С какой целью был основан город Орёл и другие города Орловской области?

- Год основания города Орла?

- Когда впервые казаки появились на Орловщине?

- Какие населённые пункты были основаны казаками в Орловском крае?

- Где находилась Черкасская слобода, село Беломестное?

- Обмен мнениями: что я увидел в музее?

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Ашихмина Е. Н. Историческая топонимика Орловской области /                      Е. Н. Ашихмина. — Орёл : издатель Александр Воробьев, 2014.

•        Злобин А. С. Россия в одном районе. Историко-краеведческий очерк / Злобин А. С., Переверзев В. И. // — Орел : издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996. — 280 с. ил. вкл.

•        Казаки в России и на Орловщине / под ред. И. Я. Мосякина // Тургеневский бережок, 1996. — 244 с.

•        Казачество и земство в России и на Орловщине: взгляд на исторический опыт местного управления и самоуправления / И. Л. Селиверстова,                          Е. Н. Королева, Ю. В. Лебедкин. — Орел, 1998. — 229с.

•        Катанов В. М. Казаки на Орловщине: исторический очерк / В. М. Катанов // Казаки в России и на Орловщине / под ред. И. Я. Мосякина // Тургеневский бережок, 1996. —244 с.

•        Кубышкин А. Казачью честь не посрамим / А. Кубышкин // Орловская правда.— 1998. — 13 ноября. — № 215.

•        Летопись города Орла (1566—1977) / под ред В. И. Фефелова. — Тула : Приокское книжное издание. — 1980.— 278 с.

•        Неделин В. Древние города земли Орловской. XII—XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт / В. Неделин. — Орел : Вешние воды, 2012 . —560 с.

•        Неделин В. История одного чертежа / В. Неделин // Орловский вестник, 2007. — С.20.

•        Неделин В. Орел изначальный / В. Неделин — Орел : Вешние воды, 2001. — 280 с., ил.

•        Нехай А. Легенды и были казачества / А. Нехай // Орловская правда. — 1995. — 20 сентября. — № 173 (21821).

•        Орловская область: Административно-территориальное деление на                    1 января 1976 года. Орловское отделение Приокского книжного издательства. — Орел, 1976. — 231 с.  

•        Пясецкий Г. Забытая история Орла / Г. Пясецкий. — Орел — Орловская государственная телевизионная и радиовещательная компания, 1993.— 251 с.

•        Самарин В. Казачий край срединной России. Новодеревеньковские казаки / В. Самарин // Декада. — 1998. —август. — №14. – С. 22—23.

•        Саран А. Ю. Орловские деревни. Реконструкция исторического состава. 1566—2014 гг. : в 4 т / А. Ю. Саран. — Орел, 2015.

•        Строев М. Я. Ливенский край. Родословие города и района.

Интернет-ресурсы:

  • http://kazak-center.ru/ (КИАЦ: Казачий информационно-аналитический центр)

Тема 3. Православие как источник духовности казачества (3 часа)

Религиозные традиции казаков. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Духовная жизнь казака. Традиционные религиозные праздники и обряды казачества. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества.  Жизнь семьи в круге церковного календаря. Праздник Симеона Столпника (Семенов день,             14 сентября). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Праздник Иконы Божьей Матери «Донская» (1 сентября). Праздник Иконы Божьей Матери «Казанская» (4 ноября).  

Возможные формы организации деятельности обучающихся:  беседа, демонстрация видеоматериалов, организация православного праздника, посещение храма.

Контрольно-измерительные материалы:

Объясни, какие обязанности несут родители в отношении своих детей? В чём заключается смысл праздника в честь Симеона Столпника и как он связан с казачеством?

- Что такое войсковой праздник?

- Что такое «круг церковного календаря»?

- Кто такой Александр Невский? За что его причислили к лику святых?

- Организация праздника (н-р, «Рождество Христово» или «Покров Пресвятой Богородицы»)

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Нехай А. Не бывать переводу казацкому роду / А. Нехай // Орловская правда. — 2002. — 14 сентября. — С. 4.

•        Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга 1. Христианская семья / Л. Л. Шевченко.— М. : Центр поддержки культурно– исторических традиций Отечества, 2008. — 166 с.

•        Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга 2. Путь святых праздников / Л. Л. Шевченко.— М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. — 144 с.

•        Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга 3. Путь святых праздников / Л. Л. Шевченко.— М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. — 128 с.

Интернет–ресурсы:

  • http://kazak-center.ru/ (КИАЦ: Казачий информационно-аналитический центр)

Тема 4. Труд и быт казаков (2 часа)

Казачья станица, хутор. Подворье казака. Казачья хата. Курень. Казачья кухня. Рецепты казачьей кухни. Современная кубанская станица. Казачьи промыслы.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: мультимедийная  презентация, экскурсия в музеи (музей казачества д. Косарево Новодеревеньковского района, музей казачьего быта Мценского района и др.), заочная экскурсия в Кубанскую станицу, приготовление блюд.

Контрольно–измерительные материалы:

- Что такое курень?

- Что такое подворье?

- Назовите несколько казачьих промыслов.

- Приготовление одного из казачьих блюд.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова // Санкт-Петербург : «Золотой век» «Диамант», 1999.— 134 с.

•        Самарин В. Казачий край срединной России. Новодеревеньковские казаки / В. Самарин // Декада. — 1998. — август. — №14. — С. 22—23.

•        Семейная реликвия / Наше время // Верховский район. Путь Ильича, 1994.

•        Эпизоды о быте казаков их художественных фильмов

Тема 5. Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение           (2 часа)

Казачьи заповеди. Традиции казачества. Понятия долга, чести, правды, патриотизма. Базовые национальные ценности.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа-дискуссия, деловая игра «Продолжи фразу».

Контрольно-измерительные материалы:

- Государство и родина — едины ли эти понятия?

- Назовите базовые национальные ценности.

- Какие казачьи заповеди ты знаешь?

-Продолжи фразы:

 «Честь — это…»

« Казачьи заповеди — это…».

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Казаки в России и на Орловщине / под ред. И. Я Мосякина. — Орел : Тургеневский бережок, 1996. — 244 с.

•        Казачество и земство в России и на Орловщине: взгляд на исторический опыт местного управления и самоуправления / И. Л. Селиверстова,                           Е. Н. Королева, Ю. В. Лебёдкин. — Орёл, 1998. — 229 с.

•        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М. : Просвещение, 2009. — 23 с.

Интернет–ресурсы:

  • http://orel-region.ru/index.php?head=15&part=10 / Портал Орловской области. Некоммерческие организации. Казачество. Рубрика «Казачьи заповеди»/

Тема 6. Казачий фольклор (3 часа)

Орловский композитор В. Садовский о казаках. Орловские писатели и поэты о казаках: стихи и проза. Разучиваем гимн орловских казаков. Сказки казачьи. Загадки, пословицы, поговорки про казаков. Казачьи диалекты (на примере Новодеревеньковского и Новосильского районов).  

Возможные формы организации деятельности обучающихся: прослушивание аудиозаписей, разучивание и исполнение гимна орловских казаков, фестиваль талантов, исполнение казачьих песен, встреча с орловскими казачьими ансамблями «Цветень», «Волюшка», сочиняем казачью сказку, посещение музея казачьего быта (г. Мценск) и др.

Контрольно-измерительные материалы:

- фестиваль «Мозаика Орловского казачества»

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Аудиозаписи Кубанского казачьего хора, Московского казачьего хора, гимна орловских казаков, песен ансамбля казачьей песни (г. Ливны).

•        Катанов В. М. Орловские были / В. М. Катанов. — Тула : Приокское книжное издательство, 1989. — 368 с., ил.

•        Садовский В. Ф. Музыкально-поэтическая композиция на музыку                    Е. Дербенко «Орёл за дымами времен», посвящается 450-летнему юбилею города Орла / В. Ф. Садовский // Орёл литературный. Ежегодник Орловской областной организации Союза писателей. Выпуск 10. — Орел : Издательский Дом «Орлик», 2014, 114—115 с.

•        Садовский В. Ф. Песня — послесловие любви (Нотное издание).— Орел : издательский дом «Орлик», 2011. — 128 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://orel-region.ru/index.php?head=15&part=10 / Портал Орловской области. Некоммерческие организации. Казачество. Рубрика «Казачья культура».

Тема 7. Социальный проект (3 часа)

Подготовка и реализация социального проекта. Темы социальных проектов: «Казачество в моей семье», «Казаки — герои моего края: исторический взгляд», «Казачья культура» и др.  

Возможные формы организации деятельности обучающихся: проектная деятельность.

Контрольно-измерительные материалы:

- Степень реализации социального проекта.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Внеурочная деятельность: теория и практика. 1—11 классы / сост.                    А. В. Енин. — М. : ВАКО, 2015. — 288 с.

•        Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2013.

•        Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] : методические рекомендации. — М. : Просвещение, 2014.  

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • http://kazak-center.ru/ (КИАЦ: Казачий информ-аналитический центр)

Тематическое планирование: 5 класс

п/п

Тема

Всего часов

Количество часов по программе

Теория

Практика

1.

Предмет и задачи курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы»     

1

1

-

2.

История орловского казачества

3

2

1

3.

Православие как источник духовности казачества

3

2

1

4.

Труд и быт казаков

2

1

1

5.

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение  

2

-

2

6.

Казачий фольклор

3

1

2

7.

Социальный проект по выбору

3

1

2

Итого:

17

8

9

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 ч.)

Предмет и задача курса "Орловское казачество: история, традиции, перспективы"

История Орловского казачества (3 ч.)

История появления казаков на Орловщине

Традиции казачества и современность. Казачьи легенды.

Казаки как основатели населенных пунктов Орловской области.

Православие как источник духовности казачества (3 ч.)

Религиозные традиции казаков. Духовная жизнь казака.

Войсковые праздники.

Святыни и обряды казачества. Жизнь семьи в круге церковного календаря.

Труд и быт казаков (2 ч.)

Казачья станица, хутор. Подворье казака.

Казачьи промыслы. Казачья кухня.

Казачьи заповеди и традиции (2 ч.)

Казачьи заповеди. Традиции казачества.

Базовые национальные ценности. Понятия долга, чести, правды, патриотизма.

Казачий фольклор (3 ч.)

Орловские писатели и поэты о казаках.

Гимн орловских казаков.

Казачьи сказки. Загадки, пословицы, поговорки про казаков.

Социальный проект (3 ч.)

Подготовка социального проекта. Выбор темы.

Работа над проектом

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...