Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
рабочая программа по физкультуре

Алешников Денис Андреевич

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_ekologich.kultura_i_zdorovyy_obraz_zhiznr.docx51.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Программа рассмотрена  на

заседании   методического  

совета

Протокол № 1  

от «____» августа  2018 года

______________________

руководитель МС

Программа  рассмотрена  на

педагогическом  совете

протокол № 1  

от «____» августа  2018 года  и  вынесена  на  утверждение.

Утверждаю.

______________________

Директор   школы

Белякова М.Н.

Приказ № ___

«___»__________2018 года

Рабочая   программа

курса  внеурочной  деятельности

«Экологическая  культура и здоровый образ жизни»

(спортивно-оздоровительное   направление)

7-А  класс

Педагог- Иванова М.В.

   

Домодедово, 2018

           Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Экологическая  культура и здоровый  образ  жизни» для  7  класса  разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований   федерального государственного  образовательного стандарта  основного общего образования (далее - ФГОС  ООО)   в части развития воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Структура данной рабочей  программы представляет собой целостный документ, включающий  четыре  раздела:

  1. планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета;
  2. содержание  учебного  предмета;
  3. календарно-тематическое  планирование с  указанием  количества  часов, отводимых  на  освоение  каждой  темы
  4.  учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение.

          Рабочая программа курса  составлена на основе  «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей  общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2012. (Работаем по  новым стандартам).

         Цель  рабочей  программы- формирование индивидуального и кол-лективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.

       Задачи:

  • развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;
  • развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной,технической, прикладной сферах деятельности;
  • формирование исследовательских умений и практических действий в реальных  жизненных ситуациях;
  • воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия,

аккуратности.

Планируемые  результаты  освоения  курса внеурочной  деятельности

Личностные  результаты

           Будут  сформированы

- опыт нравственного выбора;

- осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья;

- положительная мотивация к действиям по развитию своей экологической грамотности, формирование культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

          Обучающийся получит возможность для формирования:

  • навыков  оценки  жизненных ситуаций  (поступков людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • общечеловеческих нравственных ценностей;
  • навыков  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие

для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Планируемые  метапредметные  результаты

              В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

          в  сфере  регулятивных  универсальных  учебных действий

          обучающийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

           Обучающийся получит возможность для формирования:

проявлять познавательную инициативу;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

          в  сфере  познавательных  универсальных  учебных действий

         обучающийся научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

         Обучающийся получит возможность научиться:

- находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать её;

- разрабатывать проект в соответствии с требованиями;

- подчиняться правилам работы в команде;

- составлять портфолио.

         В  сфере  коммуникативных  универсальных  учебных действий

         обучающийся научится:

  • выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы;
  • слушать и быть внимательным к другим;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

     Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные   результаты

            Обучающийся научится:

- приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья человека;

- оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;

- называть особенности здорового образа жизни коренных народов своей местности, включая их рационы питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового поколения;

- выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;

- классифицировать загрязнители по их действию на здоровье;

- проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.

           Обучающийся получит возможность научиться: 

- правилам гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- этическим  нормам межличностных отношений;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

             Программа  рассчитана  на  1  час  в  неделю и 34  часа  в  год.

Содержание  курса  внеурочной  деятельности

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Основное  содержание

1

Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.

Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.

Клубная гостиная «Этнография о здоровье».

Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

Форум «Культура здоровья местного населения».

2

Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

Исследовательские умения. Риски для здоровья. Эколо-гические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность.

Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.

Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации.

Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать».

3

Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения.

Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.

Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ».

4

Наш вклад в здоровье окружающей среды

Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век.

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

5

Экологическая культура как ресурс здоровья

Ведущий вклад экологической культуры.

Приоритетность образования просвещения в решении экологических проблем. Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предва-рительного исследования. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Средства просвещения и пропаганды.

Формы организации деятельности учащихся

          Формы проведения занятий:

  • месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья;
  • изготовление  плакатов, буклетов;
  • дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»
  • дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут;
  • исследовательские работы естественно-научной направленности;
  •  просветительские акции.

    Формы организации учебного процесса:

- групповая (работа с группой детей);

     - индивидуальная;

  • научно-исследовательская;
  • проектная;
  • ролевая игра;
  • проблемно- ценностное и досуговое общение;
  • социально-творческая и общественно полезная практика.       

        Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой; методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн); диагностика уровня воспитанности (методика Н.П Капустиной).

          Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для использования различных форм контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

          Итоговая оценка работы «зачёт».

Тематический  план

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Из них

Лекция

Практич

Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий  

1

Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ.

1

1

2

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины.

2

1

1

3        

Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов.

2

1

1

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

4

Культура здоровья местного населения как результат адаптации к условиям проживания.

1

1

5

Экологический подход как метод проектирования ЗОЖ.

2

1

1

6

Экологическая безопасность.

2

1

1

7

Особенности питания.

2

1

1

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

8

Особенности жилища, одежды.

2

1

1

9

Форум как форма общения людей.

2

1

1

10

Риски для здоровья. Экологические  риски.

2

1

1

Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

11

Проекты направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение.

1

1

12

Критерии социального партнерства.

1

1

13

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

2

1

1

14

Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

2

1

1

15

Ответственность каждого организма за свой выбор и принятие решения.

2

1

1

Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья

16

Ведущий вклад экологической культуры.

2

1

1

17

Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования.

2

1

1

18

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.

2

1

1

19

Средства просвещения и пропаганды.

2

1

1

Итого:

34

19

15

Календарно-тематическое  планирование

Номера

занятий

Наименования  разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохожде-ния

Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий  (5 часов)

1

Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ.

Знакомство с этнографической информа-цию разных времён и народов.

03-07.09.

2018 г.

2-3

Клубная гостиная  «Эт-

нография о здоровье».

Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья.

4-5

Дискуссия «Культура

здоровья и экологиче-ская культура: что об-щего?»

Раскрывать понятия «риск», «эко-логический риск». Проводить само-обследование ресурсов здоровья. На-зывать надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья.

Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?(9 часов)

6

Культура здоровья мес-тного населения как результат адаптации к условиям проживания.

Знать об источниках  информации о рисках для здоровья, их надежности. Способы проверки информации на достоверность. Экологические риски в городской  среде.

7-8

Экологический подход как метод проектиро-вания ЗОЖ.

Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (грамотность в вопросах экологии и здоровья).

9-10

Практикум. Экологиче-

ский  мониторинг.

11-12

Экологическая безопас-ность.

Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать».

13-14

Особенности  питания.

Знакомство с  особенностями  здорового питания. Составление  рекомендация  здорового  питания.

Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни(6 часов)

15-16

Особенности жилища, одежды.

Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

17-18

Форум как форма об-щения людей.

Знакомство с  особенностями  участия  интернет-форумах. Участие  в  эколо-гическом Интернет-форуме.

19-20

Риски для здоровья. Экологические риски.

Диспут «Цена выживания».

Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ».

Наш вклад в здоровье окружающей среды(8 часов)

21

Проекты направленные на экологическую безо-пасность окружающей среды и здоровьесбе-режение.

Обобщать данные науки, этнокультуры, политики, искусства, мнения собе-седников для формирования личного отношения к перспективам решения проблем экологии и здоровья на местном и глобальном уровнях.

22

Социальное партнёр-ство.

Знакомство с понятием «социальное партнёрство».

23-24

Перспективы решения местных проблем эко-логии и здоровья в будущем.

Работа над  проектами по преобра-зованию школьной среды, бли-жайшего окружения.

25-26

Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Зем-ли.

Знать о решениях конференции ООН по устойчивому развитию.

27-28

Ответственность каж-дого организма за свой выбор и принятие ре-шения.

Полемика «Кто в ответе за будущее?»

Экологическая культура как ресурс здоровья(6 часов)

29-30

Ведущий вклад эколо-гической культуры.

Выступать на прениях с аргу-ментированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально- психологического совер-шенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь.

31-32

Прения как форма об-суждения и выражения различных мнений по итогам его предвари-тельного исследования.

Знакомство  с  особенностями  выступ-ления  на  прениях. Практикум-выступ-ление  в  прениях  на  экологическую тему.

33-34

Средства просвещения и пропаганды.

Называть существенные признаки про-свещения, пропаганды и проводить их сравнение. Перечислять формы и способы просвещения. Делать выводы о её социальных и личностных результатах.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2015.
  2. Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 2013.
  3. Гросс С.К. Общаюсь, значит, преуспеваю. – М., 2015.
  4. Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: Методические рекомендации для педагогов. – М., 2009.
  5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – М.,2009.
  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2009.
  7. Лихачев Д.С. Избранные труды. – М., 2009.
  8. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – М., 2015.
  9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2012.
  10. Окунев А. Как учить не уча. — СПб.: Питер-пресс, 2016.

Интернет-ресурсы

1

http://www.it-n.ru/

 

2

http://wiki.kem-edu.ru

 

3

pedsovet.org

 

4

nachalka.com

 

5

http://www.openclass.ru/

 

6

http://portal.kuz-edu.ru/

 

7

http://zdd.1september.ru/

 

8

http://www.za-partoi.ru/

 

9

http://www.moi-detsad.ru/

 

10

http://window.edu.ru/library

 

11

http://www.takzdorovo.ru/

 

12

http://www.pitanie2007.ru/

 

13

http://www.prav-pit.ru/

 

14

http://www.zdorobr.org/

 

15

http://school-forhealth.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...