Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике

Рабочая программа по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7-9.docx113.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\8.jpg

Пояснительная записка 

Рабочая программа Физика – «Сферы» (7 – 9 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по физике,  а также авторской  программы курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – М.: Просвещение, 2010

        

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы; в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика»  на ступени основного общего образования  в 7, 8 и 9 классах, из расчета 68 часов в каждом классе (2 часа в неделю).

 

Раздел 1. Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты:  

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.    

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;  умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.  

Физика и физические методы изучения природы

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин
  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.
  2. Измерение размеров малых тел.
  3. Измерение массы тела.
  4. Измерение объема тела.
  5. Измерение силы.
  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
  7. Измерение температуры.
  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
  9. Измерение силы тока и его регулирование.
  10. Измерение напряжения.
  11. Измерение углов падения и преломления.
  12. Измерение фокусного расстояния линзы.
  13. Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.
  2. Определение коэффициента трения скольжения.
  3. Определение жесткости пружины.
  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  5. Определение момента силы.
  6. Измерение скорости равномерного движения.
  7. Измерение средней скорости движения.
  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
  9. Определение работы и мощности.
  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
  11. Определение относительной влажности.
  12. Определение количества теплоты.
  13. Определение удельной теплоемкости.
  14. Измерение работы и мощности электрического тока.
  15. Измерение сопротивления.
  16. Определение оптической силы линзы.
  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
  6. Исследование явления электромагнитной индукции.
  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
  8. Наблюдение явления дисперсии.
  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  12. Исследование зависимости массы от объема.
  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
  2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
  3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
  4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
  2. Конструирование ареометра и испытание его работы.
  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  4. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
  6. Конструирование электродвигателя.
  7. Конструирование модели телескопа.
  8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
  9. Оценка своего зрения и подбор очков.
  10. Конструирование простейшего генератора.
  11. Изучение свойств изображения в линзах.

Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

7 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Физика и мир, в котором мы живем

7

1.Что изучает физика.

2.Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт.

3.Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения.

4.Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления школы измерительного прибора»

5.Лабораторная работа № 2 «Определение объема твердого тела»

6.Человек и окружающий его мир.

7.Контольная работа № 1  по теме «Физика и мир, в котором мы живем»

2.

Строение вещества

6

1.Строение вещества. Молекулы и атомы

2.Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел»

3.Броуновское движение. Диффузия

4.Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность.

5.Агрегатные состояния вещества.

6.Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

3.

Движение, взаимодействие, масса

10

1.Механическое движение. Скорость.

2.Средняя скорость. Ускорение.

3.Решение задач на нахождение пути, средней скорости и ускорения

4.Инерция.

5.Взаимодействие тел и масса.

6.Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах»

7.Плотность и масса.

8Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра»

9.Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса»

10.Обобщающий урок № 3 по теме «Движение, взаимодействие, масса»

4.

Силы вокруг нас

10

1.Сила.Сила  тяжести.

2.Равнодействующая сила.

3.Сила упругости.Закон Гука. Динамометр.

4Лабораторная работа № 6 «Градуировка динамометра. 5.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины»

6. Решение задач по теме « Сила упругости»

7.Вес тела. Невесомость.

8.Сила трения. Трение в природе и технике.

9.Решение задач по теме «Силы вокруг нас»

10.Контрольная работа № 4 по теме «Силы вокруг нас»

5

Давление твердых тел, жидкостей и газов

10

1.Давление

2.Способы увеличения и уменьшения давления.

3.лабораторная работа «Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением»

3.Природа давления газов и жидкостей.

4.Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.

5.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

6.Сообщающиеся сосуды.

7.Использование давления в технических устройствах.

8..Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

9. лабораторная работа «Определение эталона килограмма»

10.Контрольная работа № 5  по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

6.

Атмосфера и атмосферное давление

4

1.Вес воздуха. Атмосферное давление

2.Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

3.Приборы для измерения давления. Решение задач по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

4.Контрольная работа № 6  по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

7.

Закон Архимеда. Плавание тел

6

1.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

2,Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

3.Закон Архимеда.

4.Плавание тел. Воздухоплавание.

5.Решение задач по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

Контрольная работа № 7  по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

8.

Работа. Мощность. Энергия

7

1.Механическая работа.

2.Мощность.

3.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.Закон сохранения механической энергии.

4.Лабораторная работа № 9 «Изучение изменения   потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости»

5.Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.

6.Решение задач по теме «Работа. Мощность. энергия»

7.Контрольная работа  № 8по теме «Работа. Мощность. энергия»

9.

Простые механизмы. «Золотое правило механики»

6

1.Рычаг и наклонная плоскость.

2.Лабораторная работа № 10 «Проверка условия равновесия рычага»

Блок и система блоков

3.«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

4.Лабораторная работа № 11 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости»

5.Решение задач по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики»

6.Контрольная работа № 9по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики»

1

Итоговая проверочная работа по курсу «Физика. 7 класс»

1

8 класс

Тема

Кол- во часов

Внутренняя энергия

10

1.Температура и тепловое движение.

2.Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

3.Теплопроводность.

4.Конвекция. Излучение.

5.Количество теплоты.

6.Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.

7.Лабораторная работа № 1 «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса»

8.Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

9.Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества».

10Контрольная работа № 1 по теме «Внутренняя энергия»

Изменение агрегатного состояния вещества  

7

1.Агрегатные состояния вещества.

2.Плавление и отвердевание кристаллических тел.

3.Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел.

4.Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

5.Кипение. Удельная теплота парообразования.

6.Влажность воздуха.

Контрольная работа  № 2 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества»

Тепловые двигатели

3

1.Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей.

2.Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Холодильные машины. Тепловые машины и экология.

3.Контрольная работа  № 3  по теме «Тепловые двигатели»

Электрическое поле

5

1.Электризация тел. Электрический заряд.

2.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон.

3.Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда.

4.Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике.

5.контрольная работа № 4  по теме «Электрическое поле»

Электрический ток

10

1.Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

2.Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока.

3.Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока.

4.Лабораторная работа№ 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках»

5.Электрическое напряжение.

6.Лабораторная работа№ 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

7.Электрическое сопротивление. Закон Ома.

8.Лабораторная работа № 5 «Измерение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра»

9.Решение задач по теме «Электрический ток»

10.Обобщающий урок№ 5 по теме «Электрический ток

Расчет характеристик электрических цепей

9

1,Расчет сопротивления проводника.

2,Лабораторная работа№ 6 «Регулирование силы тока реостатом»

3.Последовательное и параллельное соединение проводников.

4.Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников.

5.Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

6.Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы.

7.Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

8Решение задач по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

9.Контрольная № 6 по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

Магнитное поле

6

1

1.Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током.

  1. .Лабораторная работа№ 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
  2. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
  3. .Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели. Сила Ампера. Вращение рамки с током в магнитном поле. Электрические двигатели.
  4. .Лабораторная работа № 9 «Изучение принципа работы электродвигателя»
  5. Контрольная работа №7 « Магнитное поле»

Основы кинематики

9

  1. Система отсчета. Перемещение.
  2. Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения.
  3. Лабораторная работа № 10 «Изучение равномерного прямолинейного движения»
  4. Скорость при неравномерном движении.
  5. Ускорение и скорость при равнопеременном движении.
  6. .Перемещение при равнопеременном движении.
  7. .Лабораторная работа№ 11 «Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения тела»
  8. .Решение задач по теме «Основы кинематики»
  9. контрольная работа  № 7  по теме «Основы кинематики»

9

Основы динамики

  1. Инерция и первый закон Ньютона.
  2. Второй закон Ньютона.
  3. Третий закон Ньютона..
  4. Импульс силы. Импульс тела.
  5. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  6. Решение задач по теме «Основы динамики»
  7. Обобщающий урок№ 8 по теме «Основы динамики»

Итоговая проверочная работа

7

1

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Движение тел вблизи поверхности земли и гравитация

9

  1. Движение тела, брошенного вертикально вверх
  2. Движение тела, брошенного горизонтально
  3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
  4. Движение тела по окружности
  5. Лабораторная работа№ 1  «Изучение движения тел по окружности»
  6. Закон всемирного тяготения
  7. Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная
  8. Решение задач по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»
  9. Контрольная работа № 1 по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»

2

Механические колебания и волны

8

  1. Механические колебания
  2. Маятник. Характеристики колебательного движения. Период колебаний математического маятника
  3. Лабораторная работа№ 2 «Изучение колебаний нитяного маятника»
  4. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
  5. Лабораторная работа № 3 «Изучение колебаний пружинного маятника»
  6. Лабораторная работа№ 4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
  7. Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волн.
  8. Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны»

3

Звук

6

  1. Звуковые колебания. Источники звука.
  2. Звуковые волны. Скорость звука.
  3. Громкость звука. Высота и тембр звука.
  4. Отражение звука. Резонанс в акустике.
  5. Ультразвук и инфразвук в природе и технике.
  6. Контрольная работа № 3 по теме «Звук»

4

Электромагнитные колебания

9

  1. Индукция магнитного поля
  2. Однородное магнитное поле. Магнитный поток
  3. Лабораторная работа№ 5 «Наблюдение явления электромагнитной индукции»
  4. Переменный электрический ток
  5. Электромагнитное поле
  6. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.
  7. Практическое применение электромагнетизма

  1. Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные колебания»

5

Геометрическая оптика

11

  1. Свет. Источники света
  2. Распространение света в однородной среде
  3. Отражение света. Плоское зеркало
  4. Преломление света
  5. Лабораторная работа№ 6 «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла»
  6. Линзы
  7. Лабораторная работа № 7  «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»
  8. Изображение, даваемое линзой
  9. Лабораторная работа № 8  «Получение изображения с помощью линзы»
  10. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
  11. Контрольная работа № 5 по теме «Геометрическая оптика»

6

Электромагнитная природа света

7

  1. Скорость света. Методы измерения скорости света
  2. Разложение белого света на цвета. Дисперсия света
  3. Интерференция волн
  4. Интерференция и волновые свойства света
  5. Дифракция волн. Дифракция света
  6. Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света
  7. Контрольная работа № 6 по теме «Электромагнитная природа света»

7

Квантовые явления

8

  1. Опыты, подтверждающие сложное строение атома
  2. Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка
  3. Атом Бора

  1. Радиоактивность. Состав атомного ядра.
  2. Лабораторная работа№ 9 «Изучение законов сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях по фотографиям событий ядерного взаимодействия»
  3. Ядерные силы и ядерные реакции
  4. Деление и синтез ядер. Атомная энергетика
  5. Контрольная работа № 7  по теме «Квантовые явления»

8

Строение и эволюция Вселенной

5

  1. Структура вселенной
  2. Физическая природа Солнца и звезд
  3. Спектр электромагнитного излучения
  4. Рождение и эволюция Вселенной. Современные методы исследования Вселенной
  5. Контрольная работа № 8 «Строение и эволюция Вселенной»

9

Итоговая проверочная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...