Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
    рабочая программа по физкультуре

    Алешников Денис Андреевич

    Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass_ekologich.kultura_i_zdorovyy_obr51.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное   общеобразовательное   учреждение

    Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

    с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

    Программа рассмотрена  на

    заседании   методического  

    совета

    Протокол № 1  

    от «____» августа  2018 года

    ______________________

    руководитель МС

    Программа  рассмотрена  на

    педагогическом  совете

    протокол № 1  

    от «____» августа  2018 года  и  вынесена  на  утверждение.

    Утверждаю.

    ______________________

    Директор   школы

    Белякова М.Н.

    Приказ № ___

    «___»__________2018 года

    Рабочая   программа

    курса  внеурочной  деятельности

    «Экологическая  культура и здоровый образ жизни»

    (спортивно-оздоровительное   направление)

    7-А  класс

    Педагог- Иванова М.В.

       

    Домодедово, 2018

               Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Экологическая  культура и здоровый  образ  жизни» для  7  класса  разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований   федерального государственного  образовательного стандарта  основного общего образования (далее - ФГОС  ООО)   в части развития воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

    Структура данной рабочей  программы представляет собой целостный документ, включающий  четыре  раздела:

    1. планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета;
    2. содержание  учебного  предмета;
    3. календарно-тематическое  планирование с  указанием  количества  часов, отводимых  на  освоение  каждой  темы
    4.  учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение.

              Рабочая программа курса  составлена на основе  «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей  общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2012. (Работаем по  новым стандартам).

             Цель  рабочей  программы- формирование индивидуального и кол-лективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.

           Задачи:

    • развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;
    • развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной,технической, прикладной сферах деятельности;
    • формирование исследовательских умений и практических действий в реальных  жизненных ситуациях;
    • воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия,

    аккуратности.

    Планируемые  результаты  освоения  курса внеурочной  деятельности

    Личностные  результаты

               Будут  сформированы

    - опыт нравственного выбора;

    - осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья;

    - положительная мотивация к действиям по развитию своей экологической грамотности, формирование культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

              Обучающийся получит возможность для формирования:

    • навыков  оценки  жизненных ситуаций  (поступков людей) с точки зрения

    общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать

    конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    • общечеловеческих нравственных ценностей;
    • навыков  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие

    для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Планируемые  метапредметные  результаты

                  В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

              в  сфере  регулятивных  универсальных  учебных действий

              обучающийся научится:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий на занятии;
    • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
    • работать по предложенному учителем плану;
    • отличать верно выполненное задание от неверного;
    • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

               Обучающийся получит возможность для формирования:

    проявлять познавательную инициативу;

     преобразовывать практическую задачу в познавательную;

     самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

              в  сфере  познавательных  универсальных  учебных действий

             обучающийся научится:

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации;
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать предметы и их образы;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

             Обучающийся получит возможность научиться:

    - находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать её;

    - разрабатывать проект в соответствии с требованиями;

    - подчиняться правилам работы в команде;

    - составлять портфолио.

             В  сфере  коммуникативных  универсальных  учебных действий

             обучающийся научится:

    • выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы;
    • слушать и быть внимательным к другим;
    • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
    • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

         Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
    • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    Предметные   результаты

                Обучающийся научится:

    - приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья человека;

    - оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;

    - называть особенности здорового образа жизни коренных народов своей местности, включая их рационы питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового поколения;

    - выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;

    - классифицировать загрязнители по их действию на здоровье;

    - проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.

               Обучающийся получит возможность научиться: 

    - правилам гигиены, сохраняющие здоровье человека;

    - этическим  нормам межличностных отношений;

    - объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

    - соблюдать правила личной и общественной гигиены;

    - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

    - воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

                 Программа  рассчитана  на  1  час  в  неделю и 34  часа  в  год.

    Содержание  курса  внеурочной  деятельности

    № п/п

    Наименование разделов и тем занятий

    Основное  содержание

    1

    Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

    Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.

    Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.

    Клубная гостиная «Этнография о здоровье».

    Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

    Форум «Культура здоровья местного населения».

    2

    Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

    Исследовательские умения. Риски для здоровья. Эколо-гические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность.

    Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

    Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.

    Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации.

    Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать».

    3

    Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

    Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения.

    Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.

    Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ».

    4

    Наш вклад в здоровье окружающей среды

    Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век.

    Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

    Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

    5

    Экологическая культура как ресурс здоровья

    Ведущий вклад экологической культуры.

    Приоритетность образования просвещения в решении экологических проблем. Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предва-рительного исследования. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Средства просвещения и пропаганды.

    Формы организации деятельности учащихся

              Формы проведения занятий:

    • месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья;
    • изготовление  плакатов, буклетов;
    • дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»
    • дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут;
    • исследовательские работы естественно-научной направленности;
    •  просветительские акции.

        Формы организации учебного процесса:

    - групповая (работа с группой детей);

         - индивидуальная;

    • научно-исследовательская;
    • проектная;
    • ролевая игра;
    • проблемно- ценностное и досуговое общение;
    • социально-творческая и общественно полезная практика.       

            Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой; методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн); диагностика уровня воспитанности (методика Н.П Капустиной).

              Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для использования различных форм контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

              Итоговая оценка работы «зачёт».

    Тематический  план

    № п/п

    Темы разделов

    Всего часов

    Из них

    Лекция

    Практич

    Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий  

    1

    Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ.

    1

    1

    2

    Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины.

    2

    1

    1

    3        

    Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов.

    2

    1

    1

    Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

    4

    Культура здоровья местного населения как результат адаптации к условиям проживания.

    1

    1

    5

    Экологический подход как метод проектирования ЗОЖ.

    2

    1

    1

    6

    Экологическая безопасность.

    2

    1

    1

    7

    Особенности питания.

    2

    1

    1

    Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

    8

    Особенности жилища, одежды.

    2

    1

    1

    9

    Форум как форма общения людей.

    2

    1

    1

    10

    Риски для здоровья. Экологические  риски.

    2

    1

    1

    Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

    11

    Проекты направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение.

    1

    1

    12

    Критерии социального партнерства.

    1

    1

    13

    Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

    2

    1

    1

    14

    Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

    2

    1

    1

    15

    Ответственность каждого организма за свой выбор и принятие решения.

    2

    1

    1

    Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья

    16

    Ведущий вклад экологической культуры.

    2

    1

    1

    17

    Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования.

    2

    1

    1

    18

    Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.

    2

    1

    1

    19

    Средства просвещения и пропаганды.

    2

    1

    1

    Итого:

    34

    19

    15

    Календарно-тематическое  планирование

    Номера

    занятий

    Наименования  разделов и тем

    Характеристика основных видов деятельности учащихся

    Плановые сроки прохождения

    Фактические сроки прохожде-ния

    Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий  (5 часов)

    1

    Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ.

    Знакомство с этнографической информа-цию разных времён и народов.

    03-07.09.

    2018 г.

    2-3

    Клубная гостиная  «Эт-

    нография о здоровье».

    Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья.

    4-5

    Дискуссия «Культура

    здоровья и экологиче-ская культура: что об-щего?»

    Раскрывать понятия «риск», «эко-логический риск». Проводить само-обследование ресурсов здоровья. На-зывать надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья.

    Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?(9 часов)

    6

    Культура здоровья мес-тного населения как результат адаптации к условиям проживания.

    Знать об источниках  информации о рисках для здоровья, их надежности. Способы проверки информации на достоверность. Экологические риски в городской  среде.

    7-8

    Экологический подход как метод проектиро-вания ЗОЖ.

    Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (грамотность в вопросах экологии и здоровья).

    9-10

    Практикум. Экологиче-

    ский  мониторинг.

    11-12

    Экологическая безопас-ность.

    Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать».

    13-14

    Особенности  питания.

    Знакомство с  особенностями  здорового питания. Составление  рекомендация  здорового  питания.

    Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни(6 часов)

    15-16

    Особенности жилища, одежды.

    Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

    17-18

    Форум как форма об-щения людей.

    Знакомство с  особенностями  участия  интернет-форумах. Участие  в  эколо-гическом Интернет-форуме.

    19-20

    Риски для здоровья. Экологические риски.

    Диспут «Цена выживания».

    Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ».

    Наш вклад в здоровье окружающей среды(8 часов)

    21

    Проекты направленные на экологическую безо-пасность окружающей среды и здоровьесбе-режение.

    Обобщать данные науки, этнокультуры, политики, искусства, мнения собе-седников для формирования личного отношения к перспективам решения проблем экологии и здоровья на местном и глобальном уровнях.

    22

    Социальное партнёр-ство.

    Знакомство с понятием «социальное партнёрство».

    23-24

    Перспективы решения местных проблем эко-логии и здоровья в будущем.

    Работа над  проектами по преобра-зованию школьной среды, бли-жайшего окружения.

    25-26

    Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Зем-ли.

    Знать о решениях конференции ООН по устойчивому развитию.

    27-28

    Ответственность каж-дого организма за свой выбор и принятие ре-шения.

    Полемика «Кто в ответе за будущее?»

    Экологическая культура как ресурс здоровья(6 часов)

    29-30

    Ведущий вклад эколо-гической культуры.

    Выступать на прениях с аргу-ментированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально- психологического совер-шенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь.

    31-32

    Прения как форма об-суждения и выражения различных мнений по итогам его предвари-тельного исследования.

    Знакомство  с  особенностями  выступ-ления  на  прениях. Практикум-выступ-ление  в  прениях  на  экологическую тему.

    33-34

    Средства просвещения и пропаганды.

    Называть существенные признаки про-свещения, пропаганды и проводить их сравнение. Перечислять формы и способы просвещения. Делать выводы о её социальных и личностных результатах.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2015.
    2. Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 2013.
    3. Гросс С.К. Общаюсь, значит, преуспеваю. – М., 2015.
    4. Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: Методические рекомендации для педагогов. – М., 2009.
    5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – М.,2009.
    6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2009.
    7. Лихачев Д.С. Избранные труды. – М., 2009.
    8. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – М., 2015.
    9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2012.
    10. Окунев А. Как учить не уча. — СПб.: Питер-пресс, 2016.

    Интернет-ресурсы

    1

    http://www.it-n.ru/

     

    2

    http://wiki.kem-edu.ru

     

    3

    pedsovet.org

     

    4

    nachalka.com

     

    5

    http://www.openclass.ru/

     

    6

    http://portal.kuz-edu.ru/

     

    7

    http://zdd.1september.ru/

     

    8

    http://www.za-partoi.ru/

     

    9

    http://www.moi-detsad.ru/

     

    10

    http://window.edu.ru/library

     

    11

    http://www.takzdorovo.ru/

     

    12

    http://www.pitanie2007.ru/

     

    13

    http://www.prav-pit.ru/

     

    14

    http://www.zdorobr.org/

     

    15

    http://school-forhealth.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

    Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

    Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

    В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

    Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

    Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

    Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

    Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...