Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
    рабочая программа по русскому языку (5 класс)

    кружок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost_5_klass.docx40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность,составлена на основе пособия «Основы проектной деятельности школьника»(Авторы:Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).

       Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

    Данная программа рассчитана  на 34 учебных часа, т.е. на 1 час в неделю.

    Цели рабочей программы:

     - планирование, организация и управление проектной деятельностью учащихся;

     - научить самостоятельному достижению намеченной цели;

     - научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

     - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

     - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

    - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

    Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность.

     Задача программы - конкретное определение содержания, объема, спецкурса для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными действиями.

    Общая характеристика курса

        Особенностью данного курса является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
    • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

        Основные принципы реализации курса – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

    Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

    Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

    Требования  к уровню подготовки учащихся

    Личностные

    У школьников  будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Ученик получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

    Регулятивные

    Школьник научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.

    Ученик получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

    Познавательные

    Школьник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

    Ученик получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные

    Школьник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Ученик получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Тематическое планирование и средства контроля

    № п/п

    Разделы, темы

    Кол-во часов

    Практика (анкетирование,эксперимент,опрос,репортаж)

    Презентация

    Проект

    1

    Введение

    1

    2

    Теоретический блок.  

    Способы мыслительной деятельности.

    16

    7

    3

    Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

    9

    4

    Практический блок  

    Мы  -  исследователи  Самостоятельные (предметные) проекты

    13

    9

    5

    5

    Сочиняем сказку

    4

    1

    1

    6

    Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  

    3

    3

    4

    Календарно-тематическое планирование

    № урока

    Название раздела  и темы

    Кол-во

    часов

    Дата проведения

    Аргументация  изменений

    План

    Факт

    Введение (1час)

    1

    Что такое проект

    1

    Теоретический блок  (16 ч.)

    Способы мыслительной деятельности (7 ч.)

    2

    Что такое проблема

    1

    3

    Как мы познаём мир

    1

    4

    Удивительный вопрос

    1

    5-6

    Школа «почемучек».  Учимся выдвигать гипотезы.

    2

    7-8

    Источники информации

    2

    Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)

    9

    Выбор темы исследования

    1

    10

    Цели и задачи исследования

    1

    11-12

    Методы исследования. Мыслительные операции.

    2

    13-14

    Сбор материала для исследования

    2

    15

    Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

    1

    16-17

    Обобщение полученных данных.

    2

    Практический блок ( 13 ч.)

    Мы  -  исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. )

    18-19

    Работа над проектами «Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни», «Заочная экскурсия. В гостях у…». Планирование работы

    2

    20-21

    Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

    2

    22-23

    Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

    2

    24-26

    Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

    3

    Сочиняем сказку ( 4 ч.)

    27-28

    Сказка как вид УНТ.

    2

    29-30

    Театрализация сказки.

    2

    III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (3 часа)

    31-32

    Подготовка к защите.

    2

    33-34

    Защита проектов.

    2

    Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

    1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника»: пособие, Самара, 2010г.
    2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
    3. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
    4. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
    5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
    6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
    7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

    Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

    Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

    Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

    Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

    Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

    Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

    Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

    Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...