Удивительное электричество
учебно-методический материал по физике

Рыбакова Вера Семеновна

    

image                                                                                     

 

          Электричество кругом,

            Полон им завод и дом,

            Везде заряды: там и тут                  

            В любом атоме "живут".

            А если вдруг они бегут,

            То тут же токи создают.

             Нам токи очень помогают,

            Жизнь кардинально облегчают!

            Удивительно оно,

            На благо нам обращено,

            Всех проводов "величество"

            Зовётся: "Электричество"!

 

          

image

 

 

          Проявим нынче мы

           умение,                              

            Законы объясним, явления:

            Электризацию, сопротивление

            И мощность, как работу за

               мгновение.

           

                                                               Эксперименты проведем

                                                                И победителя найдём!

Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных, экспериментальных;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_elektrichestvo.rar120.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования»

Тема: Индивидуально – ориентированный подход в обучении физики

Выполнил:

Учитель физики

МОУ «Капчалинская ООШ»

Рыбакова Вера Семеновна

2009г

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1 «Проблема – научить учиться»……………………………………4

Глава 2 «Мудрые советы»…………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..12

Литература……………………………………………...................................13

Введение

В начале XXI стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации обучения является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения.

Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Глава 1

 «Дети должны делать,

что хотят, а хотеть они

                                                                                                должны то, что хочет

                                                                            педагог».

Жан Жак Руссо

1.1 Проблема формирования у школьников умений учиться является одной из главных. От ее решения во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Сформированность умений создает предпосылку для всестороннего применения выпускниками школ своих творческих сил, способностей и дарований.

ИОСО 

(индивидуально-ориентированная система обучения)

Лекционный блок                                                         Лабораторный блок

На уроках ведется объяснение нового                    Учащиеся сдают учебные темы учителю,

материала  учителем. На этих занятиях                   выполняют практические и контрольные

не проводятся опросы, контрольные и                    работы, получают индивидуальные

проверочные работы, не выставляются                  консультации как у учителя, так и у

оценки. Посещение лекционных занятий                одноклассников.

является  обязательным.

классы

Доля учебного время на лекции, в %

Доля учебного времени на лабораторные занятия, в %

5

60%

40%

6

50%

50%

7

40%

60%

8

30%

70%

9

20%

80%

Нормативный уровень -  обязательное усвоение учебного материала, соответствует оценки «3».

Задание на воспроизведение основного содержания параграфа, ? – кто, что, где, когда. Описание, пересказ, выполнение практических упражнений, опытов.

Компетентный уровень – развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять, соответствует оценке «4». ? – почему, зачем, как. В чем суть, как использовать. Приведение примеров, составление спорных конспектов.

Творческий уровень – развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствует оценке «5».

1.2. Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке физики. Все это создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности. Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С. Выготский писал: “Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного”. Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между реальным уровнем детского развития и потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый – это уровень “актуального развития” психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об актуальном уровне подготовленности учащегося, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй – это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это “зона ближайшего развития”. Данный уровень свидетельствует о том, чего не может ребенок выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.

   Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами процесса обучения школьному курсу физики. На заключительном уроке в 9 классе  по теме  «Электричество» учащимся предлагаются  задания в программе FrontPage  (работа в компьютерном классе), которые   они выполняют  по уровню своего развития. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В результате оказывается, что заключения и выводы были сделаны следующим образом. Некоторые ученики после изучения темы сделали простейшие задания, другая часть выполнила все задания.

Использование такого подхода, обеспечивает активную работу всех учащихся класса. Так как каждый выполняет свою работу, не ограниченную во времени.

   Личностно-ориентированный подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его наличные возможности, способствует тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной “зоне его ближайшего развития”. Эта система создает новые условия для учебной деятельности, способствует развитию личности ученика с учетом “зоны его ближайшего развития”.

Глава 2

Таким образом, ориентируясь на среднего ученика, на равный по возрасту для всех учащихся класса уровень “актуального развития”, школа оказывает неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В то же время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им темпом обучения, порой становятся неуспешными. И это надо учитывать учителям физики на уроках, составляя индивидуальную рабочую программу для каждого ученика.

Индивидуально – ориентированный подход построения учебных занятий.

Источник изучения

Контр. сроки

Необходимо повторить, знать, уметь

Задания на оценку

Индивидуальное задание

оценка

3

4

5

§ тема

время

Понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать

Дополнительные задания

Подтверждение учебных результатов полученных учащимися.

        лекционный

Учебный процесс

        Лабораторный

Критерии к объему выполняемых

учащимися заданий.

Оценка

Кол-во заданий к §

Кол-во заданий к разделу или теме

3

Не более 4 устных и 3 письменных заданий

Не более 10 устных и 8 письменных

4

Не более 3 устных и 2 письменных

Не более 8 устных и 6 письменных

5

Не более 2 устных и 1 письменного

Не более 6 устных и 4 письменных

Чем выше уровень оценки, тем меньше количество заданий должен выполнить уч-ся. Это связано с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации.

Для учащихся 7 класса планировать задания к каждому параграфу.

8-9 класс – к нескольким §, темы, раздел.

Памятка деятельности учителя на уроке

 с личностно – ориентированной направленностью

  • Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • Использование проблемных творческих заданий;
  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условносимволическую)
  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось еще раз выполнить, а что сделать по другому;
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
  • использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  • Отметка выставляется ученику в конце урока, должна аргументироваться (правильность, оригинальность, самостоятельность);
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Принципы лично-ориентированного

 подхода в обучении

  • Самоактуализации
  • Индивидуальности
  • Субъективности
  • Выбора
  • Творчества и успеха
  • Доверия и поддержки
  • Я – концепция личности

Гуманное отношение к детям

  • Педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе
  • Оптимистическая вера в ребенка
  • Сотрудничество, мастерство в общении
  • Отсутствие прямого принуждения
  • Приоритет положительного стимулирования
  • Терпимость к детским недостаткам

Демократизация отношений утверждает

  • Уравнивание ученика и учителя в правах
  • Права ребенка на свободный выбор
  • Право на ошибку
  • Право на собственную точку зрения
  • Соблюдение конвенции о правах ребенка

Стиль отношений учителя и ученика, не запрещать, а направлять; не управлять, а самоуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовать; представлять свободу выбора.

Анализ урока (по Бондаревской)

  1. Подготовка учителя.

Какую роль отводит данному уроку.

Как оценивает работу каждого ученика

Удалось привлечь

Была ли создана мотивация

Как участвовали учащиеся на уроке. Взаимообучение.

  1. Содержание урока.

Какие глобальные проблемы решались на уроке.

Была ли создана ситуация выбора

Участвовали в поиске

Умение обучения, сотрудничества, само-регуляции

Имела ли место дифференциация

  1. Технология обучения

Возникли ли вопросы к учителю, друг другу

Установилась обратная связь

Эффективность урока

  1. Экология урока

Перегрузка, доброжелательность, настроение.

5. Педагогическая культура, профессионализм.

Заключение

Таким образом, личностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики нетрудно создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращении числа часов, отводимых на изучение физики. Очевидно, что экстенсивным путём (увеличение объёма домашних заданий и т.д.) решать её невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один из наиболее эффективных, с нашей точки зрения, - личностно ориентированный подход, как основа традиционного обучения.

Литература 

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
  3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 6. – С.67.
  4. Разумовский В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика 1998. - № 6. - С. 102-111.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  6. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М. Просвещение, 1984 г.143 с.
  7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95.
  8. Дзеранова А.Л. Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в современной системе образования (на примере курса физики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительное электричество.

Урок турнир при обобщении темы «Электрические явления»....

Удивительное электричество

Внеклассное мероприятие по физике в 9 классе " Удивительное электричество", Форма проведения: игра- соревнование...

Удивительное электричество

Эту разработку урока мы вместе с моей однокурсницей Анной разрабатывали и зачет по ТиМоф получили!!! :-)...

Урок по теме "Удивительное электричество"

Урок проводится в 8-ых классах с целью высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об  электричестве. Урок изучени...

Разработка урока "Удивительное электричество" 8 класс

Урок-повторение по теме "Электричество" в 8 классе в нетрадиционной занимательной форме...

Удивительное электричество

Разработка урока...

Повторительно-систематизирующий урок-соревнование по теме «Удивительное электричество»

Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расши...