Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Власова Наталья Александровна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, программа может быть реализована при помощи дистанционных образовательных  технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

 «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,

для обучающихся 6 класса,

в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, программа может быть реализована при помощи дистанционных образовательных  технологий.

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» у ученика будут развиты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Meтaпредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение совместно в группах при сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение совместно в группах при сопровождении учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
  • определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения

учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение совместно в группах при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
  • определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  •         сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение совместно в группах при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы  действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами принятия решения. Учащийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Учащийся

сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.

2.. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.

3.Смысловое чтение. Учащийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,  структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста
  1. Формирование и развитие экологического мышления. Учащийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
  • Умение при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после  завершения коммуникативного контакта               и обосновывать его.
  • Умение совместно в группах при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

Содержание курса

Раздел

курса (название темы)

Содержание  материала

Формы организации  занятий

Основные виды деятельности учащихся

6 класс

1. Введение. От проблемы к цели        

Роль науки в развитии общества. Постановка цели. Способ достижения цели. Постановка задач.  Составление графика деятельности. Основные признаки проектов. Игровые проекты. Творческие проекты. Исследовательские проекты. Бизнес-проекты...  

фронтальная

парная

дифференцированная

групповая

Формулируют  понятия. Выполняют упражнения, чтобы получить опыт постановки цели и формулирования задач, а затем, для закрепления результата, выступают в роли экспертов. Проходят тренинг «Строительство башни». Знакомятся с основными типами проектов и дают им сравнительную  характеристику. Создают творческие работы 

2.Как работать вместе

Что такое команда. Правила групповой работы. Культура проектной деятельности, чувство ответственности за принимаемое решение. Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. Подготовка проектов

фронтальная

парная

дифференцированная

групповая

Выполняют упражнения-разминки («Снежный ком», «Построение» и др.), направленные на создание общей рабочей атмосферы, командного духа. Участвуют в  коммуникативных играх и тренингах, выполняют  упражнения на рефлексию. Включаются в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначают  затруднения в командной работе и обращаются  за помощью (если не способны сами устранить затруднения); дают эмоциональную оценку деятельности группы  совместно с учителем и другими учениками. Создают творческие работы

3.Основы риторики и публичного выступления

Основные виды презентации итогов проектной деятельности.

Критерии эффективного публичного выступления Планирование публичного выступления:

  • Разработка плана выступления
  • Примеры в выступлении
  • Этапы речи и их задачи. Вступительная часть
  • «Языковой паспорт говорящего».
  • Абстрактные и конкретные слова
  • Отличия письменной и устной речи.
  • Смысловые части выступления
  • Заключительная часть выступления. Вопросы. Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы

Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Невербальные средства. Наглядные материалы. Публичное выступление. Защита проекта

фронтальная

парная

дифференцированная

групповая

Формулируют сущность понятий.

Выделяют закономерности, завершают схемы. Участвуют в беседе, формулируют вопросы, анализируют полученную информацию. Анализируют ситуацию, устанавливают причинно-следственные связи. Объясняют  значение слов и выражений. Готовят план и текст публичного выступления, пользуются паузами и интонированием для выделения смысловых частей во время выступления, а также задают вопросы к выступлениям других.

Определяют отличия основных типов вопросов, проходят тренинг «Учимся задавать вопросы и отвечать на них» Систематизируют, обрабатывают информацию в электронном виде по своей теме проектной работы. Защищают проект

4.Сам себе эксперт

Подведение итогов. Конструктивный анализ выполненной работы

фронтальная

парная

дифференцированная

групповая

Дают оценку проделанной работы за весь год, анализируют свое выступление и выступление других на защите проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу все знать (проектная деятельность)" 9-11 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу все знать (проектная деятельность)" 9-11 классы...